Авторская редакция

Современная региональная библиотека
в контексте построения обществ знаний

Modern Regional Library in Creation of Societies of Knowledge

Современная региональная библиотека в контексте построения обществ знаний [Текст] / И.П. Тикунова // Kitabxanalar biliklər cəmmiyyətində = Библиотеки в обществе знаний: Ikidilli Azərbaycan-Rusiya layihəsi. − Bakı, 2006. − S. 426-439.

Библиотека — один из древнейших культурных институтов человечества, первые упоминания о библиотеках относятся, по разным сведениям, к XIV–VII вв. до н.э. За долгий период существования назначение и функции библиотек претерпели существенные изменения. По мере развития человеческого общества происходил процесс институализации библиотеки: она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы осуществлять свою деятельность, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий. Современная библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности. При этом необходимо отметить, что информационные потребности ее пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности (промышленности и сельского хозяйства, здравоохранения и образования, культуры и искусства), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, хобби, отдыха и туризма и др.).

Предоставляя своим пользователям информацию, необходимую для разных видов деятельности, библиотека тем самым содействует развитию промышленного производства, росту материального благосостояния общества. Информационные ресурсы библиотек являются основой для развития философских, идеологических, религиозных, политических течений, с их помощью формируются и развиваются разные направления в культуре и искусстве.

Согласно принципу рефлексии, знания, которые циркулируют в обществе, имеют прямые практические последствия. Раздумья о социальных переменах («образ мышления») имеют принципиальное значение для формирования «образа действий» и для принятия соответствующих решений. Взгляды, концепции изменений, которые воспринимают и осознают члены общества, становятся руководством к переменам. Чем масштабнее и глубже распространяются такие знания, тем больше единомышленников воспринимают их, и тем надежнее становится перспектива социальных перемен. Аккумулируя в своих фондах информацию обо всех достижениях человечества, библиотека обеспечивает поступательное развитие общества.

Концентрация в библиотеке информационных ресурсов по разным направлениям и видам деятельности дает возможность человеку обращаться к ее услугам на протяжении всей жизни: во время учебы в школе и других учебных заведениях, в период профессионального становления и для повышения своей квалификации, при решении проблем воспитания детей, ведения хозяйства и организации досуга. Содействуя разным видам человеческой деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.

Располагая разными по направленности информационными ресурсами, библиотека в их числе содержит документы, хранящие эталоны ценностей общества, сформировавшихся на определенных этапах его развития. На базе информации, зафиксированной в таких документах, формируется система ценностей общества в целом и отдельной личности в частности, обеспечивается социальный контроль. К тому же, собирая и сохраняя духовные достижения человеческой цивилизации, библиотека является воплощением «памяти человечества». При этом она является не просто архивом или складом разрозненных сведений. Организуя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она обеспечивает навигацию в мире культуры, в мире постоянно растущего объема информации и знаний.

Библиотека позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Таким образом, библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

Общественная миссия библиотеки как социокультурного института определяется характером развития цивилизации. Через нее библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. В то же время миссия дает общее представление о том, что собою представляет библиотека, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия.

Библиотека как культурно-цивилизационный феномен была создана человеком и для человека. Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотеки как социальные институты прошли первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением - просвещение народа.

Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к дальнейшей эволюции миссии библиотеки. В обществе усилились коммуникационные процессы, изменился характер распространения знаний: однонаправленная трансляция знания из немногочисленных специализированных центров стала вытесняться сетевыми и виртуальными средствами использования информации в интерактивном режиме. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную стратегию — обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации. Современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Социальная миссия библиотеки имеет два аспекта: сохранение накопленного человечеством культурного наследия и передача его путем формирования и удовлетворения общественных потребностей в информации и знаниях.

Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях. Социальные (внешние) функции, являющиеся «реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой»[1], рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом — суть функционирования библиотеки как социального института».[2]

Социальные функции, определяемые сущностными характеристиками библиотеки и являющиеся способом ее существования как института, определяют главную цель библиотек - удовлетворение потребностей общества в информации и знаниях. Это подтверждает общность задач социокультурной коммуникации, характерных для библиотек древнего мира, индустриального и постиндустриального общества.

Однако степень развитости этих функций, их наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные отрезки времени были различны. Следовательно, эти функции, не изменив названия, меняли свое содержание в зависимости от того, какую социальную роль возлагало на них общество в разные периоды.

Рассмотрим сущностные функции библиотеки. Таковыми функциями являются мемориальная, информационная, коммуникационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция — родовая функция библиотеки. Сам термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothēkē», где «biblion» означает «книга», а «thēkē» − «хранилище». В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., — и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.

Сбор и хранение документов было и остается социальным предназначением библиотеки. Социальная память возникает в результате сбора и хранения источников, ее зафиксировавших, поэтому библиотеку нередко называют социальной памятью человечества. Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти. Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде.

Информационная функция, с одной стороны, сопровождает все процессы, связанные с обращением к содержанию документа, пронизывает все элементы библиотечного труда, поскольку любое действие, включающее работу с документами на уровне его содержания, семантики предполагает выделение его смысла, создание преобразованной информации, метазнаний.[3] А с другой - предполагает сам процесс передачи информации, т.е. процесса коммуникации. При этом понятие «коммуникация» в контексте рассмотрения институциональных качеств библиотеки служит в большей степени для определения принципов социального взаимодействия, а не способов его организации.

Современная библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Она собирает, хранит, проводит библиографическую и аналитико-синтетическую обработку входного документального потока, навигацию и оценку информационного ресурса. Осуществляя систематизацию и каталогизацию документов, справочно-библиографическое обслуживание, библиотека создает основу для многих современных информационных процессов.

Особенность информационной функции библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации.

Предоставляя информацию всем группам пользователей, библиотека тем самым служит инструментом преодоления неравенства между представителями тех или иных социальных групп. Вместе с тем, обеспечивая своих пользователей доступом к информационным ресурсам, библиотека ограждает их от потока ненужной информации и таким образом обеспечивает информационную безопасность личности.

Организуя доступ к информации, библиотека является посредником не только в системе «документ-пользователь», но и участвует в гораздо более сложных процессах — в процессах движения социальной информации в обществе. Обеспечивая механизм социальной коммуникации, библиотека способствует поддержанию социального диалога как в рамках различных культурных традиций, так и разных человеческих поколений, отдельных исторических эпох.

Библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института — института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Указанный процесс в библиотеке осуществляется, как правило, на индивидуальном уровне, что обеспечивает высокую эффективность воздействия.

Библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий функционирования человека как полноценного члена современного и будущего обществ.

С внедрением современных информационных технологий задача обучить пользователей «фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово самостоятельно работать в электронной информационной среде.[4]

Выполняя образовательную функцию, библиотека становится одним из универсальных способов познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания, самообразование или научно-исследовательская работа и т.д.

Без обращения к уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке, искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можно отделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредует обращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории, обществу. Продуктивность познания во многом зависит о владения навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами, в их числе - систематизация. Кроме того, библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поиску и созданию новых смыслов.

Библиотека обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.

Деятельность, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию библиотеки.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека.

Выступая как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры читателей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.

Библиотека через чтение способствуют становлению человека как культурной, образованной личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения, а также и общения. Практика личностно ориентированных технологий библиотечного общения, как известно, опирается на педагогическую версию культурологической концепции М. М. Бахтина — В. С. Библера, где содержится идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.[5]

Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)».[6] В этом выражается ее социализирующая функция.

Библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации в течение всего периода, пока он посещает библиотеки.

Социализация индивидов происходит в процессе освоения культурного наследия, сохраняемого библиотекой. Это освоение осуществляется не только традиционными способами: формированием книжных коллекций, накоплением информационных ресурсов, расширением к ним доступа средствами новых информационных технологий, — но и методами вовлечения читателей в активное осмысление окружающей действительности, путем создания возможности общения на всех уровнях и с максимальным использованием всех видов коммуникации.

Для библиотеки характерны взаимопроникновение и взаимовлияние сущностных функций. Ее полифункциональность обеспечивает адаптацию библиотеки к изменяющимся условиям социальной среды, повышает ее статус как важного социального института.

Социальные институты — подвижные образования: они возникают как механизмы решения определенной общественной потребности и должны быть готовы измениться в соответствии с новыми условиями жизни. Библиотека является одной из базовых (исходных) структур каждого социума, поэтому изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой, «плюралистической» культурной парадигмы, вторая — с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций.

Современный этап развития общества называют информационным. Еще десять лет назад характерной особенностью общественного развития являлось совершенствование средств распространения и обеспечения доступа к информации, т.е. речь шла о характеризующих его технологических, инфраструктурных и экономических аспектах. С ними было связано развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий, которые повлекли за собой значительные изменения на мировом рынке.

Технологическая революция как основная материальная составляющая происходящих изменений началась более 30 лет назад и приобретает все больший динамизм. Подтверждением тому является сегодняшний уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники. Их воздействие распространяется на образ жизни людей, их образование и работу, взаимодействия власти и общества. «Они становятся жизненно важным стимулом для людей и общества эффективно использовать знания в целях обеспечения устойчивого экономического развития, повышения общественного благосостояния, развития культурного многообразия и общечеловеческих ценностей».[7]

Использование компьютерной техники, новых информационных технологий, систем и сетей, возможность быстрой передачи информации в режиме реального времени на любые расстояния придает процессу информационного производства индустриальный характер. Происходит выделение и относительное обособление новой сферы деятельности — производства информации, который следует рассматривать как четвертый по счету крупный этап общественного разделения труда.[8]

Каждый конкретный процесс производства информационных продуктов и услуг характеризуется как определенным набором факторов, так и устойчивым соотношением между ними, что выражается в форме используемой технологии как определенной устойчивой комбинации факторов информационного производства. Информация становится основой средств производства, определяя ход производственных процессов, контролируя основные его этапы и компоненты и все больше занимает место предметов труда, ибо в ведущих странах доля затрат, связанных с информационными факторами, составляет больше половины общих производственных издержек. Важной чертой информационного производства является неделимость информации как предмета и средства труда. В компьютерных информационных технологиях информация, выступающая предметом труда, и она же, выступающая средством труда, настолько часто меняются местами, что их нельзя отделить друг от друга: обрабатываемая и передаваемая информация служит орудием обработки и передачи новой информации.

Информационная индустрия, являясь основой информационного общества, представляет собой цивилизационное явление, которое влияет на все стороны жизни: политику, технологии, образование, коммуникативные отношения. Эти процессы затрагивают и библиотечную сферу, которая под их влиянием подвергается соответствующим изменениям.

Современная парадигма информационного обслуживания базируется не только на бумажных носителях, она предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации: мгновенный доступ к ней независимо от времени и местонахождения пользователя, а также тиражирование электронных документов в неограниченном количестве.

Появление электронных носителей информации вызвало к жизни новые способы хранения, обработки и распространения информации, иной среды обитания текста. Количественное увеличение информации привело к необходимости создания особых центров ее хранения, в которых существовали бы специальные правила, нормы, ритуалы получения знания.

По мере насыщения информационного пространства все новыми и новыми самостоятельными информационными объектами оно, по существу, раскололось на ряд плохо связанных между собой фрагментов. В этой ситуации поиск информации (фактографии, смыслографии) или отдельного документа становится все труднее и труднее. Преодолеть противоречия, возникшие между информацией и потребителем, можно только за счет повышения уровня интеграции между различными подсистемами информационного пространства.

Очередной скачок в развитии технологий, связанный с повышением их качества, вызвал глобальную социальную революцию, имеющую как позитивное, так и негативное влияние на общество, конкретные организации и конкретные личности. К негативным последствиям, как правило, относят деформацию социального устройства, а также сложность адаптации человека и общества в целом к постоянным изменениям в социальной системе. Объем информации и знаний, который накапливался в течение нескольких веков, теперь накапливается за один месяц. В результате человек сталкивается с все большим количеством информации, будучи не в состоянии ее усвоить. С одной стороны, зрение и слух человека получают нагрузку, которой не выдерживает сознание. Это явление ученые называют «информационной травмой». С другой — возникает глобальная проблема несоответствия между человечеством как производителем информации и отдельным человеком как ее потребителем, начинает действовать «закон отставания человека от человечества».[9]

В процессе развития современного общества исключительно важную роль начинает играть образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Образование выступает существенным компонентом процесса социализации индивидов. Непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности

Социологические исследования показывают: чтобы общество стало информационным, а государство - интеллектуальной державой с преобладающим вкладом интеллектуального продукта и интеллектуального ресурса в валовый национальный продукт, необходимо выполнить как минимум следующие условия:

-      взрослое население информационного общества на 40-60 % должно состоять из граждан, имеющих высшее образование;

-      количество научных работников в информационном обществе должно быть достаточно велико и составлять 2-5 % от общей численности населения, т.е. около 5-10% от числа работающих граждан.[10]

Однако главным результатом образования становится не столько накопленное знание, которое может оказаться неадекватным постоянно изменяющейся реальности, сколько способность находить и анализировать информацию, выделять из полученного многообразия ключевую проблему и переносить полученные ранее знания в новую ситуацию.

Еще одним из главных препятствий для прогресса в развитии информационного общества эксперты называют негативные последствия глобализации. В самом общем виде глобализация - это процесс утверждения единых мировых стандартов, которые позволили бы эффективное взаимодействие различных народов на уровне экономики, политики и культуры.

Глобализация вызвана к жизни интересами сотрудничества, объединения, преодоления барьеров и в этом смысле представляет объективный и прогрессивный процесс. Однако в нем происходит размывание границы национальных культур, стандартизация - как основа взаимодействия - неизбежно приводит к унификации. А унификация и утрата границ в сфере культуры чреваты утратой культурной идентичности, что является прямой угрозой для существования локальных культур и этносов.

Реалии, привносимые в жизнь процессами глобализации, являются объективными, и культурные институты вынуждены с ними считаться, поскольку современное общество требует от них соответствия своим новым потребностям: жить и ориентироваться в поликультурном социуме, сохранить существующее многообразие культур.

Развитие информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. Основная отличительная черта этого пространства заключается в образовании системы информационных коммуникаций, позволяющей получить доступ к любому виду данных в любом месте в любое время. Тенденция же такова, что доступ к Интернет ощутимо дешевеет во всем мире и, следовательно, его информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения планеты. Рост популярности Интернет, в свою очередь, способствует тому, что все больший массив информации перемещается в виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи.

Однако новое информационное пространство - это не только и не столько технологическая база, представленная рассредоточенным по всему земному шару компьютерно-телекоммуникационным оборудованием, каналами связи, средствами доступа к данным и самими данными. Это, прежде всего, система отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации, то есть между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во всей этой системе. В ней возникают новые элементы, а устаревшие - видоизменяются или же исчезают.

В настоящее время глобальный характер приобретает принципиально новая социальная концепция, знаменующая наступление качественно новой эпохи в развитии человеческой цивилизации, в которой центр тяжести переносится с производства и денег на самого человека.

Современное видение основных гуманитарных проблем информационного общества отражено в документах, принятых на Всемирном Саммите по информационному обществу. В них выражена решимость, построить общество, в котором «каждый мог [бы] воспользоваться возможностями, которые могут предоставить информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)».[11] Среди ключевых принципов стратегии общественного развития:

-      расширение доступа к информационным и коммуникационным инфраструктурам и технологиям, а также к информации и знаниям;

-      наращивание интеллектуального, информационного и культурного потенциала;

-      создание на всех уровнях благоприятной среды для развития и применения ИКТ;

-      содействие культурному разнообразию;

-      развитие международного и регионального сотрудничества.

Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры рассматривается как необходимый фундамент формирования общества знаний. Обеспечение каждому возможности доступа к информации и знаниям позволит сузить цифровую пропасть, усиливающую неравномерность общественного развития, лишающую целые социальные группы и страны преимуществ, предоставляемых знанием и информацией.

Один из возможных вариантов развития человеческого общества предложен в документах ЮНЕСКО. Он предусматривает «продвижение концепции обществ знания, а не мирового информационного общества, т.к. простое увеличение информационных потоков не обязательно приводит к появлению новых возможностей для развития, предлагаемых знанием»[12].

Обязательными условиями становления справедливых обществ знания провозглашены:

-      повышение роли органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития;

-      развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры и благоприятной среды для применения ИКТ;

-      всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием;

-      обеспечение культурного и языкового разнообразия, развитие культурной самобытности и местного контента;

-      наращивание информационного и интеллектуального потенциала, в том числе путем организации равного доступа к образованию;

-      отстаивание и защита основных ценностей человеческого существования: свободы, равенства, солидарности, терпимости, коллективной ответственности и бережного отношения к природе;

-      укрепление и расширение международного и регионального сотрудничества.

Среди социальных институтов - непременных участников построения обществ знаний, обеспечивающих реализацию решений, принятых международным сообществом, названы библиотеки.

