Авторская редакция
Актуальные проблемы государственной
регистрации
книжных памятников
Всероссийская научно-практическая конференция
«Книжные памятники в контексте современного социокультурного пространства».
Архангельск, 28-30 сентября 2010 г.
Актуальные проблемы государственной регистрации книжных памятников [Текст] / И.П. Тикунова // Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности : сборник статей : вып. 5 / Арханг. обл. науч. б-ка им. Н.А. Добролюбова. – Архангельск, 2010. – С. 13-18.
На современном этапе общественного
развития культурное наследие рассматривается как духовный, культурный,
экономический и социальный капитал любой страны. Наравне с природными
богатствами оно является мощным фактором устойчивого развития цивилизации. Поэтому
сохранение культурного наследия, значительную часть которого составляют книжные
памятники, становится одной из приоритетных направлений государственной
политики.
С 2000 г. работа по выявлению и изучению книжных богатств нашей страны ведется в рамках подпрограммы «Книжные
памятники Российской Федерации» Национальной программы сохранения библиотечных
фондов Российской Федерации.
На начало 2010 г. в Общероссийском своде книжных памятников содержится информация о 120 000 документах и 519
коллекциях, обладающих признаками книжных памятников, а также сведения о 481
учреждении, в чьих фондах хранятся эти документы и коллекции. Всего же, по
предварительным подсчетам, на территории России хранится не менее
5 млн. экз. книжных памятников, в том числе около 3 млн. старопечатных
книг до 1830 г.
В соответствии с
Федеральным законом «О библиотечном деле» (в редакции 2009 г.) для обеспечения государственной охраны книжные памятники должны быть зарегистрированы в
Реестре книжных памятников. Однако выполнение этой важнейшей для российской
культуры задачи сопряжено с решением целого ряда серьезных проблем юридического,
методологического и организационного характера.
Юридические проблемы
связаны с недостаточной разработанностью правовых норм, регламентирующих
регистрацию книжных памятников в Реестре книжных памятников.
На сегодняшний день определено,
что органом, уполномоченным регистрировать книжные памятники и вести Реестр,
является Министерство культуры Российской Федерации, но до сих пор не приняты
подзаконные акты, регламентирующие порядок отнесения к книжным памятникам,
порядок регистрации и порядок ведения Реестра книжных памятников. Это
затрудняет проведение подготовительных мероприятий среди фондодержателей
книжных памятников.
Отраслевой характер Федерального
закона «О библиотечном деле» ставит под сомнение обязательность участия в
регистрации книжных памятников музеев, а тем более архивов и других учреждений,
относящихся к другим ведомствам. Однако, следует помнить, что нормы Федерального
закона «О библиотечном деле» регулируют вопросы развития библиотечного дела России,
и распространяются на все библиотеки, независимо от их юридического статуса и
ведомственной подчиненности, а значит библиотеки музеев, архивов и других
учреждений ответственны за предоставление сведений в реестр об имеющихся у них книжных
памятников.
Проблемы методологического
характера связаны с конкретизацией понятия «книжный памятник», данного в современном
законодательстве. При этом следует остановиться на нескольких моментах.
Книжный памятник как любой другой памятник
представляет собой материальный объект, возникший в результате исторических
событий, представляющий собой историко-культурную ценность. Государственный уровень реестра книжных памятников
определяет уровень ценности регистрируемых объектов, другими словами, в реестр книжных
памятников будут включены сведения о документах и
коллекциях, имеющих мировой или федеральный уровень ценности.
В соответствии с Федеральным
законом «О библиотечном деле» книжные памятники подразделяются на единичные книжные
памятники и книжные памятники − коллекции. Каждый вид книжных памятников
требует особого подхода для определения критериев отнесения.
При выборе критериев
единичных книжных памятников учитывали, что книга является своеобразным
социокультурным феноменом, сочетающим духовное содержание с материальной формой,
поэтому ценность книжного памятника обусловливается не только ценностью его
внешнего воплощения, но и ценностью опубликованного произведения. При этом понятие
«книга» получает расширительное значение и охватывает широкий спектр видов
печатных изданий: газетные, нотно-музыкальные, картографические и
изобразительные издания и листовой материал.
Учитывая все перечисленные особенности
книги, для отнесения документов к единичным книжным памятникам предложено
использовать хронологический, социально-ценностный и количественный критерии.
Хронологическим критерием является
«возраст» книги, определяемый длительностью временного интервала между датой
выхода книги и настоящим временем. В соответствии с хронологическим критерием к
единичным книжным памятникам относят:
− все рукописные
книги до XIX в.;
− все экземпляры
отечественных изданий до 1830 г. включительно;
− все экземпляры
иностранных изданий до 1700 г. включительно.
Этот критерий позволяет воссоздать и
сохранить национальный репертуар русской печатной книги, которая издавалась в
период до установления системы обязательного экземпляра, а также наиболее
редкие иностранные издания до 1700 г. включительно.
Социально-ценностный критерий характеризует
книгу с точки зрения ее уникальности, мемориальности и приоритетности.
Социально-ценностный критерий применяется в качестве основного для отнесения к
единичным книжным памятникам документов, появившихся после 1830 г. Для изданий до 1830 г. – как дополнительные характеристики.
В результате, в соответствии с
социально-ценностным критерием к единичным книжным памятникам относят книги, в
которых получили отражение:
− наиболее
значительные достижения общественной, экономической, технической, научной,
культурной жизни России;
− выдающиеся
достижения научной и художественной литературы, первые издания которых
обусловливают значимость национального репертуара;
− яркие творческие
индивидуальности системы художественного мышления, определяющие появление
лучших иллюстрированных изданий;
− технические
достижения, на которые опираются замечательные образцы полиграфического
исполнения и т.п.);
а также книги,
бытование которых связано с жизнью выдающихся деятелей нашей страны.
Количественным критерием является
физическая редкость книги. В соответствии с количественным критерием к
единичным книжным памятникам относят документы, изготовленные или сохранившиеся
в малом количестве экземпляров на территории России. Количественный критерий
применяют только в сочетании с другими критериями. Исходя из этого, книжный
памятник не является синонимом понятию «редкая книга», а представляет наиболее
ценную часть редких книг.
При отнесении коллекций к книжным
памятникам − коллекциям осуществляется в соответствии с
социально-ценностным критерием.
В соответствии с указанным выше критерием к книжным
памятникам относят следующие коллекции:
− коллекции рукописных книг и/или экземпляров печатных изданий,
сформированные известными в истории учреждениями и организациями;
− коллекции рукописных книг и/или экземпляров печатных изданий,
сформированные выдающимися государственными или общественными деятелями,
выдающимися деятелями науки и культуры, а также особо ценные библиофильские
коллекции, независимо от социального статуса их владельца;
− тематические и видовые коллекции рукописных книг или экземпляров
печатных изданий, сформированные действующими библиотеками, музеями и архивами.
К сожалению, определение критериев отнесения
к книжным памятникам не облегчает работы по оценке каждого конкретного документа
или коллекции. Эта деятельность требует особых знаний и умений, высокой квалификации
работы с редкой и ценной книгой, поэтому окончательное решение об отнесении к
книжным памятникам с последующей регистрацией в Реестре будет приниматься после
проведения специальной экспертизы, осуществление которой относится уже к организационным
проблемам.
Проблемы организационного характера
связаны, с одной стороны, с масштабностью предстоящей работы и рассредоточенностью
книжных памятников по всей территории нашей страны, а с другой − с
кадровой ситуацией в библиотечной сфере и дефицитом специалистов высокой
квалификации для работы с книжными памятниками.
Для эффективного решения организационных
проблем работа по подготовке к регистрации должна быть подчинена следующим
принципам:
− поэтапность;
− кооперация и
координация трудовых и информационных ресурсов;
− сетевое
взаимодействие участников.
Поэтапность позволит распределить
временной ресурс и предполагает начать работу по подготовке и сбору данных о книжных
памятниках, сосредоточенных в крупных федеральных книгохранилищах, а также в
регионах, где деятельность региональных центров по работе с книжными
памятниками организована на высоком профессиональном уровне. В первую очередь будет
идти подготовка сведений о документах, относимых к книжным памятникам по
хронологическому критерию, а среди них − приоритет будет отдан наиболее
распространенным видам: старопечатным текстовым изданиям до 1830 г. и рукописным книгам до XVI в., а затем начнется регистрация нотных, картографических и
изоизданий. Принцип поэтапности прослеживается и в автоматизированной технологии
подготовки унифицированного описания книжных памятников: сначала создается
библиографическая запись на издание, все экземпляры которого относятся к книжным
памятникам, затем к ней присоединяют сведения об отдельных экземплярах.
Кооперация и координация трудовых и
информационных ресурсов обеспечат эффективное использование уже накопленного
интеллектуального потенциала и кадровых ресурсов. Для подготовки сведений,
необходимых для регистрации книжных памятников будет использоваться информация
из уже существующих баз данных и печатных каталогов.
К подготовительной работе будут
привлечены не только специалисты Российской государственной библиотеки, являющейся
координатором подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации», но и
федеральных библиотек, региональных центров по работе с книжными памятниками,
ряда крупных книгохранилищ страны.
Реализации этого принципа будет
способствовать использование информационно-коммуникационных технологий, которые
обеспечивают возможность работы по сбору и обработке сведений о книжных памятниках
в режиме удаленного доступа. При условии оснащения современным компьютерным
оборудованием и доступа к сети Интернет специалисты региональных центров могут принимать
активное участие в подготовительной работе.
Сетевое взаимодействие направлено на гарантированное
осуществление единой государственной политики в
отношении книжных памятников на всей территории страны, внедрение принципа кооперации
и координации работы по подготовке к регистрации книжных памятников. Сетевое
взаимодействие предполагает дальнейшее развитие деятельности
региональных центров, которые являются организаторами и координаторами работы с
книжными памятниками на своих территориях. Кроме того, развитие сети таких
центров будет гарантией укрепления системы подготовки квалифицированных кадров,
научно-методического и информационного обеспечения работы с этим видом
культурных ценностей. Это позволит минимизировать возможность ошибок при
отнесении документов к книжным памятникам, повысить качество подготовки
необходимых для регистрации документов. Научно-методическим и организационным
центром работы по подготовке книжных памятников к регистрации в реестре остается
Российская государственная библиотека.
Однако, реализация всех перечисленных
принципов, а также подготовка квалифицированных специалистов возможны только
при наличии стабильного финансирования этой деятельности из федерального
бюджета.
Таким образом, анализ потенциальных
проблем, связанных с осуществлением государственной регистрации, показывает их
серьезность и системность. Их эффективное решение потребует повышенного
внимания и участия не только руководителей и специалистов библиотек и иных
учреждений, хранящих книжные памятники, но прежде всего федеральных и
региональных органов исполнительной власти.