Главная страница --> --> Научно-информационная деятельность библиотек в сфере культуры и искусства: организационный и содержательный аспекты
Авторская редакция
Научно-информационная деятельность библиотек в сфере культуры и искусства: организационный и содержательный аспекты
Scientific and Information Activities of Libraries in the Field of Culture and Art: Organizational and Content Aspects
X Всероссийское совещание руководителей служб информации по культуре и искусству «Библиотеки в информационном обеспечении реализации государственной культурной политики: основные направления и задачи»
(Москва, 3-4 октября 2017 г.)
Для цитирования: Тикунова, И.П.
Научно-информационная деятельность библиотек в сфере культуры и искусства: организационный и содержательный аспекты [Текст] / И.П. Тикунова // Библиотеки в информационном обеспечении реализации государственной культурной политики : материалы X Всероссийского совещания руководителей служб информации по культуре и искусству, Москва, 3-4 октября 2017 г. – М., 2018. – С. 13-22.
Аннотация: В статье представлены промежуточные результаты мониторинга организации и содержания научно-информационной работы российских региональных библиотек в сфере культуры и искусства, проводимого Российской государственной библиотекой с 2008 г. Анализ результатов 2017 г. показал, что библиотеки продолжают эту деятельность с разной степенью активности, стараются расширить круг пользователей, внедряют новые технологии и формы работы. В ходе мониторинга выявлены негативные тенденции, которые, по мнению автора, необходимо преодолевать.
Ключевые слова: научно-информационная деятельность в сфере культуры и искусства, центральные библиотеки субъектов РФ, Российская государственная библиотека
Abstract: The article presents interim results of monitoring the organization and content of research and information work of Central libraries of Russian regions in the field of culture and art. The Russian state library has been conducting this monitoring since 2008. Analysis of the results of 2017 showed that these libraries continue scientific and information activities in the field of culture and art with varying degrees of activity, try to expand the range of users, introduce new technologies and forms of work. The analysis also showed negative trends in the development of this activity.
Keywords: research and information activities, central libraries of the Russian Federation subjects, Russian State Library
Решение
многих актуальных задач, поставленных российским государством в сфере культуры (например, приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке,
его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности; проведение
необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных
наук; развитие образования в сфере искусства и культуры
или развитие
культурного просветительства с привлечением к этой деятельности
профессиональных сообществ и организаций культуры),[1] невозможно без надлежащего
информационного обеспечения.
В рамках
библиотечной теории и практики под «информационным
обеспечением» понимается совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения
управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их
выполнения, а научно-информационная
деятельность предполагает
удовлетворение потребности в научно-технической информации, т. е. информации, получаемой и
(или) используемой в области науки и (или) техники.[2]
Российские государственные
универсальные библиотеки в течение многих десятилетий составляли основу системы
информационного обеспечения сферы культуры и искусства. В советский период под
управлением Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (ныне –
Российская
государственная библиотека, РГБ) республиканские, областные и краевые
библиотеки составляли костяк отраслевой системы научной информации по культуре
и искусству в составе Государственной системы научно-технической информации.[3]
В современной России под организационно-методическим руководством РГБ государственные
универсальные библиотеки продолжили научно-информационную деятельность по
культуре и искусству, объединив свои усилия и ресурсы в составе Российской
системы научно-информационного обеспечения культурной деятельности
(Росинформкультура) с целью содействия реализации государственной культурной
политики.[4]
В 2017 г. 2 федеральные библиотеки (РГБ – координационно-методический
центр и Российская государственная библиотека искусств) и 82 региональные
библиотеки, в том числе 80 центральных библиотек субъектов Российской Федерации
(ЦБ) и 2 библиотечных учреждения муниципального уровня, подтвердили свое
участие в Росинформкультуре.
Оставаясь координационным и
методическим центром в составе этой системы, РГБ (базовое подразделение – Центр по исследованию проблем
развития библиотек в информационном обществе, ЦИПР) проводит мониторинг информационной
работы государственных универсальных библиотек.[5]
В 2017 г. мониторингом были охвачены 87 библиотечных учреждений: 82
региональные библиотеки – участницы Росинформкультуры (в том числе 80
центральных библиотек субъектов Российской Федерации и 2 библиотечных
учреждения муниципального уровня) и 5 центральных библиотек субъектов России
(ЦБ), работающих вне системы.
Сбор данных для анализа проводился
путем анкетирования. В анкетировании приняли участие библиотеки
48 субъектов России (более половины всех субъектов), в т.ч.
47 государственных универсальных библиотек (центральных библиотек
субъектов России) и 1 муниципальная централизованная библиотечная система
– участница Росинформкультуры. Эмпирическую базу также составили данные,
полученные в ходе изучения локальной нормативной правовой документации и сайтов
региональных библиотек, дополняющие и подтверждающие информацию, представленную
в анкетах.
Анализ организации в
библиотеках научно-информационной деятельности по культуре и искусству показал,
что в 25 из 87 охваченных мониторингом библиотек, (29%) функционируют
специализированные подразделения информации по культуре и искусству (СНИКИ). Как
и прежде, наиболее распространенным структурным подразделением является сектор
(в 17 библиотеках), в нескольких библиотеках организованы службы
(в 4 библиотеках) или центры (в 2 библиотеках), только в
одной библиотеке создан отдел и еще в одной библиотеке – группа.
В 21 из 25 библиотек
(84%) эти специализированные службы входят в состав других подразделений. Среди
них подавляющее большинство (81%) составляют подразделения, специализирующиеся
на информационном обслуживании (например: информационно-библиографический
отдел, справочно-информационный отдел, справочно-библиографический отдел,
библиографический центр и т.д.), и только в 4 библиотеках (19%) СНИКИ входит в
состав отдела литературы по искусству. Штаты СНИКИ составляют от 1 до 3 единиц.
Чаще всего (в 22 библиотеках – 88%) в штатное расписание подразделения
включена 1 штатная единица, только в 1 библиотеке – 2 и только
в 2 библиотеках – 3 единицы.
В 20 библиотеках (23%), не имеющих
специализированных подразделений, определены специалисты (специальные
координаторы, диспетчеры, контактные лица), выполняющие и (или) организующие
научно-информационную деятельность или информационное обслуживание работников
сферы культуры. Чаще всего это специалисты из отделов или секторов литературы
по искусству (7 библиотек) или подразделений информационно-библиографического
обслуживания (6 библиотек).
Почти в половине охваченных
мониторингом библиотек (42 библиотеки – 48%) научно-информационная деятельность
в сфере культуры и искусства ведется, но не является приоритетной и
организационно не структурирована. Одной из причин вынужденного отказа
библиотек от организации специализированного обслуживания специалистов сферы
культуры является проведение масштабной оптимизации библиотечного дела в
стране, в результате которой проведено сокращение штатов всех без исключения
библиотек. Возможно, что на ситуацию негативно повлияло снижение потребности в
библиографической информации, возрастание спроса на аналитическую и
фактографическую информацию, подготовка которой требует значительных затрат
временных, кадровых, информационных ресурсов, которыми сегодня в должной мере
не обладают библиотеки. Для подтверждения этой гипотезы требуется комплексное
изучение информационных потребностей специалистов сферы культуры.
Данные анкетирования показывают, что в
большинстве библиотек (44 из 48 библиотек) в информационном обеспечении
сферы культуры участвуют разные подразделения (независимо от наличия
специализированного подразделения). Самую большую группу составили 30 библиотек
(68% библиотек, ответивших на этот вопрос), где этим занимаются отраслевые
отделы по искусству (сектора по искусству, отделы литературы по искусству,
нотно-музыкальные отделы, группы нотных изданий). В 21 библиотеке (48%)
работу по информационному обеспечению выполняют подразделения,
специализирующиеся на информационном обслуживании (справочно-библиографические,
информационно-библиографические, библиографические отделы и сектора), в
20 библиотеках (45%) – научно-методические (или методические) отделы и
такие их модификации, как отделы по координации библиотечной деятельности,
которые специализируются на информационном обслуживании специалистов только
одного сектора сферы культуры – библиотечных работников, в 43% библиотек –
отделы краеведения, краеведческой литературы, центры регионоведения.
Вместе с тем, 19 из 44 респондентов,
ответивших на этот вопрос (43%) назвали в качестве участников деятельности по
информационному обеспечению сферы культуры подразделения, которые, казалось бы,
имеют слабое отношение к научно-информационной работе, например: отдел
межбиблиотечного абонемента, читальный зал, абонемент, отдел редких книг, отдел
периодических изданий. Организация научно-информационной работы на базе
подразделений, имеющих иной предназначение, может свидетельствовать о
размывании понятия научно-информационной работы, что неизбежно приводит к
привлечению для выполнения этой работы работников, не имеющих нужных
компетенций, и как следствие – к снижению качества предоставляемых
информационных услуг.
Анкетирование показало,
что библиотеки относят научно-информационную деятельность к основным (уставным)
видам деятельности библиотеки. Однако, на основе анализа уставов библиотек можно
назвать только 6 библиотек, в уставах которых зафиксирована эта работа как
отдельное направление основной деятельности. Так, в Уставе ЦБ Архангельской
области среди основных видов деятельности, осуществляемых для достижения
уставных целей, зафиксировано: «Информационное обеспечение деятельности государственных
учреждений культуры, подведомственных министерству образования, науки и
культуры Архангельской области и муниципальных учреждений культуры
Архангельской области».[6]
В Уставе ЦБ Астраханской
области в перечень основных видов деятельности включено «Осуществление
комплексного продвижения информации сферы культуры и туризма».[7]
В Уставах 4 библиотек научно-информационная или информационная деятельность в
области библиотековедения, библиографоведения, книговедения выделена отдельной
строкой. В уставах остальных библиотек специфика этой деятельности не
прослеживается, а скрывается в более общих формулировках, например: «Организация библиотечного,
библиографического и информационного обслуживания физических и юридических лиц»
или «Удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных
потребностей пользователей».
Почти половина библиотек
(46%) отметили в анкетах, что научно-информационная деятельность включена в
государственное задание, однако изучение содержания государственных заданий, представленных
на официальных сайтах этих библиотек, показало, что в подавляющем большинстве
случаев научно-информационная деятельность представлена не как отдельный вид
государственной работы (услуги), а растворена в общем объеме других услуг и работ, оказываемых библиотеками в соответствии с
Базовым (отраслевым) перечнем государственных и
муниципальных услуг и работ, утвержденным Министерством культуры Российской
Федерации.[8]
Единичным примером можно считать государственное задание
Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова на 2017
г., в которое была включена работа «Ведение информационных ресурсов и баз
данных», предполагающая развитие, модернизацию, эксплуатацию региональной информационной
системы (веб-портала) «Культура Архангельской области»; и подготовка
аналитических материалов (информационно-аналитический обзор «Состояние
библиотечного обслуживания населения общедоступными библиотеками в 2016 году») в
составе работ по методическому обеспечению в области библиотечного дела.[9]
Анализ содержания
научно-информационной деятельности показал, что библиотеки традиционно считают наиболее
востребованными направлениями, прежде всего, создание ресурсной базы, затем
групповое и индивидуальное информирование, в том числе в режиме избирательного
распространения информации (ИРИ) и дифференцированное обслуживание
руководителей (ДОР). Проведение специальных мероприятий с целью группового или
массового информирования специалистов культуры и искусства и подготовка
информационной продукции заняли соответственно 3-е и 4-е места. Только 2 библиотеки
отметили работу по подготовке аналитических материалов как востребованное
направление своей научно-информационной деятельности.
Формирование информационных
ресурсов традиционно являлось первостепенной задачей для библиотек, занимающихся
информационным обеспечением. В числе основных видов ресурсов по культуре и
искусству, создаваемых в библиотеках для специалистов сферы культуры, были
названы:
-
специализированные
фонды неопубликованных документов и малотиражных изданий;
-
печатные и
электронные каталоги и картотеки, базы данных (библиографические,
фактографические, справочные);
-
электронные
библиотеки и базы данных, включающие полнотекстовую информацию;
-
сайты и порталы,
представляющие на своих страницах разные виды электронной продукции библиотек;
-
тематические
досье (в т. ч. в электронной форме);
-
печатные и
электронные издания, публикации;
-
электронные
презентации и виртуальные выставки.
При формировании
ресурсной базы по культуре и искусству центральное место всегда занимал
специализированный фонд неопубликованных документов по культуре и искусству. В
настоящее время намечается тенденция отказа библиотек от специализированных
фондов на бумажных носителях. По результатам анкетирования только в 26
библиотеках (54%) формируются специальные фонды. В большинстве этих библиотек
фонды неопубликованных документов и малотиражных изданий. Вместе с тем, среди
них можно выделить 4 библиотеки, которые указали в анкете, что формируют «фонды
СНИКИ», но не уточнили, что входит в их состав; 2 библиотеки, которые написали
в анкетах, что формируют фонды сценариев; и 1 библиотеку, в которой выделен
справочно-информационный фонд по культуре и искусству.
Можно предположить, что отказ
библиотек от формирования специализированных фондов является результатом
активного перехода библиотек на электронный формат работы, предполагающий
собирание, хранение и использование только электронных ресурсов. Возможно,
причина – в отсутствии достаточных материальных и людских ресурсов для
формирования, организации и хранения этого фонда. В любом случае необходимо
дальнейшее изучение этой проблемы, так как важно, чтобы региональные библиотеки
продолжали аккумулировать неопубликованные документы по культуре и искусству
для формирования регионального культурного контента. Этот вопрос также требует дополнительного,
более глубокого изучения.
Следующий крупный блок ресурсов
составляют каталоги, картотеки и базы данных (БД). Анализируя состав БД, можно
отметить, что 69% библиотек формируют библиографические БД (от 1 до 2-х
десятков), полнотекстовые БД встречаются реже (31%), фактографические еще реже
(13%), о ведении реферативных БД заявила только 1 библиотека.
Среди библиографических ресурсов по
культуре и искусству наиболее распространены БД статей или неопубликованных документов, а также
БД сценариев. Среди редко встречающихся можно назвать базы данных, отражающих
библиографию нотных коллекций, или звукозаписей, или музыкальных произведений,
или репродукций картин или иллюстраций.
В числе фактографических БД –
информационные ресурсы, представляющие сведения о библиотеках региона, или
биографические энциклопедии и справочники деятелей культуры и искусства
регионов, например, БД «Мансарда художника», представленная на сайте
Национальной научной библиотеки Республики Северная Осетия – Алания.[10]
Среди полнотекстовых БД было выявлено
несколько вариантов:
-
цифровые
коллекции текстовых изданий или неопубликованных документов по культуре и искусству,
формируемые как в составе электронной библиотеки, так и как вне ее;
-
цифровые
коллекции звукозаписей;
-
тематические
коллекции произведений изоискусства.
Половина этих БД представлена в
свободном доступе в Интернет, на библиотечных сайтах.
Можно смело утверждать, что библиотечный
веб-сайт является неотъемлемой частью современной региональной библиотеки. Это
и мощный инструмент продвижения библиотеки в Интернет-среде, и способ
расширения ее сервисных возможностей за пределы реальных границ, и точка
доступа к электронным ресурсам, и канал коммуникаций с профессиональным
сообществом. В ходе исследования, проведенного в марте – апреле 2017 г.,
было выявлено, что у центральных библиотек всех 85 субъектов России имеются
собственные официальные сайты.
По результатам анализа анкет и поиска
в Интернет был выявлен только 1 сайт, создаваемый ЦБ Сахалинской области специально для информирования
специалистов, «Территория информации – специалистам культуры и искусства».[11]
На сайтах 18 из 49 библиотек (37%)
представлены страницы, посвященные осуществляемой библиотекой
научно-информационной деятельности в сфере культуры и искусства. В их числе
15 библиотек, имеющих специализированные подразделения для выполнения этой
работы, и 3 библиотеки, не имеющие таких подразделений.
Анализ содержания информации,
представленной на этих страницах, показывает, что большинство библиотек не
ограничиваются размещением статической информации о своем подразделении. Одни
библиотеки дополняют ее ссылками на свою информационную продукцию, а другие –
создают многостраничные разделы (от 6 до 13 страниц), на которых организован
доступ к более широкому спектру информационных ресурсов (в т.ч. к собственным
библиографическим и фактографическим БД по культуре региона, мультимедийным
продуктам).
Оценивая доступность информации,
предлагаемой на этих страницах, можно констатировать, что большинство библиотек
(14 библиотек) обеспечивают доступ к этим страницам не более, чем за
2 клика (шага), в том числе на сайтах 4 библиотек – даже за 1 клик. Далеко
не все библиотеки адаптировали свои сайты для просмотра на экранах планшетов,
смартфонов и других мобильных устройств. К сожалению, ЦБ недостаточно внимания
уделяют контролю за актуальностью информации, представленной на их сайтах: в
ходе мониторинга на некоторых сайтах была выявлена устаревшая информация о
других информационных центрах и предлагаемых ими ресурсах или неработающие ссылки
на несуществующие Интернет-ресурсы.
Помимо практики выделения на
библиотечных сайтах отдельных страниц, посвященных научно-информационной работе
по культуре и искусству или деятельности специально созданного для выполнения
этой работы подразделению, библиотеки размещают информацию для специалистов
культуры на страницах других разделов своих сайтов: «Новости», «Ресурсы»,
«Издания» и других. Целый ряд библиотек на своих сайтах выделяет страницы, где
размещает только конкретные виды информационной продукции для специалистов сферы
культуры, в т.ч.: календари памятных дат, библиографические списки «Культура
региона на страницах печати» или отдельные мультимедийные ресурсы.
Организуя индивидуальное информирование,
большинство библиотек продолжают практику применения обслуживания «Запрос–Ответ»
(85%) и наиболее эффективных способов информирования в режиме ИРИ (88%). Более половины библиотек (65%)
работают в системе ДОР. При этом около половины библиотек, информирующих в
режиме ИРИ, (45%) и чуть более половины библиотек, осуществляющих ДОР, (54%)
рассылают информацию только по электронной почте.
Результаты исследования подтвердили,
что библиотеки расширяют свой информационный потенциал за счет привлечения
интернет-ресурсов, созданных другими библиотеками и информационными
учреждениями. К ним относятся ресурсы, размещенные на сайтах Министерства
культуры Российской Федерации, региональных органов власти в сфере культуры,
Росинформкультуры, сайты федеральных библиотек (Российской государственной
библиотеки, Российской национальной библиотеки, Российской государственной
библиотеки по искусству и других), других региональных библиотек, а также
сайты, где размещены крупные электронные библиотеки (например: Национальная
электронная библиотека, Электронная библиотека диссертаций РГБ, Научная электронная
библиотека, Киберленинка и других) и базы данных (например, МАРС).
Практически все библиотеки (кроме
4-х) указали в анкетах, что проводят мероприятия для специалистов культуры и
искусства, однако анализ тематики и форм этих мероприятий показал, что большая
их часть носит скорее универсальный просветительский характер и предназначена
для широкой публики.
Как показывают данные
анкет, библиотеки стараются совершенствовать научно-информационную
деятельность. Внедрение новых (инновационных) форм и методов информационной
работы проходит по двум основным направлениям: освоение новых правил или
технологий формирования информационных ресурсов и предложение новых услуг.
При формировании информационных
ресурсов инновационность проявляется в организации взаимоотношений с
правообладателями документов по культуре и искусству, которые библиотека
собирает, и тексты которых затем включает в общедоступную полнотекстовую базу
данных. В ходе анализа анкет выявлена практика заключения договоров на передачу
неисключительных прав в соответствии с требованиями авторского права.
Кроме того, библиотеки применяют
сетевые технологии при создании информационных ресурсов краеведческой тематики,
например, привлекают интернет-пользователей (например, межрегиональный
исследовательский интернет-проект «Имена писателей в названиях улиц» ЦБ Вологодской
области) или специалистов других организаций (например, проект ЦБ Смоленской
области по созданию полнотекстовой БД «Дворянские усадьбы Смоленской
губернии»). Новым шагом в развитии ресурсной базы является и оформление
подписки на электронные издания (электронные аналоги печатных периодических
изданий) по культуре и искусству (Архангельская областная научная библиотека)
для повышения оперативности информирования и получения возможности
предоставлять электронные копии статей по запросам.
В рамках предоставления услуг
инновационным можно считать внедрение онлайн-информирования работников сферы
культуры и искусства, распространение по подписке электронных информационных
изданий по культуре и искусству (календарей памятных дат, библиографических
списков новых поступлений и других), а также организацию специализированного
справочного обслуживания в режиме онлайн.
Таким образом,
исследование показало, что российские региональные библиотеки продолжают
научно-информационную деятельность по культуре и искусству с разной степенью
активности. Отвечая на вызовы времени, они стараются расширить круг
пользователей информации по культуре и искусству, внедряют в практику создания
и продвижения ресурсов новые информационные технологии и инновационные формы
работы. Вместе с тем, наблюдаются и опасные тенденции в деятельности библиотек
(отказ от формирования специализированных фондов и организации
специализированного информационного обслуживания, увлечение электронными
формами массового информирования и формами культурно-просветительской работы,
ориентированной на привлечение массового потребителя культурных услуг), которые
могут привести не только к снижению объемов и качества информационной работы,
но и к потере основной категории пользователей.
[1]
Об
утверждении Основ
государственной культурной политики [Электронный
ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №
808 // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70828330/,
свобод. (дата обращения: 23.02.2018).
[2] ГОСТ 7.0–99. Информационно-библиотечная
деятельность, библиография. Термины и определения : изд. офиц. Минск, 1999. 23
с.
[3] Библиотечная энциклопедия /
Рос.гос.б-ка. М., 2007. С. 881–882.
[5] Горбунова А.В.
Информационно-аналитическая деятельность служб информации по культуре и
искусству центральных библиотек субъектов РФ: из опыта последних лет //
Библиотековедение. 2016. Т.1, №1. С. 32–39.
[6] Устав государственного
бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельская областная
научная ордена “Знак Почета” библиотека имени Н.А. Добролюбова» : новая
редакция. Архангельск, 2011 // Режим доступа: http://www.aonb.ru/upload/doc/uchred/Ust_2011-2017.pdf,
свободный.
[7] Устав государственного
бюджетного учреждения культуры Астраханской области «Астраханская областная
научная библиотека имени Н.К. Крупской» : новая редакция. Астрахань, 2015 //
Режим доступа: http://aonb.astranet.ru/file/charter2015.pdf, свободный.
[8] Об утверждении базового (отраслевого) перечня услуг и работ в
сфере «Культура, кинематография, архивное дело, туризм : приказ Мин-ва культуры Рос. Федерации от 30
мая 2016 г. № 1197 [Электронный
ресурс] // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71330402/
(дата обращения: 23.02.2018).
[9] Об утверждении государственных
заданий государственным учреждениям, подведомственным министерству культуры
Архангельской области, на 2017 год [Электронный
ресурс] : распоряжение
Мин-ва культуры Архангельской обл. от 19.01.2017 г. № 17-рп // Архангельская областная научная
библиотека имени Н.А. Добролюбова : официальный сайт. URL:
http://www.aonb.ru/upload/doc/gz/GZ_2017.pdf (дата обращения: 23.02.2018).
[10] Мансарда художника [Электронный ресурс] //
Национальная научная библиотека Республики Северная Осетия – Алания :
официальный сайт. URL:
http://nslib.tmweb.ru/projects/man.html (дата обращения: 23.02.2018).
[11]
Территория информации –
специалистам культуры и искусства : сайт / ГБУК «Сахалинская областная
универсальная научная библиотека». URL: http://terr.libsakh.ru/,
свобод. (дата обращения: 25.02.2018).
|