«Библиотеки и информационные службы… создают условия для интеллектуальной свободы, обеспечивая доступ к информации, идеям и творческим работам на любом носителе и независимо от границ. Они помогают сохранять демократические ценности и всеобщие гражданские права, борясь с любой формой цензуры».[13]

Библиотеки включены в качестве важного элемента в информационную и коммуникационную инфраструктуру формирующегося общества знаний. Библиотекам отводится роль публичных пунктов доступа к ИКТ, так как это «может служить эффективным способом обеспечения универсального доступа к инфраструктуре и услугам».[14] Показатель «Количество публичных библиотек, имеющих доступ к ИКТ» отнесен к контрольным показателям в рамках выполнения задач Плана действий, принятого на Всемирном Саммите по информационному обществу (г. Женева, 10-12 декабря 2003 г.).[15]

Уникальная роль библиотек состоит в том, что они реагируют на конкретные вопросы и нужды людей. Это обстоятельство дополняет передачу знания через средства массовой информации, и делает библиотеки и информационные службы жизненно важными для демократического и открытого информационного общества. Библиотеки существенно важны для информирования граждан, обеспечения прозрачности управления, а также для создания электронного правительства. Организуя общественный доступ к правительственной информации с помощью ИТК, они обеспечивают открытый диалог граждан с властью, делают «электронное правительство» доступным и интерактивным.

Возможность иметь доступ к информации и понимать ее - это одно из основных прав человека. В настоящее время такой информации имеется больше, чем когда бы то ни было за всю историю человечества. Будучи общественной службой, открытой для всех, библиотека играет важнейшую роль в сборе, систематизации и использовании информации, а также в обеспечении доступа к широкому кругу информационных источников.

Библиотеки способствуют устранению информационного разрыва путем обеспечения свободного доступа к Интернет-ресурсам, а также путем распространения информации в традиционном формате. Они остаются окном в информационный мир как для высокоинтеллектуальных читателей, испытывающих потребность в источниках элитарного знания, так и для тех, кто стоит на пороге в мир знаний.

Обслуживая «социально бедных» - тех, кто не имеет других ресурсов и источников получения новой или специализированной литературы, - библиотеки способствуют преодолению диспропорций, возникших в силу неравномерного развития информационной инфраструктуры; помогают нейтрализовать опасность ограничения доступа к отдельным информационным ресурсам, вытекающую из соображений узкой коммерческой выгоды и приводящую к расширению и углублению пропасти между информационно богатыми и информационно бедными слоями общества.

Мир библиотек огромен. По оценочным данным, на территории нынешних государств-членов Европейского союза имеется 90 000 библиотек,[16] а всего, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается более полумиллиона пунктов библиотечного обслуживания.[17] Особое место в этом мире занимают региональные библиотеки.

Большинство современных региональных библиотек видит свое главное предназначение:

-      в формировании и сохранении для будущих поколений как можно более полной коллекции документальной информации о своем регионе;

-      в обеспечении условий для реализации свободного доступа к информации и получению документов, для приобщения к достижениям и ценностям науки и культуры жителей своего региона.

До недавнего времени отличительной особенностью региональных библиотек является наличие максимально полного и универсального по содержанию фонда, что позволяло гарантировать получение информации всеми жителями региона. Современные региональные библиотеки предоставляют своим пользователям более широкий спектр информационных источников: документы на различных носителях из собственного фонда, локальные регулярно обновляемые базы данных других производителей, Интернет–ресурсы.

Особую ответственность несут региональные библиотеки за создание контента, сохранение культурного наследия и обеспечение доступа к нему. Они формируют и сохраняют как можно более полную коллекцию документальной информации о своем регионе, на основе обязательного экземпляра документов создают библиотечно-информационный фонд своей территории.

В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, библиотеки выступают как институции, обеспечивающие сохранение и трансляцию знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотеки, в том числе региональные, становятся базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовой регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.

В России региональная библиотека - главная крупнейшая публичная библиотека субъекта Российской Федерации (республики, области, края, округа). В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» этим библиотекам присваивается статус центральной библиотеки региона.[18] Специфику региональной библиотеки составляет целый ряд признаков:

-        подчиненность деятельности библиотеки интересам определенной территории;

-        региональный масштаб деятельности;

-        ответственность за сбор, хранение и предоставление в общественное пользование документов о территории и изданных на территории региона,

-        создание краеведческих информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним;

-        финансовая и административная принадлежность территории.

Вместе с национальными библиотеками российские региональные библиотеки выполняют функции центров сбора общедоступной электронной информации, ее упорядочения, формирования коллекций электронных документов, их записи на компьютерные носители постоянного хранения, а также тиражирования и распространения этих коллекций.

Региональные библиотеки занимаются «оцифровкой» своих уникальных фондов, получая на это гранты и участвуя в межбиблиотечных проектах, национальных и международных программах создания электронных библиотек. Так, например, Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова реализует проект «Создание электронной коллекции «Русский Север: Слово, звук, образ», основной целью которого является создание общедоступного информационного ресурса, отражающего многообразие духовной и материальной культуры Русского Севера. Национальная библиотека Республики Карелия представила на своем веб-сайте электронную коллекцию редких книг из собственных фондов.

Кроме формирования текущих и ретроспективных коллекций документов, в том числе электронных изданий, региональные библиотеки продолжают выполнять также функции аналитико-синтетической обработки документальных потоков с формированием широкого спектра взаимосвязанных научно-информационных продуктов. Они осуществляют регистрацию документов, поступивших в качестве обязательного экземпляра, создают библиографические, проблемно-ориентированные и полнотекстовые базы данных.

В числе важных направлений деятельности региональной библиотеки остается библиотечное краеведение, определяющее интерес внешнего окружения к любой региональной библиотеке и ее информационным ресурсам. Создание электронных краеведческих ресурсов, организация доступа к ним рассматривается региональной библиотекой как участие в формировании регионального сегмента единого информационного пространства России. Производство краеведческого знания и просветительство в области краеведения обусловлено ее желанием быть активным субъектом культурной политики, направленной на включение богатейшего документального наследия в образовательную и научную среду территории, на содействие формированию у жителей региона чувства принадлежности к своему региону, поддержка его культурной самобытности. Без центральной библиотеки региона невозможно представить информационное обеспечение регионального компонента в образовательной среде.

Региональные библиотеки активно участвуют в создании информационного пространства, прежде всего своей территории. Собирая информационные ресурсы, созданные разными учрежде­ниями и предприятиями региона, информируя о них или предоставляя их пользователям, библиотека обеспечивает целостность информационного пространства территории.

Доступ к существующим информационным сетям позволяет каждому гражданину через региональную библиотеку взаимодействовать в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями и агентствами. Появляется возможность для коммуникации внутри различных сообществ и между ними, независимо от их масштаба — будь то узкие или глобальные, построенные по географическому принципу или по принципу единства интересов и целей.

Региональные библиотеки имеют разнообразные возможности для того, чтобы способствовать возникновению и развитию территориальных социумов, реализации моделей устойчивого развития, необходимых условий для создания информационного общества. Предоставляя пользователям общественно доступную правовую или социально востребованную документированную информа­цию, библиотека выполняет посредническую функцию между властью (государством, органом местного самоуправления) и гражданином. Она помогает населению принимать компетентное участие в обсуждении важных проблем и принятии решений, обеспечивая получение самой разнообразной информации. Тем самым библиотека становится одним из инструментов обеспечения стабильного существования государства и его демократических инс­титутов.

Подтверждением этих слов является российский опыт создания на базе региональных библиотек публичных центров правовой информации в рамках межведомственной Программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек». По данным электронного «Справочника ПЦПИ» (на 21.09.06), с 1998 по 2006 годы на территории России на базе библиотек открыто 1 387 публичных центров правовой информации, из них 69 — на базе центральных библиотек регионов.[19] Их деятельность направлена на:

-        обеспечение общедоступности правовой и иной официальной информации всех уровней;

-        оперативное, качественное обслуживание населения в области права;

-        формирование правовой культуры и развитие правосознания населения;

-        популяризацию знаний в области прав человека.

Быстрый рост объема имеющейся информации и продолжающиеся перемены в области информационных технологий, которые радикальным образом повлияли на способы получения доступа к информации, уже оказали значительное воздействие на библиотеки и их услуги. В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственными точками публичного доступа к информации в систематизированном виде. У библиотеки появляются конкуренты в лице коммерческих организаций, которые стремятся создать частный рынок информации, предоставляя более комфортное обслуживание пользователей.

Стремление преодолеть негативные угрозы библиотечного развития привело к необходимости информатизации библиотек. Внедрение информационно-компьютерных технологий в практику библиотечной деятельности способствовало появлению моделей библиотек смешанного, «гибридного» типа, когда библиотека представляет собой «физическое место, где хранятся библиотечные фонды, предоставляет доступ к информации в печатной форме или на других физически ощутимых носителях».[20] Она ведет оцифровку печатных материалов, обеспечивает пользователям доступ к электронным ресурсам, а также необходимое руководство и поддержку. Элементы модели гибридной библиотеки реализуются и в региональных библиотеках России: формируются библиографические и проблемно-ориентированные базы данных, коллекции электронных документов, осуществляется библиотечно-информационное обслуживание пользователей с помощью электронных средств связи и через библиотечные веб-сайты (электронная доставка документов, служба виртуальной справки, предоставление доступа к библиотечным информационным ресурсам и т.д.).

Современная региональная библиотека предоставляет читателям доступ к традиционным документам и цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки. Реализация его связана с обеспечением читателям доступа к Интернет-ресурсам и их квалифицированное консультирование при поиске информации в киберпространстве. В этом прослеживается продолжение роли этих библиотеки как информационного посредника в изменившихся условиях. Они выступают для своей территории важным каналом информации о мировых процессах в сфере науки и культуры. Региональные библиотеки обеспечивают воспроизводство национальной культуры и существование самых сложных и рафинированных форм знания и коммуникаций.

Региональная библиотека как культурный центр:

-      развивает и поддерживает изучение, сохранение, распространение и защиту местной культуры;

-      способствует распространению ценностей национальной культуры и знакомству с другими культурами, воспитывает уважение к ним;

-      содействует организации социального межкультурного диалога;

-      создает условия для индивидуального и коллективного творчества.

Традиционно присущая библиотекам культурная функция в современном обществе усиливается за счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры. В региональных библиотеках сосредоточены уникальные краеведческие фонды, обладающие с этой точки зрения безграничным потенциалом. Используя сетевые технологии, библиотека помогает местным жителям приобщиться к своей культуре и поддерживать с ней постоянную связь.

Региональные библиотеки занимаются распространением краеведческих знаний с целью воспитания любви к родному краю, гордости за его богатое историческое прошлое. В их стенах проходят творческие вечера местных писателей, художественные выставки профессиональных и самодеятельных художников, презентации новых краеведческих изданий, мероприятия, посвященные известным деятелям области, краеведам, читателям и сотрудникам библиотеки. Региональные библиотеки оказывают информационную помощь людям, занимающимся тем или иным видом прикладного искусства. В сотрудничестве с музеями региональные библиотеки организуют выставки произведений признанных народных мастеров, лучших образцов народного искусства.

На базе региональных библиотек организуется работа по сохранению наследия национальной и региональной книжной культуры: библиографирование, консервация и создание страховых копий документов, относящихся к особо ценной части коллекций краеведческой литературы и книжных памятников.

Региональные библиотеки, с одной стороны, содействуют формированию и развитию самобытности местной культуры, поддерживают местные культурные традиции, с другой — отражают все многообразие культур, способствуют их продвижению, создают условия для межкультурных коммуникаций. В рамках национальных программ Германии, Франции и США в целом ряде российских региональных библиотек открыты немецкие и французские читальные залы, американские центры и уголки, представляющие информацию о политической и общественной жизни и культуре крупнейших стран мира, а также возможность встречаться с представителями этих стран, изучать иностранные языки.

Осознание исключительной важности чтения для развития личности, стремление к возрождению и развитию лучших читательских традиций побуждают библиотеку стать инициатором и координатором деятельности по продвижению книги и чтения. Так, во многих региональных библиотеках России организованы центры чтения, главная задача которых — организация читательских акций (региональных конкурсов, праздников и фестивалей чтения, «бенефисов читателей» читательских марафонов), координация и методическое обеспечение деятельности библиотек, направленной на продвижение книги и чтения.

Более разнообразными стали направления деятельности центральной библиотеки региона как методического центра. Теперь она не только координационный, методический и научно-исследовательский центр по проблемам библиотечного дела, а также центр разработки и внедрения компьютеризации и автоматизации библиотечных технологий. Методический центр трансформируется в ресурсный центр для библиотек области, деятельность которого направлена на стимулирование профессиональной активности других библиотек региона и вовлечение их в реальное сетевое взаимодействие. Именно региональная библиотека инициирует и координирует деятельность по реализации целого ряда сетевых проектов, активно влияет на формирование региональной библиотечной политики.

Библиотека составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности и социальных групп. Организуя доступ к информации и знаниям, библиотека является одним из гарантов возможности получения образования, независимо от материального положения индивидуума. Она своими средствами помогает индивидууму противостоять деструктивным явлениям, привнесенным в жизнь общества процессами глобализации и регионализации, в числе последних — проявление национального и регионального сепаратизма; культурная архаика и экспансия так называемой «массовой» культуры; аномия и «черная культура», характеризующаяся разрывом связей между поколениями и безмерным возрастанием потребительских желаний в материальной сфере. Разъяснение пользователям, каким образом лучше проводить поиск, становятся одной из главных обязанностей библиотеки.

Распространяя информационную грамотность и обучая своих пользователей, региональные библиотеки также создают возможности для эффективного использования информационных ресурсов, включая информационные и коммуникационные технологии. Это особо важно для продвижения идеи развития, потому что человеческие ресурсы являются ключевым фактором экономического прогресса и социального развития.

Региональная библиотека — активный участник формирования региональной системы непрерывного библиотечного образования. Она выступает представителем регионального библиотечного сообщества на всероссийских и международных мероприятиях, является транслятором полученных новых профессиональных знаний в профессиональную среду своей территории.

В целом, современная региональная библиотека становится не только важным, но и определяющим структурным элементом общества знаний. Она обеспечивает свободный доступ к информации и знаниям, достижениям науки и культуры, активно участвует в развитии региональной информационной и коммуникационной инфраструктуры. Формируя фонды краеведческих документов на различных носителях, электронные краеведческие коллекции, региональная библиотека вносит существенный вклад в обеспечение культурного и языкового разнообразия, развитие культурной самобытности и местного контента. Хранящаяся в библиотечных фондах информация становится важным стратегическим ресурсом, а сама библиотека занимает центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития региональной науки, образования и культуры. Распространяя информационную грамотность, предоставляя пользователям услуги с использованием как традиционных, так и сетевых информационных технологий, региональная библиотека помогает преодолевать «цифровое неравенство». Способствуя решению актуальных проблем современного общественного развития, библиотека становится катализатором социальных преобразований, необходимых для формирования общества знаний.



[1] Мотульский Р.С. Библиотека как социальный институт. Минск, 2002. С. 20.

[2] Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности : Культуроведческий подход // Науч. и техн. б-ки. 1985. № 5. С.15-20.

[3] Акилина М.И. Информационная функция как понятие // Библиотека. 1999. № 10. С. 32.

[4] Жабко Е.Д. Обучающая библиотека как прототип библиотеки будущего // Науч. и техн. б-ки. 1997. № 12. 

С.42.

[5] Библер В. От науковедения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. 

[6] Матлина С. Г. Заметки на полях «Философских статей» в журна­ле «Библиотековедение» // Библиотековедение. 1996. № 4/5. С. 102.

[7] Нечипоренко В.П. Некоторые проблемы перехода к информационному обществу // Библ. дело — 2001: российские библиотеки в мировом информационном интеллектуальном пространстве. М., 2001. Ч. 1. С.30-32.

[8] Давыдова И. А. Библиотека как участник информационного производства // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. М., 2003. Т.1. С. 208.

[9] Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. М., 2000. С. 34.

[10] Нечаев В.В., Дарьин А.В. Интеллект — стратегический ресурс информационного общества // Проблемы информатизации. 2001. № 1. С. 39.

[11] Всемирный Саммит по информационному обществу. СПб., 2004. С. 14.

[12] Всемирный Саммит по информационному обществу. СПб., 2004. С. 82.

[13] Александрийский манифест о библиотеках // Инф. бюллетень РБА. 2006. № 37. С. 46.

[14] Всемирный Саммит по информационному обществу. СПб., 2004. С.15.

[15] Там же. С. 26.

[16] Шиммон Р. Роль и предназначение библиотек // Библиотечная столица. 2004. № 12 (26). С.3.

[17] Всемирный Саммит по информационному обществу. СПб., 2004. С. 125.

[18] Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» // Библиотека и закон. М., 1996. С. 43.

[19] Справочник ПЦПИ. Режим доступа: http://www.pcpi.ru/manage/page.

[20] Торхауг Й. Информационная политика и модели финансирования в Скандинавии // Науч. и техн. б-ки. 2002. № 9. С. 49.


Hosted by uCoz