На правах рукописи

Концептуальная модель современной библиотеки:
социально-философский анализ

Conceptual Model of Modern Library:
the Social-Philosophical Analysis
(The author's abstract of the dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of philosophy)

Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Рукопись] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук : [специальность] 09.00.11 − Социальная философия : защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». − Архангельск : [б.и.], 2007. − 18 с.

Актуальность исследования.

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая - с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

Степень изученности проблемы.

Проблема глобальных изменений в обществе и развития информационной цивилизации находит отражение в значительном количестве работ в рамках концепций постиндустриализма. В работах Д. Белла, Ф. Махлупа, Э. Тоффлера, М. Кастельса, П. Дракера подчеркивалась центральная роль информации и знания в общественном развитии, констатировался ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации, закладывались основы для развития концепций обществ знаний.

Среди российских ученых, исследующих проблемы трансформации современного общества, необходимо отметить А.И. Ракитова, Г.Б. Клейнера, А.Я. Эльянова, В.Л. Иноземцева, В.П. Нечипоренко, И.А. Мальковскую, Т.Г. Богатыреву, Н.Н. Покровскую и др.

Проблемы социокультурного развития применительно к условиям переходных систем, трансформации и модернизации общества получили развитие в работах П. Бурдье, М. Кастельса, К. Ясперса, М.Н. Эпштейна и др.

Разработке проблемы системности общественной жизни посвящены работы П. Сорокина, Г.П. Щедровицкого, А.А. Пелипенко и др. Проблематика, связанная с особенностями функционирования социальных институтов в условиях построения нового общества, находит свое отражение в работах Ю. Хабермаса.

Проблематика культуры как общественного процесса, ее социальных функций имеет глубокие философские традиции. В этой связи необходимо назвать работы П. Сорокина и Э. Гуссерля. Дальнейшее развитие она получила в работах В. Библера, В.М. Межуева.

Библиотека как культурный феномен, как социальное явление рассматривается в трудах Х.Л. Борхеса, П. Клоделя, У. Эко. Значительный вклад в развитие философии библиотеки внесли Н.Ф. Федоров, А.Н. Ванеев, А.В. Соколов, Т.Б. Маркова, М.Ю. Опенков.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что проблема социокультурных трансформаций современной библиотеки как социального института в условиях формирования общества знаний является сравнительно новой темой в корпусе социально-гуманитарных наук. В той или иной степени она рассматривалась в контексте философских, социальных и библиотековедческих исследований.

В работах преобладает анализ отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности. В целом ряде исследований библиотека моделируется как социальный институт, однако при этом используются различные методологические подходы. С гуманистических позиций рассматривает современную библиотеку Е.Ю. Гениева, выстраивая библиотеку как центр межкультурных коммуникаций. Р.С. Мотульский и А.С. Чачко анализируют библиотеку как культурно-цивилизационный феномен, способный и в дальнейшем играть важную общественную роль. С позиций информационно-документального подхода библиотеку представляют в своих трудах Ю.Н. Столяров, В.В. Скворцов, М.С. Слободяник. Глубокое исследование библиотеки как элемента информационного пространства провела Т.Ф. Берестова.

В работах А.Н. Ванеева, М.Я. Дворкиной, А.В. Соколова, В.Р. Фирсова дается подробный анализ социальных функций библиотеки, присущих ей во все времена. Трансформации социальной миссии библиотеки посвящены работы Т.А. Бруевой, М.Я. Дворкиной, И.А. Ильяевой. Л.И. Костенко, В.Р. Фирсов исследовали функции, которые, по мнению авторов, должны получить свое развитие в информационном обществе.

Множество публикаций посвящено развитию отдельных библиотечных функций в современном социальном контексте. Н.В. Бубекина, Е.Д. Жабко, Н.П. Лысикова исследовали образовательную функцию библиотеки, работы Л. Гудкова и Б. Дубина, В.В. Мурзиновой, А.В. Фоминой посвящены актуальным проблемам реализации ее мемориальной функции. Развитие информационной функции представлено в трудах Я.Л. Шрайберга.

Одно из первых исследований, посвященных проблеме развития библиотеки в информационном обществе, было проведено С.В. Красовским в начале 90-х годов XX века. В ней была представлена попытка моделирования библиотеки, отвечающей существующим представлениям о потребностях нового общества, с точки зрения технократического подхода.

Позднее было опубликовано множество работ, авторы которых пытались нарисовать перспективы библиотечного развития в контексте происходящих общественных изменений. Среди российских теоретиков, обращавшихся к этой теме - М.И. Акилина, М.Г. Вохрышева, Л.М. Марцева, В.К. Степанов, Л.Н. Гусева, Т.В. Ершова, А.И. Каптерев, В.В. Лещинская, Л.Н. Тихонова, Л.В. Федореева и другие. Можно выделить несколько переводных работ зарубежных ученых: М. Бакленда, А.С. Галлимора, Б. Ленга, Ф. Уэбстера. Значительный вклад внес Я.Л. Шрайберг, исследуя различные аспекты развития библиотеки как информационного института в контексте построения общества знаний.

Теме развития моделей региональных библиотек посвящены отдельные работы М.И. Акилиной и Д.Ф. Полознева, О.Г. Степиной, а также публикации зарубежных авторов: Э. Эйнели (E. Ainali), М. Берндтсон (M. Berndtson), Р. Хэпела (R. Hapel) и других. Практически не разработанными остаются проблемы трансформации региональной библиотеки под влиянием современных общественных процессов, определения ее перспективных направлений развития.

Объект исследования - библиотека как элемент социокультурной инфраструктуры современного общества. Предмет исследования - современная модель библиотеки, обеспечивающая перспективы ее развития как необходимого обществу социального института.

Цель исследования - построить модель современной библиотеки в контексте формирования общества знания.

    В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются ЗАДАЧИ:
  1. проанализировать современные тенденции общественного развития, определяющие социокультурные трансформации современной библиотеки;
  2. выявить основные требования, предъявляемые к социальному институту библиотеки в контексте формирующегося общества знаний;
  3. проанализировать социокультурные изменения библиотеки как социального института;
  4. провести анализ инновационных библиотечных моделей, представленных в практике зарубежных и российских библиотек;
  5. построить модель современной библиотеки, описать основные социокультурные процессы, в которых участвует библиотека, уточнить ее социальные функции и структуру библиотеки в контексте общества знаний;
  6. на основе созданной модели выявить и описать концепцию развития региональной библиотеки в условиях формирования общества знаний.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что библиотека, оставаясь социокультурным институтом воспроизводства знаний, при построении общества знаний становится определяющим структурным элементом современной социокультурной инфраструктуры. Современная библиотека - это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивили­за­ционная институция, назначение которой - содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему; сохранение документированного знания как общественного достояния.

Методологическая база исследования. В основе диссертационного исследования лежат принципы системного подхода, в соответствии с которым библиотека рассматривается и как элемент социальной системы, и как самостоятельная сложная система. Использованы ресурсы институционального подхода, позволяющего выделять и анализировать устойчивые социальные процессы, в которых участвует библиотека, выполняя социально значимые функции. Применение феноменологического подхода позволило описать библиотеку как культурный феномен, обеспечивающий поступательное развитие общественного прогресса. Для построения модели библиотеки применен деятельностный подход.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили основополагающие нормативные документы, регламентирующие деятельность современных библиотек, статистические данные, материалы конкретных исследовательских проектов в сфере библиотечного дела, результаты профессиональной деятельности автора, материалы периодической печати, информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет, касающиеся проблемы диссертационного исследования.

    Научная новизна состоит в следующем:
  1. На основе анализа происходящих социокультурных трансформаций впервые сформулирована социальная миссия библиотеки как института общества знаний, направленная на содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания, а также на сохранение документированного знания как общественного достояния;
  2. Впервые разработана концептуальная модель современной библиотеки в контексте формирования общества знаний, описывающая: социокультурные процессы, в которых она участвует; основные социальные функции, обеспечивающие воспроизводство знаний; необходимые и достаточные структурные элементы (библиотечно-информационный ресурс, библиотечный персонал, материально-техническая составляющая библиотеки);
  3. Впервые выявлена когнитивная функция библиотеки, обеспечивающая возможность познавательного процесса в масштабах общества, преемственность культурного развития и использование культурного достояния человечества;
  4. Определены позиции современной региональной библиотеки в контексте построения общества знаний;
  5. В ходе сравнительного анализа российских и зарубежных инновационных моделей развития библиотек описаны различия в существующих подходах к библиотечной политике, определению приоритетных функций библиотеки, наполнения их конкретным содержанием, механизмами реализации, а также государственными гарантиями реализации.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальной модели библиотеки общества знания, определении ее роли в контексте построения нового общества. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное, методологическое значение для разработки проблематики в социально-философском ракурсе.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы при формировании стратегий и концепций развития современных библиотек. Материалы диссертации будут полезны в дальнейшей разработке проблем общества знания, при подготовке отдельных учебных курсов, связанных с социально-философскими проблемами общества знаний, спецкурсов, посвященных философии библиотеки. Использованный подход и ключевые выводы исследования составляют основу Концепции развития Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова.

Апробация диссертационного исследования.

Диссертация обсуждена на кафедре философии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях, в том числе в Вестнике Поморского университета (2006 г.). По проблемам исследования были сделаны доклады и сообщения на Межрегиональном форуме публичных библиотек России «Библиотеки Северо-Запада как ресурс развития территории» (Петрозаводск, 2005 г.), конференции Российской библиотечной ассоциации (Екатеринбург, 2006 г.), на 9-й ежегодной международной конференции EVA-2006 (Москва, 2006 г.). Результаты диссертации апробируются в деятельности Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова.

Структура диссертации определяется ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав (по 3 параграфа в каждой), заключения, библиографии. Использовано 247 источников, в том числе отечественных источников — 229.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется и характеризуется степень ее научной разработанности. Определяются цель, задачи, методология, теоретические и эмпирические источники, теоретическая и практическая значимость, формулируется научная новизна.

В главе 1 «Библиотека и современное общественное развитие» анализируются современные тенденции общественного развития, определяющие социокультурные трансформации современной библиотеки, дается характеристика произошедших изменений библиотеки как социального института, исследуются инновационные библиотечные модели, реализуемые на практике.

В параграфе 1.1 «Анализ современных тенденций общественного развития, определяющих социокультурные трансформации современной библиотеки» дается характеристика происходящих общественных изменений, влияющих на библиотечное развитие.

Современный этап развития общества называют переходным. Технологический прогресс обеспечил высокий уровень развития информационных технологий и компьютерной техники. Их воздействие распространяется на образ жизни людей, их образование и работу, взаимодействия власти и общества. Появляются новые способы хранения, обработки и распространения информации. Происходит формирование единого мирового информационного пространства. Процесс информационного производства приобретает индустриальный характер.

Модификация возможностей, вида и формы предоставления информации и знания закономерно приводит к перераспределению ролей в системе отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации и знания. Развитие и приоритет получают те ее элементы, которые способны производить и обрабатывать информацию, стимулировать и управлять знаниевыми процессами.

Количественное увеличение информации привело к возникновению проблем между информацией и ее потребителями. Затрудняется поиск необходимой информации или знания. Иллюзорная возможность получения готового ответа на любой вопрос снижает интерес и способность к самостоятельной мыслительной деятельности. Возрастает угроза манипулирования общественным сознанием. Преодолеть возникшие противоречия возможно при наличии развитой интегрированной системы социальных институтов, обеспечивающих производство информационно-знаниевых ресурсов, свободный доступ к ним, эффективность поиска и оценку релевантности его результатов.

Очередной скачок в развитии технологий, связанный с повышением их качества, вызвал глобальную социальную революцию, имеющую как позитивное, так и негативное влияние на общество. Информация и знания в формирующемся обществе превращаются и в наиболее демократичный источник власти, и в наименее демократичный фактор производства. Изменения в источниках и природе власти, приобретающие глобальный характер, влияют на трансформацию деловых отношений, мир капитала. Основным средством борьбы за власть в экономике становятся знания, так как новая система производства зависит от средств коммуникации и распределения информации. Происходит переход в эпоху радикальных изменений основ общественного устройства - трансформации капиталистического общества в общество, основанное на знаниях (knowledge society). В грядущем обществе в значительной степени возрастает роль индивидуальной творческой активности всех членов общества. В свою очередь повышение элементов творчества в любой деятельности потребует еще большей степени взаимодействия, а, следовательно, интерактивных массовых коммуникаций.

Анализ современного общества показывает, что выгоды от использования информационно-коммуникационных технологий неравномерно распределены как между странами, так и внутри них. Это приводит к нарушению сбалансированности диалога в обществе, усугубляет неравноправие, препятствует развитию демократии, построению нового общества.

Еще одним из главных препятствий для общественного прогресса эксперты называют негативные последствия глобализации. Под воздействием глобализационных процессов формируется всеобщая социальная коммуницируемость, чреватая возникновением новых форм «символического насилия», манипуляции и программирования человека, происходит размывание границ национальных культур, утрата культурной идентичности, что является прямой угрозой для существования локальных культур и этносов.

В развитии современного информационного пространства имеются противоречия, порожденные процессами регионализации, которая может препятствовать созданию единого информационного пространства, привести к усилению дифференциации между информационно богатыми и информационно бедными территориями, к культурной и информационной экспансии.

Понимание государствами, социальными группами и индивидами важности циркуляции информации, существующих диспропорций в международных потоках информации, а также возникающих глобальных социальных проблем выдвинуло новую концепцию общественного развития: от информационного общества к обществам знаний.

Среди базовых предпосылок формирования обществ знаний - всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием; обеспечение культурного и языкового разнообразия и местного контента; наращивание информационного и интеллектуального потенциала.

