Главная страница -->  --> Методист XXI века: социальный портрет профессии

Авторская редакция

Методист XXI века: социальный портрет профессии

Ежегодное совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России
(Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека, 11-12 ноября 2020 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Методист XXI века: социальный портрет профессии / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Библиотечная профессия и научно-образовательная работа библиотек : материалы Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 11-12 ноября 2020 г. – СПб, 2021. – С. 88-92.

Методисты составляют особую группу в составе библиотечной профессии [1]. Они являются элитой библиотечных кадров, от которой зависит эффективное развитие библиотечного дела страны. Важное место в этой когорте занимают работники методических служб центральных библиотек субъектов России (далее – ЦБ). Именно от них зависит успешность реализации ЦБ функций координационных и методических центров по отношению к организациям, оказывающим библиотечные услуги населению на территориях регионов нашей страны [2].

Цель данного выступления – нарисовать социальный портрет работников современных методических служб ЦБ с тем, чтобы попытаться выявить проблемы развития этой профессиональной группы.

Источниковую базу исследования для формирования социального портрета составили данные, полученные в ходе исследования, посвященного изучению методических служб ЦБ и проведенного Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки в 2017 г. В ходе исследования были получены сведения о всех 376 работниках методических служб 80 ЦБ (94 % всех ЦБ), что говорит о высокой репрезентативности исследования [3].

Анализ полученных сведений показал, что несмотря на то, что в перечне должностей работников, занятых в библиотеках, имеется должность методист [4], более половины работников методических служб ЦБ (52%) занимают должности библиотекарей разных уровней, и только 17% работников методических служб ЦБ – должности методистов. Количественный анализ занимаемых должностей свидетельствует, что чаще всего работники методических служб ЦБ работают в должности главного библиотекаря, что оправдано их образованием, опытом работы и уровнем квалификации. К тому же включение этой должности в штатное расписание методических служб позволяет подтвердить высокий статус этой профессиональной группы более высоким окладом, чем у должности методиста.

В дальнейшем несмотря на должностное разнообразие мы будем называть методистами всех работников методических служб ЦБ.

Анализ собранных данных позволяет утверждать, что в конце второго десятилетия XXI века в методических службах ЦБ работают в основном люди в возрасте от 30 до 55 лет (58% всех методистов). Более трети от общего количества сотрудников методических служб составляет возрастная группа старше 55 лет (32% всех методистов), в том числе – работники в возрасте старше 65 лет, составляющие 6% всех методистов (среди них выявлены работники, родившиеся в 1939-м и даже в 1941 г.).

Базовые квалификационные требования к профессии методиста библиотеки всегда включали две позиции: высшее библиотечное образование и опыт библиотечной работы. По образовательному уровню большинство методистов ЦБ (72%) имеет высшее библиотечное образование, или высшее небиблиотечное и среднее библиотечное, или высшее небиблиотечное и профессиональную переподготовку по какой-либо библиотечной специальности.

По данным проведенного исследования, в ЦБ работают выпускники 18 вузов культуры. К сожалению, один институт из этого перечня уже перестал существовать, а некоторые из этих образовательных учреждений прекратили готовить библиотечных специалистов. Большинство методистов, имеющих высшее библиотечное образование, – выпускники наших старейших вузов: Московского государственного института культуры и Санкт–Петербургского государственного института культуры.

Распределение методистов по образовательным группам показывает, что те, кто имеют только высшее небиблиотечное образование или даже среднее специальное (небиблиотечное) составляют более четверти всех методистов (27%). Почти половину из тех, кто не получил библиотечного образования, (47%) составляют учителя, т.е. специалисты, умеющие обучать других людей. Причем третья часть этих учителей – предметники по русскому и литературе, т.е. способные грамотно излагать свои мысли.

Среди тех, кто не получил никакого библиотечного образования, 77% имеют библиотечный стаж более 3 лет. Однако, пятая часть тех, кто не имеет библиотечного образования, (23%) – не имеет и опыта библиотечной работы, так как они сразу были приняты на работу в методическую службу ЦБ.

Распределение методистов по стажу показывает, что 77% всех работников методических служб ЦБ имели стаж методической работы более трех лет. А среди тех (23%), у кого методический стаж менее 3 лет, более половины имеют библиотечное образование (62%) и почти столько же – большой стаж библиотечной работы (64 %).

Таким образом, несмотря на высокий образовательный потенциал методистов социальный портрет этой библиотечной профессии демонстрирует достаточно острую кадровую проблему:

  почти третья часть всех методистов (29%), хоть и имеют высшее и библиотечное образование и опыт работы, но уже достигли пенсионного возраста, и в т. ч. 24% всех методистов перешагнули возрастной рубеж в 65 лет;

  десятая часть всех методистов (6%) не имеет ни высшего профильного образования, ни опыта библиотечной работы.

