Авторская редакция

Организация деятельности научного подразделения в библиотеке: планирование работы и оценка результативности

Organization of the activities of the scientific department in the library: work planning and evaluation of results

Международная научно-практическая конференция «Библиотечная наука в XXI веке: содержание, организация, цифровизация и наукометрия»
( Москва, 19-20 октября 2021 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Организация деятельности научного подразделения в библиотеке: планирование работы и оценка результативности / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Библиотечная наука в XXI веке: содержание, организация, цифровизация и наукометрия. — Москва : Пашков дом, 2022. — С. 103-112.

Аннотация: Статья посвящена вопросам управления деятельностью научного подразделения в библиотеке. Основное внимание уделяется двум процессам управленческого цикла, определяющим деятельность любой производственной структуры: планированию работы и оценке ее результативности как формы контроля и основы для планирования дальнейшей деятельности. На примере одного из научных подразделений РГБ выявлены и охарактеризованы существующие проблемы реализации этих управленческих процессов, предложены возможные решения.

Ключевые слова: библиотеки, научно-исследовательская деятельность, планирование научной работы, оценка результативности научной работы

Abstract: The article is devoted to the management of the activities of the scientific department in the library. The main focus is on two processes of managing the activities of any organization: work planning and evaluation of results, which is a form of control and the basis for further planning of activities. The author of the article analyzes the experience of the scientific department of the RSL, gives a description of existing problems and applied solutions.

Keywords: libraries, research activities, planning of scientific work, evaluation of the results of scientific work

В настоящее время, когда научная деятельность рассматривается как процесс коллективного производства новых знаний [1], вопросы управления деятельностью научных коллективов приобретают особую актуальность.

Как известно, из всех процессов (функций) управленческого цикла два процесса являются обязательными, так как определяют деятельность любой производственной структуры: планирование работы и контроль за ее выполнением. Среди методов контроля, используемых в качестве основы для корректировки планирования дальнейшей деятельности, одной из наиболее значимых для эффективного управления считают оценку результативности [2].

Цель данного выступления – на примере одного из научных подразделений РГБ (Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе, ЦИПР) представить реализацию выше названных управленческих процессов, охарактеризовать возникающие проблемы и поделиться опытом по их устранению.

ЦИПР относится к подразделениям РГБ, имеющим научный статус [3]. Кроме непосредственно научной деятельности, предполагающей проведение научных исследований, оформление результатов проведенных исследований, их внедрение в практику, в состав основных направлений его деятельности входят научно-методическая (подготовка аналитических обзоров, консультирование, проведение научно-методических мероприятий, разработка методических рекомендаций) и научно-информационная деятельность (выступления на научных мероприятиях, библиографическое информирование и т.д.).

Качественное, своевременное планирование повседневной деятельности организации или структурного подразделения (СП) является основным условием организованной и ритмичной работы подразделения. Планирование работы СП – это процесс выбора целей среди целей, поставленных перед организацией в целом, определение задач для достижения выбранных целей и способов реализации этих задач. Основная цель планирования – мобилизация всех ресурсов и координация действий сотрудников, направленных на решение задач и выполнение работ, необходимых для достижения итоговых результатов.

Планирование работы научного подразделения строится в рамках целого комплекса документов, принятых в РГБ и включающего стратегию развития всей библиотеки [4], стратегию научно-исследовательской деятельности библиотеки в целом, перспективные планы РГБ, в которых определены конкретные результаты научной работы, годовые планы библиотеки по выполнению государственного задания в части проведения прикладных научных исследований и т.д. Кроме того, по каждой теме НИР, реализуемой СП, формируются рабочие группы и планы работы по выполнению исследовательских задач и подготовке публикаций о полученных результатах.

Все вышеназванные документы определяют основу годового плана работы научного подразделения, котором отражены основные задачи деятельности на планируемый период, темы научно-исследовательских работ (НИР), основные научные мероприятия и, в обязательном порядке, – количественные показатели государственного задания, и в том числе:

                количество тем НИР;

                количество публикаций по вышеуказанным темам в журналах, индексируемых в международных и российских системах научного цитирования;

                количество научных и научно-методических мероприятий;

                количество участников, посетивших вышеуказанные мероприятия в стенах библиотеки [5].

После подготовки проекта годового плана научного подразделения для формирования индивидуальных планов его сотрудников составляется проект производственного задания, в котором по каждому основному направлению деятельности СП (НИР, научно-методическая и научно-информационная деятельность) кроме количественных показателей определены основные задачи работы на год и планируемые мероприятия, в том числе: перечень тем НИР, разрабатываемых подразделением, перечень готовящихся к изданию рукописей научных трудов или проектов нормативных документов, научных и научно-методических мероприятий, организуемых СП или библиотекой, но в которых работники подразделения должны принять участие, с указанием целей этих мероприятий и сроков проведения, ответственных исполнителей.

На основе проекта годового плана (производственного задания) научного подразделения и планов по темам НИР формируются проекты годовых индивидуальных планов работников СП, и таким образом происходит распределение производственного задания СП среди его работников.

В свою очередь, индивидуальный план каждого работника формируется путем распределения годового бюджета рабочего времени работника на выполнение конкретных заданий с учетом действующих нормативов времени на выполнение запланированных видов работ, технологических процессов, операций [6]. Для библиотек ведения Министерства культуры Российской Федерации нормативами времени являются Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные в 2014 г. [7]

При планировании количественных показателей научной работы научных работников также учитываются минимальные количественные показатели результативности труда должностей научных работников, утвержденные приказом по РГБ и используемые при проведении аттестации научных работников: количество публикаций в журналах, индексируемых в системах научного цитирования, количество выступлений на международных научных конференциях, участие в реализации тем НИР. Темы планируемых служебных (научных) произведений определены тематикой и исследовательскими задачами НИР, включенных в государственное задание библиотеки.

Одна из проблем планирования научной работы заключается в том, что существующие нормы на научную деятельность являются укрупненными и по составу операций и процессов не всегда соответствуют современной организации и технологии научного труда. Однако нормы являются ориентиром и позволяют распределить бюджет рабочего времени. В связи с этим индивидуальный план научного работника представляет минимум работ, который работник должен выполнить, с указанием вида и объема работы (например, формы и темы служебного произведения, предполагаемого места публикации), нормы времени, трудозатрат на выполнение работы, сроков ее исполнения.

Другая проблема, с которой приходится сталкиваться, состоит в том, что значительная часть работ научного подразделения, особенно в рамках научно-исследовательского и научно-методического направлений, относится к творческим видам труда и трудно поддается нормированию. В этом случае разрабатываются собственные нормы, в том числе с использованием как аналитических, так и суммарных методов нормирования.

Например, последнее время наблюдается возрастание и усложнение требований к оформлению научных произведений для публикации, что увеличивает объем трудозатрат, направленных на вспомогательные работы, на которые нормы отсутствуют. Чтобы справиться с этой проблемой, в плане выделяется время на выполнение этих работ, которое определяется опытным путем, и зависит от количества запланированных научных работ и их объема.

Еще одна проблема возникает, при планировании видов работ, объемы которых зависят от запросов вышестоящего руководства, а реализация требует значительных трудозатрат, например, в рамках научной деятельности к таким работам можно отнести проведение экспертных оценок, написание рецензий или отзывов; в рамках научно-методической деятельности – предоставление консультаций, подготовка аналитических справок (обзоров). Чтобы сгладить остроту этой проблемы, в бюджете рабочего времени работника оставляют до 10% рабочего времени в качестве резерва на незапланированные поручения и производственные задания. Кроме того, в течение года (не реже 1 раза в квартал) выполнение основных позиций индивидуальных планов анализируется и при необходимости планы подвергаются корректировке.

Одна из самых сложных проблем возникает при увязывании планов по показателю «Количество публикаций по запланированным темам НИР в журналах, индексируемых в международных и российских системах научного цитирования». В связи с тем, что в индивидуальных планах отражается непосредственная деятельность работника, измеряемая результатами его труда, то в плане можно запланировать только подготовку служебных научных произведений, в том числе и для публикации в журнале. Но запланировав на год определенное количество служебных произведений, нет возможности гарантировать соответствующее количество публикаций, т.к. публикация этих произведений зависит от множества факторов, на которые нет возможности повлиять ни автору – сотруднику научного подразделения, ни его руководителю (в том числе количество журналов, индексируемых в системах научного цитирования, наполненность редакционных портфелей, требовательность рецензентов и т.д.). Из общего количества подготовленных в течение года служебных произведений чуть больше половины бывает опубликованы в том же году, остальные публикуются в следующем году и даже позже.

Одним из способов нивелирования этой проблемы видится в том, что каждая из тем НИР, включаемых в государственное задание, планируется на 2–3 года, последующие темы НИР сохраняют преемственность и предполагают исследование разных аспектов больших научных проблем в течение длительного временного периода. По возможности, срок подготовки служебного произведения о результатах НИР устанавливается в 1 квартале планируемого года, а в рабочую группу по теме НИР входят не менее 2–3 научных работников.

Использование всех вышеперечисленных мер позволяет снизить остроту выявленных проблем и реализовать основные принципы эффективного планирования:

                целенаправленность, когда деятельность планируется для эффективного достижения поставленных целей;

                системность, требующая увязывания как планов, составляемых в подразделении, так и планов подразделения с планами всей библиотеки;

                точность, предполагающая конкретность, измеримость и детальную проработку планов;

                гибкость (адаптивность), реализующая возможность корректировать планы, вносить необходимые изменения;

                непрерывность, требующая сохранения постоянства процесса планирование в рамках цикла управления [2].

Как уже упоминалось выше, контроль – объективно необходимая функция управления, так как посредством контроля реализуется обратная связь, формируются условия для своевременной корректировки ранее разработанных планов и распределения имеющихся ресурсов. Поэтому оценка результативности как один из способов контроля не менее важна для эффективного управления, чем планирование.

Для научного подразделения наибольшую сложность вызывает оценка результативности научной деятельности. Оценивание этой деятельности имеет особую трудоемкость, так как необходимо учитывать не только сложную творческую и интеллектуальную природу научной деятельности, но и множество социальных, экономических, политических и других факторов, влияющих на развитие исследовательской культуры на национальном, институциональном (организационном) и индивидуальном уровнях.

В настоящее время в большинстве стран, в том числе в России, в качестве основных критериев результативности науки приняты количественные показатели: количество публикаций в рецензируемых академических изданиях, их цитируемость и производные индикаторы [8]. В связи с этим оценка результативности научного подразделения РГБ осуществляется прежде всего по количественным показателям результативности научной деятельности.

Оценка результативности научного подразделения производится с точки зрения выполнение показателей государственного задания, основных плановых показателей СП. Кроме того, оценивается вклад подразделения в достижение наукометрических показателей, включенных в состав ежегодного мониторинга результативности деятельности РГБ как научной организации, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 [9].

Оценка результативности научного работника предполагает не только анализ реализации индивидуального плана, в том числе по количеству подготовленных служебных произведений, но и выполнение таких количественных показателей, как:

                количество публикаций (монографий и статей в журналах, индексируемых в системах научного цитирования);

                соотношение количества подготовленных служебных научных произведений и количества их публикаций;

                количество выступлений на международных научных конференциях;

                индекс цитируемости публикаций.

Анализ практики применения количественного подхода для оценки научной деятельности показывает, что использование этой методики недостаточно, чтобы в полной мере оценить ее результативность. Особенно сложно провести оценку за короткий промежуток времени, например по итогам одного года работы, так как требуется время для публикации результатов исследования, введения в научный оборот новых данных, а также время и условия для научной коммуникации, т. е. для того, чтобы эту публикацию нашли и прочли те, кто интересуется той же проблемой.

Для снижения остроты этих проблем, повышения объективности и достоверности оценки результативность деятельности научного подразделения в целом и отдельных его работников используется метод экспертной оценки социальной значимости и актуальности проведенной научной работы.

В практике библиотеки применяются самые разные формы экспертной оценки, например:

                рассмотрение и утверждение отчетов по темам НИР на заседаниях Ученого совета библиотеки, членами которого являются представители других библиотек;

                обсуждение и рекомендации к публикации научных работ на заседаниях научно-методического совета подразделения и Ученого совета библиотеки;

                аттестация научных работников, проводимая не ранее, чем через 2 года после начала работы в занимаемой должности и не реже чем 1 раз в 5 лет;

                рецензирование научных работ, направленных для публикации в редакции журналов;

                анализ результатов участия в конкурсах научных работ;

                анализ спроса на издания научных работ и методических рекомендаций и т. д.

Таким образом, планирование и оценка результативности деятельности научного подразделения, особенно в области гуманитарных наук, представляются крайне сложной задачей. Планирование работы научного подразделения требует значительной гибкости и системности, а оценка результативности – временного ресурса и учета множества факторов.

Список источников

1.       Попова Н.Г., Биричева Е.В. Научно-исследовательский коллектив как актор познавательной деятельности: парадоксальность бытия современной научной мысли // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 12, № 1 (161). С. 17–25.

2.       Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. Москва : Дело, 1997. 502 с.

3.       Самарин А.Ю., Тикунова И.П. Научная работа Российской государственной библиотеки: тематика и результаты // Научные и технические библиотеки. 2019. № 8. С. 5‒19.

4.       Стратегия Российской государственной библиотеки на 2019–2024 годы : проект. Москва, 2019 // Российская государственная библиотека: [сайт]. URL: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/1-O-BIBLIOTEKE/7-documenty/obshie/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%A0%D0%93%D0%91%202019-2024.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

5.       Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография / Российская гос. б-ка, Российская нац. б-ка, Президентская б-ка им. Б.Н. Ельцина. Москва : Пашков дом, 2021. 324 с.

6.       Тикунова И.П. Организация нормирования труда в библиотеке : сб. нормативных, методических и информационных материалов. Москва : Пашков дом, 2017. 454 с.

7.       Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках : приказ Министерства культуры РФ от 30 декабря 2014 г. № 2477 // Гарант.ру : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70921222/ (дата обращения: 19.11.2021).

8.       Фурсов К., Рощина Я., Балмуш О. Факторы результативности научной деятельности: микроуровневый анализ // Форсайт. 2016. Т. 10. № 2. С. 44–56.

9.       Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения : постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. № 312 (с изменениями и дополнениями) // Гарант : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/195302/ (дата обращения: 19.11.2021).


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz