Тренинг
«Разработка
концепции развития библиотеки»
Цель:
- актуализировать знания руководителей среднего звена библиотеки по
вопросам стратегического планирования;
- сформулировать основные стратегические направления развития
библиотеки;
- выявить возможные проблемы развития библиотеки и учесть их при
разработке стратегического документа.
- определить их уровень готовности к восприятию новой
стратегической инициативы администрации библиотеки.
Задачи:
- Определить основные понятия и приемы концептуального моделирования.
- Определить основные структурные элементы концепции развития библиотеки.
- Определить основные элементы концептуальной модели библиотеки и
параметры их описания.
- Определить основные социальные группы, взаимодействующие с библиотекой,
выбрать наиболее приоритетные.
- Составить идеальную модель современной библиотеки.
- Провести сравнительный анализ конкретной библиотеки и построенной модели.
- Определить основные стратегические цели и задачи на ближайшую
перспективу.
- Определить основные механизмы их достижения.
Этап 1. Введение в тему
Задание 1. Метод мозговой
атаки. Каждому присутствующему попытаться закончить предложение в 2–3 словах:
«Концепция – это…», в котором дать определение понятию «Концепция» – 15 мин (1
мин. – на обдумывание).
Метод «Метаплан».
Напомнить этапы стратегического планирования – 5 мин.
Этап 2. Создание
концептуальной модели современной библиотеки
Задание 2. Метод мозговой
атаки. Работа в группах. Определить основные внешние факторы, влияющие на
развитие библиотеки, и оценить их значение на мировом, федеральном и
региональном уровнях. Заполнить табл.1 (10 мин – на обсуждение в группах).
Первая группа озвучивает свой вариант, остальные оппонируют – 20 мин.
Метод «Метаплан».
Напомнить основные функции современных библиотек – 15 мин.
Задание 4. Метод мозговой
атаки. Работа в группах. Выделить приоритетные функции для конкретной библиотеки и на их основе
сформулировать стратегические цели конкретной библиотеки, заполнить табл.2 (15 мин – на
обсуждение в группах). Вторая группа озвучивает свой вариант, остальные
оппонируют – 20 мин.
Метод «Метаплан».
Напомнить основные структурные элементы концептуальной модели библиотеки – 5
мин.
Задание 5. Метод мозговой
атаки. Работа в группах. Определить параметры характеристик одного из основных
элементов концептуальной модели библиотеки (информационные и культурные
ресурсы, МТБ, персонал) и описать их с позиций идеальной модели современной
библиотеки, выделяя наиболее существенную характеристику, заполнить табл.3. –
45 мин (15 мин – на обсуждение в группах).
Задание 6 (домашнее). Оценить
соответствие конкретной библиотеки характеристикам, соответствующим идеальной модели современной
библиотеки по 5-балльной системе, определить проблемные зоны и первоочередные
задачи по их устранению.