Авторская редакция

Современные тренды библиотечной цифровизации

Modern trends in library digitalization

Международный форум Kazan Digital Week 2022
(Казань, 21–24 сентября 2022 г. Участие в режиме видеосвязи)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Современные тренды библиотечной цифровизации / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Международный форум “Kazan digital week – 2022” : сборник материалов. – Казань, 2022. – Ч. 1. – С. 706–712.

Аннотация: Цель статьи – ввести в научный оборот результаты научно-исследовательской работы Российской государственной библиотеки, выполненной научными сотрудниками Российской государственной библиотеки в 2019–2021 гг. и нацеленной на выявление, анализ и характеристику процессов цифровизации общедоступных библиотек Российской Федерации, прогнозирование дальнейших перспектив их развития. В качестве методического инструментария использовался терминологический, статистический и системный анализ, аналитико-синтетическая обработка информации, наблюдение, библиографический и интернет-поиск. В ходе изучения был проведен анализ нормативных документов, публикаций в профессиональной печати и на сайтах российских и зарубежных библиотек, научных журналов, других сетевых акторов, аккумулирующих и транслирующих научную информацию о цифровизации библиотечного дела. В рамках исследования было проведено научное наблюдение библиотечных сайтов как точек доступа к дистанционным библиотечным услугам. Обобщение значительной эмпирической базы позволило выявить и охарактеризовать тренды библиотечной цифровизации, а также провести анализ международного и отечественного опыта внедрения цифровых технологий в библиотечную практику. На основе результатов исследования показано, что цифровизация влияет на развитие всех основных направлений библиотечной деятельности. Внедрение цифровых технологий приводит к значительным изменениям форм и методов библиотечной работы, способов библиотечных коммуникаций. В ходе изучения были определены тренды библиотечной цифровизации: оцифровка фондов и создание цифровых ресурсов, дистанционное обслуживание пользователей через Интернет, роботизация библиотечных процессов, применение технологий мобильной связи и радиочастотной идентификации и внедрение дополненной реальности. Результаты исследования имеют важное методологическое значение для развития терминологического аппарата библиотековедения, определения общих тенденций для развития библиотечно-информационного обслуживания и разработки перспективной концептуальной модели общедоступной библиотеки в контексте построения общества знаний, определения ее роли в процессе перехода к цифровой экономике. Научная значимость исследования заключается также в том, что на большом статистическом материале не только анализируется процесс цифровизации библиотек, но и происходит его концептуальное осмысление.

Ключевые слова: библиотечная цифровизация; библиотечное дело в Российской Федерации; общедоступные библиотеки; Российская государственная библиотека.

Abstract: The purpose of this article is to introduce into the scientific circulation the results of a research work performed in 2019-2021 by researchers of the Russian State Library (RSL) with the aim to identify, analyze and characterize processes of digitalization of public libraries of the Russian Federation as well as to make a forecast of their further development. Methodological tools that were used included terminological, statistical and system analysis, analytical and synthetic information processing, observation, bibliographic and Internet search. Scientific staff of the RSL carried out an analysis of regulatory documents, publications in the professional press and on the websites of Russian and foreign libraries, scientific journals, and other network actors that were accumulating and broadcasting scientific information about the digitalization of library work since the beginning of the XXI century. In addition to that, scientific staff of the RSL performed a scientific observation of library sites as access points to remote library services. The generalization of a significant empirical base made it possible to identify and characterize trends in library digitalization, as well as to analyze international and Russian experience in the introduction of digital technologies into library practice. Results of the study is shown that digitalization affects the development of all major areas of library activity. The introduction of digital technologies leads to significant changes in the forms and methods of library work, methods of library communications. During the study, library digitalization trends were identified: digitization of collections and creation of digital resources, remote user service via the Internet, robotization of library processes, the use of mobile communication technologies and Radio Frequency Identification and the introduction of Augmented Reality. The results of the research are of great methodological importance for the development of the terminological apparatus of library science, determining general trends for the development of library and information services and developing a promising conceptual model of a public library in the context of building a knowledge society, determining its role in the transition to the digital economy. The scientific significance of the study lies in the fact that a conceptual understanding of library digitalization was carried out using a large statistical material.

Keywords: library digitalization; librarianship in the Russian Federation; public libraries; Russian State Library.

Введение

Современный этап цивилизационного развития характеризуют происходящие во всех социальных сферах системные изменения, центральной причиной которых является бурное и стремительное развитие процессов цифровизации (повсеместное внедрение цифровых технологий). Большие данные и искусственный интеллект, машинное обучение и технологии беспроводной связи, облачные технологии и интернет вещей, роботизация и сенсорика, технологии виртуальной и дополненной реальностей определяют основные направления цифровизации.

Как любой социальный институт, современные библиотеки подвержены значительному влиянию процессов цифровизации. В соответствии с утвержденной в 2021 г. Правительством Российской Федерации Стратегией развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года современные информационные технологии определяют стратегию и тактику развития библиотек [1].

Научное обеспечение реализации Стратегии требует осуществления регулярного мониторинга происходящих в библиотечной сфере цифровых трансформаций с целью выявления и анализа основных процессов библиотечной цифровизации, реальных и потенциальных проблем их протекания, прогнозирования дальнейших перспектив развития, распространения лучшего и инновационного опыта внедрения цифровых технологий.

Проблемное поле библиотечной цифровизации является местом притяжения современных научных библиотековедческих центров в нашей стране и за рубежом. Начиная с 2015 г., эта тема является одним из приоритетных направлений научно-исследовательской работы в Российской государственной библиотеке (РГБ). В 2021 г. Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР) РГБ завершил специальное исследование состояния и перспектив развития цифровизации общедоступных библиотек на этапе построения цифровой экономики.

Методика

Основным методом сбора данных был избран метод анализа нормативных документов, а также научных публикаций в профессиональной печати за последние десять лет, отраженных в отечественных и зарубежных базах данных: eLibrary, «КиберЛенинка», «Библиотечное дело и библиография», Library, Information Science & Technology Abstracts, Scopus и т. д.

Для выявления дополнительных данных был применен интернет-поиск, в результате которого на сайтах специализированных научных журналов, а также на сайтах, посвященных библиотечной сфере, была собрана научная информация о развитии библиотечной отрасли, прежде всего в США за период от начала XXI в. и до настоящего времени.

Для сбора эмпирических данных был применен метод научного наблюдения, с помощью которого было изучено более сотни официальных сайтов общедоступных библиотек. В современных условиях официальные веб-сайты библиотек представляют собой электронный структурированный ресурс, который используется для представительства библиотеки в Интернет-среде, организации максимального доступа к библиотечно-информационным ресурсам, привлечения и обслуживания пользователей библиотек.

На первом этапе исследования были обследованы официальные сайты 24 национальных библиотек 22 стран мира [2], на втором этапе были просмотрены официальные сайты российских государственных общедоступных библиотек, в том числе 8 федеральных библиотек Министерства культуры Российской Федерации и центральных библиотек всех 85 субъектов России [3]. Выбор этих российских библиотек в качестве объектов исследования опосредован тем, что они имеют значительную ресурсную базу (информационную, технологическую, научную, кадровую) и являются методическими центрами для своих регионов. В отличие от муниципальных библиотек они предназначены для обслуживания населения всей страны (федеральные библиотеки) или отдельных субъектов России (центральные библиотеки субъектов России). Реализация этой задачи не возможна без внедрения цифровых технологий, в том числе дистанционного обслуживания.

Для обработки полученных данных был использован целый комплекс аналитических методов, позволяющих проанализировать статистические данные и терминологическую систему, осуществить аналитико-синтетическую обработку документного потока, рассмотреть исследуемую проблему с точки зрения системного и культурологического подходов.

Основная часть

Анализ документного потока показал, что родовые социальные функции современной библиотеки (сохранение и трансляция документированного знания) обусловили основные направления библиотечной цифровизации, в том числе: собирание и собственная генерация информационных ресурсов, их аналитико-синтетическая и библиографическая обработка, организация доступа к этим ресурсам, обеспечение их сохранности; библиотечно-информационный сервис и библиографическое информирование; культурно-просветительская и социокультурная работа; научное и методическое обеспечение библиотек; библиотечный менеджмент и дополнительное профессиональное образование.

Под влиянием библиотечной цифровизации происходит трансформация форм и методов работы библиотек, изменяются субъекты, способы и каналы библиотечных коммуникаций.

Анализ полученных в ходе исследования данных позволил определить тренды библиотечной цифровизации, которые во многом совпадают с мировыми трендами развития цифровой экономики.

Прежде всего, следует отметить активное внедрение цифровых технологий в деятельность библиотек, связанную с генерацией информационных ресурсов. Одним из ее традиционных векторов является оцифровка документов из библиотечных фондов, нацеленная на сохранение знания, накопленного человечеством и зафиксированного на традиционных и не только бумажных носителях. Кроме создания цифровых копий библиотеки формируют электронные информационные ресурсы: электронные каталоги и другие многочисленные базы данных, электронные библиотеки, официальные и тематические веб-сайты, готовят и публикуют электронные издания, оформляют виртуальные выставки и проводят виртуальные экскурсии по библиотеке, организуют видеотрансляции мероприятий в режиме онлайн и офлайн.

Для хранения и организации доступа к создаваемой современными библиотеками электронной информации (виртуальных выставок, видеозаписей мероприятий, и других цифровых данных) применяются облачные технологии. Российские общедоступные библиотеки активно используют бесплатные услуги цифровых платформ (Яндекс.Диск, YouTube), социальных сетей (ВКонтакте, Telegram), сайтов, предлагающие технологические инструменты для создания информационных ресурсов (Castbox, Calomeo).

Мощным трендом библиотечной цифровизации можно назвать организацию и предоставление дистанционных услуг через Интернет. С помощью цифровых технологий библиотечное обслуживание пользователей становится более эффективным, расширяются возможности для повышения его качества: библиотека становится более доступной, предоставление услуг – круглосуточным, более оперативным и демократичным. Такое дистанционное (виртуальное) обслуживание способствует внедрению модели «библиотека без границ» [4], которая строится на принципах доступности, оперативности, экономичности, самообслуживания пользователей и обеспечивает пользователям широкий доступ к ресурсам и услугам библиотеки. Ко всему прочему, организация виртуального обслуживания в рамках данной концептуальной модели позволяет значительно увеличить количество потенциальных пользователей. При этом круг потенциальных пользователей библиотеки может ограничиваться только проблемами языковой коммуникации и отсутствием доступа к сети Интернет.

Роботизация библиотечных процессов – достаточно новый феномен библиотечной сферы. Роботы в библиотеках появились лишь в начале XXI в. В третьем десятилетии нынешнего века роботы-библиотекари работают уже во многих российских и зарубежных библиотеках. В помещении библиотеки робот выполняет поиск документа в фонде и его доставку по заказу пользователя, отвечает на типовые вопросы, реагируя на человеческий голос. Достаточно широко библиотеки используют роботов или специальные терминалы для информирования пользователей о новинках научно-популярной и художественной литературы, предстоящих мероприятиях. С помощью робота можно совершить виртуальный тур по библиотеке, в дистанционном режиме поучаствовать в мероприятии, проводимом в библиотеке или послушать чтение аудиокниги [5]. На собственных сайтах библиотеки размещают чат-боты, которые отвечают на типовые вопросы пользователей.

Национальные библиотеки наиболее развитых стран мира оснащают роботами полностью автоматизированные компактные книгохранилища; внедряют интернет вещей для мониторинга режима хранения библиотечных фондов, контроля за несанкционированным выносом библиотечных документов и материалов, обеспечения безопасности людей в помещениях библиотеки.

В ходе исследования выявлено, что в библиотечную практику активно внедряются современные беспроводные технологии и прежде всего технологии мобильной связи. Доступ к библиотечным ресурсам и услугам через портативные средства мобильной связи осуществляется путем создания мобильной версии библиотечного веб-сайта или разработки специальных мобильных приложений [6]. В ассортименте «мобильных» библиотечно-информационных услуг насчитывается более десятка сервисов, которые обеспечивают доступ к электронным ресурсам библиотеки (ее электронному каталогу и другим базам данных, цифровым коллекциям и электронной библиотеке), а также информирование о новых поступлениях и библиотечных новостях, возможности получения заказанных из фонда библиотеки документов и завершении срока пользования документами, полученными по абонементу. С помощью мобильных технологий пользователи современной библиотеки получают возможность зарегистрироваться на сайте библиотеки, создать там личный кабинет и пользоваться его возможностями; могут сделать предварительный заказ документов из библиотечного фонда, продлить срок пользования этим документом, воспользоваться услугой электронной доставки документов, получить справку в режиме «вопрос-ответ», познакомиться с библиотекой в ходе виртуального видео-, аудиотура и т. д. [7].

С использованием технологий мобильной связи библиотеки получают более широкую сеть каналов для распространения информации, продвижения услуг и общения с пользователями: рассылка SMS (Short Message Service), электронная почта, чаты, цифровая телефония, а также мобильные версии популярных социальных сетей (ВКонтакте, Яндекс.Дзен, Telegram, YouTube и т. д.). Кроме того, библиотеки приобретают возможность организовать доступ своих пользователей к коллекциям других владельцев или агрегаторов цифрового контента, удовлетворяя тем самым их образовательные и культурные потребности [8].

Анализ практики библиотечного обслуживания пользователей через средства мобильной связи (гаджеты) демонстрирует целый ряд преимуществ: для пользователя важны отсутствие пространственных и временных ограничений доступа к библиотечным ресурсам и услугам, удобство доступа и экономия времени, персонализация и дифференциация получаемых услуг, для библиотеки – массовость доступа к библиотечным услугам, повышение активности общения пользователя с библиотекарем, быстрая реакция обратной связи [9].

Еще одна беспроводная технология – технология радиочастотной идентификации (RFID-технология) – получает все более широкое применение в библиотечной практике. С ее использованием значительно проще становится процесс учета и поиска документов библиотечного фонда. Внедрение RFID-технологии обеспечивает контроль за передвижением документов внутри библиотеки, предотвращает их несанкционированный вынос за пределы библиотечных помещений. RFID-системы приема и выдачи книг облегчают труд библиотечных специалистов, освобождают их от рутинных операций [10].

Сравнительно недавно отмечено применение в библиотечной практике технологий дополненной реальности (AR-технологии). С точки зрения американских исследователей библиотечного дела, эта технология имеет богатые перспективы [11]. В помещениях библиотек ее можно использовать для организации навигации внутри читательской зоны, информационного насыщения книжных выставок, рекомендации изданий, размещенных в фонде открытого доступа. В настоящее время в практике библиотек в основном представлен наиболее примитивный и дешевый способ создания дополненной реальности – с помощью матричных QR-кодов, которые применяются для обеспечения связи с мобильным веб-сайтом или мобильным приложением библиотеки, а также с ее страницами в социальных сетях; просмотра видеозаписей или заочного ознакомления со службами библиотеки [12]. Благодаря своей инновационности и нетрадиционности AR-технологии используются в первую очередь для обслуживания пользователей детского и юношеского возраста [13].

Выводы

Результаты проведенного исследования показывают, что цифровизация является одними из значимых и активно происходящих процессов развития библиотечного дела. Тренды библиотечной цифровизации встроены в основные тренды цифровой экономики. От темпов и направлений цифровизации зависят условия и основания для устойчивого развития современной библиотеки как социального института, гарантирующего сохранение культурного разнообразия, свободный и всеобщий доступ к знаниям, информации и культуре.

Литература

1. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Информационный бюллетень РБА. – 2021. – № 92. – С. 35–49.

2. Тикунова И. П. Дистанционные услуги национальных библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2021. – № 1. – С. 80–88.

3. Тикунова И. П. Цифровизация дистанционного обслуживания в российских библиотеках: итоги исследования // Румянцевские чтения ‒ 2022 : материалы Международной научно-практической конференции (19‒21 апр. 2022). ‒ Ч. 2. ‒ Москва, 2022. ‒ С. 329‒334.

4. Тикунова И. П. Функциональная модель библиотеки общества знаний в региональном контексте // Роль библиотеки в формировании социально-культурного пространства территории. – Новосибирск, 2009. – С. 97–105.

5. Нещерет М. Ю. Робототехника в библиотеке: аспекты применения // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2019. – № 3. – С. 68–73.

6. Torres-Perez P., Mendez-Rodriquez E., Orduna-Malea E. Mobile Web Adoption in Top Ranked University Libraries: A preliminary Study // The Journal of Academic Librarianship – 2016. – Vol. 42, issue 4. – URL: www.researchgate.net/publication/304143660_Mobile_Web_Adoption_in_Top_Ranked_University_Libraries_A_Preliminary_Study (accessed: 14.08.2022).

7. Sheik Maideen A.R. Mobile Technologies for Academic Libraries : an overview. – ResearchGate : website/ – URL: https://www.researchgate.net/publication/315516134_Mobile_Technologies_for_Academic_Libraries_An_Overview/ (accessed: 14.08.2022).

8. Negi D. S. Using Mobile Technologies in Libraries and Information Centers // Library Hi Tech News. – 2014. – Vol. 31, issue 5. – URL: www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LHTN-05-2014-0034/full/html (accessed: 14.08.2022).

9. Савицкая Т. Е. Мобильные технологии в работе библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 4. – С. 115–130.

10. Доронина И. Н., Мурашко О. Ю. RFID-технологии: опыт продвижения от научных библиотек к муниципальным // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 5. – С. 69–84.

11. Spina C. Keeping Up With… Augmented Reality // Association of College and Research Libraries : website. – URL: www.ala.org/acrl/publications/keeping_up_with/ar (accessed: 14.08.2022).

12. Liu Y. Q., Briggs S. A Library in the Palm of Your Hand: Mobile Services in Top 100 University Libraries // Information Technology and Libraries. – 2015. – Vol. 34, issue 2. – P. 133–146. Электронная версия: https://ejournals.bc.edu/index.php/ital/article/view/5650 (accessed: 14.08.2022).

13. Савицкая Т. Е. Технология дополненной реальности в библиотечной практике // Библиотековедение. – 2019. – Т. 68, № 3. – С. 249–257.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz