Главная страница -->  --> Слагаемые успешного обучения. Из опыта Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова

Слагаемые успешного обучения
Из опыта Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова

Тезисы

2-я Международная конференция
«Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов»
(Москва, 4-6 декабря 2001 г.)

Слагаемые успешного обучения. Из опыта Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова [Текст] / И.П. Тикунова // Перспективы развития непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов. − М., 2001. − С. 114-115.

  1. Р.Реванс, основоположник технологии «обучение действием» утверждал, что организация будет процветать до тех пор, пока темпы обучения будут больше или равны темпам изменений во внешней среде. Специалисты Архангельской областной научной библиотеки им.Н.А.Добролюбова (далее – АОНБ) активно участвовали в работе региональных, общероссийских, международных научно-практических конференциях, семинарах, учебных курсах, практикумов. Библиотека инициировала и организовывала на своей базе интересные образовательные мероприятия по отдельным темам библиотечной проблематики.
  2. Программирование библиотечных инноваций является мощным стимулом возникновения у библиотекарей потребности в получении комплекса новых знаний, изучении и освоении перспективного опыта библиотечной работы. В свою очередь, успех инновационной деятельности напрямую зависит от наличия команды профессионалов-менеджеров. Поэтому, выстраивая систему обучения персонала библиотеки в условиях ограниченных финансовых ресурсов, библиотека делала ставку на обучение руководителей среднего звена.
  3. Проект «Профессиональная стажировка в методических и крупных библиотеках г.Москвы руководителей и главных специалистов Архангельской областной научной библиотеки им.Н.А.Добролюбова» был нацелен на приобретение руководителями среднего звена библиотеки суммы профессиональных знаний, которые необходимы им для решения управленческих задач, обеспечивающих достижение стратегических целей развития библиотеки. Проект был реализован благодаря поддержке Отдела библиотек Министерства культуры РФ.
  4. В группу обучающихся были включены одиннадцать сотрудников библиотеки. При отборе администрация руководствовалась следующими принципами:

            Наличие высшего библиотечного образования;

            Наличие познавательной установки. Активный самостоятельный поиск решения актуальных профессиональных проблем;

            Перспективность дальнейшего участия специалиста в осуществлении важных направлений реализации программы;

            Готовность и способность к инновациям;

            Наличие желания пройти обучение.

  5. Совместное обучение библиотечных специалистов и начальника отдела реализации культурной политики комитета по культуре и туризму областной администрации способствовало не только установлению взаимопонимания в определении перспектив библиотечного развития в нашем регионе, но и обеспечило поддержку реализации Программы развития АОНБ, в том числе и финансовую.
  6. Соблюдая принципы андрологической модели обучения, в которой обучающемуся принадлежит ведущая роль, процесс обучения на всех его этапах был организован в сотрудничестве АОНБ и кафедры библиотековедения и информатики АПРИКТ. Содержание курса повышения квалификации по программе «Универсальная научная библиотека XXI века: социальные ориентиры, ресурсный потенциал, электронные технологии» включало наиболее важные темы в области менеджмента, отечественной библиотечной науки и практики. Перед участниками стажировки выступили известные теоретики и практики библиотечного дела, представители Министерства культуры РФ. Специалисты АОНБ познакомились с лучшими московскими библиотеками (РГБ, ВГБИЛ, ГПНТБ, ЦБС «Кунцево»), побывали в Тульской ОУНБ.
  7. Проведение занятий в небольшой аудитории за круглым столом создавало атмосферу доверительности и камерности, тем самым снимало барьеры между преподавателем и обучающимися, превращало лекции в диалог профессионалов. В результате, так называемые «программируемые» знания участники стажировки могли дополнять «постижением сути» с помощью вопросного метода, что значительно усиливало эффективность обучения. Таким же образом строились посещения библиотек.
  8. Методы контроля за качеством обучения подтвердили высокую результативность подобной формы обучения, позволившей за короткий срок добиться следующего:

            обновить профессиональные знания целой группы специалистов библиотеки;

            смоделировать коллективный образ современной областной библиотеки, ее социальной роли, стратегических целей и функций;

            познакомиться с опытом других библиотек, критически его переосмыслить, разработать и выдвинуть предложения по оптимизации деятельности своей библиотеки;

            установить многочисленные профессиональные контакты со специалистами других библиотек;

            повысить творческий потенциал работников АОНБ;

            создать положительный эмоциональный настрой членов группы, атмосферу радости от общения с коллегами.

    Кроме этого, у большинства обучающихся возникло желание заниматься инновационной деятельностью, желание работать вместе над решением общих проблем, как первый шаг на пути создания команды единомышленников, поддерживающих друг друга и совместно достигающих общих результатов.

  9. Каждый обучающийся смог реализовать три важнейших психических процесса: мышление, чувствование и «воление» (желание), таким образом, были созданы необходимые условия для практической реализации полученных знаний.

Hosted by uCoz