Стратегическими ресурсами общества знаний являются творческий потенциал и интеллектуальное развитие человека. Поэтому основными составляющими в его формировании наряду со средствами информации и информацией становятся образование, наука и культура.

Непрерывное образование в течение всей жизни и способность к переквалификации станут неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности. Сверхдинамичное развитие науки будущего общества сформирует условия для формирования нового качества научного потенциала стран и наций, их единения в мировое научное сообщество. В сфере культуры насущным будет сохранение и развитие общественного культурного достояния, в том числе языкового разнообразия, а также формирование информационной культуры личности.

Выявленные в ходе исследования общественные изменения являются мощными факторами развития современной библиотеки. Они в значительной степени влияют на выбор ее миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, развитию библиотечных технологий и персонала, модернизации традиционных и освоению новых направлений деятельности.

В параграфе 1.2 «Трансформация библиотеки как социального института» дается характеристика библиотеки как современного социального института, деятельность которого, по мнению Ю. Хабермаса, должна быть направлена на воспроизводство культурного наследия и создание условий для усвоения веками выработанных культурных ценностей, для освоения социальной реальности через литературу и искусство.

Современная библиотека с полным основанием может быть определена как интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Ее миссия продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов:

-      содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

-      сохранение документированного знания как общественного достояния.

Социальными функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. Она сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Сохраняя электронные документы, библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, библиотека организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.

Современная библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотека включается в сложную систему социальной коммуникации, создает возможности для членов общества удовлетворять свои потребности в информации и знаниях.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе. Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства и потребления информации разных категорий населения.

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Она становится полноправным субъектом информационного пространства, создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов. Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Развивая когнитивную деятельность, библиотека превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями. Она предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания, создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет массивами знаний. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира.

Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования. Выполняя образовательную функцию, библиотека остается одним из универсальных способов познания.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, она представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. Культурная функция современной библиотеки усиливается за счет стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

В параграфе 1.3 «Анализ существующих моделей современных библиотек» рассматриваются фундаментальные положения, закрепленные в международных и национальных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность современных библиотек, решениях и рекомендациях общественных, в том числе профессиональных объединений и ассоциаций. В них библиотека рассматривается как основа развития главных ценностей личности, гарант развития и процветания общества. В них подчеркивается особая роль библиотек для обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп, расширения возможностей для граждан осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе.

Страны мира имеют разные возможности и находятся на разных этапах на пути к обществу знаний. В каждой из них сформировалось свое понимание роли современной библиотеки, действуют различные библиотечные модели.

По мнению политологов, Финляндия - страна, построившая «открытое информационное общество благосостояния». В сфере библиотечного обслуживания широких слоев населения эту страну можно рассматривать как явного европейского лидера. В финской модели общества знаний библиотека является важнейшим институтом консолидации общества и гарантом сохранения принципов демократии. Библиотека рассматривается как институт, который обеспечивает функционирование системы распространения информации и доступа к общественно значимой информации, знаниям и культуре, а также обучает граждан пользоваться предоставляемыми возможностями. Она призвана исполнять наиважнейшую в современном обществе роль организатора знания и эксперта источников информации, участвовать в решении проблем развития национальной культуры и национального языка, а также способствовать преодолению негативных тенденций глобализации массового сознания. Финская библиотека - это гибридная библиотека, оснащенная новой техникой и технологиями, сочетающая традиционное библиотечное обслуживание и возможности электронной библиотеки.

При всей очевидности соответствия финской модели общественным потребностям, возникающим в контексте построения общества знаний, необходимо отметить функциональный, прагматический подход к библиотеке как источнику постоянно обновляемого знания, хранителю и транслятору культурного наследия. В результате возникает опасность превращения библиотеки в культурный супермаркет, использующий различные формы передачи знаний и организации досуга, информирования и общения. При этом библиотека утрачивает культуротворческие функции, обеспечивающие создание нового знания и воспроизводство культурных ценностей.

Россия относится к числу стран, которые находятся на начальных этапах формирования общества знаний. В отличие от Финляндии в России не существует единой национальной библиотечной модели, что негативно сказывается на библиотечном развитии. Некоторые общие характерные черты российской модели современной библиотеки находят свое отражение в целом ряде законодательных актов, а также документов, принятых профессиональным сообществом. В них гарантируется право граждан на информацию, образование и культуру посредством общедоступных библиотек, отражаются главные цели и задачи библиотечного развития, определены социальные функции библиотеки.

В современной практике можно выделить несколько инновационных библиотечных моделей. Одна из них - библиотека как информационный Интеллект-центр. Эта модель, реализуется в г. Москве и представляет собой библиотеку, сочетающую традиционные библиотечные формы работы с широким предоставлением электронных информационных услуг. Цель деятельности такой библиотеки - создание информационной, культурной и образовательной среды для интеллектуального развития населения города, и особенно молодежи, через обеспечение свободного доступа населения к информации и знаниям.

Интеллект-центр предлагает услуги, обеспечивающие поиск и предоставление доступа к общественно значимой информации и необходимым пользователям знаниям, а также услуги специализированных служб, способствующих коррекции поведения детей и молодежи, развитию их интеллекта, речи, навыков общения, информационной культуры.

Реализация этой модели усиливает социализирующую функцию института библиотеки. Активно реагируя на возрастающую потребность общества в творческих и интеллектуально развитых личностях, она повышает значение библиотеки в интеллектуализации современного общества, способствует его ускоренной трансформации.

Другая модель носит условное название «коммуникационной, или плюралистической» библиотеки. Она реализуется на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Цель данной модели - содействовать познанию и пониманию различных культур, способствовать развитию плюрализма и толерантности. Она также представляет собой библиотеку гибридного типа.

На территории библиотеки формируется система культурных центров, обеспечивающих включение пользователя в свой культурный контекст. Библиотека становится площадкой, где возникает диалог различных слоев общества, региональных и местных властных структур, общественных организаций, этнических культур, субкультур. С его помощью «коммуникационная» библиотека способствует выработке поведенческих навыков, необходимых для жизни в многополярном, глобализированном, мозаичном пространстве современной действительности.

Недостатком данной модели является возможность ее реализации только в крупной библиотеке, обладающей значительными ресурсами. Стремясь представить пользователю многогранную панораму культурного разнообразия, библиотека не обеспечивает ему возможности получения целостного знания. Предоставляя пользователю полную свободу выбора, она снимает с себя функцию проводника и эксперта в информационной среде.

На территории России реализуется инновационная модель современной сельской библиотеки. Данная модель представляет собой библиотеку как многофункциональный информационно-культурный, образовательный и просветительский центр, оснащенный современными информационно-коммуника­ционными технологиями. Она обслуживает различные категории местного населения, отдавая приоритет местным органам власти, специалистам, учащимся, пожилым и больным людям, организует доступ к правовой, деловой, муниципальной и другой информации.

Для такой библиотеки свойственен размах краеведческой работы (включая создание историко-этнографических музеев), не говоря уже о традиционной культуротворческой деятельности, в том числе в ее досуговых формах. Выполняя различные социальные роли, такая библиотека становится центром жизни местного сообщества, главным элементом социально-культурной инфраструктуры села, способным привлечь внешние ресурсы, задать импульс процессов социальных преобразований на селе.

Глубокие корни просветительских традиций российской библиотеки, ее включенность в жизнь и проблемы местного сообщества корректируют развитие этой модели, оберегая от опасностей прагматизма и коммерциализации, сохраняя за ней статус важного социального института.

В главе 2 «Концептуальная модель библиотеки в контексте формирования общества знаний» рассматриваются теоретико-методологические основы построения концептуальной модели библиотеки в контексте построения общества знаний, дается описание этой модели, сформулированы концептуальные положения реализации данной модели в практике региональных библиотек.

В параграфе 2.1 «Теоретико-методологические основы моделирования библиотеки» рассматривается метод концептуального моделирования, сущность которого заключается в исследовании объекта путем построения и изучения закономерностей функционирования его модели в конкретных, заранее определенных условиях.

Концептуальное моделирование базируется на аналогии между моделью и объектом моделирования, на абстрагировании исследователя от конкретных ситуативных проявлений за счет выделения основных параметров объекта моделирования и исследования отношений и связей между ними. Исходя из устройства заданного контекста (представлений о мире) к намеченному объекту, исследователь предъявляет конечный набор требований. Их выполнение означает, что представления об объекте достоверны, он возможен и способен функционировать адекватно заданным условиям.

Все многообразие подходов к моделированию библиотеки можно свести к двум типам: имманентному и объяснительному. Наиболее распространенный подход, используемый при разработке имманентных концепций библиотеки, - структурно-функциональный. Всевозможные модели библиотеки, построенные с этих позиций, представляют библиотеку как соотношение нескольких сущностных, связанных между собой элементов.

Однако в силу принципиальной абстрактности и вневременности у всякой имманентной модели есть свои ограничения. Возникает необходимость постоянной корректировки модели для освоения и вписывания новых видовых различий, связанных с эволюцией библиотек. Кроме того, имманентная теория последовательно выводит за рамки своего рассмотрения все те элементы и функции библиотеки, которые напрямую не вытекают из предлагаемой схемы.

Объяснительные концепции библиотеки позволяют моделировать библиотеку с учетом общих закономерностей развития объективной библиотеке реальности. Большинство объяснительных теорий представляют библиотеку с позиций просветительского подхода, в основе которого лежат гуманистические идеалы. Сторонники этого подхода видят в библиотеке «величественный храм знаний и культуры», а ее гуманистическое предназначение усматривают в собирании и сохранении духовных достижений человеческой цивилизации, «памяти человечества». На основе этих философских понятий библиотека моделируется как особое культурное пространство (Н.А. Рубакин, Н.Ф. Федоров, Х.Л. Борхес, М.Ю. Опенков).

К объяснительным концепциям относятся многочисленные институциональные модели, рассматривающие библиотеку как социальный институт, отвечающий на одну или несколько общественных потребностей (А.В. Соколов, Т.Ф. Берестова, В.П. Леонов, А.И. Остапов, В.И. Терешин, Р.С. Мотульский, Е.Ю. Гениева и другие).

С позиций феноменологического подхода разработаны библиотечные концепции представляющие библиотеку как культурно-цивилизационный феномен, развитие которого продолжается и опосредовано трансформацией человеческого общества (В.Н. Маркова, А.С. Чачко, С.Г. Матлина).

Недостатком многих из этих моделей является то, что все они строились с учетом социальных потребностей предыдущих этапов общественного развития, а значит, не могли учесть вызовов современного общества.

Для достижения цели данного исследования - концептуализации особенностей социокультурных трансформаций современной библиотеки как социального института в условиях формирования общества знаний - оптимальным является построение модели библиотеки, которая позволяет выделить и исследовать в объекте те свойства, которые отражают происходящие в нем и прогнозируемые процессы внешнего мира. Значение других снижается из-за однобокости или фрагментарности подходов к формированию концептуальной модели.

Библиотека относится к числу сложных системных объектов, имеющих социальную природу и не существующих вне общекультурного, социального контекста. Поэтому для построения концептуальной модели библиотеки целесообразно сочетать структурно-системный подход с деятельностным, что позволит определить внутреннее содержание библиотеки и основные характеристики, отражающие ее объективную специфику в контексте формирования общества знаний. Описание системного представления о библиотеке, а также определение ограничений, которые накладывает на модель контекст будущей реальности, позволяют сконструировать объект, создать адекватную его модель.

Сложность построения модели библиотеки в контексте формирования общества знаний состоит в том, что разработчики являются непосредственными участниками происходящих трансформаций, находятся внутри этого процесса, что затрудняет процесс рефлексии, требующей смещения участника в позицию внешнего наблюдателя.

Институциональный подход дает возможность выстроить концептуальную модель библиотеки в соответствии с возникающими вызовами общественного развития, определить вектор библиотечной эволюции. Построение такой концептуальной модели позволяет прийти к пониманию социального института библиотеки, ее роли в современном обществе. При этом она не только более или менее точно описывает идеальное состояние библиотеки, но и на этой основе определяет ее главные социальные функции.

В параграфе 2.2 «Концептуальная модель современной библиотеки в контексте формирования общества знаний» дается описание концептуальной модели современной библиотеки в контексте формирования общества знаний. Описываемая модель библиотеки предполагает включение библиотеки в основные социокультурные процессы формирующегося общества. Среди них - аккумуляция социально значимых знаний и управление знаниями, социокультурная коммуникация и распространение культурных явлений, производство нового знания и социально-историческое воспроизводство культурных форм.

Библиотека описываемой модели выходит на новый уровень накопления знаний, когда создается единая мировая библиотека, способная обеспечить доступ к знанию, хранящемуся в документированной форме в любом месте планеты. Она по-новому организует процесс хранения документированного знания путем его фиксации на другом носителе.

Используя традиционный библиотечный инструментарий организации знаний, модернизированный с помощью информационно-коммуникационных технологий, моделируемая библиотека активно включается в процесс управления знаниями. Она генерирует поток вторичной информации, расширяя спектр создаваемых ею видов документов.

Библиотека инновационной модели организует процесс социальной коммуникации как в реальном, так и виртуальном пространстве. При этом она способствует освоению этого пространства, оценке и включению его объектов в культурную практику, обеспечивает ускорение процесса пространственной диффузии документированного знания, его сохранение. Моделируемая библиотека становится катализатором образования междисциплинарных связей, внедрения в общественную практику современных информационных технологий и необходимых навыков поиска, освоения, оценки и переработки документированного знания, тем самым стимулирует обращение знания, наращивает социальный познавательный фундамент формируемого общества.

Библиотека инновационной модели - активный участник культурных событий международного, национального, регионального и местного масштаба, проводник культурной политики отдельных государств и региональных объединений. Она способствует закреплению в общественной практике не только лучших образцов культурного наследия, но и культурных норм, обеспечивающих устойчивое развитие общества.

Реализация библиотекой инновационной модели целого спектра социокультурных процессов определяет ее полифункциональный характер. Моделируемой библиотеке присущи кумулятивная и мемориальная, коммуни­кационная и информационная, образовательная и социализирующая, культур­ная и когнитивная функции. Все они носят равнозначный характер.

Благодаря выполнению кумулятивной функции библиотека инновационной модели обеспечивает концентрацию в одном месте знания, зафиксированного в разных по форме документов, созданных в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Участвуя в формировании распределенного библиотечно-информационного ресурса, она отвечает за аккумуляцию своего сегмента документированного знания, специфика которого зависит от типа и вида библиотеки, ее целевого и пользовательского назначения.

В рамках мемориальной функции моделируемая библиотека отвечает за сохранение тех документов, которые создаются на территории обслуживания, отражают историческое и культурное развитие этой территории, решая актуальную задачу построения общества знаний по обеспечению культурного разнообразия. Включая в зону своей ответственности сохранение цифрового наследия, она становится гарантом стабильности электронной среды, обеспечивая сохранение культурных текстов, созданных в сети Интернет.

Реализуя коммуникационную функцию, она обеспечивает доступ пользователей к документированному знанию независимо от их социально-экономического статуса и местонахождения. При этом обеспечение доступности рассматривается в контексте гарантии интеллектуальной свободы человека и как непременное условие успешного образования и самообразования.

Ее когнитивная функция отражает участие в процессах управления знаниями и производства нового знания. Она предполагает деятельность моделируемой библиотеки по структурированию и систематизации интегрированного знания (особенно в сетевой электронной среде), а также его обработку и синтезирование. Библиотека инновационной модели ведет разработку эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания. Будучи не только организатором знания, но и его творцом, моделируемая библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а значит, становится строителем этого нового общества.

Библиотека инновационной модели как структурный элемент глобальной мировой библиотеки, не имеющей физических границ, обеспечивает передачу информации о накопленном человечеством знании любому человеку без временных, географических и иных ограничений. Ее информационная функция приобретает ориентирующий, аналитический и оценочный характер.

Реализуя социализирующую функцию, моделируемая библиотека помогает пользователю приобщиться к миру знаний, учит ориентироваться в нем, владеть инструментами поиска, систематизации и хранения. Она способствует развитию способностей человека к самообразованию, к рефлексии, к оценке собственной компетентности, к умению прокладывать путь от незнания к знанию.

Библиотека инновационной модели становится необходимым условием и основой для развития образования в течение всей жизни. Включаясь в образовательную систему, она способствует формированию личности, социально адекватной актуальным потребностям общества знаний, способной не только получать, использовать и интерпретировать существующие культурные образцы в русле норм и правил нового общественного этапа, но и создавать новые культурные формы, новое знание.

Культурная функция библиотеки инновационной модели предполагает распространение культурных образцов, обеспечивающих процесс инкультурации человека, введение его в систему основных ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры, в том числе информационной, критериев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности в формирующемся обществе знаний. Она является важным звеном в системе просвещения населения (правового, экологического, художественного, краеведческого).

Реализация культурной функции, с одной стороны, превращает моделируемую библиотеку в социальный институт, гарантирующий воспроизводство национальной и региональной культуры, с другой - она становится местом наиболее интенсивной межкультурной коммуникации, где формируются стандарты понимания иных культур с удержанием их специфики и оригинальности.

В структурном отношении данная модель представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: совокупности документированного знания (библиотечно-информационный ресурс), библиотечный персонал, материально-технических и технологических возможностей для организации доступа к библиотечно-информационному ресурсу и обеспечения его сохранности. Пользователи библиотеки, которые в совокупности представляют современное общество, являются внешней средой, диктующей изменения социального института библиотеки.

Библиотечно-информационный ресурс служит основой библиотеки инновационной модели в удовлетворении потребностей пользователей в информации и знаниях. Он является общественным достоянием, поэтому доступен любому жителю. Создаваемый по сетевому принципу, он включает не только документы на различных носителях, хранящиеся в фонде одной библиотеки, но и электронные ресурсы других информационных систем.

Формирование библиотечно-информационного ресурса, его структурирование и хранение, предоставление доступа к нему и его использование организует персонал библиотеки инновационной модели. Специалистов библиотеки предлагаемой модели отличает высокий профессионализм в использовании информационно-коммуникационных и библиотечных технологий, методов когнитологии и менеджмента знаний, педагогических и андрогогических приемов.

Материально-технические и технологические возможности моделируемой библиотеки обеспечивают доступ к документу, независимо от его местонахождения, позволяют одновременный доступ к ряду удаленных источников информации и взаимодействие с другими людьми в сетевой среде. Только технически интегрированная в информационное пространство библиотека способна обеспечивать обращение и развитие используемых в обществе знаний.

В параграфе 2.3 «Реализация концептуальной модели в региональной библиотеке» определены концептуальные положения стратегии развития современной региональной библиотеки в контексте построения общества знаний. Специфика региональной библиотеки всегда определялась региональным масштабом ее деятельности, подчиненностью региональным интересам. Применение модели библиотеки формирующегося общества знаний позволяет определить новый вектор развития региональной библиотеки, направленный на удовлетворение новых социальных потребностей, возникающих в контексте формирования общества знаний.

В рамках данной модели региональная библиотека, реализуя кумулирующую функцию, прежде всего, формирует и сохраняет документированное знание и информацию о своем регионе, создает региональный сегмент национального библиотечно-информационного ресурса, участвует в создании информационного пространства своей территории, обеспечивает его целостность. Организуя и координируя создание регионального распределенного библиотечно-информационного ресурса, она аккумулирует универсальный фонд документов, отражающий современную картину научного знания, обеспечивающий информационную поддержку развития региональной науки и образования. Региональная библиотека выполняет функции центра сбора общедоступной электронной информации, ее упорядочения, формирования коллекций электронных документов, их записи на компьютерные носители постоянного хранения, а также легитимного тиражирования и распространения этих коллекций.

Выполняя информационную функцию, она становится для своей территории важным каналом информации о мировых процессах в сфере науки и культуры, устраняя разрыв между информационно богатыми и информационно бедными. Региональная библиотека внедряет элементы модели гибридной библиотеки, что позволяет обеспечить доступ к социально значимой информации и знаниям любому жителю региона.

В числе важных направлений деятельности региональной библиотеки остается краеведение, определяющее интерес внешнего окружения к любому региону и его информационным ресурсам. Созданные ею информационные ресурсы помогают формировать культурный контент, преодолевать негативные последствия процессов регионализации, обеспечивая вхождение региона в мировое информационное пространство. Производство краеведческого знания и просветительство в области краеведения определяют роль региональной библиотеки в качестве активного субъекта региональной культурной политики. Она обеспечивает информационную поддержку регионального компонента в образовательной среде, становится организатором и координатором работы по сохранению наследия национальной и региональной книжной культуры.

Региональная библиотека способствует профессиональной адаптации библиотечных специалистов своего региона к работе в условиях трансформации социального института библиотеки, обеспечивает воспроизводство новых форм библиотечной работы, формированию нового профессионального сознания.

В Заключении подведены итоги исследования, представлены выводы, сделанные по результатам всей выполненной работы.

    По теме диссертации опубликованы следующие работы:
  1. Тикунова, И.П. Факторный анализ реализации программы развития центральной библиотеки [региона] / О.Г. Степина, И.П. Тикунова // Библиотечное дело - XXI век : науч.-практ. сб. / Рос. гос. б-ка. - М., 2004. - Вып. № 1 (7). - С. 52-58.
  2. Тикунова, И.П. Библиотека как обучающая организация / И.П. Тикунова // Обучение делом: Северное сотрудничество в области культуры стран Баренц региона: Конференция библиотек Баренцева региона в Кеми (Финляндия): «Библиотека - источник благополучия и цивилизации», [25-27 авг. 2003 г.] : сб. материалов. - Сыктывкар: Госкомстат Республики Коми, 2004. - С. 140-146.
  3. Тикунова, И.П. Укрепление сетевого взаимодействия - стратегия развития библиотек Архангельской области / И.П. Тикунова // Библиотечный вестник Карелии. - Вып. 14 (21). Библиотеки Северо-Запада как ресурс развития территории : материалы Межрегионального форума публичных библиотек России. - Петрозаводск, 2005. - С. 60-64.
  4. Тикунова, И.П. Центральная библиотека региона в историческом контексте / И.П. Тикунова // Областные и районные центры России и их округа в историческом процессе: управление, экономика, культура : статьи, сообщения и материалы участников научно-практической конференции, [Яренск, 22-23 сент. 2005 г.]. - Яренск, 2005. - С. 73-74.
  5. Тикунова, И.П. Концептуальные модели современной библиотеки в странах Баренцева Евро-Арктического региона / И.П. Тикунова // Вестник Поморского университета. - Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - 2006. - № 8. - С. 101-104.

Hosted by uCoz