Авторская редакция
Правовые и организационные основы
работы с книжными памятниками в условиях региона
Legal and Organizational Bases for Working with the Book
Monuments in Regions
Правовые и организационные основы работы с книжными
памятниками в условиях региона [Текст]
/ И.П. Тикунова // Всероссийский семинар «Работа с книжными памятниками
центральных библиотек Приволжского федерального округа» : к 20-летию
отдела редких книг и рукописей Нижегородской государственной областной
универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина (Нижний Новгород, 26-27
июня 2013 г.) / Нижегородская государственная областная универсальная
научная библиотека им. В.И. Ленина ; [ред. коллегия:
О.Н. Лисятникова, О.А. Кузнецова, И.П. Тикунова ; сост.
А.О. Марьева]. − Нижний Новгород, 2013. – С. 11-19.
Уже более десятилетия работа по выявлению
и изучению, учету и сохранению книжных памятников в фондах библиотек, музеев и архивов, включена в число приоритетов государственной культурной
политики. В рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской
Федерации (2001−2010 гг.)[1] был реализован целый
комплекс мероприятий, обеспечивших организацию системной и масштабной работы с
особо ценными объектами книжной культуры.
Во-первых, была
актуализирована и расширена нормативная база. Кроме того, силами специалистов
федеральных библиотечных центров был разработан целый ряд межгосударственных и
национальных стандартов, унифицирующих основные термины, устанавливающих общие
подходы в деятельности по выявлению, учету и сохранению документов,
регламентирующих основные процессы обеспечения их сохранности, в том числе: ГОСТ
7.87−2003 «Книжные памятники. Общие требования»[2]
и ГОСТ 7.50–2002 «Консервация документов. Общие требования».
Во-вторых, реализация
Национальной программы позволила создать профессиональную среду для подготовки
библиотечных кадров, готовых и способных решать проблемы сохранения
библиотечных фондов и, в том числе, книжных памятников.
В-третьих, в результате активной работы федеральных
библиотечных центров по формированию кадрового потенциала и финансовой
поддержке со стороны государства начал формироваться круг участников второго
порядка из числа региональных библиотек и крупных библиотек других ведомств. На
территории 78 регионов России было выявлено более 500 учреждений, в фондах
которых хранится более 5 млн. рукописных книг и экземпляров печатных изданий,
обладающих свойствами книжных памятников. Центральные библиотеки более четырех
десятков субъектов Российской Федерации начали выполнять функции региональных
центров по работе с книжными памятниками.
Наконец были
сформулированы и подтверждены библиотечной практикой основные стратегические
направления работы, в комплексе обеспечивавшие сохранение особо ценных объектов
книжной культуры. В числе этих направлений – выявление и регистрация книжных
памятников, проведение консервационных мероприятий и страховое копирование,
обеспечение сохранности книжных памятников в процессе использования и
обеспечение безопасности этих документов.
В 2011 г. началась
реализация «Основных направлений развития деятельности по сохранению
библиотечных фондов на 2011–2020 гг.»[3], концептуально закрепивших
векторы фондоохранной работы на десятилетие. Успех в достижении поставленных в
этом документе целей, несомненно, зависит от участия не только федеральных
библиотечных центров, но и от активности регионов.
Правовую основу для
решения задач одного из этих направлений, нацеленного на выявление и
государственную регистрацию книжных памятников составляют нормы федерального
закона «О библиотечном деле». Принятый в
июне 2009 г., Федеральный закон
№ 119 «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле”» ввел термин «книжный памятник» в юридическую практику и впервые закрепил
правую норму о государственной регистрации книжных памятников.[4] В
2011 г. нормативное закрепление получила система государственной регистрации
книжных памятников. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3
мая 2011 г. № 429 утверждены Порядок отнесения документов к книжным памятникам,
Порядок регистрации книжных памятников, Порядок ведения реестра книжных
памятников. В этих документах были определены общие критерии и процедуры
отнесения к книжным памятникам и их регистрации, утвержден состав основных
элементов системы регистрации книжных памятников.
В 42 субъектах России федеральные правовые акты, регламентирующие
вопросы работы с книжными памятниками, дополнены юридическими нормами в составе
региональных отраслевых законов. При этом региональные законы не только
повторяют статьи федерального закона, но и вводят дополнительные нормы,
обеспечивающие сохранение книжных памятников, например:
− о создании
страховых копий книжных памятников;
− об обязанностях и
полномочиях региональных органов управления в сфере культуры в отношении
книжных памятников;
− о выделении
средств из областного бюджета на приобретение частных собраний;
− о праве библиотек
на установление залога при выдаче читателям книжных памятников или ограничений
на копирование, экспонирование и предоставление в пользование;
− о возможности
перераспределения фондов книжных памятников в случае плохого их хранения и т.д.
