Главная страница --> --> Основные направления библиотечной цифровизации Авторская редакция Основные направления библиотечной цифровизацииThe main directions of library digitalizationМеждународная научная конференция «Румянцевские чтения – 2019» Для цитирования: Тикунова, И.П.
Основные направления библиотечной цифровизации [Текст] / И.П. Тикунова // Румянцевские чтения - 2019 : материалы Международ. науч.практ. конф. Аннотация: Статья посвящена вопросам цифровизации современных общедоступных библиотек. В ходе изучения выделены основные направления библиотечной цифровизации: формирование и хранение библиотечно-информационных ресурсов; организация библиотечно-информационного обслуживания; научная и научно-методическая работа; управление библиотекой. Ключевые слова: цифровизация библиотек, библиотечное дело XXI века, электронное библиотечно-информационного обслуживание, формирование электронных библиотечно-информационных ресурсов Abstract: The article is devoted to the issues of digitalization of modern public libraries. During the study, the main directions of library digitalization are identified: the formation and storage of library and information resources; the organization of library services; research and scientific-methodical activities; library management. Keywords: digitalization of libraries, librarianship in the XXI century, electronic library and information services, creation of electronic information resources Одной из определяющих характеристик современного этапа общественного развития становится повсеместное и все более интенсивное распространение цифровых технологий поиска, создания, обработки, обмена и передачи информации. Этот процесс, определяемый термином «цифровизация» (англ. digitization), ведет к кардинальной трансформации экономики и общества. С момента своего возникновения библиотека находится в числе социальных институтов, которые участвуют и организуют основные, наиболее важные социокультурные процессы, обеспечивающие существование и развитие информационного пространства: осуществляют аккумуляцию документированного общественного знания и его систематизацию, организуют его хранение и сохранение, распространение и воспроизводство [1], [2], [3]. Естественным образом, современные библиотеки не просто испытывают влияние процесса цифровизации [4], но стремятся стать его активными участниками. Основные направления библиотечной цифровизации обусловлены социальными функциями современной библиотеки, ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие. Выполняя мемориальную функцию, современная библиотека собирает и хранит не только печатные, но и электронные документы и базы данных. С целью отражения всего культурного многообразия своих стран целый ряд национальных библиотек предпринимает попытки сохранять даже Интернет-ресурсы, создаваемые национальными (государственными) организациями, и включают веб-архивацию в число приоритетных направлений своей деятельности [5]. С целью сохранения накопленного уникального знания, зафиксированного на традиционных носителях, современная библиотека осуществляет цифровое копирование, тем самым предотвращает прерывистость процесса хранения конкретного документа, а значит, гарантирует его устойчивость и постоянство. Создавая новый документ или его копию, библиотека включает его в число сохраняемых ею артефактов и организует уже его хранение, обеспечивая цикличность этого процесса. Современная библиотека внедряет информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) в другие виды деятельности по сохранению библиотечных фондов: строит и оснащает роботами полностью автоматизированные хранилища; внедряет Интернет вещей, обеспечивающий мониторинг за соблюдением нормативных условий хранения библиотечных фондов; устанавливает специальное оборудование, обеспечивающее безопасность фондов и людей в помещениях библиотеки. Современная библиотека выступает генератором электронных информационных ресурсов. Можно выделить несколько векторов развития этого направления деятельности: – формирование и дальнейшее наполнение электронных каталогов, отражающих состав документного фонда библиотеки; – создание собственных электронных библиотек и коллекций; – формирование библиографических (аналитических), фактографических и другого рода баз данных; – участие в создании электронных ресурсов межрегионального и национального масштаба (национальных электронных библиотек, сводных электронных каталогов и других баз данных); – участие в проектах по созданию электронных ресурсов международного уровня. С помощью ИКТ современная библиотека обеспечивает не только сохранность собранных документов и созданных ею информационных ресурсов, но и доступ к ним. При этом обеспечение доступности к библиотечным ресурсам следует рассматривать как гарантию интеллектуальной свободы человека и как непременное условие для непрерывного образования и самообразования любого члена общества в течение всей жизни. В широком смысле, библиотека организует взаимодействие отдельного человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией знание как общественное культурное достояние. Наиболее распространенный вид электронного сервиса – предоставление доступа к электронным документам как к локальным, так и к сетевым. При этом современная библиотека обеспечивает доступ не только тем, кто реально посетил её, но и тем, кто находится за пределами библиотечного здания. Активизация библиотек в стремлении расширить доступ пользователей к электронным материалам мотивирована осознанием необходимости поддержания публичной природы информации как общественного продукта. В контексте растущей коммерциализации информационного обслуживания и «разгосударствления» публичного сектора в сфере культуры, в ходе которого государство уступает позиции частному сектору и, как следствие, сокращает государственные ассигнования библиотекам и информационным центрам, библиотеки многих стран остаются единственными учреждениями, способными стать связующим звеном между населением и крупнейшими национальными и международными базами данных. [6] Современная библиотека стремится обеспечить своих пользователей электронными ресурсами удалённого доступа, что также невозможно без внедрения ИКТ. Использование внешних ресурсов осуществляется в форме приобретения прав доступа на определенный период или в постоянное пользование, а также в форме свободного доступа. В рамках развития электронного доступа к информационным ресурсам многие крупные библиотеки (национальные библиотеки, университетские библиотеки) активно включаются в международное академическое движение Open Access (Открытый доступ), которое набирает все большую силу и, по сути, меняет представление общества о доступе к информации. В этом движении агрегирование электронных ресурсов предоставляет библиотекам возможность взять на себя ведущую роль как авторитетного и эффективного партнера в цифровом мире [7]. В качестве другого направления развития электронного сервиса современных библиотек можно назвать повышение комфортности пребывания в библиотеке, предоставление дополнительных услуг. С этой целью непосредственно в библиотеке устанавливают аппараты самообслуживания, например: самостоятельной записи в библиотеку, самостоятельного заказа необходимых пользователю документов, самостоятельного оформления взятых документов или их возврат, самостоятельного копирования документов. В библиотеках работают роботы или терминалы, обеспечивающие информирование о мероприятиях, новых поступлениях, ориентирование в библиотеке, доставку до пользователя заказанных библиотечных материалов. Удобство пользования библиотекой в режиме удаленного доступа обеспечивают услуги записи в библиотеку через сайт, электронной доставки документов, предоставление личных кабинетов для заказа, получения, хранения и использования электронных документов, предоставляемых библиотеками другие услуги. Ещё один аспект развития электронных сервисов – справочное и информационное обслуживание удаленных пользователей через Интернет. Размещенные на официальных и тематических сайтах электронные каталоги, виртуальные справочные службы, виртуальные выставки, виртуальные экскурсии по библиотеке, новостная информация о планируемых и проходящих мероприятиях, видеотрансляции мероприятий в режиме онлайн и офлайн становятся неотъемлемым атрибутом интернет-контента современных библиотек. Участие библиотек в социальных сетях, создание отдельных блогов позволяет им не только делиться опытом и данными, но и продвигать свои ресурсы и услуги в электронной среде. Наконец, следует выделить направление развития электронного обслуживания, связанное с реализацией миссии информационного посредничества, выполнением новых социальных ролей современной библиотеки: модератора и эксперта в мире информации и культуры. Для научных библиотек важным векторм цифровизации становится также включение в систему цифровой науки, а для библиотек, занимающих лидирующие роли в библиотечных системах своих стран или регионов, – внедрение ИКТ в аналитическую и консультационную деятельность в помощь другим библиотечным учреждениям. Отдельного изучения требует вопрос цифровизации управленческих процессов как в отдельной библиотеке, так и в национальной библиотечной системе в целом. Таким образом, можно смело утверждать, что процессы цифровизации пронизывают все основные направления деятельности современных библиотек, в том числе: формирование и хранение библиотечно-информационных ресурсов; организация библиотечно-информационного обслуживания; научная и научно-методическая работа; управление библиотекой. При этом, библиотечная цифровизация является не только необходимым атрибутом современного библиотечного развития, но и гарантией сохранения цивилизации, основанной на принципах равенства прав и демократических свобод. Библиографический список 1. Библиотечный социальный институт: новые акценты и аспекты: проблемно-ориентир. науч. сб. / Рос. гос. б-ка. М., 2013. 166 с. 2. Тикунова И.П. Библиотека в информационном пространстве культуры // Материалы Первых социально-экономических библиотечных чтений, 23-24 ноября 2016 года, Ханты-Мансийск. – Ханты-Мансийск, 2018. ‒ С. 114‒120. 3. Лопатина Н.В. Библиотека в культуре информационного общества // Обсерватория культуры. 2015. № 5. С. 27–31. 4. Тира Е.В., Куриленко А.В. Глобализация как основа новых организационно-экономических отношений: коммуникации, цифровизация и SMART СМИ // Полиграфист. 2012. № 57. С. 23–38. 5. Матвеев М.Ю. Национальные библиотеки: на пути к цифровому будущему // Вестник СПбГУК. ‒ 2017. ‒ № 2 (31). ‒ С. 88-95. 6. Serageldin I. Building Tomorrow’s Library Today: The new library of Alexandria // IFLA J. – 2014. – Vol. 40, № 3. – Р. 169‒173. 7. Global Open Access Portal [Электронный ресурс] // UNESCO : сайт. – URL: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/portals-and-platforms/goap/ (дата обращения 01.02.2019). |