Главная страница -->  --> Федеральные библиотеки как центры повышения квалификации библиотечных специалистов

Авторская редакция

Федеральные библиотеки как центры повышения квалификации библиотечных специалистов

Всероссийский библиотечный конгресс. XXVI Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации
(Нижний Новгород, 15-20 мая 2022 г. Стендовый доклад)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Федеральные библиотеки как центры повышения квалификации библиотечных специалистов / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Информационный бюллетень РБА. – 2022. – № 98. – C. 60–62.

Кадровое обеспечение развития библиотечного дела – одно из основных направлений Стратегии развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 г. Реализация этого направления предполагает развитие на базе федеральных и региональных библиотек практико-ориентированного обучения по дополнительным профессиональным программам. Кроме того, усиление роли универсальных, отраслевых и специализированных федеральных библиотек как <…> центров повышения квалификации библиотечных специалистов поставлено в качестве задачи по выполнению Стратегии в части научного и методического обеспечения деятельности библиотек.

Цель моего выступления – проанализировать состояние деятельности федеральных библиотек, подведомственных Министерству культуры РФ, как центров повышения квалификации библиотечных специалистов.

В 2022 г. в ведении Минкультуры России находятся 8 библиотек, в том числе 2 национальные: Российская государственная библиотека (РГБ) и Российская национальная библиотека (РНБ), – и 6 специализированных:

      Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино (ВГБИЛ),

      Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ),

      Российская государственная библиотека искусств (РГБИ),

      Российская государственная библиотека для молодежи (РГБМ),

      Российская государственная библиотека для слепых (РГБС),

      Российская государственная детская библиотека (РГДБ).

В качестве основных формальных критериев для анализа их деятельности как центров повышения квалификации были предложены следующие:

      закрепление образовательной деятельности в уставных документах;

      наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности;

      наличие образовательных программ по повышению квалификации;

      проведение образовательных мероприятий по повышению квалификации в течение 2021–2022 гг.;

      использование цифровых технологий для осуществления образовательной деятельности в дистанционном формате;

      наличие раздела на сайте, где размещена информация об образовательной деятельности.

В качестве дополнительных критериев были выбраны:

      наличие специального подразделения для ведения образовательной деятельности;

      проведение образовательных мероприятий за счет средств федерального бюджета и грантовой поддержки;

      проведение других мероприятий по повышению квалификации (бесплатных и без выдачи удостоверения о повышении квалификации);

      организация свободного доступа в интернете к ресурсам по повышению квалификации (трансляция мероприятий по повышению квалификации без выдачи удостоверения о повышении квалификации, в т.ч. бесплатных семинаров, вебинаров, мастер-классов; организация подобных мероприятий в режиме онлайн, формирование электронных коллекций или полнотекстовых баз данных с методическими материалами и т.д.);

      подготовка и публикация научно-практических изданий и методических пособий;

      информационно-библиографическое обеспечение библиотечной деятельности.

Сведения о деятельности библиотек были собраны в апреле–мае 2022 г. из интернет-ресурсов: официальных сайтов федеральных библиотек, новостного раздела сайта РБА.

Проведенный анализ показал, что практически у всех федеральных библиотек (ФБ), за исключением РГБМ, образовательная деятельность закреплена в уставных документах.

Более половины ФБ (ВГБИЛ, РГБ, РГБМ, РГДБ, РНБ) имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности. Соответственно только эти ФБ имеют и образовательные программы по повышению квалификации. Лидерами по количеству предлагаемых программ выступают национальные библиотеки: РГБ (23 программы) и РНБ (18 программ). Среди остальных ФБ, имеющих лицензию, наибольшее количество имеет РГДБ (10 программ), РГБМ представляет на сайте 8 программ, а ВГБИЛ – пять. В ходе анализа тематика и качество предлагаемых программ не оценивались.

Все пять библиотек, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, проводили образовательные мероприятия по повышению квалификации в течение 2021–2022 гг. Кроме них образовательные семинары организовывала РГБС, объединив свои усилия с Институтом профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени Общества слепых «Реакомп».

Все пять библиотек, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, проводят образовательные мероприятия, используя цифровые технологии для осуществления образовательной деятельности в дистанционном формате.

Все 8 ФБ имеют интернет-ресурсы об образовательной деятельности: РГБ и РНБ – сайты второго уровня, остальные ФБ – веб-страницы на их официальных или специализированных сайтах.

Анализ ситуации по дополнительным критериям показал, что не всегда на сайтах библиотек можно выявить наличие специального подразделения для ведения образовательной деятельности. По выявленным сведениям, четыре из пяти библиотек, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, (кроме РГБМ) имеют специальные подразделения для организации образовательной деятельности. В РГБ создано даже два подразделения: Научно-образовательный отдел и Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Четыре из пяти библиотек, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, (кроме ВГБИЛ) проводили и планируют в 2022 г. проведение образовательных мероприятий при поддержке Минкультуры России, за счет средств федерального бюджета или грантовой поддержки.

Кроме образовательных мероприятий практически все ФБ (кроме ВГБИЛ) проводят мероприятия по повышению квалификации без выдачи удостоверения о повышении квалификации): семинары, вебинары, мастер-классы, методическое консультирование и т. д. Многие из этих мероприятий проходят при поддержке Минкультуры России (в том числе в рамках государственного задания). Наибольшее количество подобных мероприятий проводят РГБ и РГБМ.

Все без исключения ФБ стремятся организовать свободный доступ в интернете к ресурсам по повышению квалификации. Более половины ФБ (РГБ, РГБМ, РГБС, РГДБ, РНБ) размещают в интернете трансляции записей бесплатных для пользователей мероприятий по повышению квалификации, в т.ч. семинаров, вебинаров, мастер-классов (без выдачи удостоверения о повышении квалификации), организуют проведение подобных мероприятий в режиме онлайн.

Обеспечивая повышение квалификации библиотечных специалистов путем самообразования, РГБ и РНБ формируют раздел «Профессионалам библиотечного дела» Национальной электронной библиотеки, потенциально доступной для любой библиотеки страны. РНБ формирует базу данных «Центральные библиотеки субъектов РФ», где размещает электронные копии методических пособий региональных библиотек. Практически все ФБ (кроме ВГБИЛ) размещают на своих сайтах, в специальных разделах, электронные издания или электронные копии подготовленных ими методических пособий.

К сожалению, в последние годы (2017–2021 гг.) репертуар издаваемых ФБ научно-практических изданий или методических пособий не составляет значительной доли в потоке издательской продукции этих библиотек. Однако, это направление повышения квалификации также реализуют 5 из 8 ФБ (РГБ, РГБМ, РГБС, РГДБ, РНБ).

Несомненно, важную роль в системе повышения квалификации играет информационно-библиографическое обеспечение. Среди ФБ только РГБ формирует на основе мониторинга отечественных и зарубежных публикаций в печатных и электронных изданиях базу данных «Библиотечное дело и библиография», которая содержит свыше 32 тыс. библиографических записей на книги, продолжающиеся и сериальные издания и статьи по теории, методике, истории и организации работы библиотек в России и за рубежом на 23 языках, опубликованные с 2010 года по настоящее время, и доступную на сайте РГБ «Росинформкультура» (http://infoculture.rsl.ru). Кроме того, в 2022 г. РГБ регулярно размещает на сайте устные обзоры новых поступлений литературы. Остальные ФБ или предлагают библиографические списки по отдельным проблемам библиотечной деятельности или вовсе не занимаются библиографическим обеспечением.

В конечном итоге на основе анализа по предложенным формальным критериям можно утверждать, что в 2021–2022 гг. наиболее полно выполняют функции центра по повышению квалификации две национальные библиотеки (РГБ и РНБ), а также РГДБ и РГБМ.

Предложенная для анализа методика позволяет на основании формальных критериев оценить системность работы библиотек как центров повышения квалификации, обозначить узкие места в организации этой деятельности. В дополнение к этим критериям должны быть разработаны критерии оценки содержания и качества образовательных программ повышения квалификации.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz