Авторская редакция

Концептуальные основы государственной регистрации книжных памятников

Conceptual Bases of the State Registration of Rare Books

Всероссийский научный семинар
«Сохранение документного культурного наследия в информационном обществе».
VII Международная библиотечная философская школа.
Москва, АПРИКТ. 14−16 сент.2010 г.

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Концептуальные основы государственной регистрации книжных памятников [Текст] / И.П. Тикунова // Библиотечное дело - XXI век. - 2011. - № 1 (21). - С.75-83.

Сохранение природного и культурного наследия для передачи его следующим поколениям − одна из важнейших проблем современной эпохи. Для России − страны, обладающей богатейшими природными и культурными ресурсами, − эта задача особенно актуальна.

Деятельность по сохранению книжного культурного наследия нашей страны имеет давние традиции. Первые попытки осмысления состава книжных собраний, требующих организации особого хранения были предприняты в библиофильской среде ещё во второй половине XIX — начале XX в. Позднее эта идея нашла воплощение в практике крупнейших государственных библиотек СССР, которые выделяли фонды, содержащие наиболее ценную часть рукописных и старопечатных книг, вели работу по составлению сводных каталогов.

Однако, правовое регулирование вопросов по выявлению, изучению, сохранению и использованию артефактов книжной культуры началось гораздо позднее. Одним из первых юридических документов, в котором редкие книг и рукописи были отнесены к категории документальных памятников можно назвать Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное Советом Министров СССР в 1982 г.

В 1992 г. Указом Президента Российской Федерации было утверждено «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», определявшее порядок учета, сохранения и использования объектов культурного наследия народов Российской Федерации, к которым относили «объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства». К числу этих объектов можно было отнести редкие и ценные книги.

В 1993 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в соответствии с которым старинные рукописные и печатные книги, представляющие особый интерес, отдельно или в коллекциях, а также гравюры, эстампы и литографии были отнесены к культурным ценностям.

В 2000 г. была принята Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2000-2005 гг.). Программа вывела термин «книжный памятник» за границы узкого круга специалистов-книговедов в профессиональную библиотечную среду России, нацеливая на разработку и реализацию единой политики по отношению к книжным памятникам, на обеспечение их сохранности и рационального использования, государственной охраны и юридической защиты наряду с другими видами памятников истории и культуры. Программа, получившая финансовую поддержку из средств федеральной целевой программы «Культура России», послужила импульсом к активизации работы по выявлению и изучению книжного культурного наследия страны и в тоже время обострила проблемы, связанные с обеспечением его государственной охраны.

Прежде всего, требовалось уточнить содержание понятия «книжный памятник». Федеральный закон «О библиотечном деле» (№ 78 от 29 декабря 1994 г.) опирался на термин «памятники истории и культуры» для обозначения особо ценной части культурного достояния страны. Но с 2002 г., после принятия Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к памятникам истории и культуры стали относить только объекты недвижимого имущества (памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями. В результате особо ценная часть книжного наследия осталась вне правового регулирования.

В 2009 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле», который восполнил эту лакуну в российском законодательстве и ввел термин «книжный памятник» в юридический оборот. Согласно этому закону, к книжным памятникам относятся «рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования»[1]. Таким образом, закон впервые на общегосударственном уровне поставил книгу в ряд других объектов культурного достояния, юридически закрепил положение о её государственной защите.

В соответствии с законом книжные памятники могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иных юридических и физических лиц.

Закон декларирует, что книжные памятники являются особо ценной частью национального библиотечного фонда, который охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации. Книжные памятники подразделяются на единичные книжные памятники и книжные памятники − коллекции и подлежат регистрации в реестре книжных памятников.[2]

Обязательной регистрации в Реестре подлежат книжные памятники, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Так как Федеральный закон «О библиотечном деле» является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации, то особую ответственность за своевременное представление сведений для регистрации книжных памятников несут библиотеки, имеющие в своих фондах документы и коллекции, обладающие таким статусом.[3]

Регистрация книжных памятников представляет собой юридическую процедуру, предполагающую внесение унифицированных сведений о них в Реестр книжных памятников и подтверждающую присвоение этого статуса. Регистрации в Реестре предшествует процедура отнесения документов и коллекций к книжным памятникам.