Современные методисты осознают существующие кадровые проблемы развития методических служб: отсутствие кадрового резерва (100% всех методистов), старение кадров методических служб и их профессиональное выгорание (14% всех методистов).

Методисты называют целый ряд причин отсутствия претендентов заниматься методической деятельностью, которые можно условно поделить на три блока. Возглавляет рейтинг причин отсутствие квалифицированных кадров с высшим библиотечным образованием, являющееся следствием не только малочисленности выпускников вузов культуры или их нежелания после окончания вуза связать свою трудовую жизнь с библиотекой, но и того, что для устройства на работу в библиотеке не требуется профильное образование.

На втором месте из причин – низкий уровень привлекательности профессии методиста, определяемый с одной стороны – сложностью, большой нагрузкой и высокой ответственностью методической работы, особыми условиями труда (разъездной характер работы, ненормированный рабочий день), а с другой стороны – сравнительно низкой заработной платой и недооценкой труда методистов со стороны руководства и сотрудников библиотек, а также представителей органов власти.

Сами методисты считают, что для овладения их профессией недостаточно иметь профильное высшее образование и опыт библиотечной работы. В подтверждение достоверности разработанных отечественными библиотековедами профессиограмм методиста [5] по материалам исследования удалось выявить внушительный список профессиональных и личностных качеств, необходимых для методической работы, в том числе:

  умение креативно мыслить;

  обладание аналитическими способностями и владение навыками аналитической деятельности;

  владение навыками и методами научной работы;

  знание основ всех библиотечных процессов и практический опыт по разным направлениям библиотечной работы;

  умение оперативно принимать решения;

  высокий уровень грамотности;

  умения и навыки публичного выступления;

  способность к обучению и желание постоянного профессионального развития и т. д..

При этом, по мнению профессионалов, настоящими методистами становятся только в процессе работы, с приобретением профессионального опыта методического труда.

Наконец, третий блок причин определен отсутствием возможности для профессионального развития по своей специальности. Результаты проведенного исследования показывают, что только немногим более половины методистов (57%) обучались на базе учебных центров ДПО в течение 2013–2017 гг. Учебные центры дополнительного образования практически не предлагали специализированных образовательных программ для методистов, за исключением нескольких мероприятий, организованных как учреждениями ведения Министерства культуры Российской Федерации (дополнительная профессиональная программа «Методическая служба библиотеки в современных условиях», проведенная на Сахалине в 2014 г. тогда еще существовавшей Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма; ежегодные стажировки Российской национальной библиотеки для победителей конкурса «Библиотечная аналитика»), так и региональными образовательными центрами (краткосрочное повышение квалификации «Центр повышения квалификации работников культуры Удмуртской Республики» в г. Ижевске в 2014 г.) [6].

Настоящим спасением для методистов может стать развитие дистанционного обучения, позволяющее получать новые знания и обмениваться опытом с коллегами, не выезжая за пределы своего региона. Однако возможность подключения через Интернет к многочисленным профессиональным мероприятиям не гарантирует качества и системности предлагаемых знаний. Среди обилия предложений на рынке образовательных услуг практически не найти учебного центра, на базе которого можно было бы получить профессиональную переподготовку или пройти курс повышения квалификации по программе «Методика и технологии методической работы» [7].

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на высокий образовательный и возрастной потенциал методических кадров, наметилось существенное снижение числа методистов, имеющих библиотечное образование и опыт библиотечной работы; остро ощущается отсутствие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации методистов.

Выявленные в ходе исследования достаточно острые кадровые проблемы должны решаться прежде всего на государственном уровне. Залогом их успешного решения является:

  целевое финансирование реализации образовательных специализированных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации,

  объединение усилий федеральных и региональных библиотек по организации мероприятий, посвященных вопросам организации научно-методической деятельности в ЦБ;

  активное внедрение дистанционных форм профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Список литературы

1.  Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика : [cб. тр.]. – Санкт-Петербург : Профессия, 2004. – 366 с.

2.  Научно-методическая деятельность центральной библиотеки субъекта Российской Федерации : примерное положение : принято Конференцией РБА, XX Ежегодная сессия, 21 мая 2015 г. // Информационный бюллетень РБА. – 2015. – № 74. – С. 107–113.

3.  Тикунова И. П. Методические службы центральных библиотек регионов: вопросы организационного и кадрового обеспечения деятельности // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, № 1. – С. 103–109. – DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-1-103-109.

4.  Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» : приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 г. № 251н : (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 № 20835). Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114608/#dst0 (дата просмотра: 26.01.2021).

5.  Авраева Ю.Б. Методисты библиотеки: умения и возможности // Библиосфера. – 2013. – № 4. – С. 53-57.

6.  Акилина М.И.Образование и повышение квалификации методистов: по материалам исследования //Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, № 5. – С. 571-579.

7.  Тикунова И. П. Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. – 2019. – № 86. – С. 98–101.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz