Концептуальные модели современной библиотеки
в странах Баренцева Евро-Арктического региона

Conceptual Models of Modern Library
in Euro-Arctic Region

7-я международная конференция EVA-2006
(Москва, 4-8 декабря 2006 г.)

Концептуальные модели современной библиотеки в странах Баренцева Евро-Арктического региона [Текст] / И.П. Тикунова // Вестник Поморского университета. − Сер. "Гуманитарные и социальные науки". − 2006. − № 8. − С. 101-104; Технологии информационного общества и культура [Электронный ресурс] : международ. конф. и проекты / Центр ПИК. − М., 2006. − 1 эл. опт. диск (CD-ROM). − Режим доступа: http://conf.evarussia.ru/eva2006/rus/reports/report_1044.html. - Дата просмотра: 14.10.2014.

Вопрос о том, что такое библиотека, в чем заключаются ее современные социальные функции, механизм действия, имеет основополагающее значение для правильной ориентации ее деятельности. Только ответив на него, можно составить достаточно полное представление о миссии библиотеки в современном обществе.

Одним из способов познания библиотеки является концептуальное моделирование. Значение концептуальной модели обусловлено тем, что она не только вскрывает сущность библиотеки, но и на этой основе определяет ее главные социальные функции.

Построение концептуальной модели современной библиотеки происходит путем выделения основных параметров объекта моделирования и исследования отношений и связей между ними. Рассмотрение библиотеки в общекультурном, социальном контексте позволяет обнаружить такие свойства, которые являются с одной стороны следствием глобальных перемен, связанных с развитием обществ знаний, а с другой - необходимым условием сохранения и развития библиотеки как социального института.

К числу фундаментальных изменений грядущего общества, которые оказывают влияние на все социальные институты, относятся технологическая революция и глобализация.

Технологическая революция как основная материальная составляющая происходящих изменений началась более тридцати лет назад и приобретает все больший динамизм. Подтверждением тому является сегодняшний уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники. Их воздействие распространяется на образ жизни людей, их образование и работу, взаимодействие с властью и обществом. «Они становятся жизненно важным стимулом для людей и общества эффективно использовать знания в целях обеспечения устойчивого экономического развития, повышения общественного благосостояния, развития культурного многообразия и общечеловеческих ценностей» [1]. Использование компьютерной техники, новых информационных технологий, систем и сетей, возможность быстрой передачи информации в режиме реального времени на любые расстояния придает процессу информационного производства индустриальный характер. Происходит выделение и относительное обособление новой сферы деятельности - производства информации.

Информация становится основой средств производства, определяя ход производственных процессов, контролируя основные его этапы и компоненты и все больше занимает место предметов труда, ибо в ведущих странах доля затрат, связанных с информационными факторами, составляет больше половины общих производственных издержек. Важной чертой информационного производства является неделимость информации как предмета и средства труда. В компьютерных информационных технологиях информация, выступающая предметом труда, и она же, выступающая средством труда, настолько часто меняются местами, что их нельзя отделить друг от друга: обрабатываемая и передаваемая информация служит орудием обработки и передачи новой информации.

Информационная индустрия, являясь основой информационного общества, представляет собой цивилизационное явление, которое влияет на все стороны жизни: политику, технологии, образование, коммуникативные отношения.

Развитие интегративных процессов привело к необходимости утверждения в социуме единой мировой общности стандартов, которые позволили бы осуществлять взаимодействие различных народов на уровне экономики, политики и культуры. Однако в процессе глобализации происходит размывание границы национальных культур, стандартизация - как основа взаимодействия - неизбежно приводит к унификации. А унификация и утрата границ в сфере культуры чреваты утратой культурной идентичности, что является прямой угрозой для существования локальных культур и этносов.

Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления конца XX – начала XXI вв. привели к эволюции библиотеки как социального института. Фундаментальные положения, на которых базируются концептуальные модели современных библиотек, закреплены в международных и национальных законодательных и нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность библиотек, решениях и рекомендациях общественных, в том числе профессиональных объединений и ассоциаций.

Во всех странах Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР) основным документом, определяющим сущностные элементы библиотечной модели, является государственный закон: Федеральный закон «О библиотечном деле» (Россия, 1994), «Библиотечный закон» (Швеция, 1996; Финляндия, 1998), «Закон, касающийся публичных библиотек» (Норвегия, 1998). В них отражаются главные цели и задачи библиотечного развития, определены социальные функции библиотек, принципы их деятельности. Все эти законы соответствуют принятым международным нормативным актам, в том числе Манифесту ИФЛА/ЮНЕСКО о публичной библиотеке (Париж, 1995).

Российскую модель дополняют положения федеральных законов («Об обязательном экземпляре документов» (1994), «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2005)), законодательных актов о библиотечном деле, принятых в регионах, входящих в БЕАР, а также концептуальных документов, принятых библиотечным сообществом России («Модельный стандарт деятельности публичных библиотек» (2001), «Манифест о публичной библиотеке» (2005)), отдельных ее регионов и региональных библиотек – участников Баренцева сотрудничества. Модели библиотек Норвегии и Швеции конкретизируют материалы из ежегодных отчетов и с веб-сайтов Национальных библиотек этих стран.

Финляндия относится к числу стран, которые приступили к разработке национальной стратегии вхождения в новое информационное общество еще в 90-е гг. XX в. Современные политологи определяют созданную в Финляндии модель как «открытое информационное общество благосостояния» [2]. Наряду со «Стратегией развития культурного информационного общества на период 2003-2006 гг.» в этой стране принята «Библиотечная стратегия на период до 2010 г.», в которой представлено подробное описание финской библиотечной модели.

Характерно, что при определении перспектив библиотечного развития во всех странах доминирует информационный подход. Это объективный процесс, обусловленный современной социокультурной ситуацией. Так, в соответствии с российским законодательством «библиотека – информационное учреждение» [3]. По «Библиотечному закону» Швеции «библиотеки - опора инфраструктуры информации и знаний» [4], они «должны работать над созданием баз данных, доступных всем жителям» [5]. Национальная библиотека Норвегии представляет себя как «мультимедийный центр информации и знаний» [6]. В соответствии с «Библиотечной стратегией» библиотеки Финляндии должны «предоставлять населению… доступ к всемирной культуре и информации со всего земного шара» [7].

Во всех странах библиотеки обеспечивают доступ к информации. Законодательные акты Российской Федерации гарантируют гражданам право на информацию, образование и культуру посредством общедоступных библиотек, запрещают государственную или иную цензуру, ограничивающую свободный доступ пользователей к документам из фондов библиотек. В документах Российской библиотечной ассоциации уточняется задача библиотек: используя традиционные и новейшие информационные технологии, обеспечивать «свободный доступ к информации, образованию, культуре» [8]. Однако государство гарантирует бесплатность только получения «информации о наличии в библиотечных фондах конкретного документа, …о составе библиотечных фондов, …консультационную помощь в поиске и выборе источников информации» [9].

Норвежские публичные библиотеки предоставляют доступ к информации и выдают книги и другие материалы «бесплатно любому жителю Королевства» [10], а Национальная библиотека ставит своей целью быть «главным источником информации о Норвегии, норвежцах и норвежской культуре» [11]. Все библиотеки Швеции должны обеспечить «бесплатный доступ к своим собраниям для всех категорий пользователей» [12].

Библиотечный закон Финляндии предписывает всем библиотекам предоставлять бесплатно библиотечные и информационные услуги как на национальном, так и на региональном уровнях. «Пользование фондами библиотеки в помещении библиотеки и выдача документов из библиотеки должны быть бесплатными» [13]. Библиотеки этой страны гарантируют равный доступ к знаниям и культуре как ее гражданам, так и иммигрантам. Любой гражданин страны, независимо от его места жительства может воспользоваться всеми национальными информационными ресурсами, а также реальным и виртуальным библиотечным обслуживанием.

Важным принципом библиотечного обслуживания в странах БЕАР является ориентация на пользователя. Библиотеки принимают во внимание потребности различных возрастных групп, особенно четко это зафиксировано в «Библиотечной стратегии 2010» Финляндии: «Граждане получают достоверную информацию…соответствующую их возрасту, способностям и уровню знаний» [14].

Библиотеки в странах БЕАР посредством информационного обслуживания, направленного на удовлетворение местных потребностей, участвуют в экономическом и социальном развитии своих поселений, заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке (иммигрантах, представителях национальных меньшинств, инвалидах). В этом проявляется социализирующая функция библиотек.

Библиотеки в странах БЕАР выполняют образовательную функцию. И если в соответствии с Библиотечным законом Швеции их задачей является поддержка просвещения и образования, то в Норвегии библиотеки ответственны за распространение знаний и образования. Библиотеки России отнесены к числу образовательных учреждений, а в Финляндии библиотека рассматривается как обязательный элемент системы образования и самообразования, предоставляющий широкие возможности для обучения на протяжении всей жизни. Финские библиотеки призваны исполнять наиважнейшую в современном обществе роль организаторов знания и экспертов источников информации. Именно библиотеки способствуют распространению информационной грамотности, продвижению чтения как основы интеллектуализации общества.

Библиотеки поставлены в один ряд с культурными институтами, обеспечивающими сохранение культурного наследия. Так, на российские библиотеки возлагается обязанность формирования и сохранения «национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия» [15]. В странах БЕАР мемориальная функция является прерогативой Национальных библиотек: они занимаются консервацией и реставрацией книжных памятников, переводят их в цифровой формат, формируют фонды обязательного экземпляра документов, издаваемые на территориях этих стран, а также коллекции документов на различных носителях о краеведческого характера, составляют национальную библиографию, создают национальные электронные библиотеки.

Публичным библиотекам отведена роль проводников информации о культуре, посредников между теми, кто создает произведения искусства, и зрителями. Библиотеки должны обеспечивать доступ к культурным ценностям, способствовать развитию культурной деятельности, быть «покровителями грамотности и вдохновителями чтения» [16]. Интересно, что финские библиотеки названы единственными экспертами в области художественной литературы.

Публичные библиотеки, каждая на своем уровне, должны заниматься созданием контента, собирать, структурировать, продвигать и сохранять информацию о своей территории, формировать метаинформацию краеведческого характера. В документах, принятых библиотечным сообществом России, записано, что российские библиотеки традиционно выполняют «миссию просветительства» [17], направленного на воспитание любви к своему краю, чувства принадлежности к национальной и местной культуре.

Особую роль играют публичные библиотеки в процессе становления гражданского общества. Общедоступность и открытость библиотек усиливает демократию. Организуя свободный доступ к информации, образованию, культуре, они предоставляют равные права и возможности гражданам для культурного развития и непрерывного образования, «улучшения личностных и социальных качеств и навыков» [18], необходимых в современном обществе. Обеспечение библиотеками «доступа к местным библиотечным ресурсам – документам и информации помогает активизировать общественную и культурную жизнь местных сообществ» [19].

Успешную реализацию возложенных на современные библиотеки социальных функций предполагается обеспечить путем внедрения современных информационных технологий, а также созданием библиотечных сетей.

Внедрение новых технологий позволяет современной библиотеке организовать обслуживание пользователей как непосредственно в библиотеке, так и в удаленном режиме, предоставлять информацию на любом носителе, повышая доступность любой информации из любой точки в любое время, обеспечивая комфортность библиотечного сервиса, расширяя круг своих пользователей.

Формирование национальных библиотечных сетей предписано библиотечным законодательством Норвегии и Финляндии. В соответствии с «Библиотечным законом» Швеции библиотеки должны сотрудничать, «чтобы предоставлять читателям высококачественное библиотечное обслуживание» [20]. В России сетевое библиотечное взаимодействие закреплено только в документах, разработанных и принятых профессиональным сообществом. Изменение административного законодательства привело к разрушению имеющихся сетевых структур и инициировало поиск новых для библиотечной сферы механизмов построения библиотечных сетей.

Таким образом, концептуальные модели современной библиотеки в странах БЕАР имеют много общего. Все они представляют библиотеку как необходимый социальный институт, общественная миссия которого имеет два аспекта: сохранение накопленного человечеством культурного наследия и передача его путем формирования и удовлетворения общественных потребностей в информации и знаниях. Информационная, мемориальная, культурная, социализирующая и образовательная функции признаны основными функциями современных библиотек. Отличаются национальные модели степенью развитости этих функций, наполнением их конкретным содержанием, механизмами реализации, а также государственными гарантиями практического воплощения этих моделей.

 



Примечания

1. Нечипоренко В.П. Некоторые проблемы перехода к информационному обществу // Библ. дело - 2001: российские библиотеки в мировом информационном интеллектуальном пространстве. М., 2001. Ч. 1. С. 30.

2. Федорова Т.С. Национальные модели информационного общества // Обсерватория культуры. 2004. № 1. С. 23.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Библиотека и закон. М., 1996. С. 42.

4. Цит. по: Публичные библиотеки в зарубежных странах. СПб, 2003. С. 86.

5. Цит. по: Берглунд Ш. Публичные библиотеки в Швеции // Проект «Библиотечная школа Баренцева региона». Архангельск, 1999. С. 71.

6. National Library of Norway: Annual Report 2004. [Oslo], 2005. P. 3.

7. Цит. по: Публичные библиотеки в зарубежных странах. С. 74.

8. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новоуральск, 2002. С. 3.

9. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Библиотека и закон. М., 1996. С. 44.

10. Закон Норвегии «Закон, касающийся публичных библиотек» от 20 дек. 1985 г. № 108 // Библиотека и закон. 1998. № 5. С. 110.

11. National Library of Norway: Annual Report 2004. [Oslo], 2005. P. 3.

12. Цит. по: Публичные библиотеки в зарубежных странах. СПб, 2003. С. 86.

13. Library Act: 904/1998 // Public Libraries in Finland - Gateways to Knowledge and Culture. Helsinki, 2001. P. 16.

14. Library Strategy 2010. Policy for Access to Knowledge and Culture. Helsinki, 2003. Р. 6.

15. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» от 29 дек. 1994 г. № 77-ФЗ // Режим доступа: http://www.mkmk.ru/?id=5.

16. Library Strategy 2010. Policy for Access to Knowledge and Culture. Helsinki, 2003. Р. 11.

17. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новоуральск, 2002. С. 3.

18. Library Act: 904/1998 // Public Libraries in Finland - Gateways to Knowledge and Culture. Helsinki, 2001. P. 16.

19. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новоуральск, 2002. С. 3.

20. Цит. по: Публичные библиотеки в зарубежных странах. СПб, 2003. С. 86.


Hosted by uCoz