Главная страница -->  --> Современные концепции библиотечного развития: российский и зарубежный опыт

Авторская редакция

Современные концепции библиотечного развития:
российский и зарубежный опыт

Modern Concepts of Library Development:
Russian and Foreign Experience

Ежегодное совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек «Трансформация библиотек и библиотечных систем в современных условиях»
(Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека, 14-15 ноября 2018 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Современные концепции библиотечного развития: российский и зарубежный опыт [Текст] / И.П. Тикунова // Будущее библиотек в условиях цифровой экономики : материалы Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2018 г. – СПб, 2019. – С. 70-77.

Аннотация: В статье представлены краткие характеристики и итоги реализации концепций библиотечного развития отдельных регионов России, а также в Китае, Финляндии и Колумбии.

Ключевые слова: общедоступные библиотеки, Россия, Китай, Финляндия, Колумбия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование

Abstract: The article presents brief characteristics and results of the implementation of library development concepts in some regions of Russia, as well as in China, Finland and Colombia.

Keywords: public libraries, Russia, China, Finland, Colombia, strategic management, strategic planning

Теория и практика стратегического менеджмента доказывают что, чем стремительнее изменяется окружающая среда, и чем больше нарастают финансовые и другие трудности, тем важнее в принятии принципиальных решений исходить не из сиюминутных соображений, а из стратегических приоритетов, выработанных на основе глубокого изучения прошлого опыта и прогнозирования будущих тенденций.

К сожалению, в России на сегодняшний день отсутствует единая концепция библиотечного развития страны. И её не могут заменить документы, определяющие перспективы развития отдельных направлений деятельности библиотек («Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011–2020 годы» [1] и «Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011–2020 годы» [2], одобренные коллегией Минкультуры России в 2011 г.) или отдельных секторов современной библиотечной сферы («Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров» [3], утвержденная приказом Минобрнауки России в 2016 г.), так как многие актуальные проблемы библиотечного дела лежат вне зоны действия этих документов.

Цель данного обзора – определить основные цели и приоритеты библиотечного развития на примере отдельных территорий – субъектов РФ и отдельных иностранных государств.

Выявление отечественных концепций осуществлялось путем поиска информации в базе данных справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также на интернет-сайтах центральных библиотек субъектов России. Для анализа было выявлено всего 10 документов, разработанных и принятых на уровне субъектов Российской Федерации за последние 5–6 лет, срок действия которых заканчивается после 2018 г. и в которых представлены перспективы библиотечного развития.

Все эти документы условно можно разделить на 3 группы. В первую группу вошли стратегии или концепции развития культуры отдельных регионов (4 документа):

-       Стратегия развития культуры в Камчатском крае до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Камчатского края от 13.11.2010 № 555-РП, (в редакции 2013 г.);

-       Концепция развития культуры Ростовской области на период до 2020 года, утвержденная в 2012 г. постановлением Правительства Ростовской области;

-       Концепция развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года, утвержденная в 2013 г. постановлением Правительства Волгоградской области;

-       Концепция развития культуры и искусства в Кемеровской области на период до 2025 г., утвержденная в 2017 г. распоряжением Коллегии Правительства Кемеровской области.

В следующую группу были включены концепции развития библиотечного дела отдельных субъектов России (3 документа):

-       Концепция развития библиотечного дела Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г., принятая Коллегией Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2012 г.;

-       Концепция развития библиотечного дела Республики Карелия до 2020 г. и на период до 2025 года, утвержденная Приказом Министерства культуры Республики Карелия в 2015 г.;

-       Концепция развития библиотечного дела Оренбургской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области в 2017 г.

Последнюю группу составили концепции развития библиотек отдельных субъектов России (3 документа):

-       Концепция развития государственных и муниципальных библиотек Республики Бурятия до 2020 года, утвержденная Министерством культуры Республики Бурятия в 2014 г.;

-       Концепция развития государственных общедоступных библиотек и библиотек муниципальных образований Псковской области на период до 2020 года, принятая Псковской библиотечной ассоциацией в 2014 г.,

-        Концепция развития муниципальных библиотек Самарской области на период 2014–2020 гг., одобренная на областном совещании директоров муниципальных библиотек в 2014 г.

Большая часть этих концепций (7) разрабатывались до 2015 г., т.е. более 3 лет назад, и рассчитаны до 2020 г. или 2025 г. Только 2 концепции приняты в 2017 г. Из 6 концепции развития библиотечной сферы только 3 документа утверждены региональными органами власти (в республиках Карелия и Бурятия, Оренбургской области).

Анализ содержания стратегических и концептуальных документов показал, что в документах Камчатского края и Ростовской области определены только общие цели развития культуры, но в перечень задач включены задачи, определяющие библиотечное развитие. В концепциях Волгоградской и Кемеровской областях разработаны специальные цели для развития библиотечного дела.

В 3 концепциях развития библиотечного дела (Республики Карелия, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Оренбургской области) заявлено только по 1 стратегической (основной) цели. В остальных концепциях (Бурятии, Псковской и Самарской областей) стратегические цели или вообще не выделены в тексте документов, или сформулированы недостаточно четко.

Анализ документов о развитии сферы культуры демонстрирует, что библиотечное дело остается значимым сектором культуры, разделы, посвященные библиотечному делу, представлены на равных с другими секторами культурной отрасли, а в некоторых случаях разработаны даже более детально и глубоко. В большинстве анализируемых региональных документов основной целью библиотечного развития определено создание системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей свободный и оперативный доступ к информации, приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям. В то же время в ряде документов это предложение рассматривается в качестве средства решения социальных задач.

В большинстве из 10 анализируемых документов (за исключением концепции, принятой в Самарская области) с разной степенью конкретики и четкости сформулированы задачи развития, которые как минимум – определяют приоритетные направления развития или как максимум – способствуют достижению поставленных целей.

На основе анализа задач, представленных в стратегических и концептуальных документах российских регионов, можно утверждать, что в целом развитие библиотек регионов направлено на внедрение информационно-коммуникационных технологий и освоение интернет-пространства, развитие информационных, кадровых, материально-технических ресурсов библиотек и расширение социальной составляющей библиотечного обслуживания; совершенствование управления библиотекой, оптимизацию региональных сетей общедоступных библиотек и координацию с библиотеками других систем и ведомств. Определение стратегических направлений происходит внутри существующих блоков библиотечной инфраструктуры (фонды, кадры, материально-техническая база, сервисы).

К сожалению, оценить правильность постановки этих задач достаточно сложно. В предложенном наборе они в большинстве случаев определены без учёта имеющихся ресурсов и не позволяют решить многие выявленные проблемы на уровне отдельных регионов (даже самых богатых и благополучных).

Зарубежный опыт разработки концепций библиотечного развития невозможно представить в одном выступлении, поэтому для анализа выбран опыт нескольких стран: Финляндии, Китая и Колумбии.

Финляндия – страна, успешная в библиотечном развитии и имеющая большую практику стратегического планирования. Начиная с 2001 г. на территории Финляндии реализовано не менее 3 программ и стратегий библиотечного развития. Стратегии основываются на положениях библиотечного закона и правительственных программ.

В 2016 г. были приняты новый Закон о публичных библиотеках и Стратегия для публичных библиотек Финляндии «The Way Forward for Public Libraries (Движение вперед для публичных библиотек) на 2016–2020 гг.» [4]. Стратегия основывается на достижениях и традициях предыдущих этапов развития и предназначена для применения во всех библиотеках страны. Библиотечные услуги бесплатны в Финляндии. Библиотеки и их службы открыты и свободны для всех жителей, независимо от их материального благополучия, социального статуса или состояния здоровья. В библиотеке должно быть достаточно персонала, имеющего высшее образование, хороший опыт и знания в области библиотеки. Закон гарантирует реализацию прав публичных библиотек (в том числе на государственное финансирование) на то, чтобы выполнять важную работу в обществе и для общества.

Главная цель новой стратегии – в содействии развитию демократии и укреплении предпосылок для работы в быстро меняющейся среде. Основной лозунг стратегии: «Библиотеки – для граждан». Библиотечные возможности для граждан страны основаны на триаде: пространство – содержание (контент) – услуги, оказываемые обществу. В свою очередь, каждый элемент триады зиждется на принципиальных позициях, гарантированных государством и библиотечным сообществом [5].

Пространство характеризуют доступность, наличие, открытая сеть, технологии и мобильная библиотека; библиотечный контент предполагает наличие разнообразных материалов, представляющих новые знания и отобранных на основе компетентного мнения, а также постоянный рост и обновление; услуги должны быть бесплатные и одинаковые для всех, их предоставление гарантировано сотрудничеством всех библиотек страны и нацелено на поддержку общественных инициатив.

В стратегии определены основные ценности, на которых должна строиться повседневная библиотечная работа: равенство, ответственность, коллективизм, мужество, свобода слова. Как видно из перечня – это ценности гражданского общества. А уже в рамках этих ценностей ставятся цели второго уровня, к каждой из которых определяются принципы и необходимые мероприятия (задачи), которые позволят эти цели достичь. Например, для реализации ценности «Равенство» поставлено 4 цели:

-     каждый имеет право и навыки пользоваться информационными ресурсами;

-     каждый имеет право участвовать в общественной жизни и влиять на общество и окружающую среду;

-     каждый имеет доступ к  цифровой информации и литературе;

-     библиотечные коллекции легко находимы и сочетаются с другой информацией.

Достижение первой из перечисленных целей («каждый имеет право и навыки пользоваться информационными ресурсами») зиждется на 3 принципах (поддержка навыков работы с мультимедиа; опытность персонала; бесплатные услуги), а перечень мероприятий для ее достижения включает 6 пунктов:

-      обеспечение видимости (простоты нахождения) и легкой доступности консультационных служб

-      обновление библиотечного оборудования и программного обеспечения;

-      защита принципа бесплатности библиотек; 

-      распределение ответственности за поддержание онлайн-контента между сотрудниками;

-      забота о дополнительном образовании персонала;

-      внедрение опыта других библиотек.

В результате реализации стратегий библиотечные услуги являются наиболее часто используемыми культурными услугами в Финляндии, 50% всех граждан пользуются библиотекой не реже одного раза в месяц, а 20% - еженедельно. Девять из десяти респондентов считают, что библиотеки улучшили их жизнь.

Китай ‒ четвертая в мире страна по своим размерам и вторая – по экономическому развитию. С середины первого десятилетия XXI в. по инициативе государства в Китае было реализовано несколько крупномасштабных проектов, направленных на развитие библиотечной сети и прежде всего в сельской местности. Основная цель принимаемых мер – выравнивание дисбаланса между городом и деревней путем повышения культурно-образовательного уровня и преодоления информационной неграмотности местных жителей [6].

Основные задачи, решаемые в рамках этих проектов:

1.                Развитие библиотечной сети путем создания «модельных» библиотек разного типа, в том числе:

-      создание широкой сети многофункциональных культурных центров (культурных станций), нацеленных на продвижение чтения, осуществление просветительских программ, обеспечение культурного досуга и повышение информационной грамотности местного населения, а также оказание организационной и методической помощи близлежащим небольшим деревенским библиотекам и клубам;

-      расширение сети деревенских библиотек (в том числе открытие новых библиотек), соответствующих установленным стандартам по площади, объему фонда, набору услуг (с обязательным подключением к сети Интернет), штату и режиму работы.

2.                Информатизация сельских библиотек путем оснащения компьютерным оборудованием, подключения к сети Интернет, а также открытие общественных электронных читальных залов и объединение в централизованную сеть информационных ресурсов.

3.                Государственная поддержка бесплатного обслуживания всех слоев населения. В библиотеках бесплатными являются все услуги по предоставлению книг, газет журналов (на любых носителях), посещение читальных залов и пользование размещенным в них техническим оборудованием, абонемент (в том числе, межбиблиотечный), справочно-библиографическое обслуживание, доступ к электронным ресурсам, некоммерческие познавательные экскурсии и лекции для читателей и пр.

В результате этих преобразований в 2017 г. в стране функционируют около 587 тыс. сельских библиотек и читален, которые обеспечивают обслуживание 100% административных деревень и 98% территориальных деревень и общин, 99% сельских библиотек включены в централизованную библиотечно-информационную компьютерную сеть из 900 тыс. библиотечных единиц, возглавляемую Национальной библиотекой Китая. Благодаря внедрению новых стандартов деятельности и инновационных форм работы сельских библиотек небогатые деревенские жители получили возможность не только читать книги, но и приобрести базовые навыки использования информационно-коммуникационных технологий.

Колумбия ‒ страна, относящаяся к развивающимся странам со слаборазвитой экономикой, имеет достаточно интересный опыт библиотечных преобразований, проводимых по инициативе одного из муниципалитетов. В г. Медельине (административный центр департамента Антиокья, второй по значимости город Колумбии с населением в 2,5 млн человек), реализована концепция инновационного развития библиотечной сети, цель которой ‒ повышение качества жизни местного населения [7].

Для достижения этой цели администрацией города была поставлена сложная свехзадача ‒ создание в наиболее бедных и криминальных коммунах (районах) библиотечных парков – инновационных комплексов, включающих библиотеку с компьютерными залами, культурно-досуговый центр, парковое пространство и игровую зону для занятий с детьми.