Книжный памятник как любой другой памятник представляет собой материальный объект, возникший в результате исторических событий и представляющий определенную общественную (материальную, интеллектуальную и художественную) ценность.

Государственный уровень реестра книжных памятников определяет уровень ценности регистрируемых объектов, другими словами, в реестр книжных памятников будут включены сведения о документах и коллекциях, имеющих мировой или федеральный уровень ценности. Федеральное законодательство не регламентируют выявление, учет и регистрацию книжных памятников, относимых к региональному и муниципальному уровням. Предполагается, что в их отношении непосредственно в регионах будут разрабатываться специальные законодательные и нормативные акты. Данный подход делает систему работы с книжными памятниками менее громоздкой, предполагая обязательный учет и регистрацию «из центра» только памятников, имеющих общенациональное значение, вне зависимости от места их хранения. Регионам предоставляются широкие возможности и полномочия для выявления, учета, описания книжных памятников, имеющих местное значение.

С целью отражения истории книжного дела и сохранения наиболее выдающихся достижений книгопечатания специалисты научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки (далее − РГБ) предлагают относить к книжным памятникам рукописные кодексы и широкий спектр печатных изданий, охватывающий газетные, нотно-музыкальные, картографические и изобразительные издания, а также листовой материал.

Кроме того, ценность единичного книжного памятника определяется, его историей создания и бытования, а также ценностью материального воплощения (полиграфического или палеографического исполнения). А значит, с точки зрения ценности опубликованного произведения, книга может быть отнесена к книжным памятникам только при условии наличия у неё указанных выше ценностных параметров.

По мнению специалистов РГБ, отнесение документов к единичным книжным памятникам целесообразно осуществлять в соответствии с хронологическим, социально-ценностным и количественным критериями.

Хронологический критерий является наиболее объективным критерием, так как позволяет выделить и сберечь для будущих поколений наиболее ранние объекты книжного культурного наследия, представляющие эпоху зарождения мировой книжной культуры и первые этапы развития книгопечатания в России. В соответствии с хронологическим критерием к книжным памятникам можно отнести:

           все рукописные книги до XIX в.;

           все экземпляры отечественных изданий по 1830 г.;

           все экземпляры иностранных изданий по 1700 г.

Таким образом, к книжным памятникам будет отнесена рукописная книга древней традиции, наиболее ценная часть иностранных изданий и русская книга ручной печати.

Социально-ценностный критерий характеризует книжный памятник с точки зрения уникальности, приоритетности, мемориальности и коллекционности. Уникальность выделяет единственные в своем роде документы, обладающие индивидуальными особенностями, имеющие научное, историческое, художественное значение. В числе таких книг − экземпляры с автографами выдающихся деятелей, с различного рода владельческими записями и рисунками, с ручной раскраской, а также библиофильские нумерованные и именные экземпляры. С точки зрения приоритетности к книжным памятникам относят первые по времени издания произведений, имеющих большое историческое и культурное значение, а также первые образцы различной техники печати и книжного оформления. С позиций мемориальности в число книжных памятников целесообразно включать книги, непосредственно связанные с жизнью и наследием выдающихся деятелей государства, науки и культуры, с работой научных и творческих коллективов, а также с важными историческими событиями и памятными местами. Коллекционность позволяет сохранить как книжный памятник книги, входившие в состав ранее существовавших коллекций, обладавших свойствами важного историко-культурного объекта.

Социально-ценностный критерий применяется в качестве основного для отнесения к книжным памятникам документов, возраст которых находится за пределами, обозначенными хронологическим критерием.

В соответствии с социально-ценностным критерием к единичным книжным памятникам предложено относить:

            рукописные книги древней традиции;

            экземпляры первых изданий важнейших государственных документов;

            экземпляры изданий документов, аутентичных событиям и эпохам большой исторической значимости;

            экземпляры изданий, представляющие важные этапы истории науки и литературы;

            экземпляры первых прижизненных изданий основных произведений классиков науки и литературы;

            экземпляры первых изданий на языках народов Российской Федерации (кроме русского);

            экземпляры изданий, являющихся первыми образцами различной техники печати и книжного оформления;

            экземпляры изданий, являющиеся лучшими образцами художественного оформления, иллюстрирования и полиграфического оформления;

            экземпляры изданий, изготовленных или размноженных нетрадиционными способами или на нетрадиционных материалах;

            экземпляры печатных изданий с ручной раскраской или в индивидуальных художественных переплетах;

            рукописные книги или экземпляры печатных изданий с автографами, добавлениями, записями, пометами, рисунками выдающихся общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры;

            библиофильские нумерованные и именные экземпляры печатных изданий;

            экземпляры изданий с цензурными билетами и печатями;

            рукописные книги или экземпляры печатных изданий, принадлежащие к ранее существовавшим книжным собраниям выдающихся общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры.

Количественный критерий выделяет физически редкую книгу. В соответствии с ним к единичным книжным памятникам относят документы, изготовленные или сохранившиеся в малом количестве экземпляров. Количественный критерий целесообразно применять только в сочетании с другими критериями. В этом состоит отличие понятия «книжный памятник» от понятия «редкая книга»: книжные памятники представляют наиболее ценную часть редких книг.

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» (в редакции 2009 г.), книжные памятники − коллекции представляют собой совокупности документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.[4] Отнесение коллекций к книжным памятникам − коллекциям осуществляется только по социально-ценностному критерию. В соответствии с ним к книжным памятникам относят следующие коллекции:

             коллекции рукописных книг и/или экземпляров печатных изданий, сформированные известными в истории учреждениями и организациями;

             коллекции рукописных книг и/или экземпляров печатных изданий, сформированные выдающимися государственными или общественными деятелями, выдающимися деятелями науки и культуры, а также особо ценные библиофильские коллекции, независимо от социального статуса их владельца;

             тематические и видовые коллекции рукописных книг или экземпляров печатных изданий, сформированные действующими библиотеками, музеями и архивами.

К сожалению, определение критериев отнесения к книжным памятникам не облегчает работы по отнесению к книжным памятникам каждого конкретного документа или коллекции. Эта деятельность требует высокой квалификации, особых знаний и умений, поэтому окончательное решение об отнесении к книжным памятникам с последующей регистрацией в Реестре будет приниматься после проведения специальной экспертизы.

В соответствии с современным законодательством придание объектам (коллекциям, изданиям, экземплярам) статуса книжного памятника и ведение реестра книжных памятников является государственной функцией. Полномочия по осуществлению регистрации книжных памятников переданы Министерству культуры Российской Федерации.

Осуществление государственной регистрации, предполагающей выявление и постановку на учёт всех книжных памятников для обеспечения их государственной защиты, связано с необходимостью решения целого ряда организационных проблем. Одна из них − масштабность предстоящей работы. По предварительных подсчетам, на территории России хранится не менее 5 млн. экземпляров книжных памятников, в том числе около 3 млн. старопечатных книг, изданных до 1830 г. Другая проблема заключается в неравномерности распределения книжных памятников по стране. В советский период отечественной истории наиболее ценные рукописные и старопечатные книги были сосредоточены в центральных книгохранилищах Москвы и Ленинграда (ныне − Санкт-Петербурга). Так, Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека имеют в своих фондах примерно по 500 тыс. экз. книжных памятников, Библиотека Российской академии наук — около 200 тыс. экз. В региональных книгохранилищах также сохранилась значительная часть книжных богатств страны. Крупные фонды книжных памятников имеются в целом ряде центральных библиотек субъектов Российской Федерации: в Нижегородской государственной областной научной библиотеке им. В.И. Ленина насчитывают более 20 тыс. экз. книжных памятников, в Кировской государственной научной библиотеке им. А.И. Герцена — более 9 тыс. экз., в Вологодской областной универсальной научной библиотеке им. И. В. Бабушкина — более 6 тыс. экз.

Упомянутые выше проблемы усугубляются кадровой ситуацией в библиотечной сфере и дефицитом специалистов высокой квалификации для работы с книжными памятниками.

Для эффективного решения организационных проблем работа по проведению регистрации книжных памятников должна быть подчинена следующим принципам:

вў        поэтапность

вў        кооперация и координация трудовых и информационных ресурсов

вў        сетевое взаимодействие участников

Поэтапность позволит распределить временной ресурс и предполагает начать работу по подготовке и сбору данных о книжных памятниках в Общероссийском своде книжных памятников (далее − ОСКП), формирование которого осуществляет РГБ. В первую очередь, целесообразно организовать подготовку сведений о документах, относимых к книжным памятникам по хронологическому критерию, среди них отдать приоритет наиболее распространенным видам: старопечатным текстовым изданиям до 1830 г. и рукописным книгам до XVI в., и лишь затем осуществлять регистрацию нотных, картографических и изоизданий.

Кооперация и координация трудовых и информационных ресурсов обеспечат эффективное использование уже накопленного интеллектуального потенциала и кадровых ресурсов. Для подготовки сведений, необходимых для регистрации книжных памятников можно использовать информацию из уже существующих баз данных и печатных каталогов. Технологической и информационной основой для подготовки и проведения государственной регистрации может стать Общероссийский свод книжных памятников, в течение десяти лет создаваемый РГБ и включающий сведения более чем о 25 000 документов и коллекций, обладающих признаками книжных памятников.

Но к подготовительной работе для осуществления государственной регистрации важно привлечь не только специалистов РГБ, являющейся координатором реализации мероприятий подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, но и других федеральных библиотек и крупных книгохранилищ страны, а также региональных центров по работе с книжными памятниками.

Реализации этого принципа будет способствовать использование информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечат возможность работы по сбору и обработке сведений о книжных памятниках в режиме удаленного доступа. При условии оснащения современным компьютерным оборудованием и доступа к сети Интернет специалисты из других книгохранилищ могут принимать активное участие в подготовительной работе.

Сетевое взаимодействие направлено на гарантированное осуществление единой государственной политики в отношении книжных памятников на всей территории страны, внедрение принципа кооперации и координации работы по подготовке к регистрации книжных памятников. Сетевое взаимодействие предполагает дальнейшее развитие деятельности региональных центров по работе с книжными памятниками, которые являются организаторами и координаторами работы по подготовке к регистрации на своих территориях. Кроме того развитие сети таких центров будет гарантией укрепления системы подготовки квалифицированных кадров, научно-методического и информационного обеспечения работы с этим видом культурных ценностей. Это позволит минимизировать возможность ошибок при отнесении документов к книжным памятникам, повысить качество подготовки необходимых для регистрации документов. Однако реализация всех перечисленных принципов, а также подготовка квалифицированных специалистов возможны только при наличии необходимого бюджетного финансирования.

Таким образом, государственная регистрация книжных памятников может стать важным инструментом, обеспечивающим организацию государственного учета и государственной охраны памятников книжной культуры. Анализ потенциальных проблем, связанных с её осуществлением, показывает их серьезность и системность. Их эффективное решение потребует повышенного внимания и участия не только руководителей и специалистов библиотек и иных учреждений, сохраняющих книжные памятники, но прежде всего федеральных и региональных органов исполнительной власти.

 



[1] ФЗ «О библиотечном деле»

[2] ФЗ «О библиотечном деле» ст.16, 16.1.

[3] ФЗ «О библиотечном деле» ст.12.

[4] ФЗ «О библиотечном деле»


Hosted by uCoz