");
//-->
Авторская редакция Библиотечная цифровизация: анализ современных практикLibrary digitalization: analysis of modern practicesВсероссийская научно-практическая конференция «Потенциал библиотеки в современном мире: трансформации, перспективы»
Для цитирования: Тикунова, И.П.
Библиотечная цифровизация: анализ современных практик / Тикунова И.П. – Текст : непосредственный // Потенциал библиотеки в современном мире: трансформации, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Аннотация: В статье представлены предварительные результаты исследования, проводимого Российской государственной библиотекой и нацеленного на выявление и анализ процессов цифровизации общедоступных библиотек. Особое внимание в ходе исследования было уделено изучению практики дистанционного обслуживания, предлагаемого на сайтах национальных библиотек. Ключевые слова: библиотечная цифровизация, библиотечные веб-сайты, библиотечные услуги, дистанционное библиотечное обслуживание, национальные библиотеки, общедоступные библиотеки. Abstract: The article presents the results of a study conducted by the Russian State Library and aimed at analyzing the processes of digitalization of public libraries. The researchers paid special attention to the study of remote services on the websites of national libraries. Keywords: library digitalization, library websites, library services, remote library services, national libraries, public libraries. Начало XXI века ознаменовано вступлением человечества в новую технологическую эпоху, в которой развитие и применение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) сопровождается системными изменениями во всех сферах современного социума. В научной и профессиональной литературе появился термин «цифровизация» (англ. digitization), под которым понимают «социально-экономический и научно-технический процесс широкомасштабного применения ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства, для создания предпосылок перехода <…> к информационному обществу» [1]. Необходимо подчеркнуть, что в данном контексте цифровизация означает не только перевод информации в «цифру» (данные), но и комплексное решение задач инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера на базе специально разработанных технологических платформ [2]. В нашей стране в соответствии с принятой Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» ведётся работа «по созданию необходимых условий для развития общества знаний, роста благосостояния и качества жизни граждан путём повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за её пределами»[3]. Перечисленные выше задачи являются более чем актуальными для развития библиотечного дела в России. С момента своего возникновения библиотека находится в числе социальных институтов, которые участвуют и организуют основные, наиболее важные социокультурные процессы, обеспечивающие существование и развитие информационного пространства. Естественным образом, современные библиотеки испытывают большое влияние процесса цифровизации [4], что получило свое отражение в Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года [5]. Проблематика изучения процессов цифровизации различных направлений библиотечного дела занимает значительное место в корпусе библиотековедческих исследований в нашей стране и за рубежом [6], [7], [8], [9]. Научные работники Российской государственной библиотеки (далее – РГБ) также неоднократно обращались к данной теме [10]. Кроме того, специалисты РГБ проводят мониторинг зарубежных публикаций о внедрении цифровых технологий в практику библиотек. В 2019 г. Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ было начато новое исследование, объектом которого стала современная общедоступная библиотека, а предметом – состояние и перспективы развития цифровизации общедоступных библиотек в контексте современных реалий построения цифровой экономики. Для изучения содержания библиотечной цифровизации был проведен содержательный анализ публикаций профессиональной печати за 2010–2020 годы, который показал, что процессы цифровизации пронизывают все основные направления деятельности современных библиотек: – формирование информационных ресурсов (сбор и собственная генерация), организация доступа к ним и их сохранение [11]; – организация библиотечного обслуживания пользователей [12]; – распространение информации и знаний путем библиографического информирования и культурно-просветительской деятельности [13]; – социокультурная деятельность, направленная на содействие повышению информационной и читательской культуры и организацию интеллектуального досуга [14]; – научное и методическое обеспечение библиотечной работы [15]; – управление библиотечной деятельностью и развитие кадрового потенциала [16]. Анализ документного потока, позволил также выявить, что основные направления библиотечной цифровизации обусловлены социальными функциями современной библиотеки, ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие [17]. На основе аналитико-синтетической обработки собранной информации были определены основные тренды библиотечной цифровизации: оцифровка фондов и создание мультимедийных ресурсов, роботизация библиотечных процессов [18], применение технологий мобильной связи [19] и внедрение технологий дополненной реальности [20], в том числе RFID-технологий. Особое значение они имеют для организации обслуживания пользователей, так как позволяют эффективнее реализовать принципы доступности, оперативности, экономичности и самообслуживания. Программа проводимого исследования предполагала анализ применения цифровых технологий в практике дистанционного обслуживания библиотек. Для решения этой исследовательской задачи было проведено обследование официальных сайтов 24 национальных библиотек (далее – НБ) 22 стран мира в период с 10.05.2020 г. по 28.11.2020 г. Среди них – 19 европейских библиотек (в том числе 3 НБ России), 2 североамериканские, 2 – из Австралии и Океании и 1 библиотека из Азии. Выбор объекта исследования был определен тем, что НБ представляют собой один из подтипов универсальных научных библиотек, и чаще всего имеют статус главной библиотеки страны, чья деятельность всегда отвечала потребностям общества в целом [21]. Определяя стратегию развития, многие современные НБ выбирают модель открытой библиотеки для всех слоев общества, как в ее физических границах, так и в виртуальном пространстве [22]. В рамках проводимого исследования понятие «дистанционное (виртуальное) обслуживание» рассматривалось в соответствии с действующим национальным стандартом как предоставление библиотечно-информационных услуг посредством ИКТ без обязательного присутствия пользователей в библиотеке [23]. В современных условиях незаменимым инструментом для организации дистанционного (виртуального) обслуживания является веб-сайт библиотеки, который используется в качестве виртуального представительства в Интернет-среде [24], выполняет роль современного канала доступа к разнообразным информационным ресурсам, созданным библиотекой, становится дополнительной площадкой для привлечения и обслуживания пользователей [25]. В ходе изучения сайтов НБ было выявлено, что внедрение цифровых технологий осуществляется для решения разных практических задач, возникающих при организации библиотечного обслуживания, в том числе: – информирование пользователей о библиотеке, ее ресурсах и услугах; – обеспечение доступности информационных ресурсов библиотеки; – предоставление дистанционных услуг. По результатам исследования было отмечено, что характерной чертой виртуального библиотечного сервиса, организованного на сайтах НБ, является возможность использования целого программного комплекса без установки дополнительных программ на компьютер пользователя (только с помощью браузера). По итогам обследования сайтов было выявлено около полутора десятков библиотечно-информационных дистанционных услуг, предлагаемых пользователям, и примерно столько же дополнительных цифровых сервисов, способствующих повышению комфортности библиотечного обслуживания, привлечению новых пользователей, укреплению имиджа библиотеки как современного информационного института [26]. Самыми распространенными сервисами оказались услуги доступа к собственным сетевым электронным ресурсам и онлайн-заказ (бронирование) документов из фондов библиотеки. Чуть более половины библиотек, чьи сайты были обследованы, предлагали услуги Виртуальной справочной службы и организовывали виртуальные выставки. Наибольшее количество традиционных библиотечных услуг, организованных с применением ИКТ, было выявлено на сайте НБ Новой Зеландии. На сайте этой библиотеки можно записаться в библиотеку онлайн, сделать предварительный онлайн-заказ (бронирование) документов из библиотечного фонда, получить виртуальную справку и доступ ко всем формируемым библиотекой базам данных, посетить виртуальную выставку, посмотреть библиотечный видеоурок и послушать тематический обзор, подготовленный с использованием мультимедийных средств. Среди дополнительных цифровых сервисов самыми распространенными можно назвать рекламные рассылки и информирование о месторасположении библиотеки с помощью технологий картирования, предоставляемых различными цифровыми платформами, а также комплексную услугу «Личный кабинет пользователя», в составе которой было выявлено от 3 до 13 различных технологических инструментов и возможностей, предлагаемых разными НБ. Наибольшее количество услуг, предлагаемых в Личном кабинете пользователя было выявлено на сайте НБ Дании. Зарегистрированные пользователи этой библиотеки имели возможность посмотреть статус своих заказов, продлить бронирование документов, произвести оплату услуг, сохранить историю и результаты поиска, а в разделе «Избранное» хранить не только библиографические записи, но и электронные копии фрагментов документов. Кроме того, пользователи могли оформить заявку на получение по электронной почте уведомлений о новых поступлениях по интересующей их теме и т. д. В ходе изучения сайтов было выявлено, что немногие НБ используют на сайтах технологии дополненной реальности, мобильной связи или предлагают скачать мобильные приложения для предоставления услуг. Лишь отдельные библиотеки используют цифровые технологии, позволяющие пользоваться предложенными на сайте услугами лицам с проблемами слуха или зрения. Учитывая опыт университетских библиотек, находящихся в авангарде библиотечной цифровизации [27], можно предложить несколько перспективных направлений применения цифровых технологий, которые обеспечат расширение возможностей дистанционного доступа к богатейшим собраниям книжной культуры, хранящимся в НБ, в том числе: внедрение мультимедийных технологий для продвижения информационных ресурсов и библиотечных услуг, а также для организации консультирования и обучения по вопросам пользования библиотекой. Другим стратегическим приоритетом цифровой трансформации НБ может стать внедрение технологий, обеспечивающих персонализацию библиотечных услуг, прежде всего для целевой аудитории НБ – научного сообщества. На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что библиотечная цифровизация – это процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных в различные сферы библиотечной деятельности, обеспечивающий условия для устойчивого развития библиотеки как социального института, необходимого обществу в период построения цифровой экономики. Процессы цифровизации пронизывают все основные направления деятельности современных библиотек. С внедрением цифровых технологий в библиотечную практику происходят качественные изменения форм и методов различных направлений библиотечной работы, способов коммуникации между библиотекой и пользователями, между разными библиотеками, между библиотечными и другими организациями (партнерами, поставщиками, органами власти и т. д.). При этом цифровизация является не только необходимым атрибутом современного библиотечного развития, но и одним из позитивных факторов, обеспечивающих реализацию социальной миссии современной библиотеки: быть твердым защитником культурного разнообразия, гарантом свободного доступа для всех слоев общества к качественным знаниям, информации и культуре. Список источников: 1. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. М. : Ин-т развития информационного общества, 2009. 160 с. 2. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербург. гос. эконом. ун-та. 2018. № 4 (112). С. 16–24. 3. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. Текст : электронный // Гарант : информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/71734878/ (дата обращения: 24.04.2021). 4. Тикунова И. П. Библиотека в контексте Четвертой промышленной революции: основные направления цифровизации // Библиотечное дело. 2020. № 2 (356). С. 21–26. 5. [Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года] : распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р. Текст : электронный // Электронный фонд правовой и научно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950 (дата обращения: 24.04.2021). 6. Редькина Н. С. Эффективные веб-технологии в деятельности библиотеки // Научные и технические библиотеки. 2017. № 3. С. 15–24. 7. Лопатина Н. В. Библиотека в культуре информационного общества // Обсерватория культуры. 2015. № 5. С. 27–31. 8. Baquee A., Sevukan R. Marketing of information products and services through library websites : an analytical study of Indian Central University Library. Текст : электронный // Library Philosophy and Practice. 2019. URL: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=6476&context=libphilprac (дата обращения: 24.04.2021). 9. Lane H. Augmented Reality in the Library – Gaming Welcome Week. Текст : электронный // Information Today Europe/ILI365. 2017. 2 November. URL: https://www.infotoday.eu/Articles/Editorial/Featured-Articles/Augmented-Reality-in-the-library-gaming-Welcome-Week-121498.aspx (дата обращения: 24.04.2021). 10. Самарин А. Ю., Тикунова И. П. Научная работа Российской государственной библиотеки: тематика и результаты // Научные и технические библиотеки. 2019. № 8. С. 5–19. 11. Козлова Е. И. Электронные ресурсы свободного доступа в контексте формирования библиотечного фонда // Библиотечные фонды: проблемы и решения : материалы XII Всерос. науч.-практич. конф. Челябинск, 2019. С. 48–53. 12. Нещерет М. Ю. Цифровизация процессов обслуживания пользователей в библиотеках – это уже реальность // Библиосфера. 2019. № 2. С. 19–24. 13. Тикунова И. П. Анализ современного состояния цифровизации научно-информационной деятельности в российских библиотеках // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международ. науч.-практич. конф. (21–24 апр. 2020). Ч. 2. М., 2020. С. 378–383. 14. Агеенко А. А. Библиотека в современном пространстве социокультурной коммуникации // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международ. науч.-практич. конф. (21–24 апр. 2020). Ч. 1. М., 2020. С. 10–13. 15. Акилина М. И. Научно-методическая деятельность в электронной среде: направления и тенденции развития // Методическая служба: между молотом и наковальней : II Всерос. науч.-практич. конф., 30 нояб. 2016 г., Санкт-Петербург : сборник материалов. СПб, 2016. С. 17–29. 16. Тикунова И. П. Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. 2019. № 86. С. 98–101. 17. Тикунова И. П. Основные направления библиотечной цифровизации // Румянцевские чтения – 2019 : материалы Международ. науч.-практич. конф. (23–24 апр. 2019 г.). Ч. 3. М., 2019. С. 141–145. 18. Нещерет М. Ю. Робототехника в библиотеке: аспекты применения // Вестник БАЕ. 2019. № 3. С. 68–73. 19. Савицкая Т. Е. Мобильные технологии в работе библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. 2020. № 4. С. 115–130. 20. Савицкая Т. Е. Технология дополненной реальности в библиотечной практике // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 3. С. 249–257. 21. Тюлина Н. И. Национальная библиотека: опыт типологического анализа. М., 1988. 183 с. 22. Тикунова И. П. Стратегии развития национальных библиотек: итоги исследования // Информационный бюллетень РБА. 2019. № 86. C. 131–135. 23. ГОСТ Р 7.0.103-2018. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. Текст : электронный // Электронный фонд правовой и научно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200161600 (дата обращения: 24.04.2021). 24. Кулева О. В. Формирование информационной структуры сайта библиотеки как эффективного инструмента взаимодействия в веб-среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03. Новосибирск, 2007. 22 с. 25. Бирюля И. Г., Тесля Е. В. Веб-сайты библиотеки // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. № 10. С. 129–136. 26. Тикунова И. П. Дистанционные услуги национальных библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. 2021. № 1. С. 80–88. 27. Савицкая Т. Е. Новые библиотечные услуги зарубежных библиотек в рамках проектов Digital Humanities // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международ. науч.-практич. конф. (21–24 апр. 2020). Ч. 2. М., 2020. С. 268–272. |