Можно выделить три ключевых принципа концепции библиотечных парков. Первый принцип предполагает вовлечение жителей коммун в работу по созданию и функционированию библиотечных парков (принцип уважения к обитателю) и не только путем проведения мероприятий, интересных местному населению. С жителями местных коммун согласовывали архитектурный облик и места расположения будущих комплексов. При наборе рабочих для постройки зданий, а впоследствии и обслуживающего персонала комплексов, приоритет отдавался жителям районов, где создавался парк. Расход средств, выделенных на строительство, также контролировался советами коммун.

Второй принцип провозглашает: «Красота не является привилегией богачей». В соответствии с ним предпочтение отдавалось проектам, в которых использовались принципы «зеленой архитектуры». Появление ультрасовременных комплексов и обустроенных зеленых зон посреди городских трущоб имело целью создание психологически комфортной, дружелюбной к человеку среды и дополнительных возможностей для отдыха. А совокупность всех этих компонентов — изменить стиль жизни и поведение людей, дать им дополнительный импульс для культурного просвещения, самообразования, чтения книг и творческой самореализации.

И, наконец, третий ключевой принцип концепции библиотечных парков: «Культура – это право, а не привилегия», – требовал, чтобы все услуги были доступны для всех и полностью бесплатны.

Самый первый Библиотечный парк появился в декабре 2006 г., пожалуй, в самом бедном и криминальном районе Медельина Сан-Хавьер. К 2011 г. в Медельине было открыто уже 10 библиотечных парков, ни один из которых не повторяет другие. Наиболее грандиозным считается Библиотечный парк в районе Санто-Доминго (Испанский парк), созданный по проекту известного колумбийского архитектора Джанкарло Маццанти. Стоимость проекта составила 15 млн долларов, значительные средства на его осуществление выделила Испания. Согласно данным муниципалитета, услугами каждой из расположенных в парках библиотек ежедневно пользуются от 1 до 2 тыс. человек.

Результат проведенных властями реформ превзошел все ожидания. В 2013 г. Медельин был признан не только самым инновационным, но и самым читающим городом Латинской Америки. Уровень особо тяжких преступлений и преступлений, связанных с наркотиками, с 2004 по 2011 гг. снизился на 68% (с 1991 г. – на 90%), на 16% увеличилось число жителей окраин, считающих, что их жизнь улучшилась. В настоящее время концепция развития библиотек Медельина успешно реализуется не только в других городах Колумбии, но и в Перу, Мексике и Бразилии.

Результаты анализа зарубежного опыта показывают, что библиотечные стратегии направлены на развитие библиотеки как незаменимого элемента социальной инфраструктуры через предоставление пользователям современных информационных услуг, объединение в единую систему создания и использования ресурсов и активное участие в решении актуальных социальных проблем как мирового, так и локального характера. Залогом успешной реализации библиотечных стратегий является политическая воля органов власти развивать и использовать социальный институт библиотеки как общественное благо.

Список литературы:

1.     Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011–2020 годы : одобрены решением коллегии Минкультуры России от 29 нояб. 2011 г. № 16  // Информационный бюллетень РБА. 2012. № 62. С. 113–128.

2.     Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011–2020 годы : одобрены решением коллегии Минкультуры России от 29 нояб. 2011 г. № 16  // Информационный бюллетень РБА. 2012. № 62. С. 92-112.

3.     Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров : приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. № 715 // ГАРАНТ.РУ : информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71338750/ (дата обращения: 01.02.2019).

4.     New Library Act and New Strategy for Finnish Public Libraries / PirkkoLindberg // IFLA Public Libraries Blog. URL: https://blogs.ifla.org/public-libraries/2016/06/01/new-library-act-and-new-strategy-for-finnish-public-libraries/ (дата обращения: 01.02.2019).

5.     Libraries for Citizens. URL: https://www.kirjastot.fi/sites/default/files/content/yleisten-kirjastojen-suunta-2016-2020-web-en.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

6.     Барышева Е.А. Национальная цифровая библиотека Китая: на пути формирования единого культурного и информационного пространства страны // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 2. C. 189‒196.

7.     Барышева Е.А. Культура ‒ это право, а не привилегия: опыт развития библиотечной сферы в городе Медельине // Румянцевские чтения – 2018 : материалы международной научно-практической конференции (23‒25 апреля 2018 г.). Ч. 1. Москва: Пашков дом, 2018. С. 65‒69.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz