Авторская редакция

Мониторинг научно-информационной деятельности библиотек в сфере культуры и искусства: результаты анализа

Monitoring of scientific and informational activities of libraries in the field of culture and art: analysis results

II Международная научно-практическая онлайн-конференция «Информационный контекст культуры: ресурсы, технологии, сервис»
(Москва, 11-12 октября 2022 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Мониторинг научно-информационной деятельности библиотек в сфере культуры и искусства: результаты анализа / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Информационный контекст культуры: ресурсы, технологии, сервис : материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции (11-12 октября 2022 г.). – Москва, 2023. – С. 60-72.

Аннотация: В статье представлены результаты мониторинга научно-информационной деятельности библиотек в сфере культуры и искусства, проводимого специалистами Российской государственной библиотеки.

Ключевые слова: научно-информационная деятельность в сфере культуры, центральные библиотеки субъектов РФ, Российская государственная библиотека.

Abstract: The article presents the results of monitoring of scientific and informational activities of libraries in the field of culture and art, conducted by specialists of the Russian State Library.

Keywords: scientific and informational activity in the field of culture, central libraries of the subjects of the Russian Federation, the Russian State Library.

Начиная с 80-х годов прошлого столетия Российская государственная библиотека (РГБ) являлась организатором и координатором научно-информационной деятельности в сфере культуры, выполняла функции методического центра [1]. Сохраняя эту традицию, РГБ и сегодня продолжает мониторинг состояния этой деятельности в российских библиотеках [2].

В 2022 г. мониторингом были охвачены 53 библиотеки, которые в той или иной степени осуществляют научно-информационную деятельность в сфере культуры. В их числе 50 центральных библиотек (ЦБ) субъектов Российской Федерации (более половины всех ЦБ на момент проведения мониторинга) и 3 библиотеки вузов культуры и искусства (Казанского государственного института культуры, Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, Научная библиотека Тюменского государственного института культуры). В числе ЦБ – 14 национальных библиотек республик, 4 краевых, 29 областных библиотек, 1 библиотека автономного округа, 2 библиотечных учреждения городов федерального подчинения. Следует отметить, что 36 ЦБ (более двух третей респондентов, заполнивших анкеты) участвовали в мониторинге 2017 г. и еще 9 ЦБ – в анкетировании 2019 г.

Сбор данных в 2022 г. осуществлялся традиционно двумя методами: анкетирование и выборочное наблюдение (изучение) веб-сайтов библиотек. Анкета включала 17 вопросов полуоткрытого и открытого типов. Анкетирование было проведено с 27.07.2022 по 23.09.2022 в электронном дистанционном формате с помощью компьютерных технологий (с использованием Яндекс-формы), что позволило значительно сократить время на обработку данных. Анкеты с использованием цифровых технологий заполнили представители 43 библиотек, анкеты в традиционном формате заполнили и прислали по электронной почте сотрудники 7 библиотек. Для анализа также были привлечены материалы сайтов региональных библиотек, дополняющие и подтверждающие информацию, представленную в анкетах. Агрегирование собранной информации было проведено на основе анализа и комбинирования данных с помощью программы Excel.

Анализ полученных данных показал, что, как и прежде, в большинстве библиотек (за исключением ЦБ Вологодской и Смоленской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) научно-информационная деятельность по вопросам культуры и искусства организационно структурирована: в библиотеках функционируют от одного до шести подразделений, специализирующихся на информационном обслуживании представителей сферы культуры. Чаще всего в библиотеках функционируют по 2 специализированных подразделения (в 17 библиотеках) и в чуть меньшем количестве библиотек (в 14 библиотеках) – по 3 спецподразделения, в 12 библиотеках – по 1 структурному подразделению, 4 библиотеки распределяют эту деятельность среди 4 подразделений, в 1 анкете указано, что на этой деятельности специализируются 5 структурных подразделений, и в анкетах 2 библиотек указано по 6 структурных подразделений.

Данные анкет показывают, что среди структурных подразделений, специализирующихся на научно-информационной деятельности в сфере культуры и искусства, большую часть составляют отделы (секторы), осуществляющие информационно-библиографическую деятельность (в 36 библиотеках). В меньшем количестве библиотек этой деятельностью занимаются отделы (центры, секторы, залы) по искусству, в том числе отделы литературы по искусству, нотно-музыкальные отделы, отделы искусств, фонотеки и т. д. (в 28 библиотеках) и специализированные подразделения, осуществляющее методическую деятельность в сфере библиотечного дела (в 25 библиотеках).

Специализированные подразделения информации по культуре функционируют в 14 библиотеках. По сравнению с данными мониторинга 2017 г. количество этих подразделений сократилось почти в 2 раза (в 2017 г. выявлено 25 подобных подразделений, в 2019 г. – 21) [3, с. 14; 4, с. 40]. Среди них, как и прежде большинство составляют сектора (в 10 библиотеках), встречаются службы (в 2 библиотеках) и центры (в 2 библиотеках). Как и в прежние годы, в большинстве библиотек эти подразделения входят в состав других организационных структур: в 6 библиотеках (ЦБ Республики Марий Эл, Ставропольского края, Белгородской, Волгоградской, Кировской, Курской областей) – в информационно-библиографические отделы, в 2 библиотеках (ЦБ Владимирской, Ульяновской областей) – в отделы литературы по искусству, в единичных библиотеках – в справочно-информационный (ЦБ Кабардино-Балкарской Республики) или научно-методический отдел (ЦБ Алтайского края), отдел краеведения (ЦБ Краснодарского края).

В 2 библиотеках (ЦБ Республики Дагестан и Мурманской области) эти подразделения имеют статус самостоятельной структурной единицы. При этом Сектор информации по культуре и искусству ЦБ Мурманской области имеет сложную структуру и включает Зал искусств и Центр современного искусства. В наименованиях 8 из 14 специализированных подразделений информации по культуре сохранен научный статус распространяемой информации («сектор научной информации»). Как и в предыдущие годы, практически все библиотеки (за исключением 2 ЦБ) сохранили отраслевую специфику распространяемой информации («по культуре и искусству»).

Следует отметить, что в библиотеках сохраняется тенденция привлечения других структурных подразделений к научно-информационной деятельности по вопросам культуры и искусства, например: отделы обслуживания (в 5 библиотеках), краеведческие отделы (в 3 библиотеках), отделы редких книг (в 2 библиотеках), подразделения, занимающиеся созданием электронных ресурсов (в 2 библиотеках). В отдельных библиотеках эту деятельность осуществляют и Центр деловой и социально-правовой информации, и Отдел литературы на иностранных языках, и даже Отдел учета, регистрации пользователей и сервисных услуг (книжный киоск) и выставочный зал.

Сравнительный анализ данных мониторинга за пятилетний период показал, что в ряде случаев причиной привлечения этих подразделений к научно-информационному обеспечению деятельности в сфере культуры является ликвидация в структуре библиотек специализированных секторов (служб, центров) научной информации по культуре и искусству. Однако, анализ ответов анкет показывает, что сами респонденты признают негативное влияние принятых управленческих решений для организации деятельности по научно-информационному обеспечению сферы культуры и искусства (реструктуризация этой деятельности, перекладывание функций по ее выполнению на другие подразделения): в результате происходит сокращение объемов работы и снижение уровня ее качества, разрушается ее системность.

Среди 47 библиотек, которые ведут научно-информационную деятельность в сфере культуры и искусства, только 8 ЦБ (республик Карелия, Удмуртия и Чувашия, Ставропольского края, Калининградской, Мурманской, Самарской областей, г. Санкт-Петербурга) указали в анкетах, что эта деятельность включена в государственное задание. Однако, анализ видов государственных услуг (работ), в составе которых выполняется эта деятельность, а также показателей выполнения и качества этих государственных услуг и работ показывает, что сохраняется тенденция предыдущих лет: в большинстве случаев эта деятельность растворена в общем объеме библиотечных услуг и работ. Лишь в государственном задании ЦБ г. Санкт-Петербурга конкретизировано, сколько и какие мероприятия для информационного обеспечения конкретных групп специалистов сферы культуры должны быть проведены.

Анализ данных анкет демонстрирует традиционную приоритетность направлений деятельности по научно-информационному обеспечению в сфере культуры [5]. Так, среди 50 библиотек, ответивших на анкету, наиболее распространено справочное обслуживание (47 библиотек). Чуть меньшее количество библиотек (41 библиотек) формируют информационные ресурсы. Еще меньше библиотек занимаются подготовкой информационной продукции и проводят информационные мероприятия (соответственно 39 и 35 библиотек). Менее двух третей респондентов (26 библиотек) осуществляют избирательное распространение информации. Немногим более трети (17 библиотек) отметили, что осуществляют дифференцированное обслуживание руководителей. Всего 15 библиотек занимаются информационным сопровождение проектов, в том числе научных.

Среди респондентов (41 библиотека), занимающихся созданием информационных ресурсов по культуре, 38 библиотек формируют специализированные фонды. Среди них 13 библиотек формируют по 4–5 специализированных фондов. Большая часть библиотек (16 библиотек) формируют по 3 специализированных фонда. В 6 ЦБ формируют по два специализированных фонда, в 3 ЦБ – по одному фонду.

Наиболее распространены фонды аудиовизуальных документов (в 30 библиотеках), чуть менее распространены фонды литературы по библиотековедению (в 25 библиотеках) и фонды литературы по искусству (в 25 библиотеках). Фонды неопубликованных документов формируют в 22 библиотеках, фонды электронных ресурсов – в 17 библиотеках. Только 2 библиотеки (ЦБ Республики Татарстан и Мурманской области) формируют справочно-информационные фонды, и в одной библиотеке (ЦБ Курской области) создается фонд мультимедийных изданий.

В составе ресурсной базы по-прежнему важное место занимают специализированные базы данных (БД) по культуре и искусству [6]. Более двух третей библиотек (34 библиотеки) отметили в анкетах, что формируют специализированные БД по культуре и искусству. Традиционно наибольшую долю составляют библиографические БД (98 БД): их создают более половины библиотек (31 библиотека). По данным анкет, количество библиографических БД, формируемых в одной библиотеке, варьируется от 1 до 22. Подавляющее большинство библиотек (14 библиотек) ведут по 1 библиографической БД, в 5 библиотеках – по 2 БД, в 4 библиотеках – по 4 БД; в 3 библиотеках – по 3 БД; в единичных библиотеках формируют 7, 9, 11 и даже 22 БД. К сожалению, большая часть этих ресурсов (56%) доступна только в стенах библиотек, в том числе по причине служебного характера БД.

Среди библиографических БД, указанных в анкетах, больше всего было выявлено БД нотных коллекций (9 БД) и тематических БД (9 БД), чуть меньше – БД аналитической росписи статей по культуре и искусству (8 БД), отдельных видов аудио- и видеодокументов (6 БД), неопубликованных документов и малотиражных изданий по культуре и искусству (5 БД), литературы по библиотечному делу (2 БД), репродукций (2 БД). Следует отметить, что количество специализированных БД продолжает снижаться, и одной из причин этого процесса является общая тенденция объединения электронных библиографических ресурсов библиотеки для создания единой точки доступа к библиографическим данным и облегчения поиска пользователей необходимых ему документов.

В ходе мониторинга выявлено незначительное количество фактографических БД (16), которые составляют в 9 библиотеках. Среди фактографических БД значительную часть составляют календари знаменательных и памятных дат. К ним также можно отнести БД, представляющие сведения о библиотеках региона или объектах культурного наследия, краеведческие биографические энциклопедии и справочники о деятелях культуры и искусства регионов. Например, ЦБ Республики Саха формирует каталог нематериального культурного наследия. Многие из фактографических БД дополнительно содержат библиографическую информацию и полные тексты указанных источников.

Примерно такую же по численности группу составляют полнотекстовые БД (14 БД), подавляющая часть которых доступна в Интернет (10 БД). Полнотекстовые БД создают 8 библиотек (от 1 до 5 БД). Среди полнотекстовых БД можно выделить цифровые коллекции изданий или неопубликованных документов по культуре и искусству (например, сценариев), а также БД, посвященные отдельным видам искусства (например, театру, фольклору).

Самую малочисленную группу составляют реферативные БД (6), которые создают 2 библиотеки, в их числе БД отдельных книжных коллекций, имеющих большое историко-культурное значение.

Значительное место в информационном обеспечении сферы культуры продолжает занимать создание информационной продукции по культуре и искусству. По данным анкет выявлено, что в 2021‒2022 гг. этой деятельностью занимались 38 библиотек, в репертуаре которых выявлено до 7 различных видов информационной продукции. Большинство из них (12 библиотек) ограничивались тремя видами. Наиболее распространенным видом информационной продукции, выявленный в анкетах 33 библиотек, оказался календарь знаменательных дат.

Половина библиотек, приславших анкеты, (27 библиотек) занимались подготовкой библиографических пособий. Среди приведенных в анкетах примеров (37 пособий) выявлено больше списков (20 списков), чем указателей (17 указателей). Большинство пособий (31 пособие) относятся к тематическим и биобиблиографическим ресурсам, в том числе 9 пособий имеют рекомендательный характер и предназначены для широкого круга читателей, интересующихся вопросами культуры и искусства. Только шесть библиотек указали, что выпустили текущие ежегодные указатели (бюллетени, списки) поступлений новой литературы по культуре и искусству (ЦБ Республики Дагестан, Хабаровского края, Курганской области и Библиотека Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского), неопубликованных материалов по культуре и искусству (ЦБ Алтайского края) или издательской продукции библиотек региона (ЦБ Мурманской области). Две трети подготовленных библиографических пособий опубликованы в печатном виде (почти четвертая часть из них размещены на сайте в виде электронной копии или оригинал-макета), третья часть – создана в электронном виде и в большинстве своем представлена на сайтах библиотек.

Данные анкетирования показали, что 23 библиотеки составляли методические пособия. На основе анализа приведенных в анкетах примеров (43 пособия) выявлено, что две библиотеки (ЦБ Мурманской и Самарской областей) в течение ряда лет издают продолжающиеся библиотечно-информационные бюллетени для библиотечных специалистов. Большая часть пособий (28 пособий) издана в печатном виде, более половины из них (16 пособий) затем размещены в сети Интернет (на сайтах библиотек или в аккаунтах социальных сетей). Остальные пособия (15 пособий) существуют только в электронном формате в виде отдельных текстовых файлов или презентаций. Среди указанных в анкете примеров методических пособий можно выделить методические рекомендации (21 пособие); пособия, содержащие наряду с методическими рекомендациями библиографические и информационные материалы (19 пособий); пособия, в которых описывается опыт библиотечной работы (2 пособия) или представлена хроника библиотечной жизни (1 пособие).

По данным анкет, 13 библиотек продолжают заниматься подготовкой информационной продукции аналитического характера. Анализ 20 примеров, перечисленных в анкетах, продемонстрировал, что практически все аналитические обзоры (19 обзоров) посвящены библиотечной работе (исключение составили аналитические материалы о региональном книгоиздании, подготовленные ЦБ Кировской области): более половины обзоров (13 аналитических обзоров) составили ежегодные доклады о деятельности библиотек региона, остальное – аналитические материалы по отдельным направлениям или аспектам работы библиотек.

Всего 7 библиотек отметили в анкетах, что составляют тематические дайджесты (15 примеров). В трех библиотеках (ЦБ республик Коми и Чувашии, Курганской области) дайджесты выпускают в виде продолжающихся изданий. Большинство из указанных в анкетах примеров (10 примеров) адресованы библиотечным специалистам, 4 дайджеста – широкому кругу читателей и только один – составлен для деятелей культуры и искусства. Большинство приведенных примеров (9 дайджестов) выпущено в печатном виде, 6 дайджестов подготовлены в электронном формате и доступны в сети Интернет.

По данным анкет, 7 библиотек составляли тематические подборки, в том числе в электронном виде, размещая материалы на специальных страницах веб-сайтов библиотек, например, «Актуальный Достоевский: К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского» на сайте ЦБ Самарской области (http://old.libsmr.ru/portal/razdel.php?id=582).

Анализ анкет показал, что в 7 библиотеках велась работа по подготовке и изданию справочников, в том числе выявлено 5 статистических, отражающих библиотечную деятельность региона, и 5 биографических справочников, посвященных писателям, художникам или деятелям библиотечного дела региона.

В 2021‒2022 гг. 35 библиотек создали новые общедоступные Интернет–ресурсы по культуре и искусству. К сожалению, среди них незначительная часть ориентирована на профессионалов в области культуры и искусства. В рейтинге видов этих общедоступных сетевых ресурсов первое место занимают виртуальные выставки. Из 50 анкет в 18-ти было указано о создании виртуальных выставок, посвященных различным знаменательным и памятным датам, жанрам, видам или деятелям искусства. Только две библиотеки (ЦБ Чувашской Республики и Ульяновской области) оформляют на страницах своих сайтов выставки новинок литературы по культуре и искусству, размещая на них изображения обложек изданий, их библиографические описания и аннотации.

Тематические выставки в подавляющем большинстве случаев оформлены в виде электронных презентаций, содержащих текст и изобразительный материал, чаще всего – в виде слайд-шоу, за редким исключением – в виде PDF-файлов. Большинство презентаций сопровождаются музыкальным фоном, некоторые содержат фрагменты аудио- или видеозаписей обзоров выставленных книг. Отдельные библиотеки оформляют виртуальные выставки в виде веб-сайтов или веб-страниц, имеющих многоуровневую структуру и наполненных мультимедийным контентом, например, «Откроем вместе Эрмитаж» (https://project.orenlib.ru/ermitazh-otkroem-vmeste/index.html) ЦБ Оренбургской области или «Чувашская музыка на виниле» (http://www.nbchr.ru/sites/music/) ЦБ Чувашской Республики.

По данным анкет, в 11 библиотеках было создано 15 тематических сайтов. Большинство из них посвящены культурному наследию регионов, например, «Культурное наследие Чувашии» (http://nasledie.nbchr.ru/), или отдельному направлению искусства, например, «Галерея Добролюбовки. Арт-хроника. Имена» ЦБ Архангельской области (http://gallery.aonb.ru/), или отражают современную культурную ситуацию, например, «Культурная жизнь Крыма» (http://cultlife.crimealib.ru/) ЦБ Республики Крым. В числе сайтов, созданных в 2021–2022 гг., выявлено 3 сайта, нацеленных на методическое и информационное сопровождение деятельности библиотек регионов, например, «Портал библиотек Оренбургской области» (https://portal.orenlib.ru) или «Общедоступные библиотеки Республики Коми» (https://kollegam.nbrkomi.ru/). В 5 анкетах были выявлены вновь созданные тематические веб-страницы или разделы официальных сайтов библиотек, созданные для информационного обслуживания представителей сферы культуры и искусства, в том числе 3 веб-страницы для библиотечных специалистов.

По данным анкет было выявлено 20 электронных (цифровых) специализированных коллекций, сформированных и доступных на сайтах 9 библиотек. В их числе коллекции, посвященные театральному (4 коллекции), музыкальному (2 коллекции), изобразительному искусству (4 коллекции), кино (1 коллекция), искусству в целом (3 коллекции), а также литературному творчеству отдельных регионов (6 коллекций). Большинство коллекций (12 из 19) имеет краеведческих характер, например, коллекция «Александр Шуриц. Живописец, художник-график» (https://elibrary.ngonb.ru/catalog/shuritz/), созданная ЦБ Новосибирской области с целью популяризации и сохранения творческого наследия художника, ставшего символом изобразительного искусства современного Новосибирска. Остальные 7 коллекций отражают литературу об отечественном и даже зарубежном искусстве, например, «Театр, как свидетельство эпохи» (https://www.vounb.ru/?option=view_free_page&id=182), созданная ЦБ Волгоградской области при участии других библиотек России в рамках межрегионального историко-культурного проекта и содержащая более 200 книг и периодических изданий, раскрывающих историю русского театра.

Кроме собственных сайтов библиотеки используют социальные сети в качестве площадок для информирования о новых поступлениях в библиотечные фонды, памятных и знаменательных датах, предстоящих и прошедших мероприятиях и событиях культурной сферы. Всего выявлено 10 библиотек, имеющих 15 специализированных аккаунтов (в том числе 5 – для библиотечных специалистов) в 5 социальных сетях (10 аккаунтов в «ВКонтакте», остальные – в Facebook, Instagram, Telegram, WhatsApp), например: «Библиотекари Чувашии» (https://vk.com/club118462711) или «ART-book» Центра литературы по искусству ЦБ Рязанской области (https://vk.com/club160507470). На страницах аккаунтов размещаются не только дополненная иллюстрациями текстовая информация, но и мультимедийные презентации, видеоролики и аудиоподкасты.

Созданием и размещением в интернете видеороликов с презентациями новых поступлений литературы по искусству или видеозаписей лекций, экскурсий и интервью этой же тематики занимались менее десятка библиотек: ЦБ Республики Марий Эл и Чувашской республики, Владимирской, Иркутской, Калининградской и Смоленской областей. Так, в рамках проекта ЦБ Владимирской области «Творческие поиски: из писем художников» выполнены и размещены на YouTube-канале библиотеки (https://www.youtube.com/@user-yd5gg1mh1b/playlists) видеозаписи лекций о творчестве великих русских художников, музыкантов, писателей. На той же Интернет-платформе ЦБ Иркутской области разметила видеозаписи экскурсий по художественным экспозициям, организованным в собственном выставочном пространстве, (https://www.youtube.com/watch?v=X5Dv7IVSVwA&ab_channel=Molchanovka).

По данным анкет, создание подкастов по культуре и искусству освоили 4 библиотеки, в том числе ЦБ Белгородской и Воронежской областей, публикующие свои аудиозаписи на собственных аккаунтах социальной сети «ВКонтакте», а также ЦБ Республики Саха (Якутия) и Кузбасса, которые размещают аудиозаписи на собственных сайтах, в специальных разделах. Так, ЦБ Кузбасса формирует несколько коллекций аудиоподкастов, например: «Сквозь объектив» (https://kemrsl.ru/podkastyi-skvoz-obektiv/), посвященная киноискусству, или «Музыкальные магистрали» (https://kemrsl.ru/podkastyi-muzyikalnyie-magistrali/), содержащая обзоры по различным вопросам музыкальной культуры.

В ходе анализа анкет было отмечено, что только на сайте ЦБ Республики Саха (Якутия) «Блоги Якутии» (https://blogi.nlrs.ru/) ведутся блоги, анонсирующие мероприятия по вопросам культуры и искусства, информирующие об итогах их проведения, рекламирующие новые информационные ресурсы этой тематики.

Организация индивидуального или группового информирования всегда являлась обязательным направлением научно-информационной деятельности. Следует отметить, что наблюдается отрицательная динамика количества библиотек, ведущих подобное информирование по вопросам культуры и искусства. По данным анкетирования, немногим более половины библиотек (26 библиотек) продолжают применять такую форму обслуживания, как информирование в режиме избирательного распространения информации (ИРИ), и немногим более трети библиотек (17 библиотек) осуществляют дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР). По данным мониторинга 2019 г. этими видами информационной работы занимались соответственно 80% и 44% библиотек [4, с. 47].

Анализ анкет показал, что библиотеки по-разному организуют информирование в режиме ИРИ. Наблюдается самая разнообразная периодичность рассылки: по мере выявления запрашиваемой информации, один раз в год, один раз в полугодие, ежеквартально, ежемесячно и чаще. Наибольшую группу составили 9 библиотек, которые ежеквартально информируют своих абонентов. Только одна библиотека рассылает информацию еженедельно по 6 разным темам – ЦБ Чувашской Республики. Количество абонентов ИРИ у разных библиотек и по разным темам варьируется от одного до нескольких десятков, а иногда и более сотни индивидуальных и коллективных абонентов. Кроме аннотированных библиографических списков библиотеки рассылают дайджесты, электронные копии фрагментов текстов (статьи) по теме информирования, обзоры литературы или прошедших профессиональных мероприятий.

В рамках анкетирования 2022 г. была поставлена задача, выяснить, какие способы рассылки информации абонентам ИРИ применяют библиотеки. Оказалось, что 17 из 26 библиотек применяют более одного способа рассылки. Те библиотеки, которые ограничиваются только 1 способом рассылки, используют для этого возможности электронной почты. Следует отметить, что этот способ применяется практически всеми библиотеками (25 библиотек), значительно меньшее количество библиотек (13 библиотек) организуют информирование путем размещения постов в аккаунтах социальных сетей. Отдельные библиотеки начали использовать для рассылки информации такие интернет-сервисы, как WhatsApp или Viber, (8 библиотек), а также другие технологии мобильной связи – SMS (5 библиотек). Только одна библиотека пользуется для организации рассылок услугами обычной почтовой связи, и пока ни одна – не пользуется для ИРИ роботами.

Анализ данных продемонстрировал, что более половины библиотек, участвовавших в анкетировании, (35 из 50 библиотек) осуществляют массовое информирование пользователей. Наиболее распространенными формами этой деятельности остаются выставки новых поступлений и Дни информации (каждая из форм применялась в 23 библиотеках), в меньшем количестве библиотек были организованы Дни специалистов (в 18 из 50 библиотек). В качестве примеров можно назвать внестационарные выставки-просмотры, организованные ЦБ Архангельской области в рамках проекта «Книжный десант» для деятелей театра и филармонии; Дни информации, проведенные ЦБ Мурманской области, в том числе в режиме видеоконференцсвязи на платформе ZOOM («Современные подходы к организации деятельности театральных коллективов», «Информационные ресурсы библиотеки в помощь специалистам художественных направлений», «Новые формы работы с изданиями по искусству»); Дни специалиста для педагогов школ искусств в ЦБ Челябинской области («Дистанционное обучение в школах искусств»).

В 2021–2022 гг. 13 из 50 библиотек осуществляли информационное сопровождение проектов в сфере культуры и искусства, в том числе по организации и проведению фестивалей и лекториев, выставок произведений искусства, подготовке юбилейных изданий, а также реализации национального проекта «Культура» в части организации модельных библиотек. В рамках информационного сопровождения библиотеки готовили библиографическую информации, формировали подборки печатных и электронных материалов, оформляли книжные выставки, издавали информационно-методические пособия, составляли и распространяли рекламную информацию.

В ходе анкетирования 2022 г. особое внимание было уделено внедрению дистанционных (виртуальных) услуг, в том числе для представителей сферы культуры. Только 8 из 50 библиотек отметили в своих анкетах, что не предоставляют информационных услуг в дистанционном формате. Остальные библиотеки указали, что предоставляют от одной до 11 подобных услуг. Наибольшие по численности группы составляют библиотеки, оказывающие по 5 и по 6 услуг, (по 8 библиотек).

Из дистанционных услуг наиболее распространены среди библиотек справочно-библиографические услуги (34 библиотеки) и электронная доставка документов (28 библиотек). Библиотеки активно предлагают различного рода рассылки, в том числе библиографических списков новых поступлений в библиотечный фонд по темам, предлагаемым библиотекой (25 библиотек) или пользователем (24 библиотеки); информации о грантах и конкурсах для библиотек (23 библиотеки); электронных копий текстовых изданий по культуре и искусству, подготовленных в библиотеке, (16 библиотек); информации о содержании новых номеров отраслевых журналов (10 библиотек); обзоров культурных событий, отражаемых на страницах региональной периодической печати (9 библиотек); обзоров публикаций по вопросам культуры и искусства, размещённых на сайтах других библиотек (7 библиотек). В ассортимент дистанционного информационного обслуживания включены и такие услуги, как трансляции видеозаписей обзоров литературы (13 библиотек), индивидуальное информационное сопровождение «персонального» библиотекаря или библиографа (10 библиотек) и составление дайджеста по теме, предложенной пользователем, (10 библиотек).

Таким образом, исследование показало, что российские библиотеки продолжают научно-информационную деятельность в сфере культуры и искусства с разной степенью активности. Можно констатировать сохранение приоритетов среди направлений научно-информационной деятельности и создаваемых информационных ресурсов, Отвечая на вызовы времени, библиотеки внедряют в практику создания и продвижения ресурсов новые информационные технологии. Вместе с тем, продолжают проявляться и опасные тенденции в библиотечной деятельности, отмеченные по результатам мониторинга еще в 2017 г.: отсутствие в государственном задании конкретизации работ по научно-информационной деятельности в сфере культуры, отказ от организации целенаправленной деятельности по удовлетворению информационных потребностей представителей сферы культуры и искусства, расформирование специализированных фондов, прекращение мониторинга развития региональной культуры, увлечение электронными формами массового информирования и формами культурно-просветительской работы, ориентированных на привлечение массового потребителя культурных услуг и т. д. Дальнейшее развитие этих тенденций ведет к снижению объемов и качества информационной работы, а значит и к снижению роли центральных библиотек субъектов России в информационном обеспечении культурной деятельности регионов.

Список источников

1. Тикунова И. П. Росинформкультура: синергия коллективного труда // Библиотека. – 2018. – № 12. – С. 6–10.

2. Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Пашков дом, 2023. – 326 с.

3. Тикунова И. П. Научно-информационная деятельность библиотек в сфере культуры и искусства // Научно-техническая информация. – Сер. 1. Организация и методика информационной работы. – 2018. – № 7. – С. 16–20.

4. Тикунова И. П. Научно-информационная деятельность библиотек в сфере культуры и искусства: результаты мониторинга // Информационный контекст культуры: ресурсы, технологии, сервис : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Москва, 24-25 сентября 2019 г.). – Москва, 2021. – C. 39–52.

5. Тикунова И. П. Научно-информационная деятельность библиотек в сфере культуры и искусства: организационный и содержательный аспекты // Библиотеки в информационном обеспечении реализации государственной культурной политики : материалы X Всероссийского совещания руководителей служб информации по культуре и искусству, Москва, 3-4 октября 2017 г. – М., 2018. – С. 13–22.

6. Тикунова И. П. Анализ современного состояния цифровизации научно-информационной деятельности в российских библиотеках // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международной научно-практической конференции (21–24 апр. 2020). – Ч. 2. – М., 2020. – С. 378–383.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz