Авторская редакция
Концептуальные основы государственной регистрации
книжных памятников
Conceptual Bases of the State Registration of Rare Books
Всероссийский научный семинар
«Сохранение документного культурного наследия в информационном обществе».
VII Международная библиотечная
философская школа.
Москва, АПРИКТ. 14−16 сент.2010 г.
Для цитирования:
Тикунова, И.П. Концептуальные
основы государственной регистрации книжных памятников [Текст] / И.П. Тикунова
// Библиотечное дело - XXI век. - 2011. - № 1 (21). - С.75-83.
Сохранение
природного и культурного наследия для передачи его следующим поколениям −
одна из важнейших проблем современной эпохи. Для России − страны,
обладающей богатейшими природными и культурными ресурсами, − эта задача
особенно актуальна.
Деятельность по сохранению книжного культурного наследия
нашей страны имеет давние традиции. Первые попытки осмысления состава книжных
собраний, требующих организации особого хранения были предприняты в библиофильской
среде ещё во второй половине XIX —
начале XX в. Позднее эта идея нашла воплощение
в практике крупнейших государственных библиотек СССР, которые выделяли фонды,
содержащие наиболее ценную часть рукописных и старопечатных книг, вели работу
по составлению сводных каталогов.
Однако, правовое регулирование вопросов по выявлению, изучению,
сохранению и использованию артефактов книжной культуры началось гораздо позднее.
Одним из первых юридических документов, в котором редкие книг и рукописи были
отнесены к категории документальных памятников можно назвать Положение об
охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное Советом
Министров СССР в 1982 г.
В
1992 г. Указом Президента Российской
Федерации было утверждено «Положение об особо ценных объектах культурного
наследия народов Российской Федерации», определявшее порядок учета, сохранения
и использования объектов культурного наследия народов Российской Федерации, к
которым относили «объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные
и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения
истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства». К числу этих объектов можно было отнести редкие и ценные
книги.
В 1993 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в
соответствии с которым старинные
рукописные и печатные книги, представляющие особый интерес, отдельно или в
коллекциях, а также гравюры, эстампы и литографии были отнесены
к культурным ценностям.
В 2000 г. была принята Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2000-2005 гг.). Программа вывела термин
«книжный памятник» за границы узкого круга специалистов-книговедов в профессиональную
библиотечную среду России, нацеливая на разработку и реализацию единой политики
по отношению к книжным памятникам, на обеспечение их сохранности и
рационального использования, государственной охраны и юридической защиты наряду
с другими видами памятников истории и культуры. Программа, получившая финансовую
поддержку из средств федеральной целевой программы «Культура России», послужила
импульсом к активизации работы по выявлению и изучению книжного культурного
наследия страны и в тоже время обострила проблемы, связанные с обеспечением его
государственной охраны.
Прежде всего, требовалось уточнить содержание понятия
«книжный памятник». Федеральный закон «О
библиотечном деле» (№ 78 от 29 декабря 1994 г.) опирался на термин «памятники истории и культуры» для обозначения особо ценной части культурного
достояния страны. Но с 2002 г., после принятия Федерального закона «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации», к памятникам истории и культуры стали относить только объекты
недвижимого имущества (памятники —
отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися
территориями. В результате особо ценная
часть книжного наследия осталась вне правового регулирования.
В 2009 г. был принят Федеральный
закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле», который восполнил
эту лакуну в российском законодательстве и ввел термин «книжный памятник» в юридический
оборот. Согласно этому
закону, к книжным памятникам относятся «рукописные книги или печатные издания,
которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое
историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый
режим учета, хранения и использования»[1].
Таким образом, закон впервые на общегосударственном уровне поставил книгу в ряд
других объектов культурного достояния, юридически закрепил положение о её
государственной защите.
В соответствии с законом книжные памятники могут находиться в
собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, иных юридических и физических лиц.
Закон декларирует, что книжные памятники являются особо ценной частью национального
библиотечного фонда, который охраняется государством как культурное достояние
народов Российской Федерации. Книжные памятники подразделяются на единичные
книжные памятники и книжные памятники − коллекции и подлежат регистрации
в реестре книжных памятников.[2]
Обязательной
регистрации в Реестре подлежат книжные памятники, находящиеся в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований. Так как Федеральный закон «О библиотечном деле» является правовой
базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации, то особую
ответственность за своевременное представление сведений для регистрации книжных
памятников несут библиотеки, имеющие в своих фондах документы и коллекции,
обладающие таким статусом.[3]
Регистрация книжных памятников представляет собой юридическую
процедуру, предполагающую внесение унифицированных сведений о них в Реестр
книжных памятников и подтверждающую присвоение этого статуса. Регистрации в
Реестре предшествует процедура отнесения документов и коллекций к книжным
памятникам.
Книжный памятник как любой другой памятник представляет
собой материальный объект, возникший в результате исторических событий и представляющий
определенную общественную (материальную,
интеллектуальную и художественную) ценность.
Государственный уровень реестра книжных
памятников определяет уровень ценности регистрируемых объектов, другими
словами, в реестр книжных памятников будут включены сведения о документах и
коллекциях, имеющих мировой или федеральный уровень ценности. Федеральное
законодательство не регламентируют выявление, учет и регистрацию книжных
памятников, относимых к региональному и муниципальному уровням. Предполагается,
что в их отношении непосредственно в регионах будут разрабатываться специальные
законодательные и нормативные акты. Данный подход делает систему работы с
книжными памятниками менее громоздкой, предполагая обязательный учет и
регистрацию «из центра» только памятников, имеющих общенациональное значение,
вне зависимости от места их хранения. Регионам предоставляются широкие
возможности и полномочия для выявления, учета, описания книжных памятников,
имеющих местное значение.
С целью отражения истории книжного дела и сохранения
наиболее выдающихся достижений книгопечатания специалисты
научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной
библиотеки (далее − РГБ) предлагают относить к книжным памятникам
рукописные кодексы и широкий спектр печатных изданий, охватывающий газетные,
нотно-музыкальные, картографические и изобразительные издания, а также листовой
материал.
Кроме того, ценность единичного книжного памятника определяется,
его историей создания и бытования, а также ценностью материального воплощения (полиграфического
или палеографического исполнения). А значит, с точки зрения ценности
опубликованного произведения, книга может быть отнесена к книжным памятникам
только при условии наличия у неё указанных выше ценностных параметров.
По мнению специалистов РГБ, отнесение документов к единичным книжным
памятникам целесообразно осуществлять в соответствии с хронологическим,
социально-ценностным и количественным критериями.
Хронологический критерий является
наиболее объективным критерием, так как позволяет выделить и сберечь для
будущих поколений наиболее ранние объекты книжного культурного наследия,
представляющие эпоху зарождения мировой книжной культуры и первые этапы
развития книгопечатания в России. В соответствии с хронологическим критерием к
книжным памятникам можно отнести:
− все рукописные
книги до XIX в.;
− все экземпляры
отечественных изданий по 1830 г.;
− все экземпляры
иностранных изданий по 1700 г.
Таким образом, к книжным
памятникам будет отнесена рукописная книга древней традиции, наиболее ценная
часть иностранных изданий и русская книга ручной печати.
Социально-ценностный
критерий характеризует книжный памятник с точки зрения уникальности,
приоритетности, мемориальности и коллекционности. Уникальность выделяет
единственные в своем роде документы, обладающие индивидуальными особенностями,
имеющие научное, историческое, художественное значение. В числе таких книг −
экземпляры с автографами выдающихся деятелей, с различного рода владельческими записями
и рисунками, с ручной раскраской, а также библиофильские нумерованные и именные
экземпляры. С точки зрения приоритетности к книжным памятникам относят первые
по времени издания произведений, имеющих большое историческое и культурное значение,
а также первые образцы различной техники печати и книжного оформления. С
позиций мемориальности в число книжных памятников целесообразно включать книги,
непосредственно связанные с жизнью и наследием выдающихся деятелей государства,
науки и культуры, с работой научных и творческих коллективов, а также с важными
историческими событиями и памятными местами. Коллекционность позволяет
сохранить как книжный памятник книги, входившие в состав ранее существовавших коллекций,
обладавших свойствами важного историко-культурного объекта.
Социально-ценностный
критерий применяется в качестве основного для отнесения к книжным памятникам документов,
возраст которых находится за пределами, обозначенными хронологическим
критерием.
В соответствии с
социально-ценностным критерием к единичным книжным памятникам предложено относить:
− рукописные книги
древней традиции;
− экземпляры первых
изданий важнейших государственных документов;
− экземпляры
изданий документов, аутентичных событиям и эпохам большой исторической
значимости;
− экземпляры
изданий, представляющие важные этапы истории науки и литературы;
− экземпляры первых
прижизненных изданий основных произведений классиков науки и литературы;
− экземпляры первых
изданий на языках народов Российской Федерации (кроме русского);
− экземпляры
изданий, являющихся первыми образцами различной техники печати и книжного
оформления;
− экземпляры
изданий, являющиеся лучшими образцами художественного оформления,
иллюстрирования и полиграфического оформления;
− экземпляры
изданий, изготовленных или размноженных нетрадиционными способами или на
нетрадиционных материалах;
− экземпляры
печатных изданий с ручной раскраской или в индивидуальных художественных
переплетах;
− рукописные книги
или экземпляры печатных изданий с автографами, добавлениями, записями,
пометами, рисунками выдающихся общественных и государственных деятелей,
деятелей науки и культуры;
− библиофильские
нумерованные и именные экземпляры печатных изданий;
− экземпляры
изданий с цензурными билетами и печатями;
− рукописные книги
или экземпляры печатных изданий, принадлежащие к ранее существовавшим книжным
собраниям выдающихся общественных и государственных деятелей, деятелей науки и
культуры.
Количественный критерий выделяет
физически редкую книгу. В соответствии с ним к единичным книжным
памятникам относят документы, изготовленные или сохранившиеся в малом
количестве экземпляров. Количественный критерий целесообразно применять только
в сочетании с другими критериями. В этом состоит отличие понятия «книжный
памятник» от понятия «редкая книга»: книжные памятники представляют наиболее
ценную часть редких книг.
В соответствии с
Федеральным законом «О библиотечном деле» (в редакции 2009 г.), книжные памятники − коллекции представляют собой совокупности документов,
приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в
силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.[4]
Отнесение коллекций к книжным памятникам − коллекциям осуществляется
только по социально-ценностному критерию. В соответствии с ним к книжным
памятникам относят следующие коллекции:
− коллекции рукописных книг и/или
экземпляров печатных изданий, сформированные известными в истории учреждениями
и организациями;
− коллекции рукописных книг и/или
экземпляров печатных изданий, сформированные выдающимися государственными или
общественными деятелями, выдающимися деятелями науки и культуры, а также особо
ценные библиофильские коллекции, независимо от социального статуса их
владельца;
− тематические и
видовые коллекции рукописных книг или экземпляров печатных изданий,
сформированные действующими библиотеками, музеями и архивами.
К сожалению, определение
критериев отнесения к книжным памятникам не облегчает работы по отнесению к
книжным памятникам каждого конкретного документа или коллекции. Эта
деятельность требует высокой квалификации, особых знаний и умений, поэтому
окончательное решение об отнесении к книжным памятникам с последующей
регистрацией в Реестре будет приниматься после проведения специальной
экспертизы.
В соответствии с современным законодательством
придание объектам (коллекциям, изданиям, экземплярам) статуса книжного
памятника и ведение реестра книжных памятников является государственной
функцией. Полномочия по осуществлению регистрации книжных памятников переданы Министерству культуры
Российской Федерации.
Осуществление государственной
регистрации, предполагающей выявление и постановку на учёт всех книжных
памятников для обеспечения их государственной защиты, связано с необходимостью
решения целого ряда организационных проблем. Одна из них − масштабность
предстоящей работы. По предварительных подсчетам, на территории России хранится
не менее 5 млн. экземпляров книжных памятников, в том числе
около 3 млн. старопечатных книг, изданных до 1830 г. Другая проблема
заключается в неравномерности распределения книжных памятников по стране. В
советский период отечественной истории наиболее ценные рукописные и
старопечатные книги были сосредоточены в центральных книгохранилищах Москвы и
Ленинграда (ныне − Санкт-Петербурга). Так, Российская государственная
библиотека и Российская национальная библиотека имеют в своих фондах
примерно по 500 тыс. экз. книжных памятников, Библиотека Российской
академии наук — около 200 тыс. экз. В
региональных книгохранилищах также сохранилась значительная часть книжных
богатств страны. Крупные фонды книжных памятников имеются в целом ряде
центральных библиотек субъектов Российской Федерации: в Нижегородской
государственной областной научной библиотеке им. В.И. Ленина насчитывают
более 20 тыс. экз. книжных памятников, в Кировской государственной научной
библиотеке им. А.И. Герцена — более 9 тыс. экз., в Вологодской
областной универсальной научной библиотеке им. И. В. Бабушкина — более 6 тыс. экз.
Упомянутые выше проблемы
усугубляются кадровой ситуацией в библиотечной сфере и дефицитом специалистов
высокой квалификации для работы с книжными памятниками.
Для эффективного решения
организационных проблем работа по проведению регистрации книжных памятников должна
быть подчинена следующим принципам:
вў поэтапность
вў кооперация и
координация трудовых и информационных ресурсов
вў сетевое
взаимодействие участников
Поэтапность позволит
распределить временной ресурс и предполагает начать работу по подготовке и сбору
данных о книжных памятниках в Общероссийском своде книжных памятников (далее −
ОСКП), формирование которого осуществляет РГБ. В первую очередь, целесообразно организовать
подготовку сведений о документах, относимых к книжным памятникам по
хронологическому критерию, среди них отдать приоритет наиболее распространенным
видам: старопечатным текстовым изданиям до 1830 г. и рукописным книгам до XVI в., и лишь затем осуществлять регистрацию нотных, картографических
и изоизданий.
Кооперация и координация
трудовых и информационных ресурсов обеспечат эффективное использование уже
накопленного интеллектуального потенциала и кадровых ресурсов. Для подготовки
сведений, необходимых для регистрации книжных памятников можно использовать информацию
из уже существующих баз данных и печатных каталогов. Технологической и
информационной основой для подготовки и проведения государственной регистрации
может стать Общероссийский свод книжных памятников, в течение десяти лет создаваемый
РГБ и включающий сведения более чем о 25 000 документов и коллекций,
обладающих признаками книжных памятников.
Но к подготовительной
работе для осуществления государственной регистрации важно привлечь не только
специалистов РГБ, являющейся координатором реализации мероприятий подпрограммы
«Книжные памятники Российской Федерации» Национальной программы сохранения
библиотечных фондов Российской Федерации, но и других федеральных библиотек и крупных
книгохранилищ страны, а также региональных центров по работе с книжными памятниками.
Реализации
этого принципа будет способствовать использование информационно-коммуникационных
технологий, которые обеспечат возможность работы по сбору и обработке сведений
о книжных памятниках в режиме удаленного доступа. При условии оснащения
современным компьютерным оборудованием и доступа к сети Интернет специалисты из
других книгохранилищ могут принимать активное участие в подготовительной
работе.
Сетевое взаимодействие направлено
на гарантированное осуществление единой
государственной политики в отношении книжных памятников на всей территории страны,
внедрение принципа кооперации и координации работы по подготовке к регистрации книжных
памятников. Сетевое взаимодействие предполагает дальнейшее развитие деятельности
региональных центров по работе с книжными памятниками, которые являются
организаторами и координаторами работы по подготовке к регистрации на своих
территориях. Кроме того развитие сети таких центров будет гарантией укрепления
системы подготовки квалифицированных кадров, научно-методического и
информационного обеспечения работы с этим видом культурных ценностей. Это
позволит минимизировать возможность ошибок при отнесении документов к книжным
памятникам, повысить качество подготовки необходимых для регистрации
документов. Однако реализация всех перечисленных принципов, а также подготовка
квалифицированных специалистов возможны только при наличии необходимого бюджетного
финансирования.
Таким образом, государственная регистрация книжных
памятников может стать важным инструментом, обеспечивающим организацию
государственного учета и государственной охраны памятников книжной культуры. Анализ
потенциальных проблем, связанных с её осуществлением, показывает их серьезность
и системность. Их эффективное решение потребует повышенного внимания и участия
не только руководителей и специалистов библиотек и иных учреждений, сохраняющих
книжные памятники, но прежде всего федеральных и региональных органов
исполнительной власти.