Авторская редакция

Формирование региональных сводов книжных памятников
как важное направление работы по изучению книжных собраний

III Межрегиональная научно-практическая конференция
«Книжные собрания Русского Севера: изучение, обеспечение сохранности и доступности»
(Архангельск, 2-4 октября 2013 г.)

Формирование региональных сводов книжных памятников как важное направление работы по изучению книжных собраний [Текст] / И.П. Тикунова // Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения сохранности и доступности : сборник статей : вып. 6 / Арханг. обл. науч. б-ка им. Н.А. Добролюбова. – Архангельск, 2013. – С. 9-18.

Выявление и изучение книжных памятников – одно из важных направлений деятельности по сохранению библиотечных фондов Российской Федерации. По предварительным подсчетам, на территории России в фондах нескольких сотен учреждений хранится не менее 5 млн. документов, обладающих признаками книжных памятников, в том числе - около 3 млн. старопечатных книг, изданных до 1830 г.

Деятельность по выявлению книжных памятников и подготовке их к государственной регистрации ведется уже более десяти лет в рамках подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации», Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2001−2010 гг.), а ныне − Основных направлений развития деятельности по сохранения библиотечных фондов Российской Федерации на 2011−2020 гг. Функции научно-методического и координационного центра реализации подпрограммы возложены на Российскую государственную библиотеку (далее – РГБ).

Итоги первых лет реализации мероприятий подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» показали, что для достижения успешных результатов этой крупномасштабной работы необходимо привлечение к участию всех учреждений, владеющих книжными богатствами страны.[1] Для выявления фондодержателей книжных памятников в российских регионах, привлечения их к работе по программе, а также с целью координации их участия по инициативе Министерства культуры Российской Федерации и РГБ в 2005 г. началось создание сети региональных центров по работе с книжными памятниками. Чаще всего региональные центры создавались на базе центральных библиотек субъектов России, где велась активная и планомерная деятельность по изучению редких и ценных книг.

В соответствии с Примерным положением о региональном центре по работе с книжными памятниками[2], разработанным специалистами РГБ, в обязанности каждого Регионального центра входит формирование регионального свода книжных памятников, а также обеспечение доступа к собранной в региональном своде информации путем размещения ее в сети Интернет. Методология и методика формирования региональных сводов была представлена в проекте Положения о книжных памятниках, который был разработан специалистами РГБ в конце 1990-х гг. и одобрен приказом министра культуры России от 22 июня 1998 г. N 341 «О формировании государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны», но так и не утвержден. В соответствии с этим проектом предполагалось, что региональные своды книжных памятников, как и Общероссийский свод книжных памятников, создаются как система электронных реестров фондов, а также книжных памятников всех уровней для осуществления государственной регистрации книжных памятников. В региональных сводах отражаются все фонды и все книжные памятники (коллекции и единичные) мирового, федерального, регионального и местного уровней, находящиеся на территории соответствующего региона.[3]

Своды формируются по одной схеме, имеют однотипное наполнение[4] и включают:

-      Реестр «Фонды книжных памятников», содержащий кумулятивные справки о составе и объеме фондов;

-      Реестр «Книжные памятники-коллекции», содержащий кумулятивные справки о создателях, владельцах коллекций, их содержании, объеме, уровне, источниках поступления;

-      Реестр «Единичные книжные памятники», содержащий сведения о книжных памятниках (краткое археографическое, библиографическое и книговедческое описание с обоснованием уровня социально-культурной значимости, указанием местонахождения и выдающихся особенностей).

К 2013 г. центральные библиотеки 42 регионов страны разместили на своих веб-сайтах сведения о книжных памятниках, выявленных на своих территориях (см. Приложение 1). Среди них – 19 библиотек, имеющих официальный статус регионального центра по работе с книжными памятниками; 22 библиотеки, выполняющие функции региональных центров без юридического закрепления этого статуса, и Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа – единственного субъекта России, где деятельность по ведению регионального реестра книжных памятников Ямало-Ненецкого автономного округа закреплена нормативно-правовым актом.[5] Силами этих библиотек выявлено более 600 фондодержателей книжных памятников, примерно столько же книжных коллекций и более 30 тысяч единичных книжных памятников федерального и регионального уровней; составлены справки о составе более двух третей выявленных фондов и примерно о 80% учтенных коллекций.

Анализ созданных региональными библиотеками Интернет-ресурсов о книжных памятниках показывает, что 39 библиотек целенаправленно занимаются формированием региональных сводов, а центральные библиотеки 3 регионов (Амурской, Волгоградской, Новосибирской областей) разместили на своих сайтах информацию о книжных памятниках региона, не используя понятие «региональный свод».

Большинство региональных сводов (28), представленных на библиотечных сайтах, до сих пор структурировано в соответствии с предложенными РГБ рекомендациями, и состоит из 3 реестров. Значительная часть региональных сводов (10) ограничена 2 реестрами: из них − 8 сводов (Республик Алтай, Коми, Тыва, Иркутской, Костромской, Нижегородской и Тульской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа) не содержат реестра «Фонды книжных памятников», а 2 свода (Красноярского края и Астраханской области) не имеют реестра «Единичные книжные памятники». Библиотеки, отказавшиеся от ведения реестра «Фонды книжных памятников», информацию о фондах, в составе которых хранятся книжные памятники, представляют на своих сайтах, в разделах «Держатели» (кроме Национальной библиотеки Ямало-Ненецкого автономного округа, которая вообще не дает такую информацию на сайте).

Особняком стоит Свод книжных памятников Чувашской республики, который не делится на реестры. На сайте Национальной библиотеки Чувашской республики выделены разделы «Держатели фондов» и «Коллекции редких и ценных изданий», в которых размещена информация о фондодержателях книжных памятников и выявленных особо ценных книжных коллекциях, а также предоставлена возможность поиска в сводном электронном каталоге редких и ценных изданий.

Как уже упоминалось выше, 3 библиотеки, выполняющие функции региональных центров по работе с книжными памятниками, на своих сайтах размещают информацию о выявленных книжных памятниках, не используя понятие «региональный свод книжных памятников». На сайтах центральных библиотек Амурской и Новосибирской областей представлены сведения о держателях книжных памятников и составе их фондов, а также о книжных памятниках − коллекциях, а на сайте центральной библиотеки Волгоградской области − только сведения о фондодержателях книжных памятников.

Основной причиной такого разнообразия является принятие в 2009 г. и уточнение в 2011 г. юридических норм «книжный памятник», «регистрация книжных памятников» и «реестр книжных памятников», отличных от предложенных в проекте «Положения о книжных памятниках». Понятие «книжный памятник» стало относиться не ко всем редким и ценным документам и коллекциям, а только к тем, которые «обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение»[6] и соответствуют утвержденным критериям[7]. Реестр книжных памятников стал самостоятельным элементом системы регистрации книжных памятников, а Общероссийский свод книжных памятников утратил деление на реестры и превратился в информационно-поисковую систему, «включающую в себя банк данных библиографического и книговедческого характера о документах и коллекциях, обладающих свойствами книжных памятников», и необходимую «для проведения процедуры отнесения к книжным памятникам» и дальнейшей регистрации в Реестре книжных памятников.[8]

По наполнению и способам представления информации самым единообразным можно считать реестр «Фонды книжных памятников». Во всех региональных сводах он включает перечни учреждений, имеющих в своих фондах книжные памятники, дополненные контактной информацией, а также справками о составе фондов, некоторые из них иллюстрированы фотографиями зданий или книжных памятников из этих фондов. Большая часть справок составлена в соответствии с рекомендациями РГБ. Многие справки снабжены ссылками на сайты этих учреждений, на веб-страницы с информацией о коллекциях, принадлежащих этим учреждениям и очень редко на веб-страницы с доступом к базам данных о редких книгах или электронным библиотекам.

Наиболее объемным по наполнению оказался реестр «Книжные памятники – коллекции» (кроме регионального свода книжных памятников Алтайского края, в котором этот реестр выделен, но не заполнен). По 2−10 коллекций включено в 16 сводов, по 11−20 коллекций содержится в 10 сводах, по 21−30 коллекций учтено в 6 сводах и в таком же количестве сводов представлено более чем по 30 коллекций.

При подготовке сведений о коллекциях большинство библиотек придерживалось рекомендованной РГБ формы описания коллекций. В редких случаях справки о коллекциях дополнены библиографическими списками коллекционных собраний или ссылками на страницу с доступом к электронному каталогу, содержащему записи на книги из состава представленной коллекции.

Вместе с тем, анализ учтенных коллекций позволил выявить распространенные методологические ошибки, связанные с формированием коллекций и отнесением их к книжным памятникам. Например, на сайте одной из библиотек среди книжных памятников − коллекций федерального уровня представлено 12 личных коллекций выдающихся российских исторических личностей, деятелей литературы и искусства, в составе которых от 1 до 4 книг; в другом региональном своде книжных памятников к книжным памятникам − коллекциям федерального уровня отнесена коллекция книг кириллической печати XVI−XX вв., не превышающая 300 томов.

В качестве одной из причин этих ошибок можно назвать недостаточная разработанность критериев отнесения коллекций к книжным памятникам. Практика работы по отбору коллекций для включения в Общероссийский свод книжных памятников показала, что необходимо ориентироваться не только на социально-ценностные критерии, утвержденные Приказом Минкультуры России от 3 мая 2011 г. № 429.[9] Для всех рассматриваемых книжных собраний важным признаком было коллекционное хранение, предполагающее размещение входящих в состав коллекции документов в одном месте. Для владельческих коллекций был также важен количественный критерий. Специалистами РГБ было предложено относить к книжным памятникам те коллекции, объем которых составляет не менее 50 объектов.

Несмотря на то, что проблема определения количественных границ таких понятий как «коллекция» и «книжный фонд» достаточно сложна и, возможно, трудно разрешима, первый из вышеперечисленных примеров, скорее всего, является результатом непродуманной организации коллекционного хранения редких книг и слепого копирования опыта крупных фондодержателей. В данной ситуации одним из вариантов исправления существующей ошибки может стать объединение всех книги из личных библиотек в одну коллекцию книг с экслибрисами с целью организации действительно коллекционного хранения и соблюдения рекомендаций по допустимому минимальному объему книжного собрания.

Для тематических коллекций, претендующих на присвоение статуса книжного памятника, существенным является признак репрезентативности, предполагающий всестороннее и полное раскрытие темы, которой эти коллекции посвящены. Поэтому большинство коллекций тех или иных групп старопечатных книг из фондов региональных библиотек, скорее всего, не получат статус книжного памятника, даже если в них хранятся редчайшие экземпляры рукописных или печатных книг, отнесенные к единичным книжным памятникам.

Следует также отметить, что в рамках современной нормативной базы подтверждением факта отнесения коллекции к книжным памятникам для последующей регистрации в Реестре книжных памятников, т.е. статуса книжного памятника федерального уровня, является внесение сведений о коллекции в Общероссийский свод книжных памятников.

Реестр «Единичные книжные памятники» оказался самым проблемным для формирования. Это подтверждает тот факт, что кроме 2 библиотек, отказавшихся включать в региональный свод этот реестр, еще 18 библиотек, хоть и выделили этот реестр в своем региональном своде, но ничем его не заполнили. Правда, 2 из этих 18 библиотек (центральные библиотеки Республики Тывы и Оренбургской области) фрагментарные сведения о документах, обладающих признаками книжных памятников, представили в других разделах на своих сайтах о книжных памятниках. А Донская государственная публичная библиотека со страницы с перечнем реестров Свода книжных памятников Ростовской области отсылает не к собственному реестру «Единичные книжные памятники», а на страницу с поисковым интерфейсом Общероссийского свода книжных памятников, где пользователь может найти сведения о всех включенных в него книжных памятниках из фонда этой библиотеки.

Отказ от ведения реестра «Единичные книжные памятники» связан с отсутствием единых методологических подходов и региональной нормативной базы, технологическими трудностями его создания и представления на сайте. Однако эти же проблемы породили и множество вариантов представления в Интернете накопленной в этих реестрах информации. Например, на 13 сайтах, в них размещены списки единичных книжных памятников (иногда только на уровне библиографических описаний изданий и без указания места хранения), на 8 сайтах представлены поисковые интерфейсы баз данных или электронных каталогов, содержащих записи о документах, обладающих признаками книжных памятников. К сожалению, многие из них плохо отлажены, поэтому не дают результатов, или не имеют словарей, что затрудняет поиск. На сайте «Книжные памятники Курганской области» на странице с реестром «Единичные книжные памятники» размещены ссылки на электронные копии печатных каталогов редких и ценных книг.

Анализ наполнения этого реестра показал, что 7 региональных центров, включают в него только книжные памятники федерального уровня, у остальных 12 библиотек (особенно у тех, кто начал формировать региональный свод до 2009 г.) этот реестр наполнен сведениями как о документах, обладающих признаками книжных памятников, так и о книгах, имеющих региональную социально-культурную ценность.

В соответствии с современным законодательством принятые на федеральном уровне нормативно-правовые акты о книжных памятниках регламентируют порядок отнесения к книжным памятникам тех документов и коллекций, которые «выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение»[10] для страны в целом. Вопрос о регистрации книжных памятников регионального уровня (как отдельных документов, так и книжных коллекций) должен решаться на уровне субъектов России. К сожалению, пока только в 2 субъектах Российской Федерации, где формируется региональный свод книжных памятников (Тульская область и Ямало-Ненецкий автономный округ), были закреплены законодательные нормы о книжных памятниках регионального уровня. В 7 регионах (Республики Карелия, Марий-Эл, Пермский край, Волгоградская, Костромская, Оренбургская, Ульяновская области) документы, регламентирующие выявление и учет книжных памятников, (Положение о книжных памятниках, Критерии отнесения к книжным памятникам) утверждены руководителями центральных библиотек субъектов России. В остальных регионах отнесение документов и коллекций к книжным памятникам регионального уровня, а также их описание и учет ведется по инициативе специалистов региональных центров.

Как показали результаты проведенного специалистами РГБ в 2013 г. анкетирования по проблемам формирования региональных сводов, 18 региональных центров имеют специально разработанные критерии для отнесения документов и коллекций к книжным памятникам регионального уровня. Более чем в половине случаев критерии имеют расплывчатые формулировки, не позволяющие объективно оценить историко-культурную значимость документа или коллекции, например: «К памятникам регионального уровня относятся документы, ценность которых определяется их значимостью для региона и населяющих его народностей».

Вместе с тем встречаются примеры четких формулировок хронологических критериев. Так, в соответствии с «Порядком отнесения документов к книжным памятникам Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2010 № 476-П к книжным памятникам регионального уровня относятся:

-      первые печатные издания, вышедшие до 1960-х гг., на языках малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа (на ненецком, селькупском и ханты языках);

-      первые описания территорий, входящих в современные границы автономного округа (исторические, географические, этнографические) XVIII−XIX вв.

К книжным памятникам, имеющим значение для Удмуртской Республики, относятся рукописные книги XIX-XX вв., изготовленные на территории республики; национальные издания 1831−1929 гг. и краевые издания 1869−1929 гг. включительно. В Республике Карелия статус единичного книжного памятника получат экземпляры первых изданий на языках коренных народов Карелии: на карельском языке, изданные до 1860‑х гг. (на кириллице) и с 1920-х по 1940 г. (кириллица и латиница), и на вепсском − до 1940 г. включительно.

Специалисты центральных библиотек Вологодской и Псковской областей считают единичными книжными памятниками регионального значения краеведческие рукописные и печатные документы по 1945 г. включительно. В Архангельской области к книжным памятникам регионального уровня относят более широкий круг документов: рукописные книги 1701−1917 гг. включительно; книги кирилловского шрифта 1831−1917 гг.; издания типографий Архангельской области 1831−1945 гг. А в Челябинской области репертуар книжных памятников регионального уровня дополняют рукописные книги XIX–XX вв.; экземпляры отечественных изданий 1831–1917 гг.; экземпляры иностранных изданий XVIII в.; местные издания, напечатанные до 1945 г.

Анализ социально-ценностных критериев, предложенных региональными библиотеками для отнесения документов к книжным памятникам регионального уровня, показывает, что в большинстве случаев использованы формулировки, утвержденные Приказом Минкультуры России от 3 мая 2011 г. № 429. В качестве иного примера можно привести критерий, предложенный в Архангельской области: к книжным памятникам регионального уровня относить издания, отмеченные дипломами областных конкурсов за лучшее художественное оформление и (или) полиграфическое исполнение. Такая же ситуация с критериями отнесения коллекций к книжным памятникам: практически все предложенные критерии не позволяют объективно оценить значимость коллекции без дополнительной экспертной оценки.

Таким образом, деятельность центральных библиотек субъектов России по выявлению и учету книжных памятников имеет достаточно много проблем и недостатков. Несмотря на это работа по формированию региональных сводов продолжается и уже сейчас имеет большое социальное значение.

Во-первых, включение книжных памятников в региональные своды является подготовительным этапом для осуществления их регистрации в Реестре книжных памятников. Выявление документов и коллекций, обладающих признаками книжных памятников, позволяет прогнозировать необходимые объемы работы, рассчитать и запланировать ресурсное обеспечение для сохранения наиболее ценных объектов книжной культуры.

Во-вторых, в ходе сбора сведений для региональных сводов происходит укрепление кадрового потенциала, т.к. осуществление этой деятельности не возможно без расширения числа участников и передачи или взаимообмена необходимыми профессиональными знаниями.

И наконец, ведение региональных сводов имеет большое историко-культурное значение. С одной стороны, они создают основу для реконструкции региональных книжных собраний разных исторических периодов, т.е. позволяют решать сложнейшую научную задачу – воссоздать модель развития книжной культуры региона. С другой − аккумулированная в региональных сводах информация в значительной степени обогащает общую историческую картину развития книгоиздания и книгораспространения в России и за рубежом, представляет несомненный интерес для исследования самых разнообразных проблем этнографии и истории, культурологии и филологии.


Приложение 1.

Список центральных библиотек субъектов России, размещающих на своих веб-сайтах сведения о книжных памятниках, выявленных на территории своих регионов

1.    Национальная библиотека им. М.В. Чевалкова Республики Алтай,

2.    Национальная библиотека Республики Бурятия,

3.    Национальная библиотека Республики Карелия,

4.    Национальная библиотека Республики Коми,

5.    Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна Республики Марий Эл,

6.    Национальная библиотека Республики Мордовия,

7.    Национальная библиотека Республики Саха (Якутия),

8.    Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Тыва,

9.    Национальная библиотека Чувашской Республики,

10.    Национальная библиотека Удмуртской Республики,

11.    Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова,

12.    Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина,

13.    Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края,

14.    Дальневосточная государственная научная библиотека,

15.    Амурская областная научная библиотека им. Н.Н. Муравьева-Амурского,

16.    Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова,

17.    Астраханская областная научная библиотека им. Н.К.Крупской,

18.    Белгородская государственная областная научная библиотека,

19.     Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького

20.     Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина,

21.     Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И.С. Никитина,

22.     Донская государственная публичная библиотека,

23.     Ивановская областная научная библиотека,

24.     Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского,

25.     Кировская областная универсальная научная библиотека им. А.И. Герцена,

26.     Костромская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской,

27.     Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К. Югова,

28.     Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева,

29.     Московская областная государственная научная библиотека им. Н.К. Крупской,

30.     Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина,

31.     Новосибирская государственная областная научная библиотека,

32.     Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина,

33.     Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской

34.     Псковская областная универсальная научная библиотека,

35.     Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского,

36.     Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина,

37.     Тверская областная Ордена «Знак Почета» универсальная научная библиотека им. М. Горького,

38.     Тульская областная универсальная научная библиотека,

39.     Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина,

40.     Челябинская областная универсальная научная библиотека,

41.     Ярославская областная библиотека им. Н.А. Некрасова,

42.     Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа.



[1] Хахалева Н.И. Формирование единой системы региональных центров России по работе с книжными памятниками // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2007. – № 41. − С. 8−9.

[2] Примерное положение о региональном центре по работе с книжными памятниками // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: нормативная и методическая база реализации. 2001-2010 гг. – М., 2011. – С. 156−159.

[3] Яцунок Е.И. Книжные памятники в культурном наследии России: современное состояние проблемы. − М., 2008. − С. 36.

[4] Там же.

[5] О книжных памятниках Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]: Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 476-П от 20 декабря 2010 года // Корпоративный библиотечно-информационный портал Ямало-Ненецкого автономного округа. − Режим доступа: http://libraries-yanao.ru/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=48&Itemid=600261. – Дата просмотра: 06.12.2013.

[6] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле”» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 23. – С. 7419–7421.

[7] Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестров книжных памятников: приказ Мин-ва культуры Российской Федерации от 3 мая 2011 г. № 429 // Российская газета. – 2011. – 22 авг.

[8] Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестров книжных памятников: приказ Мин-ва культуры Российской Федерации от 3 мая 2011 г. № 429 // Российская газета. – 2011. – 22 авг.

[9] Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестров книжных памятников: приказ Мин-ва культуры Российской Федерации от 3 мая 2011 г. № 429 // Российская газета. – 2011. – 22 авг.

[10] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле”» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 23. – С. 7419–7421.


Hosted by uCoz