Авторская редакция
Функциональная модель библиотеки общества знаний
в региональном контексте
A Functional Model of the Library of the Knowledge Society
in a Regional Context
Для цитирования:
Тикунова, И.П.
Функциональная модель библиотеки общества знаний в региональном
контексте [Текст] / И.П. Тикунова // Роль библиотеки в формировании
социально-культурного пространства территории : сб. науч. тр. /
Гос. публич. науч. техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН ; отв. ред. Е.Б. Артемьева. –
Новосибирск, 2009. – С. 97–105.
Технологическая революция,
обеспечившая высокий уровень развития информационных технологий и
распространение компьютерной техники, привела к многократному усилению значения
информации и знаний для общественного прогресса. По мнению ученых, современный мир
вступил в эпоху радикальных изменений основ общественного устройства – перехода
от постиндустриального общества к «обществу, основанному на знаниях (knowledge
society)»[1], базовыми
предпосылками которого становятся развитие информационно-коммуникационной
инфраструктуры, обеспечение всеобщего доступа к информации, являющейся
общественным достоянием, сохранение культурного и языкового разнообразия.
Происходящие в обществе
изменения являются мощными факторами трансформации современных библиотек, в
значительной степени влияющими на выбор миссии и социальных функций, подходов к
формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей,
развитию библиотечных технологий и персонала, модернизации традиционных и освоению
новых направлений деятельности.
Миссия библиотеки общества
знаний продиктована усилением значения информации и знаний для общественного прогресса.[2]
Она имеет несколько аспектов:
− содействие обращению и развитию накопленного
человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;
− сохранение документированного
знания как общественного достояния.
Отвечая на все возрастающую общественную потребность
воспроизводства и сохранения информации и знаний, обмена и доступа к ним, библиотека
общества знаний выходит на новый уровень накопления знаний, когда создается
единая мировая библиотека, способная обеспечить доступ к знанию, хранящемуся в
документированной форме в любом месте планеты. Она по-новому организует процесс
хранения документированного знания путем его фиксации на другом носителе.
Используя традиционный библиотечный инструментарий организации знаний,
модернизированный с помощью информационно-коммуникационных технологий,
моделируемая библиотека активно включается в процесс управления знаниями. Она
генерирует поток вторичной информации, расширяя спектр создаваемых ею видов
документов.
Стратегическими ресурсами построения
общества знаний являются творческий потенциал и интеллектуальное развитие
человека. В этих условиях неотъемлемой частью сохранения социального статуса
личности становится непрерывное образование, направленное на формирование умения
своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно
использовать новые знания и информацию. Библиотека будущего способствует
внедрению в общественную практику современных информационных технологий и
необходимых навыков поиска, освоения, оценки и переработки документированного
знания, тем самым стимулирует обращение знания, наращивает социальный познавательный
фундамент формируемого общества, обеспечивает ускорение процесса
пространственной диффузии документированного знания и его сохранение.
В новой социальной структуре возрастает потребность в
институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной
стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к
государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой – к
формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на
выявление подлинных интересов и потребностей человека. В ответ на это библиотека
общества знаний организует процесс социальной коммуникации как в реальном, так
и виртуальном пространстве. При этом она способствует освоению этого
пространства, оценке и включению его объектов в культурную практику.
Нарождающийся социум нуждается в выработке и
использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей,
их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных
представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии,
гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости
общественного устройства и т.д. Библиотека будущего общества становится
активным участником культурных событий международного, национального,
регионального и местного масштаба, проводником культурной политики отдельных
государств и региональных объединений.
Процесс утверждения единых мировых стандартов ведет к
размыванию границ национальных культур и унификации, которые в свою очередь
являются прямой угрозой для существования локальных культур и этносов.
Деятельность библиотеки общества знаний способствует развитию культурного
контента и сохранение культурной идентичности, закреплению в общественной
практике не только лучших образцов культурного наследия, но и культурных норм,
обеспечивающих устойчивое развитие общества.
Включение библиотеки инновационной модели в основные социокультурные
процессы общества знаний определяет ее полифункциональный характер. Ей присущи
кумулятивная и мемориальная, коммуникационная и информационная, образовательная
и социализирующая, культурная и когнитивная функции. Все они носят
равнозначный характер.
Благодаря выполнению кумулятивной функции библиотека способна
обеспечить концентрацию в одном месте знания, зафиксированного в разных по
форме документах, созданных разными авторами в разное время и в разных точках
пространства. Участвуя в формировании распределенного библиотечно-информационного
ресурса, она отвечает за аккумуляцию сегмента документированного знания,
специфика которого зависит от типа и вида библиотеки, ее целевого и
пользовательского назначения.
В рамках мемориальной функции библиотека общества
знаний решая актуальную задачу по обеспечению культурного разнообразия, организует
сохранение документов, которые создаются на территории обслуживания, отражают
историческое и культурное развитие этой территории. Включая в зону своей
ответственности сохранение цифрового наследия, библиотека становится гарантом
стабильности электронной среды, обеспечивая сохранение культурных текстов,
созданных в сети Интернет.
Реализуя коммуникационную функцию, она организует
доступ пользователей к документированному знанию независимо от их
социально-экономического статуса и местонахождения. При этом обеспечение доступности
рассматривается в контексте гарантии интеллектуальной свободы человека и как
непременное условие успешного образования и самообразования.
Когнитивная функция библиотеки нового общества отражает
участие в процессах управления знаниями и производства нового знания. Она предполагает
деятельность библиотеки по структурированию и систематизации интегрированного
знания (особенно в сетевой электронной среде), а также его обработку и
синтезирование. Будучи не только организатором знания, но и его творцом,
библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а
значит, становится строителем этого нового общества.
Библиотека общества знаний как структурный элемент
глобальной мировой библиотеки, не имеющей физических границ, обеспечивает
передачу информации о накопленном человечеством знании любому человеку без
временных, географических и иных ограничений. Ее информационная функция
приобретает ориентирующий, аналитический и оценочный характер.
В рамках социализирующей функции моделируемая
библиотека помогает пользователю приобщиться к миру знаний, учит
ориентироваться в нем, владеть инструментами поиска, систематизации и хранения.
Она способствует развитию способностей человека к самообразованию, к рефлексии,
к оценке собственной компетентности, к умению прокладывать путь от незнания к
знанию.
Библиотека нового общества становится необходимым
условием и основой для развития образования в течение всей жизни. Включаясь в
образовательную систему, она способствует формированию личности, социально
адекватной актуальным потребностям общества знаний, способной не только
получать, использовать и интерпретировать существующие культурные образцы в
русле норм и правил нового общественного этапа, но и создавать инновационные
культурные формы, новое знание.
Культурная функция библиотеки инновационной модели
предполагает распространение культурных образцов, обеспечивающих процесс
инкультурации человека, введение его в систему основных ценностно-смысловых и
нормативно-регулятивных установок культуры, в том числе информационной,
критериев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов
осуществления деятельности в формирующемся обществе знаний. Она является важным
звеном в системе просвещения населения (правового, экологического, художественного,
краеведческого). Реализация этой функции, с одной стороны, превращает моделируемую
библиотеку в социальный институт, гарантирующий воспроизводство национальной и
региональной культуры, с другой - придает библиотеке
статус места интенсивной межкультурной коммуникации, где формируются стандарты
понимания иных культур с удержанием их специфики и оригинальности.
Мир библиотек огромен. По оценочным данным, на
территории нынешних государств-членов Европейского союза имеется 90 000
библиотек [3], а всего, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается более
полумиллиона пунктов библиотечного обслуживания.[4] Все они едины в реализации
общественной миссии библиотеки как социального института, всем библиотекам
присущи в той или иной мере сущностные функции. Однако все они разнятся
значимостью этих функций и полнотой их содержания.
Особое место в этом мире занимают региональные
библиотеки. В России региональная библиотека – это крупнейшая публичная
библиотека субъекта Российской Федерации (республики, области, края, округа),
которой в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» присваивается
статус центральной библиотеки региона.[5] Специфика этого типа библиотек в
нашей стране всегда определялась региональным масштабом деятельности,
подчиненностью региональным интересам. Кроме того, отличительными особенностями
этих библиотек всегда были наличие максимально полного и универсального по
содержанию фонда, сбор, хранение и предоставление в общественное пользование
краеведческих документов и создание краеведческой библиографии, методическое
обеспечение работы общедоступных библиотек региона.[6]
Применение функциональной модели библиотеки общества
знаний позволяет определить новый вектор развития региональной библиотеки,
направленный на удовлетворение социальных потребностей нового общественного этапа.
В числе важных аспектов деятельности региональной библиотеки остается
краеведение, определяющее интерес внешнего окружения к любому региону и его
информационным ресурсам.
Реализуя кумулятивную и мемориальную функции,
региональная библиотека, прежде всего, формирует и сохраняет документированное
знание и информацию о своем регионе, на основе обязательного экземпляра
документов создает региональный сегмент национального
библиотечно-информационного ресурса. Собирая ресурсы, созданные разными
учреждениями и предприятиями региона, информируя о них или предоставляя их
пользователям, региональная библиотека участвует в создании информационного пространства
своей территории, обеспечивает его целостность.
Организуя и координируя создание регионального
распределенного библиотечно-информационного ресурса, она аккумулирует
универсальный фонд документов, отражающий современную картину научного знания,
обеспечивающий информационную поддержку развития региональной науки и образования.[7]
Региональная библиотека занимается «оцифровкой» своих
уникальных коллекций краеведческих документов, участвуя в национальных и
международных программах создания электронных библиотек. Создание электронных
краеведческих ресурсов, организация доступа к ним рассматривается региональной
библиотекой как включение в процесс формирования единого информационного
пространства страны. Электронные продукты региональной библиотеки, представленные
в сети Интернет, помогают создавать культурный контент, заполнять виртуальное
информационное пространство ресурсами на языках, отражающих культуру ее
региона.
Особую ответственность
несет региональная библиотека за сохранение памятников книжной культуры
культурного наследия региона и обеспечение доступа к нему. На ее базе
организуется работа по библиографированию, консервации и созданию страховых
фондов документов, относящихся к особо ценной части коллекций краеведческой
литературы и книжных раритетов.
Кроме формирования текущих и ретроспективных коллекций
документов, в том числе электронных изданий, региональная библиотека выполняет
аналитико-синтетическую обработку документальных потоков с формированием
широкого спектра взаимосвязанных научно-информационных продуктов. Реализуя
когнитивную функцию, она создает библиографические, проблемно-ориентированные и
полнотекстовые базы данных, мультимедийные издания, прежде всего краеведческого
характера, отвечает за формирование регионального сегмента в национальных
библиотечно-информационных ресурсах. Участвуя в международных, национальных и
межрегиональных проектах, направленных на развитие информационно-знаниевого потенциала,
библиотека преодолевает негативные последствия процессов регионализации,
обеспечивает вхождение своего региона в единое мировое информационное
пространство.
Производство краеведческого знания и просветительство
в области краеведения определяют ее роль в качестве активного субъекта
региональной культурной политики, направленной на включение богатейшего документального
наследия в образовательную и научную среду территории, на содействие
формированию у жителей региона чувства принадлежности к своему региону,
поддержку его культурной самобытности.
Выполняя информационную функцию, региональная
библиотека выступает для своей территории важным каналом информации о мировых
процессах в сфере науки и культуры. Она предоставляет своим пользователям
широкий спектр собственных информационных источников, а также доступ к
традиционным документам и цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки.
Внедряя элементы модели гибридной библиотеки, предоставляющей
библиотечно-информационные услуги в автоматизированном режиме, с помощью
электронных средств связи и через Интернет, библиотека стремится обеспечить
доступ к социально значимой информации и знаниям любому жителю региона.
Особое значение приобретает культурная функция. Как
культурный центр региональная библиотека:
- развивает и поддерживает изучение, сохранение,
распространение и защиту местной культуры;
- способствует распространению ценностей национальной
культуры и знакомству с другими культурами, воспитывает уважение к ним;
- содействует организации социального межкультурного
диалога;
- создает условия для индивидуального и коллективного
творчества.
В рамках культурной
функции библиотека своими средствами помогает индивидууму противостоять
деструктивным явлениям, привнесенным в жизнь общества процессами глобализации и
регионализации. В их числе – проявления национального и регионального
сепаратизма; культурная архаика и экспансия так называемой «массовой» культуры;
аномия и «черная культура», характеризующаяся разрывом связей между поколениями
и безмерным возрастанием потребительских желаний в материальной сфере.
Региональная
библиотека занимается распространением краеведческих знаний с целью воспитания
любви к родному краю, гордости за его богатое историческое прошлое.
Сосредоточенные в ней уникальные краеведческие фонды обладают с этой точки
зрения безграничным потенциалом. В стенах региональной библиотеки проходят
творческие вечера местных писателей, музыкальные и литературные концерты,
художественные выставки профессиональных и самодеятельных художников,
презентации новых краеведческих изданий, мероприятия, посвященные местным
деятелям культуры и искусства, краеведам, читателям и сотрудникам библиотеки.
Она оказывает информационную помощь любителям и профессиональным деятелям искусства,
в сотрудничестве с музеями организует выставки произведений признанных народных
мастеров, лучших образцов народного искусства.
Региональная
библиотека, с одной стороны, содействует формированию и развитию самобытности
местной культуры, поддерживает местные культурные традиции, с другой – отражает
все многообразие культур, способствует их продвижению, создает условия для
межкультурных коммуникаций, организуя встречи с представителями различных
культур, помогая изучать иностранные языки.
Социализирующая
функция региональной библиотеки получает новое звучание. Во-первых,
распространяя информационную грамотность и культуру среди жителей региона, она
повышает доступность и создает возможности для эффективного использования
существующих информационных ресурсов, и тем самым способствует повышению
ресурсного потенциала своего региона, обеспечению его конкурентоспособности.
Во-вторых,
продолжая традиции методического центра, выступая активным участником
формирования региональной системы непрерывного библиотечного образования,
библиотека способствует профессиональной адаптации библиотечных специалистов
своего региона к работе в условиях трансформации социального института
библиотеки и формированию нового профессионального сознания, обеспечивает
воспроизводство новых форм библиотечной работы.
Региональная библиотека становится
ресурсным центром для библиотек региона. Она стимулирует профессиональную
активность других библиотек региона и вовлекает их в реальное сетевое
взаимодействие. Региональная библиотека инициирует и координирует деятельность
по реализации целого ряда сетевых проектов, направленных на создание
информационно-знаниевого ресурса и организацию доступа к нему, активно влияет
на формирование региональной библиотечной политики. Она организует представительство
регионального библиотечного сообщества на всероссийских и международных
мероприятиях и является транслятором полученных новых профессиональных знаний в
профессиональную среду своей территории.
Таким образом, реализация предлагаемой функциональной модели
библиотеки общества знаний позволяет региональной библиотеке адекватно отвечать
на вызовы современного общества. Способствуя решению актуальных проблем
общественного развития, региональная библиотека способна стать важным фактором
социальных преобразований, определяющим структурным элементом нового общества.
Примечания
1. Дракер, П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная
волна на Западе. – М., 1990. – С. 71.
2. Федореева, Л.В. Библиотека как социальный институт в период социальной
трансформации: На примере формирования регионального
информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае : дис. ... канд. социол.
наук: 22.00.04. – Хабаровск, 2005.
3. Шиммон, Р. Роль и предназначение библиотек // Библиотечная столица. –
2004. – № 12 (26). – С. 3.
4. Всемирный Саммит по информационному обществу. – СПб., 2004. – С. 125.
5. О библиотечном деле : Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Библиотека и закон.
– М., 1996. – С. 43.
6. Акилина, М.И. Типологические функции универсальной научной: тенденции
изменений // Библиотека. - 1998. - № 11. -
С. 31-33; Степина, О.Г. Факторный анализ реализации программы развития
центральной библиотеки [региона] // Библиотечное дело - XXI век : науч.-практ. сб. - М, 2004. -
Вып. №1 (7). - С. 52.
7. Полознев, Д.Ф. О стратегии развития (концепции деятельности) областной
научной библиотеки // Информационный бюллетень РБА. - 2005. - № 36. - С. 9-11.