Авторская редакция

Научно-методическое обеспечение деятельности российских библиотек: актуальные проблемы и приоритеты развития

Scientific and methodological support for the activities of Russian libraries: current problems and development priorities

Международная научно-практическая конференция «Румянцевские чтения – 2024». Круглый стол «Научно-методическое обеспечение деятельности библиотек: проблемы и перспективы»
(Москва, 23 апреля 2024 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Научно-методическое обеспечение деятельности российских библиотек: актуальные проблемы и приоритеты развития / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Румянцевские чтения — 2024 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (23—25 апр. 2024 г.). – Москва : Пашков дом, 2024. – Ч. 3. – С. 199–204.

Аннотация: В статье представлены результаты анализа проблем и перспектив развития научно-методического обеспечения деятельности российских библиотек в контексте реализации «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г.».

Ключевые слова: библиотечное дело в Российской Федерации, научно-методическая деятельность в библиотечном деле, Российская государственная библиотека, Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г.

Abstract: The article presents the results of an analysis of the problems and prospects for the development of scientific and methodological support for the activities of Russian libraries in the context of the implementation of the “Strategy for the development of librarianship in the Russian Federation for the period until 2030”.

Keywords: Librarianship in the Russian Federation, scientific and methodological activities in librarianship, the Russian State Library, “Strategy for the development of librarianship in the Russian Federation for the period until 2030”

В соответствии со «Стратегией развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г.» (далее – Стратегия), в которой зафиксированы основные задачи, направления и мероприятия государственной политики в области библиотечного дела, научная и методическая функции являются системообразующими для всей библиотечной отрасли [1, с. 45]. Важнейшие проекты национального уровня (формирование Национальной электронной библиотеки, модернизация сети общедоступных библиотек на основе создания модельных библиотек, выявление и регистрация книжных памятников, мониторинг состояния сохранности библиотечных фондов), а также другие актуальные направления библиотечной работы требуют научно-методического обеспечения для внедрения взвешенных научных решений в повседневную библиотечную практику.

Научно-методическая деятельность в библиотечной сфере нацелена на повышение эффективности работы библиотек (библиотечных систем) путем оснащения всех направлений, процессов, форм и методов библиотечной работы адекватными видами методической помощи на основе освоения результатов научных исследований, выявления, изучения и обобщения положительного опыта библиотечной работы; способствует формированию единой системы организации библиотечного обслуживания населения конкретной территории и (или) отдельной сети библиотек страны, а также обеспечивает обмен успешными профессиональными практиками.

Круг библиотек, оказывающих научно-методическую поддержку российским библиотекам, достаточно широк. Крупнейшими научно-методическими центрами страны являются национальные библиотеки Российской Федерации, на деле подтверждающие законодательно закрепленный за ними статус, в том числе – Российская государственная библиотека [2, с. 58–67]. Федеральные библиотеки ведения Министерства культуры Российской Федерации, выполняя функции методических центров страны, специализируются на решении важных социальных задач [3–5]. На федеральном уровне методическую функцию также выполняют крупнейшие библиотеки или информационные центры других ведомств, располагающих разветвленной сетью библиотек (учебных, медицинских, сельскохозяйственных и др.) [6–7].

Важнейшее значение имеет региональный уровень научно-методического обеспечения, позволяющий учитывать конкретные потребности библиотек. Центральные и другие государственные общедоступные библиотеки субъектов Российской Федерации выступают научно-методическими и координационными центрами региональных библиотечных сетей, в состав которых входят как общедоступные библиотеки, так и библиотечные учреждения других ведомств [8]. Методическую функцию выполняют и центральные (межпоселенческие) библиотеки муниципальных образований.

Как отмечено в Стратегии, развитие научно-методической деятельности во многих регионах страны сдерживается рядом факторов:

– дефицит кадров, способных выполнять сложные методические и исследовательские задачи;

– недостаточная степень разработанности современных подходов к исследовательской и методической работе в условиях быстрого развития цифровых технологий;

– недостаточное финансирование научных исследований и методических мероприятий, ведущее к их резкому сокращению [1, с. 45].

К перечисленному выше следует добавить такие проблемы, как:

– недостаточная степень координации учреждений, участвующих в организации научно-методического обеспечения деятельности российских библиотек;

– недостаточно развитая нормативная правовая база для реализации статуса библиотечного научно-методического центра;

– отсутствие во многих библиотеках, участвующих в научно-методической деятельности, специализированных подразделений, нацеленных на осуществление этой деятельности.

Для решения выявленных проблем необходимо:

– совершенствовать организацию научно-методической деятельности в библиотечной сфере России с целью создания системы научной и методической поддержки деятельности библиотек всех уровней и ведомственной принадлежности;

– обеспечить внедрение качественных результатов проводимых научных исследований в управленческую деятельность, практику, образовательные и научные процессы;

– сформировать правовые, кадровые и организационные условия для эффективного использования и развития потенциала научно-методической деятельности;

– привести в соответствие современным требованиям материально-техническую и информационную базы для осуществления научно-методической работы в российских библиотеках.

В соответствии с поставленными задачами можно выделить следующие основные направления для оптимизации научно-методического обеспечения:

– совершенствование организации научно-методической деятельности,

– сохранение и развитие кадрового потенциала научно-методической деятельности,

– создание современной информационной инфраструктуры и развитие материальной базы научно-методической деятельности,

– укрепление сотрудничества в сфере научно-методического обеспечения.

Совершенствованию организации научно-методической деятельности будет способствовать осуществление таких мер, как:

– укрепление нормативной правовой базы для решения ключевых проблем научно-методического обеспечения и усиления механизмов координации научно-методической деятельности;

– разработка и реализация федеральных и региональных проектов, направленных на исполнение мероприятий, обозначенных в «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 г.»;

– включение в состав государственного задания всех федеральных и центральных региональных библиотек государственных услуг (работ) по научно-методическому обеспечению развития библиотек;

– развитие универсальных, отраслевых и специализированных федеральных библиотек как центров повышения квалификации библиотечных специалистов;

– разработка и внедрение системы показателей эффективности и критериев работы, направленной на научно-методическое обеспечение деятельности российских библиотек.

Для сохранения и развития кадрового потенциала научно-методической деятельности важно:

– организовать подготовку и переподготовку кадров для осуществления научно-методической деятельности на базе вузов культуры, а также библиотек, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;

– организовать проведение образовательных мероприятий по повышению квалификации методистов, стажировок и профессиональных обменов по вопросам организации научно-методического обеспечения;

– обеспечить регулярное проведение всероссийских совещаний и научно-практических конференций по вопросам организации научно-методического обеспечения деятельности библиотек;

– сформировать систему стимулирования (в том числе материального) работников специализированных подразделений научно-методической деятельности за достижение высоких результатов труда и стремление к профессиональному росту.

Для создания современной информационной инфраструктуры и развития материально-технической базы научной и методической деятельности необходимо:

– сформировать общедоступную для специалистов российских библиотек систему информационного обеспечения по вопросам научно-методической деятельности, содержащую в том числе печатные и сетевые электронные издания, библиографические, полнотекстовые и фактографические базы данных;

– обеспечить выделение субсидий на приобретение российскими библиотеками профессиональных научных и научно-практических печатных изданий;

– провести информационно-техническое перевооружение подразделений учреждений, осуществляющих научно-методическое обеспечение деятельности российских библиотек;

– обеспечить внедрение сетевых (телекоммуникационных) форм организации научно-методической деятельности.

Для укрепления сотрудничества в сфере научного и методического обеспечения важно организовать взаимодействие между научно-методическими центрами, в том числе путем:

– создания новых правовых и организационных механизмов, направленных на повышение уровня межведомственного взаимодействия библиотек, образовательных и научных организаций, участвующих в научном и методическом обеспечении деятельности российских библиотек;

– использования возможностей профессиональных общественных организаций в качестве площадок для межведомственного взаимодействия, выявления и поддержки профессиональных инноваций, экспертной оценки и продвижения эффективных практик.

При оптимистичном сценарии реализации перечисленных выше мероприятий будут созданы благоприятные условия для формирования эффективной системы научно-методического обеспечения деятельности российских библиотек.

 

Список источников

1. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Информационный бюллетень РБА. 2021. № 92. С. 35–49.

2. Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография. 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2023. 326 с.

3. Веденяпина М.А. Адвокат, методист, аналитик… : кем является для коллег главная детская библиотека страны // Библиотека. 2020. № 1. С. 6–12.

4. Российская государственная библиотека для слепых в 2021 году. Методическая деятельность : [публичный отчет / Российская государственная библиотека для слепых]. Москва, 2022. 16 с.

5. Захаренко М.П. Научно-методическая поддержка публичных библиотек: из практики Российской государственной библиотеки для молодежи // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. 2017. № 1. С. 54–57.

6. Иванченко. Д.А. Школьные библиотеки и стратегия развития библиотечного дела : вместе или порознь? // Современная библиотека. 2022. № 2 (122). С. 12–16.

7. Артемьева Е.Б., Мандринина Л.А. Информационно-методическое сопровождение библиотечной деятельности: опыт Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Вестник культуры и искусств. 2019. № 3 (59). С. 7–18.

8. Тикунова, И.П. Методические службы центральных библиотек регионов: вопросы организационного и кадрового обеспечения деятельности // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 1. С. 103-109.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz