");
//-->
Авторская редакция КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Количество специалистов (чел.) |
Субъекты РФ |
1 |
Белгородская, Ивановская, Тверская области |
2 |
Республики Карелия, Мордовия, Удмуртия; Алтайский, Хабаровский края; Амурская, Костромская, Курганская, Московская, Новосибирская, Псковская, Тамбовская, Челябинская области |
3 |
Республика Чувашия, Забайкальский край, Вологодская область |
4 |
Республика Саха (Якутия), Астраханская, Ульяновская области |
5 |
Кировская, Нижегородская, Свердловская, Тульская области |
6 |
Архангельская, Ростовская области |
Таблица 1. Количество специалистов, работающих, в региональных центрах.
Все 85 специалистов, работающих в региональных центрах с книжными памятниками, − женщины. Почти треть из них составляют возрастную категорию старше 55 лет, столько же − специалисты моложе 35 лет (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Возрастной состав специалистов региональных центров.
В 12 региональных центрах с книжными памятниками работают только специалисты моложе 55 лет, в 3 региональных центрах (Забайкальский край, Белгородская, Московская области) − только пенсионного возраста. В 8 региональных центрах трудятся 10 специалистов моложе 30 лет, в таком же количестве региональных центров − 9 специалистов старше 60 лет. Среди специалистов, возглавляющих отделы (сектора), работа которых связана с выполнением функций регионального центра, только 9 человек старше 55 лет, из них 4 − старше 60 лет.
Практически все специалисты, работающие с книжными памятниками в региональных центрах, имеют высшее образование, за исключением 2 человек со средним специальным образованием и 3 − с неполным высшим образованием.
Среди специалистов, работающих с книжными памятниками в региональных центрах, большая часть имеет библиотечное образование (см. диаграмму 2).
В числе остальных − в основном, филологи, педагоги, историки. Среди педагогов − учителя русского языка и литературы, истории, иностранного языка. Только 3 специалиста имеют высшее образование по профессии, не связанной с книжным или библиотечным делом.
Диаграмма 2. Специализация высшего профессионального образования специалистов региональных центров.
В 4 региональных центрах работает 8 кандидатов наук. В том числе – 5 кандидатов исторических наук и 3 кандидата филологических наук. Наибольшее количество специалистов, имеющих ученую степень,− в Свердловской области (4 из 5 специалистов) и в Республике Саха (Якутия) (2 из 4).
Почти половина специалистов, работающих с книжными памятниками в региональных центрах, имеют более чем десятилетний опыт изучения и описания редких книг (см. диаграмму 3).
В 20 региональных центрах они возглавляют работу с редкими книгами. В 6 региональных центрах работают только специалисты со стажем более 10 лет. Меньше трети специалистов составляют долю, чей стаж работы с редкими книгами не достиг 3 лет, почти все они, за исключением 3 человек из 2 региональных центров (Хабаровский край, Ивановская область), трудятся под руководством более опытных коллег.
Диаграмма 3. Профессиональный стаж специалистов региональных центров.
По данным статистики, 90 % всех специалистов, работающих в региональных центрах с книжными памятниками, получили базовое высшее профессиональное образование более 5 лет назад, поэтому почти все из них испытывают потребность в повышении квалификации или профессиональной переподготовке.
В системе дополнительного профессионального образования для библиотечных работников можно выделить несколько мероприятий, в учебные программы которых были включены отдельные вопросы работы с книжными памятниками. В их числе − курсы профессиональной переподготовки по вопросам сохранения библиотечных фондов, проводимые Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма (далее – АПРИКТ) в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (подпрограмма «Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов»), и курсы повышения квалификации, организуемые федеральными библиотечными центрами (РГБ, Российская национальная библиотека (далее – РНБ), Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН).
Кроме того, получение новых знаний и навыков возможно путем участия в работе различных семинаров и конференций, тренингов и мастер-классов, проводимых на федеральном и региональном уровнях. Среди мероприятий федерального уровня только Всероссийский мастер-класс по работе с книжными памятниками, ежегодно организуемый РГБ с 2008 г., нацелен на подготовку специалистов для реализации задач подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации; остальные − касаются вопросов обеспечения сохранности и машиночитаемой каталогизации редких книг, представляют результаты исследовательской работы. Благодаря финансированию из средств федеральной целевой программы «Культура России» на занятиях Всероссийского мастер-класса по работе с книжными памятниками, проводимого РГБ, обучались представители всех региональных центров.
За последние 5 лет (2006−2010 гг.) 4 специалиста из разных региональных центров прошли обучение по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент сохранения библиотечных фондов», включающей самостоятельный курс, посвященный теории и практике работы с книжными памятниками. Разработку и реализацию программы осуществляла АПРИКТ в рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов» на средства из федеральной целевой программы «Культура России».
С 2006-й по 2009 г. 79 % специалистов, работающих в региональных центрах с книжными памятниками, повышали свою квалификацию, в том числе:
− 7% − на курсах повышения квалификации, проводимых РГБ, РНБ, АПРИКТ;
− 67% − на 12 всероссийских и международных конференциях, семинарах, мастер-классах, организуемых федеральными библиотечными центрами;
− 28% − на 17 учебных и научно-практических мероприятиях, подготовленных 11 региональными центрами.
Несомненно положительную роль для укрепления кадрового ресурса сыграла государственная политика, направленная на поддержку выполнения мероприятий Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Создание и развитие региональных центров, их вклад в формирование Общероссийского свода книжных памятников, организация и проведение профессиональных и обучающих мероприятий для специалистов региональных центров стали возможны только благодаря финансовой поддержке из средств федеральной целевой программы «Культура России».
Однако, на кадровое обеспечение деятельности региональных центров влияет и целый ряд негативных факторов. Один из них − количественный состав кадров, занятых выявлением, изучением и описанием книжных памятников. Ситуация, когда в региональном центре с книжными памятниками работает 1−2 специалиста, является критической по нескольким причинам. Во-первых, такого числа специалистов не достаточно для дальнейшей реализации подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации», предполагающей подготовить к регистрации в Реестре книжных памятников более пяти миллионов документов и коллекций. Во-вторых, вызывает затруднение и выполнение методических функций, особенно в тех регионах, где в архивах и музейных хранилищах сосредоточены крупные собрания книжных памятников. Как показывает практика, в большинстве архивов и музеев отсутствуют специалисты по редкой книге, а значит, заниматься идентификацией и описанием книжных памятников из их собраний, подготовкой их к регистрации придется специалистам региональных центров. Наконец, в этих условиях уход из библиотеки специалиста, работающего с книжными памятниками, приводит к потере накопленных годами знаний, опыта, профессиональных связей. Как следствие возникает угроза принятия ошибочных решений в определении, идентификации и атрибуции книжных памятников, происходит нарушение правил и процедур их учёта, хранения и использования.
Серьезной проблемой является отсутствие возможности получения базовых знаний и навыков, позволяющих обеспечить профессиональный уровень, необходимый для осуществления комплексной работы с книжными памятниками на региональном уровне. Существующая система дополнительного послевузовского образования также не в полной мере отвечает потенциальным потребностям в таких специалистах.
К сожалению, издания методических рекомендаций по работе с редкой книгой, в разное время выпускаемые Российской государственной библиотекой, представляют сегодня библиографическую редкость и остаются малодоступными для начинающих работу с редкой книгой, а значит, не способствуют их профессиональному росту. Как правило, высокая стоимость издаваемых в последние годы книговедческих справочников и печатных каталогов редких книг снижает возможность качественного комплектования библиотечных фондов специальной литературой и препятствует самообразованию специалистов из регионов.
Одним из путей снижения влияния негативных факторов может стать объединение усилий РГБ и АПРИКТ по организации системы обучения специалистов региональных центров для осуществления комплексной работы с книжными памятниками как в традиционном формате курсовой подготовки, так и с использованием технологии дистанционного обучения.
В планах РГБ подготовка и тиражирование на CD-ROM сборника библиографических, справочных и методических материалов, подготовленных библиотекой в предыдущие годы, но остающихся актуальными для специалистов, работающих с книжными памятниками.
Однако перечисленные выше меры недостаточны, чтобы кардинально изменить ситуацию. Для решения существующих проблем требуется более глубокий анализ, системный подход и гарантированная государственная финансовая поддержка.
Подводя итог, следует отметить, что кадровое обеспечение работы с книжными памятниками остается центральным вопросом в организации деятельности по изучению и сохранению книжного культурного наследия страны. Развитие сети региональных центров, укомплектованных специалистами, владеющими знаниями и навыками, необходимыми для комплексного изучения и описания книжных памятников − залог успешной реализации долговременного и крупномасштабного проекта по государственной регистрации книжных памятников.