Авторская редакция

Pro et Contra интернетизации в библиотечном обслуживании

Pro et Contra of Internetization in library services

Всероссийская конференция по проблемам обслуживания в общедоступных библиотеках «Библиотека как сфера услуг»
(Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского, Санкт-Петербург, 4-6 апреля 2024 г. Участие в режиме видеосвязи)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Pro et Contra интернетизации в библиотечном обслуживании / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Библиотека как сфера услуг : I Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам обслуживания  в общедоступных библиотеках. Санкт-Петербург, 4–5 апреля 2024 г. : сборник материалов / Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского. – Санкт-Петербург, 2024. – С. 55–59.

Аннотация: Интернетизация как процесс активного внедрения интернет-технологий и веб-сервисов для формирования необходимого условия развития цифровой экономики является одним из трендов цифровизации. В статье проанализированы позитивные и негативные факторы влияния процесса интернетизации на эффективность библиотечного обслуживания и изменение роли библиотечного специалиста в этой деятельности.

Ключевые слова: библиотечная цифровизация, библиотечное дело, веб-сервисы, интернет-технологии, общедоступные библиотеки, Российская государственная библиотека

Abstract: Internetization is a trend of digitalization. The author of the article analyzes the positive and negative factors of internetization that influence the effectiveness of library services and the changing role of the librarian.

Keywords: library digitalization, librarianship, public libraries, web services, Internet technologies, Russian State Library

Современный этап цивилизационного развития характеризуют происходящие во всех социальных сферах системные изменения, центральной причиной которых является стремительное и повсеместное внедрение цифровых технологий. Как социальный институт, современные библиотеки подвержены значительному влиянию этих процессов. Тренды библиотечной цифровизации во многом совпадают с мировыми трендами развития цифровой экономики, среди которых следует выделить интернетизацию. Современные ученые рассматривают интернетизацию как процесс активного внедрения интернет-технологий и веб-сервисов для формирования необходимого условия развития цифровой экономики – виртуальной составляющей информационного пространства современного социума [1].

РГБ провела несколько исследований состояния и перспектив развития цифровизации общедоступных библиотек, результаты которого показали, что наиболее широко и в последние годы особенно активно интернет-технологии и веб-сервисы используются в организации библиотечного обслуживания [2]. Можно выделить два основных вектора внедрения этих цифровых технологий: для обслуживания пользователей в помещении библиотеки и для организации обслуживания в дистанционном режиме [3].

Анализ данных демонстрирует, что процесс интернетизации оказывает как позитивное, так и негативное влияние на эффективность и организацию библиотечного обслуживания.

Преимущества интернетизации для библиотечного обслуживания:

      количество потенциальных пользователей библиотеки многократно увеличивается за счет интернет-пользователей (основными ограничениями являются проблемы языковой коммуникации и отсутствие доступа к сети Интернет);

      расширяется информационный потенциал библиотеки: она способна удовлетворять информационные потребности своих пользователей с помощью информационных ресурсов других библиотек и информационных центров;

      библиотека формирует имидж современного информационного центра и тем самым повышает конкурентоспособность среди других учреждений;

      предоставляя доступ к собственным ресурсам в сети Интернет, библиотека обеспечивает физическую сохранность своих наиболее ценных документов и коллекций;

      повышается комфортность библиотечного обслуживания: пользователи могут получить доступ к библиотечным ресурсам и услугам в круглосуточном режиме без выходных в удобном месте и в удобное время, с возможностью экономии времени и финансовых средств [4].

Негативные факторы интернетизации библиотечного обслуживания:

      стоимость библиотечных услуг резко возрастает: увеличивается потребность в дополнительных финансовых вливаниях для регулярного обновления компьютерной техники и программного обеспечения [5];

      отсутствие должного нормативного сопровождения и критериев оценки эффективности цифровых услуг, а также нехватка квалифицированных специалистов приводят к снижению качества библиотечных услуг и возникновению юридических проблем, связанных с соблюдением авторского права, защиты персональных данных пользователей и т. д. [6];

      хранение и предоставление пользователям библиотечных мультимедийных информационных ресурсов на интернет-платформах негосударственных компаний не обеспечивает гарантии архивного хранения и доступности ресурсов библиотеки после ликвидации или смены собственника компании [7];

      расширяется перечень функциональных обязанностей библиотечных работников, изменяется набор компетенций и требований к библиотечному персоналу;

      трансформируется роль библиотечного специалиста, занимающегося обслуживанием: за экраном гаджета библиотека теряет «человеческое лицо»: пользователи не могут идентифицировать работников библиотеки, снижается прочность коммуникационных связей «библиотекарь – пользователь», не возникают доверительные отношения.

Таким образом, интернетизация является одними из значимых и активно происходящих процессов развития библиотечного дела. Важно понимать, что использование интернет-технологий должно быть не самоцелью, а инструментом в достижении целей библиотечного развития. Процесс интернетизации несет не только преимущества для библиотечного развития, он требует решения целого комплекса проблем с привлечением не только библиотечных работников, но и представителей органов государственной власти и специалистов из других сфер деятельности.

 

Список литературы

1. Попова Е.В. Интернетизация информационного пространства делового сообщества России // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 31 (160). С. 47–52.

2. Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов. 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2023. 327 с.

3. Тикунова И.П. Библиотека в контексте четвёртой промышленной революции: основные направления цифровизации // Библиотечное дело. 2020. № 2 (356). С. 21–26.

4. Тикунова И.П. Цифровизация как тренд библиотечного развития // Труды ГПНТБ СО РАН. 2021. № 3. С. 31–38.

5. Тикунова И.П. Цифровизация общедоступных библиотек Российской Федерации: итоги исследования // Цифровое культурное наследие: сохранение и оптимизация доступа в библиотеках. Санкт-Петербург, 2022. С. 17–39.

6. Тикунова И.П. Цифровизация дистанционного обслуживания в российских библиотеках: итоги исследования // Румянцевские чтения – 2022 : материалы Международной научно-практической конференции (19–21 апр. 2022). Ч. 2. Москва, 2022. С. 329–334.

7. Тикунова И.П. Документное обслуживание пользователей в контексте библиотечной цифровизации // Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации : материалы V Международной научно-практической конференции. Казань, 2022. С. 231–238.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz