Авторская редакция

Дистанционные сервисы для пользователей на сайтах национальных библиотек: итоги исследования

Remote services for users on the websites of national libraries: results of the study

Международная научно-практическая конференция «Румянцевские чтения – 2021»
(Москва, РГБ, 21-23 апреля 2021 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Дистанционные сервисы для пользователей на сайтах национальных библиотек: итоги исследования / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Румянцевские чтения – 2021 : материалы Международной научно-практической конференции (21–23 апреля 2021). – М., 2021. – С. 436-440.

Аннотация: В статье представлены итоги исследования содержания дистанционного обслуживания пользователей национальных библиотек разных стран мира. Показано, что организация дистанционных сервисов на библиотечном сайте – один из позитивных факторов, обеспечивающих реализацию социальной миссии современной национальной библиотеки.

Ключевые слова: библиотечная цифровизация, библиотечно-информационное обслуживание, библиотечные сайты, дистанционные библиотечные услуги, национальные библиотеки.

Abstract: The article presents the results of the study of remote service for users of national libraries. It is proved that the organization of remote services on the library website contributes to the fulfillment of the social mission of the modern national library.

Keywords: library digitalization, library and information services, library websites, remote library services, national libraries.

Первое десятилетие XXI века ознаменовано вступлением человечества в новую технологическую эпоху, в которой развитие новых информационно-коммуникационных технологий, особенно цифровых (digital technologies), сопровождается системными изменениями во всех сферах современного социума и, в том числе в экономике.

Как любой социальный институт, современные библиотеки испытывают большое влияние процессов цифровизации. С внедрением цифровых технологий в библиотечную практику происходят качественные изменения форм и методов различных направлений библиотечной работы, способов коммуникации между библиотекой и пользователями, между разными библиотеками, между библиотечными и другими организациями (партнерами, поставщиками, органами власти).

Проблематика изучения процессов цифровизации занимает значительное место в корпусе библиотековедческих исследований в нашей стране и за рубежом. Научные работники Российской государственной библиотеки (РГБ) неоднократно обращались к данной теме, в том числе в рамках ранее проведенных исследований [1]. В 2020 г. Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ было проведено новое исследование, объектом которого стала современная общедоступная библиотека как тип библиотечного учреждения, а предметом – состояние и перспективы процессов цифровизации общедоступных библиотек в контексте современных реалий и ближайших перспектив построения цифровой экономики.

В ходе данного исследования было поставлено несколько задач. Одна из них предполагала осуществление анализа содержания дистанционного обслуживания, организованного на официальных сайтах национальных библиотек (НБ) различных стран мира.

Необходимо отметить, что еще 30 лет назад многие НБ были изолированными учреждениями, ориентированными в основном на обслуживание ученых. Сейчас они все шире раскрывают двери рядовому пользователю [2]. Оставаясь главным информационным ресурсом для научных исследований, они начинают в большей степени ориентироваться на широкую публику, которой до настоящего времени не уделялось должного внимания [3]. Эта обновленная концепция деятельности НБ вытекает из осознания того, что она является не только хранителем и распространителем информации, но и ведущим культурным институтом и национальным музеем книги и книгопечатания и потому обязана сделать сокровища библиотеки более доступными широким кругам населения [4].

В современных условиях стремительного и всепроникающего развития цифровых технологий, становления информационного Интернет-пространства незаменимым инструментом для обеспечения доступности библиотеки становится веб-сайт, который используется в качестве виртуального представительства библиотеки в Интернет-среде, выполняет роль современного канала доступа к разнообразным информационным ресурсам библиотеки, становится дополнительной площадкой для привлечения и обслуживания пользователей [5]. В связи с этим создание и использование веб-сайтов для организации дистанционного (виртуального) обслуживания в Интернет-среде представляется одним из значимых направлений деятельности современных библиотек.

Понятие «дистанционное (виртуальное) обслуживание» определяется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.103-2018 как предоставление библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий без обязательного присутствия пользователей в библиотеке [6].

В ходе изучения было проведено обследование официальных сайтов 24 национальных библиотек 22 стран мира в период с 10.05.2020 г. по 28.11.2020 г. в соответствии со специально разработанным опросником, содержащим 21 вопрос смешанного типа. Для изучения были отобраны сайты НБ разных по уровню экономического и технологического развития стран. Среди них – 19 европейских библиотек (в том числе 3 НБ России), 2 североамериканские, 2 – из Австралии и Океании и 1 библиотека из Азии.

Сбор и обработка данных осуществлялись, в том числе с помощью компьютерных технологий (с использованием Google-формы), что позволило значительно сократить время на обработку данных. Агрегирование данных производилось на основе анализа и комбинирования данных, полученных с помощью программы Excel.

В ходе изучения сайтов НБ было выявлено, что внедрение цифровых технологий осуществляется для решения разных практических задач, возникающих в сфере библиотечного обслуживания:

               информирование пользователей о библиотеке, ее ресурсах и услугах;

               обеспечение доступности информационных ресурсов библиотеки;

               предоставление дистанционных библиотечно-информационных услуг.

Современный уровень организации виртуального сервиса предполагает внедрение в практику библиотек дистанционных услуг, отличительной особенностью которых является возможность использования с помощью браузера целого программного комплекса без установки дополнительных программ на компьютер пользователя.

По результатам анализа было выявлено около полутора десятков библиотечно-информационных виртуальных услуг, предлагаемых пользователям, и примерно столько же дополнительных цифровых сервисов, способствующих повышению комфортности библиотечного обслуживания, привлечению новых пользователей, укреплению имиджа библиотеки как современного информационного института.

Самыми распространенными услугами оказались услуги доступа к собственным сетевым электронным ресурсам и онлайн-заказ (бронирование) документов из фондов библиотеки (эти услуги встречаются практически во всех библиотеках). Чуть более половины библиотек, чьи сайты были обследованы, предлагают услуги Виртуальной справочной службы и организуют виртуальные выставки. Остальные библиотечно-информационные услуги, традиционно предоставляемые пользователю при посещении библиотеки, недостаточно распространены.

Среди цифровых сервисов самыми распространенными можно назвать рекламные рассылки и информирование о месторасположении библиотеки с помощью технологий картирования, предоставляемых различными цифровыми платформами, а также комплексная услуга «Личный кабинет пользователя», в составе которой диапазон различных технологических инструментов и возможностей, предлагаемых разными НБ, колеблется от 3 до 13 видов.

К сожалению, в отличие от университетских библиотек [7] НБ не являются авангардом библиотечной цифровизации: немногие НБ используют на сайтах технологии дополненной реальности, средства мобильной связи, имеют мобильные приложения для предоставления услуг. Лишь отдельные библиотеки используют цифровые технологии, позволяющие пользоваться предложенными на сайте услугами лицам с проблемами слуха или зрения.

Перспективным инновационным направлением, которое способно расширить возможности виртуального доступа к богатейшим собраниям книжной культуры, хранящимся в НБ, можно считать внедрение мультимедийных технологий для продвижения информационных ресурсов и библиотечных услуг, а также для организации консультирования и обучения по вопросам пользования библиотекой. Другим стратегическим приоритетом цифровой трансформации НБ должно быть внедрение технологий, обеспечивающих персонализацию библиотечных услуг, оказываемых целевой аудитории НБ – научное сообщество.

Таким образом, результаты исследования показали, что официальный сайт становится незаменимым инструментом для обеспечения доступности информационных ресурсов и услуг НБ, привлечения и информирования пользователей. Однако, не все НБ в достаточной мере используют потенциал библиотечной цифровизации для решения задач библиотечно-информационного обслуживания. Вместе с тем, организация дистанционных библиотечных сервисов на базе специально разработанных технологических платформ, методов машинного обучения и современных способов коммуникации – один из позитивных факторов, обеспечивающих реализацию социальной миссии современной НБ: быть не только символами могущества национального государства, но и твердыми защитниками культурного разнообразия, гарантами свободного доступа для всех слоев общества к качественным знаниям, информации и культуре.

Список источников

1. Самарин А.Ю. Научная работа Российской государственной библиотеки: тематика и результаты / А.Ю. Самарин, И. П. Тикунова // Научные и технические библиотеки. 2019. № 8. С. 5–19.

2. Line M. Changing perspectives on national libraries: a personal view // Alexandria. 2001. Vol. 13, № 1. P. 43–49.

3. Багрова И. Ю. Национальные библиотеки зарубежных стран : обзор по материалам отеч. и зарубеж. англояз. прессы, 2007–2012 гг. // Библиотечное дело за рубежом–2013 : сб. аналит. и справ. материалов / РГБ. Москва, 2014. С. 5–63.

4. Тикунова И. П. Стратегии развития национальных библиотек: итоги исследования // Информационный бюллетень РБА. 2019. № 86. C. 131–135.

5. Бабич И. В. «Лица необщим выраженьем»: логотипы библиотек как форма их стратегии в цифровой среде // Библиотечное дело. 2020. № 15 (369). С. 30–34.

6. ГОСТ Р 7.0.103-2018. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. Текст : электронный // Электронный фонд правовой и научно-технической информации / информ. компания «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200161600 (дата обращения: 05.02.2021).

7. Савицкая Т.Е. Новые библиотечные услуги зарубежных библиотек в рамках проектов Digital Humanities// Румянцевские чтения – 2020 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21–24 апр. 2020) / Рос. гос. б-ка, Библ. Ассамблея Евразии. Москва, 2020. Ч. 2. С. 268–272.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz