Главная страница -->  --> Из опыта работы библиотек Архангельской области по экологическому просвещению населения

Из опыта работы библиотек Архангельской области
по экологическому просвещению населения

Международная конференция библиотек Баренцева региона «Окружающая среда. Библиотека. Знание» (Архангельск, 24-27 июня 1997 г.)

Из опыта работы библиотек Архангельской области по экологическому просвещению населения [Текст] / И.П. Тикунова // Экология культуры : инф. бюллетень. − 1997. − № 3. − С. 34-37. − Режим доступа: http://www.arkhadm.gov.ru/culture/Publications/EoC/EoC1997-3/05.pdf

Экологическое просвещение населения — одно из направлений работы, по которым занимается практически каждая библиотека нашей области. В систему экологического просвещения населения, прежде всего, входит знакомство с миром природы, законами ее развития.

Наибольший интерес к познанию окружающего мира проявляют учащиеся младших классов в силу своей природной любознательности и необходимости подготовки к урокам в школе. Для них оформляются книжные выставки: «Жили-были рыбы», «Загадки живой природы», проводятся обзоры книг по творчеству писателей-природоведов М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, Акимушкина, утренники, конкурсы, организуются походы, работают клубы любителей и знатоков природы «Лесовичок».

Архангельская область — лесной край, поэтому закономерно, что лесу и его обитателям посвящено большинство мероприятий. Например, утренники «Прогулка в лес», «Зов леса», «Там на неведомых дорожках», поход-экскурсия «День рождения леса», игра-путешествие «Тайны северного леса», игра «Тай­га зовет», викторины «Что вы знаете о лесе», «Птицы наших лесов».

Среди домашних животных наибольшей популярностью пользуются собаки и, особенно, кошки. Выставки-конкурсы детских любимцев или хотя бы рисунков этих животных проводятся практически в каждой ЦБС (конкурс «Мисс Кис», в программе которого обзор книжной выставки «Кое-что из жиз­ни кошек», конкурс рисунков «Моя любимая кошка», выставка кошек, кон­курс котят «Кто сказал: "Мяу"?», «В гостях у тети Кошки»).

Раскрывая тайны живой природы, библиотечные работники ставят своей задачей воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, поэтому на библиотечных мероприятиях дети не только читают, играют и рисуют, но и учатся строить кормушки для птиц, ухаживать за домашними животными, знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на реке или озере, а в конечном итоге, любить и беречь окружающую природу.

Работая с младшими школьниками. библиотекари стараются использовать активные, игровые формы массовой работы: викторины, конкур­сы, игры-путешествия, походы экскурсии, театрализованные представления, которые развивают любознательность, фантазию, творчество, учат самостоятельному поиску решений, способствуют более глубокому усвоению полученной информации.

Так, например, в ходе театрализованных экологических путешествий маленькие читатели являлись не просто зрителями, а непосредственными участниками происходящих событий: выручали из беды сказочных персонажей. Участвуя в литературно-познавательном творческом конкурсе «Войди в при­роду другом», дети учились пользоваться справочным аппаратом, составляли загадки, сочиняли сказки, разгадывали ребусы. На занятиях кружка «Вундеркинд» в одном из филиалов Мезенской ЦБС рисовали экологический мультфильм. А в одной из библиотек г. Архангельска библиотекари провели настоящие «Выборы в звериный парламент». Во время предвыборной кампа­нии дети, выдвигая своих кандидатов, писали рефераты, рекламные листов­ки, рисовали, мастерили поделки, рукодельничали.

При обслуживании старшеклассников библиотекари ориентируются, в первую очередь, на содержание учебных программ. В соответствии с их тематикой выделяют новые рубрики в систематической картотеке статей «Экология как глобальная проблема», «Человек и окружающая среда», «Экологические движения»; работники библиотек оказывают помощь в подбо­ре литературы для рефератов, проводят беседы «Экология России», «Эколо­гия — глобальная проблема современности», «Последствия Чернобыльской катастрофы», «Человек глазами природы», «Колокола тревоги», обзоры «Проблемы экологии в художественной литературе и публицистике последних лет», «Земля у нас только одна», «Твоя Красная книга». Среди педагогов и учащихся пользуются популярностью уроки, подготовленные библиотекарями в форме конкурсов, литературных игр, викторин, литературно-музыкальных вечеров, например: праздник, посвященный возрождению конной породы мезенки «На коне через века», турнир знатоков природы, игра «Поле чудес».

Экологическому состоянию как планеты в целом, так и нашего север­ного края посвящены проводимые среди старшеклассников вечера-диспуты, экологические суды, чтения с комментариями, на которых ребята формируют свою гражданскую позицию, ищут решение экологических проблем.

Своей главной задачей в работе с остальными группами населения библиотеки считают информирование об экологических проблемах и способах снижения неблагоприятного воздействия на человека окружающей среды, рациональном использовании природы в повседневной жизни. Этому посвяще­ны циклы мероприятий «Ваш дом и приусадебное хозяйство», «Помоги себе сам», «Народный календарь природы». Хочется назвать наиболее интересные из них такие, как: выставка — экскурсия «Зеленая аптека»; выставка о технике составления икэбаны «Запах хвои и мерцанье свечей» с демонстрацией работ, выполненных учащимися школы искусств; выставка изделий из дерева, выполненных в разной технике (резьба, выпиливание, выжигание, художест­венная роспись) «Деревянная сказка»; цикл выставок, посвященных северным Деревьям (использование их в быту, народной медицине и т.д.) «Созерцание чуда»; День информации «Урожай-96»; День семейного отдыха «Летний лес страна чудес», в программе поход в лес, беседа о лекарственных расте­ниях и Красной книге, игры, конкурсы, на привале у костра. Во многих ЦБС работают клубы садоводов и огородников и «Здоровье».

В ряде районов библиотекари выступили организаторами проведения «Круглых столов» с приглашением представителей местной администрации, комитета по охране окружающей среды, главного санитарного врача и других заинтересованных и ответственных лиц, на которых обсуждались вопросы экологии. Так, в п. Каменка Мезенского района для обсуждения проблем загрязнения питьевой воды стронцием, ликвидации «космического мусора» с космодрома Плесецкий, свалок, очистки выгребных ям и т.д. на «круглый стол» пригласили представителей поселковой администрации, главного сани­тарного врача района, председателя районного комитета по экологии.

К сожалению, работа по экологическому просвещению населения осложняется отсутствием финансовых средств на закупку литературы, оформле­ния подписки на периодические издания, посвященные этой проблеме, на проведение массовых мероприятий. Частично снизить остроту этой проблемы помогали местные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов, которые передавали полученные в свой адрес информационные издания, выделяли средства на подписку периодических изданий по экологии.

Активизации работы по экологическому просвещению населения спо­собствовал всероссийский и региональный смотры-конкурсы работы библио­тек по этому направлению, а также семинары библиотечных работников.

Библиотеки Котласской районной, Мезенской, Архангельской детской ЦБС и Северодвинской МБС приняли участие во всероссийском смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения (1996 - 1997 гг.). Филиал № 8 Архангельской детской ЦБС и Северодвинская МБС стали его лауреатами. В Мезенской ЦБС прошел региональный смотр-конкурс по экологическому просвещению.

Таким образом, несмотря на имеющиеся трудности, работа по экологи­ческому просвещению в нашей области набирает темпы, так как все большее число библиотечных работников осознают необходимость и важность этого дела.


Hosted by uCoz