К сожалению, за редким исключением в региональных
законах регламентируется работа с книжными памятниками регионального уровня. Но
практически во всех случаях нормы о региональных книжных памятниках требуют
уточнений и дополнений, а также конкретизации исполнения в подзаконных актах (распоряжениях,
приказах, положениях, порядках, регламентах), утвержденных органами
исполнительной власти.
При подготовке изменений в региональные законы
необходимо помнить, что нормы о книжных памятниках регионального уровня должны
не исключать нормы о книжных памятниках федерального уровня, а дополнять их. Перечень подзаконных актов определяется организационными
основами работы с книжными памятниками и волей руководителей региона.
Для регионов с большим количеством фондодержателей
книжных памятников актуальным вопросом является создание регионального центра
по работе с книжными памятниками на базе одного фондодержателей. Процедура
присвоения статуса регионального центра по работе с книжными памятниками
осуществляется на региональном уровне.
Практика показывает, что чаще всего исполнение функций
регионального центра принимают на себя центральные библиотеки региона. Поэтому
одним из вариантов присвоения статуса регионального центра может быть включение
этого статуса в перечень функций центральной библиотеки региона, утвержденных в
региональном отраслевом законе. В этом случае Положение о региональном центре
утверждается руководителем библиотеки в случае, если для выполнения функций
регионального центра создается новое структурное подразделение.
Другой вариант возможен, если статус регионального
центра утверждается распоряжением органов государственной исполнительной власти
на основании норм федерального или регионального закона о регистрации книжных
памятников. В данной ситуации этим же распоряжением утверждается и положение о
региональном центре.
В практике встречается третий вариант, когда органы
власти тормозят или недостаточно осознают необходимость принятия решения о
присвоении официального статуса регионального центра. В этом случае организацию
и координацию работы по подготовке книжных памятников региона к государственной
регистрации может начать по собственной инициативе наиболее подготовленное и
обладающее ресурсным потенциалом учреждение. Руководитель этого учреждения
собственным приказом создает подразделение, выполняющее функции регионального
центра, и утверждает Положение о нем.
Если региональным законодательством закреплены нормы о
книжных памятниках регионального уровня, в
составе подзаконных актов могут быть следующие документы:
− положение
о книжных памятниках региона,
− положение
о региональном реестре (своде) книжных памятников,
− порядок
отнесения к книжным памятникам регионального уровня,
− положение
об экспертной комиссии по отнесению к книжным памятникам регионального уровня и
приказ, утверждающий ее состав.
Положение о региональном своде
книжных памятников можно утвердить на уровне учреждения, исполняющего функции регионального
центра, так как формирование регионального свода является одной из первоочередных
задач деятельности регионального центра и включает сведения обо всех книжных
памятниках, находящихся на территории региона.
Остановимся на некоторых аспектах реализации функций регионального
центра, среди которых:
- выявление и учет книжных памятников,
подготовка к государственной регистрации;
- научно-исследовательская работа по
проблемам книжных памятников;
- научно-методическая работа с
фондодержателями региона;
- информационное обеспечение работы с
книжными памятниками.
Регистрационно-учетная деятельность (выявление и учет книжных памятников,
подготовка к государственной регистрации) регионального центра начинается с
выявления в регионе учреждений и организаций (библиотек, архивов, музеев и т.д.),
в фондах которых хранятся документы и коллекции, обладающие свойствами книжных
памятников. Такую работу можно осуществить с помощью анкетирования, например,
используя вопросники, разработанные специалистами Российской государственной
библиотеки (далее ‒ РГБ). Другим эффективным способом выявления фондодержателей
является проведение или участие в проведении конференций и семинаров,
посвященных изучению и описанию фондов и коллекций редких книг. Результатом
таких мероприятий, как правило, становится установление и укрепление
профессиональных контактов, получение информации о составе фондов потенциальных
партнеров.
Для привлечения
других фондодержателей к деятельности по выявлению и учету книжных памятников
нужно быть готовым поделиться накопленной информацией, знаниями, приобретенными
навыками работы с редкой и ценной книгой, поэтому работу по созданию
регионального центра необходимо начинать с развития кадрового потенциала и информационных
ресурсов, укрепления профессиональных связей с РГБ (организационным,
методическим и координационным центром подпрограммы «Книжные памятники России»
Основных направлений развития деятельности по сохранению библиотечных фондов
Российской Федерации). Одним из способов накопления интеллектуального и
профессионального потенциала кадров может стать работа по изучению и описанию
собственного фонда редких и ценных книг.
Несомненно, привлечению других
фондодержателей будет способствовать лоббирование принятия региональных целевых
программ по сохранению культурного наследия или библиотечного (культурного)
развития и организация финансовой поддержки из внебюджетных источников (гранты,
финансирование по проектным заявкам и т.д.).
Следующим этапом
работы по выявлению книжных памятников можно считать проведение идентификации и
подготовку библиографического и научного (книговедческого) описания каждого
выявленного на территории региона документа, соответствующего критериям
отнесения к книжным памятникам или же составление справки о книжных коллекциях
(форма разработана РГБ).
Важным аспектом
работы с книжными памятниками на региональном уровне является организация их
учета: статистического, библиографического и государственного
(регистрационного). Библиографический учет можно осуществлять путем
формирования сводных каталогов (печатных или электронных). Для проведения
государственного (регистрационного) учета необходимо предоставить сведения о
книжных памятниках сначала в Общероссийский свод книжных памятников (далее ‒
Свод), подключившись к этой работе через координаторов Свода, а затем подать
заявку на регистрацию в Реестре книжных памятников.
Если в региональном
законодательстве закреплена норма о книжных памятниках регионального уровня, то
в обязанности регионального центра обычно входит деятельность по ведению
регионального реестра книжных памятников, предпочтительно в электронном
формате. В этом случае, одним из сложнейших вопросов будет выбор и освоение программного
обеспечения, в связи с тем, что все существующие автоматизированные
библиотечно-информационные системы ориентированы на машиночитаемую
каталогизацию современных книг на уровне издания и не учитывают особенности
описания старой книги, которую необходимо описывать и на уровне экземпляра.
Другим серьезным вопросом является выбор способа участия
других фондодержателей в формировании электронного регионального свода. Библиотечная
практика предлагает несколько вариантов:
− вариант «Web-каталогизация», предполагающий
участие в каталогизации в режиме удаленного авторизованного доступа при условии
наличия у исполнителя компьютерной техники, подключения к сети Интернет и установки
специального модуля или получения авторизованного доступа к системе;
− вариант «Машиночитаемая каталогизация», позволяющий
осуществлять каталогизацию в локальном режиме при условии наличия у исполнителя
компьютерной техники и установки необходимого для создания регионального свода
программного обеспечения;
− вариант «Опосредованная
каталогизация», позволяющий создавать библиографические записи в машиночитаемых
текстовых форматах или даже на специально разработанных бланках в электронной (в
формате Word) или печатной форме;
− вариант
«Каталогизация силами специалистов регионального центра», возможный при условии
доступа специалистов к книжным памятникам, хранящимся в фонде участника
сводного электронного каталога.
В рамках научно-исследовательской
работы по проблемам книжных памятников предполагается проведение исследований
по всем направлениям работы с книжными памятниками, в том числе: атрибуция и
идентификация отдельных рукописных и старопечатных книг, изучение истории и
реконструкция книжных собраний, подготовка сводных каталогов и каталогов
отдельных собраний и коллекций и т.д. При подведении итогов
научно-исследовательской работы и опубликовании ее результатов важным является
использование не только традиционных каналов распространения научной информации
(проведение научных мероприятий, публикации в профессиональной печати), но и
современных способов, предполагающих применение информационно-коммуникационных
технологий (участие в Интернет-конференциях и вебинарах, размещение материалов
на веб-сайтах, в блогах и других сетевых форматах).
Методическая
поддержка предполагает организацию обучения и повышения квалификации
специалистов других фондодержателей по различным вопросам работы с книжными
памятниками, оказание консультативной помощи, а также создание коллекции справочно-библиографических
и методических материалов, необходимых для идентификации старопечатной книги и
самообразования специалистов, работающих с ней. Значимым направлением этой работы
можно считать участие в разработке региональной и локальной нормативной документации,
регламентирующей выявление, учет, хранение и использование особо ценных
объектов наследия книжной культуры.
Информационное
обеспечение работы с книжными памятниками нацелено на введение в научный оборот
всей информации о книжных памятниках, хранящихся на территории региона, и
предполагает, прежде всего, организацию свободного доступа к информационным
ресурсам библиографического характера, а также создание и поддержку специального
сайта (или страницы на официальном сайте библиотеки) о книжных богатствах
региона и о деятельности, связанной с выявлением, изучением и сохранением
редких книг. Другим важным аспектом этой работы остается просвещение населения
по вопросам книговедения и истории книги, содействие сохранению лучших традиций
книжной культуры в обществе с помощью всевозможных форм библиотечной
пропаганды: создание музейных экспозиций и оформление книжных выставок редких и
ценных книг; участие в социальных акциях по продвижению книги и чтения;
выступления и публикации в современных средствах массовой информации (печать,
радио, телевидение, Интернет).
Для успешной реализации всех вышеперечисленных видов
деятельности необходимо иметь хорошо обученные кадры и материально-техническую
базу, позволяющую применять технологии, используемые для осуществления
государственной регистрации и обеспечения физической сохранности книжных
памятников как материальных объектов.