Авторская редакция

Единая концепция научного и методического обеспечения как механизм решения основных задач стратегии библиотечного развития

A unified concept of scientific and methodological support as a mechanism for solving the main tasks of the library development strategy

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Единая концепция научного и методического обеспечения как механизм решения основных задач стратегии библиотечного развития / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). – 2022. – № 2 (25).С. 4-9.

Аннотация. Статья посвящена вопросам нормативного обеспечения реализации Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г. в части научного и методического обеспечения деятельности библиотек. В статье представлены основные подходы и структура единой концепции научного и методического обеспечения деятельности библиотек Российской Федерации, содержание её основных разделов.

Ключевые слова: Российская государственная библиотека, Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г., научное и методическое обеспечение деятельности библиотек, Единая концепция научного и методического обеспечения деятельности библиотек Российской Федерации.

Abstract: The article is devoted to the normative support of the realisation of the Strategy for Librarianship Development in the Russian Federation up to 2030 in terms of scientific and methodological support of library activities. The article presents the main approaches and structure of the unified concept of scientific and methodological support for the activities of libraries of the Russian Federation, the content of its main sections.

Keywords: Russian State Library, Strategy for Librarianship Development in the Russian Federation for the period up to 2030, scientific and methodological support of libraries, unified concept of scientific and methodological support of libraries of the Russian Federation.

В 2021 г. в России начался новый этап развития библиотечного дела: была принята «Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г.» (Стратегия), в которой зафиксированы основные задачи, направления и мероприятия государственной политики в области библиотечного дела [1].

В соответствии с этим документом научная и методическая функции являются системообразующими для всей библиотечной отрасли страны, а одним из механизмов решения основных задач Стратегии в части научного и методического обеспечения деятельности библиотек является разработка единой концепции научного и методического обеспечения деятельности библиотек страны независимо от ведомственной принадлежности (Концепция). Ответственность за разработку проекта этого документа возложена на Российскую государственную библиотеку (РГБ), которая как национальная библиотека России является одним из крупнейших научных и методических центров федерального значения [2].

Для разработки проекта документа была создана рабочая группа, в которую кроме сотрудников РГБ вошли представители других ведущих научных и методических библиотечных центров: Российской национальной библиотеки [3], Российской государственной детской библиотеки [4], Российской государственной библиотеки для слепых [5], Российской государственной библиотеки для молодежи [6], Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук [7], Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования [8], Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Следует отметить, что в науке нет однозначного определения понятия «концепция», но в большинстве случаев под ним понимают систему взглядов (представлений) на процессы и явления в природе и в обществе [9]. В рамках поставленной перед разработчиками задачи было принято решение рассматривать понятие «концепция» более конкретно: как документ, в котором зафиксирован комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек, а также сформированная на основе системно-целостного представления о природе этого феномена система показателей, факторов и условий, способствующих разрешению проблемной ситуации и формированию экономической и социальной политики.

В качестве основных научных подходов при разработке Концепции были использованы:

     системный подход, позволивший рассмотреть систему научного и методического обеспечения изнутри как совокупности составляющих ее взаимосвязанных элементов;

     комплексный подход, обеспечивший всестороннее изучение системы (извне) с учетом влияния на нее множества разнородных факторов;

     ситуационный подход, способствовавший глубокому изучению проблемной ситуации;

     проблемно-ориентированный подход, позволивший сконцентрироваться на решении конкретных управленческих задач.

При разработке документа были учтены существующие традиции и накопленный положительный опыт научной и методической работы библиотек советского периода. Вместе с тем разработчики постарались выявить инновационные наработки, обеспечивающие толчок для дальнейшего развития этих видов деятельности.

В рамках Концепции разработчики предложили рассматривать понятие «научное и методическое обеспечение деятельности российских библиотек» как процесс, направленный:

     на осуществление в интересах российских библиотек теоретических и прикладных научных исследований, имеющих научно-практическое значение;

     на оснащение всех направлений, процессов, форм и методов библиотечной работы соответствующими методическими рекомендациями и решениями;

     на выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение положительного опыта библиотечной работы.

В качестве основной цели разработки документа была поставлена выработка оптимального решения основных задач Стратегии в части научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек всех уровней и ведомственной принадлежности.

Для апробации проекта документа среди широкой профессиональной общественности было проведено несколько публичных обсуждений. В рамках Всероссийского библиотечного конгресса, XXVI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (РБА), проходившей в г. Нижний Новгород, 15–20 мая 2022 г., было проведено совместное заседание Секции по библиотечной политике и законодательству и Секции по научно-исследовательской работе, на котором обсуждались концептуальные подходы и принципы Концепции. В рамках Международной научно-практической конференции «Молодые лидеры библиотечной науки» (Москва, РГБ, 28–29.10.2022), на заседании Круглого стола «Научная и методическая деятельность библиотек: концептуальные основания» было проведено публичное обсуждение 1-й редакции проекта, в результате которого проект был единогласно принят и рекомендован для утверждения.

Окончательная редакция проекта Концепции определяет цели, задачи, принципы, основные направления научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек, механизмы реализации и ожидаемые результаты от запланированных мероприятий. Структура Концепции соответствует назначению документа и включает «Введение» и четыре основных раздела.

Во «Введении» представлен статус документа, его назначение, перечислены документы, составившие его нормативную основу. Правовую основу Концепции составил ряд документов, регламентирующих научную и библиотечную деятельность:

     Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О библиотечном деле», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

     указы Президента Российской Федерации: от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в части развития муниципальных библиотек), от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

     постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р, утвердившее «Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р, утвердившее «Стратегию развития библиотечного дела в Российской Федерации»;

     иные правовые акты, определяющие государственную политику развития библиотечного дела.

В документе также учтены положения нормативно-рекомендательного акта «Научно-методическая деятельность центральной библиотеки субъекта Российской Федерации. Примерное положение», принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2015 г. [10].

В разделе «Состояние и проблемы научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек» дается общая характеристика современного состояния научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек, определены основные библиотечные научные и методические центры, основные факторы, сдерживающие развитие научной и методической деятельности.

Центральный раздел Концепции «Цели, задачи и принципы научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек» определяет главные элементы решения поставленной проблемы. Целью научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек является содействие реализации Стратегии, направленной на создание условий для устойчивого развития библиотечной сети в Российской Федерации, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, их приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, а также на творческую самореализацию.

В этом же разделе перечислены основные задачи, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели:

     совершенствовать организацию научной и методической деятельности;

     обеспечить соответствие исследовательской проблематики потребностям библиотек;

     сформировать необходимые правовые, кадровые и организационные условия;

     повысить качество научно-исследовательской работы (обеспечивая соответствие единым требованиям Минобрнауки России);

     модернизировать материально-техническую и информационную базы библиотек, участвующих в научной и методической работе.

В качестве принципов, на которых должна строиться организация научного и методического обеспечения, определены принципы системности и актуальности научно-исследовательской работы, научности и активности методического обеспечения, дифференцированного подхода и непосредственной связи с библиотеками, опоры на положительный опыт и свободу научного творчества.

В соответствии с поставленными задачами в разделе «Основные направления оптимизации научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек» перечислены следующие основные направления:

     совершенствование организации научной и методической деятельности;

     сохранение и развитие кадрового потенциала научной и методической деятельности;

     создание современной информационной инфраструктуры и развитие материальной базы научной и методической деятельности;

     укрепление сотрудничества в сфере научного и методического обеспечения.

В каждом из этих направлений перечислены основные точки приложения сил для решения поставленных задач.

В последнем разделе представлены механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. Разработчики предполагают, что реализация предложенных в Концепции мероприятий будет обеспечиваться на плановой основе осуществлением комплекса правовых, финансовых, организационных, материально-технических и иных мер по достижению цели и решению задач, зафиксированных в Концепции. В проекте предложены структуры, ответственные за разработку и выполнение плана реализации Концепции. Так, предполагается, что на федеральном уровне эти функции будет выполнять Министерство культуры Российской Федерации, а в пределах отдельных регионов и ведомств – органы власти и учреждения, реализующие функции научных или методических центров в рамках региона или ведомства.

Ресурсное обеспечение мероприятий Концепции должно осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального, регионального, муниципального и ведомственных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных на соответствующие цели.

Предполагается, что в ходе реализации Концепции будет создан оптимальный механизм единого научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек, существенно повысится его эффективность. Будет обновлена нормативная правовая база, улучшатся информационные, материально-технические и кадровые ресурсы, заработают действенные механизмы стимулирования научной и методической деятельности. Исследовательская работа научных центров будет ориентирована на ключевые проблемы развития библиотечного дела, будет обеспечено обязательное внедрения результатов исследований в практику или научно-педагогическую деятельность. В каждой центральной библиотеке субъектов России будут сформированы специализированные подразделения для осуществления научной и научно-методической деятельности. На базе методических подразделений будет организована консультационно-методическая помощь библиотекам, в том числе по организации библиотечно-информационного специализированного обслуживания особых категорий пользователей (детей, молодежи и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности).

Увеличится количество бюджетных мест для обучения в аспирантуре и докторантуре вузов культуры. Более престижной станет работа в научных и методических подразделениях учреждений, участвующих в научном и методическом обеспечении деятельности российских библиотек.

Технически и технологически развитая информационная инфраструктура позволит устранить дублирование и нерациональное расходование интеллектуальных ресурсов, сделает доступным достижения библиотечной науки и практики.

Повысится эффективность сотрудничества в области научного и методического обеспечения. Будет разработана и введена единая (межведомственная) система мониторинга научной и методической деятельности.

В целом, в результате коллективной работы получился документ, отражающий представления российского профессионального сообщества о путях и способах решения основных задач Стратегии в части научного и методического обеспечения деятельности российских библиотек независимо от ведомственной принадлежности. Высокая значимость Концепции состоит также и в том, что это первый в истории российского библиотечного дела документ концептуального характера, нацеленный на укрепление межведомственного взаимодействия российских библиотек, образовательных и научных организаций, участвующих в научном и методическом обеспечении библиотечной деятельности.

Литература:

1. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Информационный бюллетень РБА. 2021. № 92. С. 35–49.

2. Самарин А.Ю., Тикунова И.П. Научная работа Российской государственной библиотеки: тематика и результаты // Научные и технические библиотеки. 2019. № 8. С. 5-19.

3. Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография. Москва, 2021. 324 с.

4. Веденяпина М.А. Адвокат, методист, аналитик… : кем является для коллег главная детская библиотека страны // Библиотека. 2020. № 1. С. 6–12.

5. Российская государственная библиотека для слепых в 2021 году. Методическая деятельность : [публичный отчет / Российская государственная библиотека для слепых]. Москва, 2022. 16 с.

6. Захаренко М.П. Научно-методическая поддержка публичных библиотек: из практики Российской государственной библиотеки для молодежи // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. 2017. № 1. С. 54–57.

7. Редькина Н.С. Важнейшие результаты научных исследований Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Библиотечная наука в XXI веке: содержание, организация, цифровизация и наукометрия. Москва, 2022. С. 46–59.

8. Иванченко. Д.А. Школьные библиотеки и стратегия развития библиотечного дела : вместе или порознь? // Современная библиотека. 2022. № 2 (122). С. 12–16.

9. Большой экономический словарь / [авт. и сост.: А. Н. Азрилиян]. Изд. 7-е, доп. Москва : Ин-т новой экономики, 2007. 1472 с.

10. Научно-методическая деятельность центральной библиотеки субъекта Российской Федерации. Примерное положение // Информационный бюллетень РБА. 2015. № 74. С. 107–113.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz