");
//-->
Авторская редакция Национальная стандартизация в области библиотечного дела и библиографической деятельности: современное состояние и проблемы развитияNational standardization in the field of librarianship and bibliography: current state and development problemsДля цитирования: Тикунова, И.П.
Национальная стандартизация в области библиотечного дела и библиографической деятельности: современное состояние и проблемы развития / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Библиотековедение. – 2024. – Реферат. В современном мире стандартизация имеет огромное значение, в том числе для развития библиотечного дела как отрасли экономики. Среди действующих на территории России документов технического регулирования можно выделить 23 стандарта, регламентирующих библиотечное дело и библиографическую деятельность. Все они входят в Систему стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Анализ состава этих стандартов показывает, что среди них большую долю составляют национальные стандарты, а межгосударственные стандарты, признанные в качестве национальных на территории Российской Федерации, составляют лишь пятую часть; более половины библиотечных стандартов разработаны и приняты в 2014–2023 гг. Анализируемые стандарты были разработаны разными организациями и находятся в ведении разных подкомитетов Технического комитета по стандартизации 191. Ведущую роль в разработке библиотечных стандартов играет подкомитет 2 «Библиотечное дело и библиография» (базовая организация – Российская государственная библиотека). Содержательный анализ стандартов показывает, что стандартизацией охвачены все основные направления библиотечного дела, но глубина охвата стандартизацией для каждого из них различна: наиболее полно стандартизованы библиографическая деятельность и работа с документным фондом. В последнее пятилетие особое внимание было уделено актуализации терминологических стандартов. По результатам анализа отмечена необходимость разработки стандартов, устанавливающих общие нормы и правила библиотечно-библиографической деятельности в цифровой среде; регламентирующих процедуры и критерии оценки качества библиотечных услуг и продукции, современные технологические процессы библиотечной работы. Для успешного развития национальной стандартизации в области библиотечного дела и библиографической деятельности, определения ее приоритетов и ресурсного обеспечения на среднесрочную и долгосрочную перспективы потребуется решение целого комплекса проблем. Ключевые слова: библиотечное дело; библиографическая деятельность; национальная стандартизация; национальные стандарты; межгосударственные стандарты; Российская государственная библиотека; Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД); Технический комитет по стандартизации 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело, управление документами».
Abstract: Standardization is of great importance in the modern world, including for the development of librarianship as a branch of the economy. Standards on librarianship and bibliography, which relate to technical regulation documents and are valid in Russia, are included in the System of Standards on Information, Librarianship and Publishing (SIBID). The formation of this system began in the late 1960s. 23 SIBID standards regulating librarianship and bibliography were identified for analysis. The analysis showed that national standards prevail, and interstate standards recognized as national in the Russian Federation make up only a fifth; more than half of the library standards were developed and adopted in 2014–2023. These standards were developed by different organizations and are under the jurisdiction of different subcommittees of Technical Committee for Standardization 191 (TC 191). Subcommittee 2 “Library Science and Bibliography” TC 191 (base organization – Russian State Library) plays a leading role in the developing of library standards. The content analysis of the standards shows that all the main areas of librarianship are covered by standardization with different depth of coverage for each area. Bibliographic activities and work with the document collection are most fully standardized. In the last five years, special attention was paid to updating terminological standards. The analysis noted the need to develop standards that establish general norms and rules for library and bibliographic activities in the digital environment; regulating the procedures and criteria for assessing the quality of library services and products, modern technological processes of library work. The solution of a whole range of problems is required for the successful development of national standardization in the field of librarianship and bibliography, determining its priorities and resource provision for the medium and long term. Keywords: librarianship; bibliography; national standardization; national standards; interstate standards;, Russian State Library; System of Standards on Information, Librarianship and Publishing (SIBID); Technical Committee on Standardization 191 «Scientific and Technical Information, Librarianship and Publishing, Document Management». Введение В современном мире стандартизация имеет огромное значение. Невозможно найти область деятельности человека, которую не коснулась бы стандартизация. Стандарты являются одной из важных составляющих построения экономики и формирования взаимовыгодных торгово-экономических отношений. В социальном развитии общества деятельность в сфере стандартизации направлена на разработку нормативов, определяющих уровень качества продуктов и услуг, а в конечном счете уровень жизни населения. Различают несколько уровней стандартизации: международный, региональный и национальный. Стандартизация на международном уровне предполагает возможность участия любого государства в разработке международных стандартов. Ведущую роль в этом играет Международная организация по стандартизации (англ. ISO, рус. ИСО), которая была создана в 1946 г. [1]. Корпус международных стандартов необходим в качестве признанной на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих региональных и национальных систем качества и их сертификации. Стандартизация на региональном уровне предполагает разработку стандартов при участии национальных органов по стандартизации стран, входящих в один географический регион мира, например, территория Содружества Независимых Государств (СНГ). На национальном уровне стандартизация находится в ведении государства. В России эта норма закреплена в Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт «р») [2]. Деятельность по национальной стандартизации регулируется федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ [3]. В соответствии с этим законом первоочередным участником работ по национальной стандартизации является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации: выполнение этих функций возложено на Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). Для организации деятельности по национальной стандартизации в рамках утвержденной государственной политики учрежден федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, функции которого возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Для успешной реализации своих функций Росстандарт обладает полномочиями по созданию технических комитетов, представители которых занимаются разработкой и экспертизой документов по стандартизации на национальном, региональном и международном уровне. Неоспоримо, что стандартизация играет важную роль и для успешного функционирования библиотечного дела как самостоятельного сектора экономики культуры. Это подтверждают многочисленные статьи, представляющие результаты изучения состояния национальной стандартизации в библиотечном деле [4; 5] и корпуса библиотечных стандартов как части СИБИД [6; 7], характеризующие проблемы и перспективы развития стандартов СИБИД [8] и их роли для развития библиотечного дела [9]. В 2023 г. была издана монография Тимошенко И.В. «Стандартизация информационных видов деятельности. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу», в том числе посвященная вопросам разработки и применения стандартов разных уровней [10]. Стандарты СИБИД Практически все стандарты по библиотечному делу и библиографической деятельности, относящиеся к документам технического регулирования и действующие на территории России, являются составной частью Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД)1. Межотраслевой и вневедомственный характер стандартов СИБИД придает этой системе особое значение для социального и экономического развития страны. По мнению специалистов, почти половина этих стандартов максимально соответствует требованиям соответствующих международных стандартов ИСО [11]. История СИБИД связана с созданием в СССР в 1964 г. Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ). На рубеже 1960-х – 1970-х гг. в рамках ГСНТИ были утверждены первые 13 стандартов, объединенных в серию «Система информационно-библиографической документации» (СИБД). Основу СИБД легли стандарты по библиографической деятельности, устанавливающие правила составления библиографической записи на печатную продукцию. В 1977 г., когда были утверждены и введены первые стандарты по научно-технической информации, библиотечной и издательской деятельности, серия получила другое название – «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» (СИБИД) [12]. Новый этап развития системы начался в 1990-е годы. В соответствии с постановлением Госстандарта СССР № 28 от 9 августа 1990 г. на базе Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук был образован Технический комитет по стандартизации «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»2 (ТК 191), основными направлениями деятельность которого были разработка стандартов СИБИД и поддержка функционирования ГСНТИ [13]. В 1991 г. после распада СССР на территории нового государственного образования – Российская Федерация – стандарты СИБИД, как ранее принятые, так и утвержденные позднее Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, активным действующим членом которого является Россия, получили статус межгосударственных, а деятельность по их разработке и утверждению стала относиться к региональной стандартизации. Однако, в начале 2000-х гг. в результате возрастающего расхождения в законодательном регулировании и ослабления межгосударственных связей в сфере стандартизации между государствами – участниками СНГ в России началась разработка национальных стандартов.3 По итогам 2023 г. национальная СИБИД объединяет 93 стандарта, среди которых национальные стандарты составляют две трети от общего количества, а межгосударственные стандарты, признанные в качестве национальных на территории Российской Федерации, – только третью часть [14]. С целью ликвидации необоснованного дублирования начался и продолжается до сих пор процесс замещения устаревших межгосударственных стандартов новыми национальными. Так, в 2020–2023 гг. по этой причине на территории России было отменено действие 12 межгосударственных стандартов СИБИД, из них 9 – по библиотечному делу и библиографической деятельности, в том числе: – ГОСТ 7.0–99 «СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»; – ГОСТ 7.1–2003 «СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; – ГОСТ 7.9–95 «СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования»; – ГОСТ 7.20–2000 «СИБИД. Библиотечная статистика»; – ГОСТ 7.66–92 «СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию»; – ГОСТ 7.76–96 «СИБИД. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения»; – ГОСТ 7.80–2000 «СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; – ГОСТ 7.82–2001 «СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»; – ГОСТ 7.87–2003 «СИБИД. Книжные памятники. Общие требования». Библиотечные стандарты Среди действующих стандартов СИБИД можно выделить достаточно условно 23 стандарта (таблица 1), регулирующих библиотечное дело и библиографическую деятельность (далее – библиотечные стандарты). Условность критериев для отбора связана с тесной близостью предметных областей и глубоким пересечением сфер применения стандартов СИБИД. При отборе были исключены стандарты, регламентирующие издательское дело и деятельность, связанная с созданием машиночитаемой информации и разработкой автоматизированных библиотечно- информационных систем. Среди отобранных для анализа библиотечных стандартов так же, как в СИБИД в целом, преобладают национальные стандарты, а межгосударственные, признанные в качестве национальных на территории Российской Федерации, составляют еще меньшую, чем в СИБИД в целом, пятую часть (см. таблицу 1). Анализ распределения библиотечных стандартов по году принятия показывает, что более половины из них (14 стандартов) разработаны и приняты в последнее десятилетие (2014–2023 гг.), в том числе 7 стандартов – в последние пять лет (2019–2023 гг.). Только 9 стандартов относятся к предыдущим хронологическим периодам утверждения (до 2014 г.), в их числе все межгосударственные стандарты, самый ранний из которых был утвержден в 1995 г. (см. таблица 1). Анализ объектов стандартизации в области библиотечного дела демонстрирует, что в настоящее время действуют стандарты: – на продукцию и услуги, в основном библиографической деятельности (8 стандартов); – на термины понятийного аппарата библиотечно-информационной деятельности (6 стандартов); – на технику работы, в том числе описание основных требований к ее выполнению (5 стандартов); – на библиотечно-информационные технологии формирования библиотечно-информационных ресурсов (2 стандарта); – на организационные аспекты библиотечно-информационной деятельности (2 стандарта). Следует отметить, что библиотечные стандарты были разработаны разными организациями и находятся в ведении разных подкомитетов ТК 191. особую роль в разработке библиотечных стандартов играет один из четырех структурных подразделений ТК 191 – подкомитет 2 «Библиотечное дело и библиография» (ПК 2) [15]. С момента создания ПК 2 функционировал на базе Российской государственной библиотеки (РГБ), для которой стандартизация отнесена к стратегическим направлениям развития [16]. За ПК 2 закреплено более половины стандартов, в том числе 10 национальных и 2 межгосударственных. Остальные документы находятся в ведении других подкомитетов ТК 191: 6 стандартов закреплено за подкомитетом 1 «Научно-техническая информация» (базовая организация – Государственная публичная научно-техническая библиотека России); 3 стандарта – за подкомитетом 3 «Издательское дело и книгораспространение» (базовая организация до 2023 г. – филиал ИТАР ТАСС «Российская книжная палата», с 2023 г. – некоммерческая организация «Ассоциация научных редакторов и издателей»); 1 стандарт – за подкомитетом 4 «Управление документацией» (базовая организация – Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела). За последнее десятилетие РГБ инициировала подготовку и выступила в качестве головного разработчика 9 новых библиотечных стандартов (в том числе 4 стандарта были утверждены в 2019–2023 гг.) [17; 18], а также участвовала в разработке еще 2 национальных стандартов, инициированных другими организациями. Чтобы обеспечить объективное отражение научных и практических достижений российского библиотечного сообщества, РГБ привлекала представителей крупнейших библиотек России и вузов культуры – флагманов в строительстве современного библиотечного дела – к работе по составлению проектов национальных стандартов. В числе ведущих участников национальной стандартизации по библиотечному делу и библиографической деятельности 2013–2023 гг. следует также назвать Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, который возглавлял разработку 3 стандартов, и филиал ИТАР ТАСС «Российская книжная палата», руководивший подготовкой 2 стандартов. В 2023 г. к деятельности по стандартизации подключилась Российская национальная библиотека (РНБ), которая начала работу по пересмотру стандартов по консервации документов. Содержательный анализ стандартов показывает, что стандартизацией охвачены библиотечно-информационная деятельность в целом, такие базовые направления библиотечного дела, как работа с документным фондом, библиотечно-информационное обслуживание, библиографическая деятельность (см. таблица 1). Вместе с тем, глубина охвата стандартизацией для каждого тематического направления различна. Как и прежде, наиболее полно стандартизована библиографическая деятельность [19, 69]: ее регламентируют 10 стандартов, в том числе: на продукцию (на библиографическую запись, библиографическую ссылку, реферат и аннотацию), технику работы (индексирование), термины. Чуть меньшее количество стандартов регламентирует работу с документным фондом – 9 стандартов, в том числе: на термины, технику работы с фондом, на библиотечно-информационные технологии (формирование фонда, электронной библиотеки), организационные аспекты работы с фондом. За последнее десятилетие в корпусе документов нормативно-технического регулирования появилось два стандарта по библиотечно-информационному обслуживанию: один из них – терминологический, другой – технологический, но для ограниченной группы библиотек. Как отмечают специалисты, такое значительное сужение сферы применения противоречит принципам стандартизации, которая должна быть ориентирована не только на унификацию терминологических и технологических направлений в библиотечной сфере, но и на взаимодействие со смежными отраслями [20]. В третьем десятилетии XXI в. особое внимание было уделено актуализации терминологических стандартов, что обосновано возросшей потребностью в установлении языковых норм в инновационных направлениях библиотечной работы необходимостью унификации понятийного аппарата для усиления эффективности научного и методического обеспечения библиотек [21]. Вместе с тем, значительная часть действующих стандартов (почти треть) требует актуализации или гармонизации с международными документами по стандартизации. К ним, например, относятся стандарты, разработанные в середине второго десятилетия XXI века на электронные виды документов и новые информационные технологии. Приходится признать, что одной из причин недостатка в стандартах на технологические процессы библиотечной работы можно считать высокий уровень разнообразия используемых технологий, отсутствие единых подходов и организационно-технических условий выполнения этих технологических (трудовых) процессов даже в библиотеках, подведомственных одному учредителю. Серьезной проблемой национальной стандартизации по библиотечному делу следует назвать все возрастающую потребность в техническом регулировании библиотечно-библиографической деятельности в цифровой среде, а также процедур и критериев оценки качества библиотечных услуг и продукции. Разработка таких стандартов включена в число приоритетных мероприятий Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года [22]. Проблемы и перспективы развития стандартизации Результаты проведенного анализа позволяют определить основные направления национальной стандартизации по библиотечному делу и библиографической деятельности на перспективу: – разработка новых стандартов, устанавливающих общие требования к работам, услугам, продукции, в том числе в цифровой среде, и позволяющих оценивать их качество; – проведение экспертизы с целью выявления стандартов, требующих актуализации, и их обновление для возможного применение в современных условиях; – перевод на русский язык новых международных стандартов как основы для освоения и оценки российским профессиональным сообществом достижений международного библиотечного дела и разработки новых национальных стандартов. В соответствии с федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» (ст. 23) планирование работ по стандартизации осуществляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а основными участниками работ по формированию программ национальной стандартизации (ПНС) являются Минэконмразвития России, Росстандарт, а также Технические комитеты по стандартизации. Технические комитеты разрбатывают предложения в ПНС, а Росстандарт составляет и утверждает ПНС, обеспечивая реализацию государственной политики в сфере стандартизации. Подкомитет 2 ТК 191 активно участвует в краткосрочном планировании работ по национальной стандартизации, ежегодно формируя и направляя в ТК 191 одно – два предложения о разработке или изменении национальных стандартов в области библиотечного дела и библиографической деятельности для включения в ПНС. В настоящее время РГБ как базовая организация ПК 2 совместно с двумя другими национальными библиотеками России (РНБ и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина) приступили к разработке предложений в ПНС на период до 2030 г. Принятие программы развития национальной стандартизации в области библиотечного дела и библиографической деятельности на долгосрочную перспективу позволит выстроить приоритеты в ликвидации существующих лакун нормативного поля, оценить и правильно распределить имеющиеся интеллектуальные ресурсы и эффективно использовать накопленный научный потенциал. Подготовка предложений в ПНС на среднесрочный и долгосрочный периоды связана с решением целого комплекса проблем. При разработке предложений в ПНС важно реально представлять и оценивать, кто и в каком объеме сможет их реализовать. Прежде всего в программу должны быть включены мероприятия по подготовке стандартов на работы (услуги, продукцию), имеющие прочную научную основу (апробированную на практике теорию или глубоко исследованную практику). К сожалению, несмотря на то, что разработка новых и экспертиза действующих стандартов требуют значительных затрат интеллектуального и управленческого труда, эти виды научной деятельности не входят в перечень государственных работ, выполняемых на бюджетные средства, и поэтому не всегда поддерживаются руководителями организаций. Другой серьезной негативной тенденцией, препятствующей развитию стандартизации по библиотечному делу, является все более ускоряющееся сокращение количества ученых-библиотековедов и опытных библиотечных специалистов для участия в национальной стандартизации. Таким образом, стандартизация библиотечного дела и библиографической деятельности в Российской Федерации находится на этапе устойчивого развития: она относится к приоритетам государственной библиотечной политики и охватывает все основные (специфические) направления библиотечного дела; в деятельности по стандартизации с разной степенью активности участвуют крупнейшие библиотеки России. Для успешного развития национальной стандартизации в области библиотечного дела и библиографической деятельности, решения существующих проблем, определения ее приоритетов и ресурсного потенциала на среднесрочную и долгосрочную перспективы необходимо участие не только представителей библиотечной науки и практики, но и государственных органов власти. Примечания 1 Образовательные и профессиональные стандарты к СИБИД не относятся. 2 С 2021 г. базовой организацией ТК 191 является Государственная публичная научно-техническая библиотека России, с 2022 г. утверждено новое наименование ТК 191 – «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело, управление документами». 3 В соответствии с ГОСТ Р 1.5–2012 для обозначения национального стандарта Российской Федерации используют индекс «ГОСТ Р». Список источников 1. Ефанова И.Б. Как была создана международная организация по стандартизации // Стандарты и качество. 2017. № 2. С. 6–10. 2. Конституция Российской Федерации // Законодательство России : сайт. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&ysclid=lysuk9j03088110406 (дата обращения: 17.07.2024). 3. О стандартизации в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ // Законодательство России : сайт. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102374687&ysclid=lysy67l02f751933699 (дата обращения: 19.07.2024). 4. Майстрович Т.В. Национальная стандартизация: проблемы и решения // Независимый библиотечный адвокат. 2015. № 1. С. 3–10. 5. Козлова Е.И. Состояние и тенденции развития стандартизации в библиотечном деле // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 1. С. 13–18. 6. Сухорукова Е.М., Сухоруков К.М. ГОСТы СИБИД в ТК 191 // Библиография и книговедение. 2022. № 2 (439). С. 155–160. 7. Зайцева Е.М. Особенности тематического комплекса стандартов СИБИД по библиотековедению и библиотечно-информационной деятельности // Книга. Культура. Образование. Инновации : сборник докладов Седьмого Международного профессионального форума Судак-Сочи-Транзит. Москва. 2023. С. 97–103. 8. Сухоруков К.М. СИБИД: состояние, проблемы, перспективы // Библиография и книговедение. 2018. № 1 (414). С. 34–43. 9. Козлова Е.И. Международные и национальные стандарты как показатель трансформации библиотечной среды // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 2 (2). С. 24–28. 10. Тимошенко И.В. Стандартизация информационных видов деятельности. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Москва, 2023. 230 с. 11. Дьяконова О.А., Корноушенко Н.Ф. Техническому комитету 46 «Информация и документация» Международной организации по стандартизации (ИСО/ТК 46) — 60 лет // Библиотековедение. 2009. № 2. С. 80–89. 12. Дмитриева Е.Ю., Тимошенко И.В. Система стандартов информационной, библиотечной и издательской деятельности: современное состояние и задачи развития // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2021. № 9. С. 35–44. 13. Тимошенко И.В., Дмитриева Е.Ю. Национальные стандарты СИБИД в редакционно-издательской деятельности: текущее состояние // Научный редактор и издатель. 2022. Т. 7, № S1. С. 47–54. 14. Зайцева Е.М., Смирнов Ю.В. Состав системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу и тенденции ее развития // Румянцевские чтения – 2021 : материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. Москва, 2021. С. 313–318. 15. Тикунова И.П. Стандартизация библиотечного дела и библиографии в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития // Румянцевские чтения – 2023 : материалы Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Ч. 3. Москва, 2023. С. 140–145. 16. Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография / Российская гос. б-ка, Российская нац. б-ка, Президент. б-ка им. Б.Н. Ельцина. 2-е изд. испр. и доп. Москва, 2023. 326 с. 17. Дворкина М.Я. Разработка национального стандарта «Библиотечно-информационное обслуживание»: проблемы и решения // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 4. С. 367–373. 18. Левин Г.Л., Масловская Н.С. Стандартизация библиографической терминологии: развитие и современность // Библиосфера. 2019. № 4. С. 22–31. 19. Майстрович Т.В. Программа национальной стандартизации в области библиотечного дела и библиографии // Библиотечная жизнь Кузбасса. 2015. № 4 (90). С. 69–76. 20. Козлова Е.И. Узкопрофильные стандарты: за и против // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 6. С. 576–582. 21. Козлова Е.И. Цветкова В.А. Терминологические аспекты в процессах стандартизации библиотечно-информационной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2020. № 3. С. 11–22. 22. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Информационный бюллетень РБА. 2021. № 92. С. 35-49. Таблица 1. Перечень действующих межгосударственных и национальных стандартов по библиотечному делу и библиографической деятельности (на 01.01.2024).
|