Главная страница -->  --> Эколого-просветительская деятельность библиотек России в Год экологии

Авторская редакция

Эколого-просветительская деятельность библиотек России в Год экологии

Environmental and Educational Activities of Russian Libraries in the Year of Ecology

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Эколого-просветительская деятельность библиотек России в Год экологии [Текст] / И.П. Тикунова // Библиография. – 2018. – № 5 (418).С. 11-21.

Аннотация: В статье представлен обзор эколого-просветительской деятельности российских общедоступных библиотек в течение 2017 г., который был объявлен Годом экологии. Обзор выполнен на основе результатов ежегодного мониторинга информации, размещённой на сайтах центральных библиотек регионов и Российской библиотечной ассоциации. Успешное проведение разнообразных мероприятий (от библиографических выставок и обзоров до квестов и флешмобов) свидетельствует о востребованности данного направления работы и в федеральных, и в региональных библиотеках, а также в подразделениях централизованных библиотечных систем (ЦБС) и межпоселенческих библиотеках.

Ключевые слова: общедоступные библиотеки, год экологии, эколого-просветительская деятельность, научно-методическая работа библиотек, библиотечно-информационная работа библиотек

Abstract: The article presents a review of the environmental and educational activities of Russian public libraries in 2017, which was declared the Year of Ecology. The review is based on the results of the annual monitoring of information posted on the sites of the central libraries of the Russian regions and the Russian Library Association. The successful holding of various events (from bibliographic exhibitions and reviews to quests and flash mobs) testifies to the demand for this area of work in federal and regional libraries, as well as in the units of Centralized library systems (CLS) and inter-settlement libraries.

Keywords: public libraries, year of ecology, ecological education, scientific and methodical work of libraries, information work of libraries

Библиотеки России являются важным звеном в системе эколого-просветительской деятельности, нацеленной на формирование экологической культуры и экологической ответственности населения России. За последние несколько десятилетий экологическое просвещение населения вошло в перечень направлений работы, которыми занимается практически каждая библиотека.

В 2017 г., который был объявлен указом Президента России В.В. Путина Годом экологии, деятельность по экологическому просвещению стала приоритетной для всех без исключения библиотек страны. Анализ информации, размещенной на сайтах центральных библиотек регионов и Российской библиотечной ассоциации, проведенный Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки, показал, что наибольшую активность проявили общедоступные библиотеки, которых, по данным государственной статистики, насчитывается более 42 тысяч [1].

Более чем в двух десятках общедоступных государственных и муниципальных (городских и сельских) библиотек эколого-просветительская деятельность проводилась на базе специализированных экологических центров, созданных в разные годы. В их числе библиотеки Республик Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Татарстан, Хакасия, Чувашской Республики, Алтайского, Пермского, Ставропольского краев, Архангельской, Белгородской, Брянской, Орловской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Томской, Ульяновской областей [2].

Работа общедоступных библиотек по экологическому просвещению проводилась при поддержке органов власти федерального и регионального уровней (в т. ч. Министерства культуры Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, региональные управления по охране окружающей среды и природопользованию и территориальные органы Росприроднадзора), в сотрудничестве с природоохранными, научными и общественными организациями, с участием представителей различных волонтерских объединений.

В деятельности библиотек по экологическому просвещению населения можно выделить 3 основных направления: формирование и продвижение информационных ресурсов, культурно-просветительская работа, социализация и активизация представителей местного сообщества.

Формирование и продвижение информационных ресурсов

Это направление деятельности является институционально образующим для любой библиотеки и предполагает сбор, хранение и предоставление в общественное пользование документированной информации по различным экологическим вопросам. Фонды любой библиотеки являются открытым и бесплатным источником систематизированной научной и достоверной информации для любого гражданина нашей страны независимо от его социально-экономического статуса. Благодаря этому общедоступные библиотеки продолжают оставаться основой непрерывного образования и самообразования.

Обеспечивая доступность библиотечных фондов, раскрывая их богатейшее содержание, библиотеки проводили огромную выставочную работу. Во многих библиотеках на выставках были представлены не только печатные и электронные издания, экспозиции дополняли фотографии родной природы и ее обитателей, картины местных художников, детские рисунки, поделки из природного материала, результаты труда садоводов и огородников. Для более широкого распространения экологической информации из библиотечных фондов были подготовлены виртуальные выставки, размещаемые на официальных сайтах библиотек, например: «Справочные издания по экологии» [3], раскрывающая фонды центральной библиотеки Тульской области; «Экологическая мозаика» [4], на которой представлены энциклопедические и библиографические издания по экологии» из фонда центральной библиотеки Свердловской области и т. д.

Кроме экспозиционной деятельности библиотеки занимались подготовкой и публикацией изданий, посвященных экологической тематике. По данным базы данных РГБ «Сводный каталог изданий и неопубликованных документов региональных библиотек России (2008–2017 гг.)» [5], региональные библиотеки подготовили к Году экологии более 30 печатных и электронных изданий, в т. ч.: сборники материалов проблемно-тематических конференций, специальные выпуски информационных сборников, дайджестов, материалы об опыте работы по экологическому просвещению, тематические библиографические указатели и списки литературы, каталоги книжных и виртуальных выставок, электронные путеводители и навигаторы, буклеты и др. Наиболее активно представили издательскую продукцию по проблемам экологии центральные библиотеки Республики Карелия, Курганской, Нижегородской и Рязанской областей. Например, Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К. Югова подготовила библиографические указатели «Учёные Зауралья – сельскому хозяйству» [6], «Экологическое образование в ХХI веке» [7] и «Зарубежная литература по экологии на иностранных языках» [8], а в Хакасской республиканской детской библиотеке Году экологии в России был посвящен один из номеров познавательного и развлекательного журнала «Страна Читалия» [9], объединивший под названием «Экологическая кругосветка» самые разнообразные материалы: от интервью с директором заповедника «Хакасский» В.В. Непомнящим до рецептов приготовления блюд из лесных растений. В Центральной городской библиотеке им. Ф. А. Семенова Централизованной системы библиотек г. Курска состоялась презентация уникального электронного информационно-библиографического издания «Экогид» [10], в котором отражены все имеющиеся в фондах городских библиотек материалы экологической тематики.

Современные библиотеки, используя новые коммуникационные технологии, предоставляют пользователям широкий выбор каналов получения актуальной, социально-значимой информации. С целью систематизации всей доступной информации государственные федеральные и региональные библиотеки создают тематические базы данных, раскрывающие не только их собственные информационные ресурсы, но и предоставляющие доступ к ресурсам организаций, ответственных за производство экологической информации.

Многие библиотеки, системно занимающиеся экологическим информированием и просвещением граждан, создают тематические интернет-ресурсы, которые используют не только для информирования граждан, но и для организации библиотечно-информационного сервиса, реализации различных социальных интерактивных практик (электронные справки, информационные экоправовые клиники, электронные референдумы, интерактивные народные карты и т.д.). Так, продолжали развиваться специализированные сайты по экологической тематике Государственной публичной научно-технической библиотеки России (http://ecology.gpntb.ru/) и Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена (http://www.herzenlib.ru/ecology/news_ecology/), Томской муниципальной библиотечной информационной системы г. Томска (http://www.ecology.tomsk.ru/) и Межпоселенческой центральной библиотеки Каневского района Краснодарского края (https://ekovestnik.wordpress.com/), Центральной городской библиотеки им. А.И. Харизовой в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа (http://bibl-ugorsk.ru/history_page/year-of-protection/) и других библиотек [2]. Были созданы новые ресурсы, например, на сайтах центральных библиотек Ивановской, Липецкой, Челябинской областей были опубликованы экологические календари, а на сайте Централизованной библиотечной системы г. Костромы – «Экологическая карта Костромской области» [11].

 

Культурно-просветительская деятельность

Многие современные общедоступные библиотеки позиционируют себя как социокультурные центры для целенаправленной и планомерной просветительской деятельности, реализации социально-ориентированных практик и организации интеллектуального досуга населения. В библиотечном деле страны накоплен богатый опыт эколого-просветительской работы.

В Год экологии общедоступные библиотеки проводили мероприятия эколого-просветительской тематики, адресуя их различным возрастным категориям. При этом подобные мероприятия проходили не только в помещениях библиотек, но и в школах, детских садах, краеведческих музеях, дворцах творчества детей и молодежи. Площадками мероприятий выступали также охраняемые природные территории и заповедники, зоопарки, ботанические сады, городские скверы и парки. Формы этих мероприятий отличались значительным разнообразием: лекции, мастер-классы, демонстрации экологических фильмов, квесты, игры, конкурсы, театрализованные представления, фестивали, эко-вечеринки, флеш-мобы и т.д.

Широкое распространение получили «экологические фестивали» («экофесты»). Среди них можно назвать книжный экологический фестиваль, организованный центральной библиотекой Пензенской области, и ЭКОфестиваль «Город-сад», проведенный Центральной городской библиотекой им. Н.В.Гоголя г. Новокузнецка; Фестиваль зимующих птиц, воплощенный Централизованной библиотечной системы Курортного района г. Санкт-Петербурга, и открытый городской экологический фестиваль «NON-STOP», реализованный Самарской муниципальной информационно-библиотечной системой и т. д.

В числе наиболее необычных мероприятий, приуроченных к проведению Года экологии в России, можно назвать телемосты. Во время одного из них юные читатели Иркутской областной детской библиотеки и М. Сергеева и Центральной детской библиотеки г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа стали участниками «Путешествия по Сибири с детскими писателями». Телемост связал города Западной и Восточной Сибири: Муравленко – Иркутск – Екатеринбург. Другой телемост был проведен 18 мая 2017 года, накануне празднования Дня Волги, в Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина во время межрегиональной читательской веб-конференции «Мы живем на Волге», посвященной экологии великой русской реки. Участниками телемоста стали читатели библиотек – дети и подростки из 8 регионов Поволжья, от истоков до устья Волги.

Интересный опыт работы получен ГПНТБ России, которая совместно с Департаментом образования г. Москвы разработала урок на тему «Изменение климата» для учащихся средних школ. Формат мероприятия, обозначенный как лекция-исследование, позволил школьникам освоить методику самостоятельного проведения исследования в области изменения климата за предлагаемый период, используя данные, представленные в научных публикациях, а также на интернет-ресурсах научных организаций.

Для обеспечения системности и целенаправленности эколого-просветительской деятельности библиотеки разрабатывали специальные проекты, посвященные году экологии, организовывали циклы, недели и месячники экологических мероприятий. Так, в Самарской областной детской библиотеке прошла неделя экологии. В Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И.Я. Франко неделя экологии была организована при поддержке Министерства культуры Республики Крым и при участии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым и Эколого-биологического центра. А в г. Ульяновске 24 января 2017 г. во всех публичных библиотеках прошел Единый день информации, который дал старт Году экологии. Всего в этот день библиотеками города было организовано 125 мероприятий, в которых приняли участие более 2 400 горожан.

Во многих, преимущественно в детских библиотеках и библиотеках, обслуживающих молодежь, работали экологические клубы. Так, в Российской государственной детской библиотеке проходили заседания семейного экоклуба «Земляне», на занятиях которого дети в доступной и интересной форме знакомились с основами ботаники, зоологии и экологии, лучшими литературными произведениями о природе. В Челябинской областной универсальной научной библиотеке школьники и студенты, специалисты-экологи и любители природы участвовали в заседаниях Экологического клуба, на которых знакомились с экологическими проблемами, например, с проблемой защиты лесов.

Активно участвовали общедоступные библиотеки в акциях и проектах, проводимых другими библиотеками и организациями, например, Общероссийский природоохранный проект «Заповедный урок», который стартовал в России 11 января 2017 г. и по итогам первой недели объединил 26 тысяч участников-учеников по всей стране, проводился и во многих детских библиотеках. А в Национальной библиотеке Чувашской Республики проходили кинопоказы в рамках Фестиваля экологического кино «Первозданная Россия», организованного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Русским географическим обществом под эгидой Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия».

 

Социализация и активизация представителей местного сообщества

Современные общедоступные библиотеки способны стать демократичной, перспективной площадкой для создания благоприятного общественного климата и принятия практических решений экологических проблем. Подобного рода площадки для обмена мнениями, информацией и практическим опытом уже функционируют в библиотеках, в практике которых – проведение круглых столов, конференций и форумов, конкурсов и циклов практических (лабораторных) занятий, организация клубных формирований в библиотечной среде, инициация и реализация проектов и акций, объединяющих людей экологической проблематикой.

Так, в Российской государственной библиотеке было проведено несколько круглых столов, на которых в обсуждении экологических проблем принимали участие представители органов власти, научных центров, международных и российских организаций, например, на круглом столе «Современное состояние природных сред и роль экологической дипломатии в международных отношениях» выступили представители экспертного совета Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации России, Центра изучения проблем природопользования и окружающей среды, преподаватели кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии Московского государственного института международных отношений, климатические эксперты. Участники обсудили актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом в области охраны окружающей среды: снижение биоразнообразия, нехватку питьевой воды, загрязнение мирового океана, загрязнение атмосферы, климатические изменения, ответственное природопользование и подходы к решению экологических проблем в международных отношениях.

В Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся круглый стол «На пути к “зелёной” экономике: профилактика правонарушений природоохранного законодательства», при поддержке и участии Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области и регионального Управления Росприроднадзора. Участниками круглого стола также стали экологи крупных и малых промышленных предприятий г. Тамбова, а также представители Государственного центра агрохимической службы «Тамбовский», Управления сельского хозяйства Тамбовской области, Тамбовской областной торгово-промышленной палаты и других организаций. В ходе круглого стола эксперты в сфере охраны окружающей среды и природопользования дали подробные комментарии к масштабным изменениям законодательной базы, вступившим в силу в 2017 году, и ответили на вопросы специалистов промышленных предприятий.

Интересное мероприятие прошло в Научной библиотеке № 2 Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), которая с целью объединения интеллектуальных сил опорного университета и старейшего в Красноярском крае учреждения дополнительного образования, организовала круглый стол «Актуальные экологические проблемы Красноярска в исследованиях ученых СибГАУ и обучающихся Красноярского краевого центра «Юннаты»». В обсуждении актуальных вопросов воздействия различных источников загрязнения на окружающую среду Красноярска приняли участие преподаватели кафедр технологии и машин природообустройства, экологии и защиты леса, инженерной графики и студенты университета, педагоги и обучающиеся Красноярского краевого центра «Юннаты», представители других вузов города.

Российская государственная библиотека для молодежи (РГБМ) провела Всероссийскую конференцию по экологическому образованию, на которой обсуждались вопросы взаимодействия государственных, общественных и молодежных организаций в экологическом просвещении населения России. Экологические форумы прошли в Централизованной библиотечной системы г. Мурманска, в Централизованной библиотечной системе Курортного района г. Санкт-Петербурга (при поддержке городской Дирекции особо охраняемых природных территорий), в Центральной городской библиотеке г. Омска, Информационно-библиотечном объединении города Заречного Пензенской области (при поддержке городского Департамента культуры и молодежной политики и Пензенской областной библиотеки для детей и юношества).

Большую популярность приобрели конкурсы, посвященные вопросам экологии и проводимые среди различных возрастных групп населения. Так, Российская государственная детская библиотека совместно с Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля и Русским географическим обществом при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации организовала Всероссийскую олимпиаду «Символы России», приуроченную к Году экологии. Олимпиада прошла на 1440 библиотечных площадках 82 регионов России, благодаря активности библиотек в ней приняли участие более 39 тысяч школьников страны.

В качестве примеров экологических конкурсов можно также назвать межрегиональный литературно-художественный конкурс «Природа и человек», инициированный центральной библиотекой Рязанской области; интернет-конкурс «Литературный ЭКО-календарь юного читателя», проведенный Централизованной библиотечной системой г. Курска; VI Областной фестиваль-конкурс «Кузбасский зимородок», организованный Центральной городской библиотеке им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка и объединивший поэтов и бардов из городов Кемеровской области; Краевой театрализованный конкурс команд специализированных детских садов «Книжная страна: классики – детям» воплощенный Красноярской краевой специальной библиотекой – центром социокультурной реабилитации инвалидов по зрению; конкурс поделок из вторсырья «Преврати мусор в красоту!» провела в рамках цикла мероприятий «Экофест» Учебно-научная библиотека им. В.А. Журавлёва Удмуртского государственного университета.

Российская национальная библиотека совместно с Информационно-методическим центром Центрального района г. Санкт-Петербурга провели городской конкурс творческих работ педагогов, библиотекарей и учащихся, представленных на XII Городских Лихачевских чтениях «Экологическая культура Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы развития мегаполиса».

Фотоконкурсы прошли в Ярославской областной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова (при информационной поддержке департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области), в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке, совместный фотоконкурс организовали Красноярская краевая молодежная библиотека и Крымская республиканская библиотека для молодежи.

Примером клубной деятельности, направленной на активизацию участия населения в решении экологических проблем, может служить молодежный дискуссионный клуб «Пространство», работающий с 2010 г. в РГБМ. Клубные встречи проходят ежемесячно по одной из актуальных тем экологии. Клуб неизменно собирает заинтересованную молодежь, а анонсирование встреч происходит в открытых источниках, что делает мероприятия максимально доступными и демократичными. На занятиях этого клуба были апробированы многие современные интерактивные методы и формы работы (стендап, экологические деловые игры, исторические реконструкции, экологические батлы, мозговые штурмы, кейс-стади, эвристические беседы, ресурсные круги и т.д.). Вовлечение молодёжи в самостоятельный поиск актуальной проблемы экологии родного края, информации о ней, а затем и выход на ее практическое решение задает хороший тон для развития молодежного экологического движения и формирования самой библиотеки как эколого-просветительской площадки нового формата, развивающейся вместе с интересом молодёжи.

В РГБМ был проведен научный стендап молодых специалистов-экологов с участием министра природных ресурсов и экологии России С.Е. Донского «Расскажи свою идею Министру», на котором были представлены прошедшие предварительный отбор пять лучших проектов по улучшению состояния окружающей среды, разработанных молодыми учеными из Национального исследовательского университета «МИЭТ», государственного университета «Дубна», научно-исследовательских институтов Российской академии наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других организаций.

Анализ работы библиотек показал, что в некоторых регионах они становятся участниками или инициаторами решения конкретных экологических проблем, объединяя вокруг себя представителей местного сообщества и увлекая их своей идеей. Так, Тульская областная специальная библиотека для слепых поддержала своим участием Всероссийский эко-марафон «Переработка!», который проходил под девизом «Сдай макулатуру – спаси дерево!». Научная библиотека № 2 Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева в Красноярске приняла участие в V сетевой межбиблиотечной экологической акции «Эко-сумка вместо пакета», организованной централизованной библиотечной системой г. Ростова-на-Дону при информационной поддержке журнала «Современная библиотека». Централизованная система библиотек г. Курска предложила увлекательный эко-тур на экологически чистом электротранспорта в рамках проекта «Читающий маршрут». В 2017 г. среди муниципальных библиотек г. Архангельска проводился конкурс «Библиотечный дворик», который был направлен на повышение уровня благоустроенности, комфортности, эстетического и экологического состояния территорий, прилегающих к библиотекам. Библиотеки могли привлекать к участию в конкурсе читателей, социальных партнеров, представителей бизнеса.

Деятельность многих библиотек была отмечена региональными органами власти. Так, проект Национальной библиотеки Чувашской Республики «Создание мобильной культурно-экологической площадки» был признан победителем проводимого Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики конкурса проектов, направленных на формирование экологической культуры в 2017 году. А Дальневосточная государственная научная библиотека награждена диплом I степени в категории «Учреждение, организация» краевого конкурса «Эколидер–2017», организованного Правительством Хабаровского края.

Методическое обеспечение деятельности библиотек России

Активное участие библиотек в эколого-просветительской деятельности и высокая эффективность проводимых мероприятий – результат хорошо организованного методического обеспечения этой деятельности. Благодаря методической работе государственных библиотек федерального и регионального уровней, организующих изучение и обобщение библиотечного опыта, распространение лучших практик в профессиональной среде, происходит поступательное развитие эколого-просветительского направления библиотечной работы. Современные технологии позволяют сегодня проводить не только очные занятия для библиотечных специалистов, но и виртуальные семинары, круглые столы, конференции и т.д.

Важную консолидирующую роль в развитии эколого-просветительской деятельности сыграл созданный еще в 2002 г. Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры РГБМ. В 2017 г. на базе библиотеки был реализован масштабный проект, включающий Всероссийскую акцию единого дня действий, практический онлайн-семинар «Эколого-просветительская деятельность библиотек России: методика и практика» и конкурс на лучшее публичное мероприятие.

Всероссийская библиотечная акция, проведенная в формате единого дня действий «День экологических знаний», приуроченная к Международному дню экологических знаний (15 апреля 2017 г.) и организованная РГБМ и Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ) при поддержке Минкультуры России и Минприроды России, была нацелена на содействие развитию экологического просвещения и образования в стране путем консолидации информационных и просветительских ресурсов библиотек России. В Акции приняли участие около 1500 библиотек разных типов и ведомств из 73 регионов России [2]. В этот день библиотеки – участницы Акции привлекли детей, молодежь и представителей других возрастных групп населения своих регионов к участию в эколого-просветительских мероприятиях. Самыми активными регионами были Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Самарская область, Московская область, Пензенская область, Республика Адыгея и Красноярский край.

В ходе практического онлайн-семинара «Эколого-просветительская деятельность библиотек России: методика и практика» были подведены итоги Года экологии, проанализирована деятельность библиотек по экологическому просвещению и намечены перспективы развития этого направления работы

Всероссийский конкурс на лучшее эколого-просветительское мероприятие проводился на основе материалов библиотек-участниц Акции, присланных по итогам проведённых публичных мероприятий. На конкурс пришло 965 заявок из 68 регионов России. Компетентное жюри выделило 10 лауреатов конкурса, а также определило победителей в 14 отдельных номинациях. Всероссийский конкурс на лучшее эколого-просветительское мероприятие библиотек продемонстрировал высокий профессиональный уровень участия библиотек в экологическом просвещении и позволил получить уникальный информационно-методический ресурс для дальнейшего развития эколого-просветительской деятельности, а также сформировать актуальную ресурсную базу для аналитической и научно-практической деятельности, содействующей повышению уровня экологического просвещения и экологической грамотности населения России.

Методическая поддержка эколого-просветительской деятельности была организована практически всеми центральными библиотеками субъектов России и муниципальных образований. Наибольшее распространение получили такие формы методической работы, как семинары и конференции для библиотечных работников, издание методических пособий и размещение методических материалов на веб-сайтах. Так, в Центральной городской библиотеке им. А.И. Герцена г. Твери состоялся семинар «Формы и методы работы учреждений культуры и образования в системе экологического просвещения»; Центральная городская молодежная библиотека имени М. А. Светлова г. Москва провела методический семинар «Экологические стартапы: поддержка инициатив молодых по улучшению экологической ситуации». Свердловская областная библиотека для детей и молодежи им. В.П. Крапивина организовала региональный выездной семинар «Заповедная смена».

Конференции, обобщающие библиотечный опыт по экологическому просвещению, прошли в г. Санкт-Петербурге, Севастополе, Курской, Псковской, Тульской областях и других регионах страны. Центральные библиотеки Республик Калмыкия, Коми, Марий Эл, Мордовия и Чеченской Республики, Красноярского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Белгородской, Брянской, Калужской, Курганской, Курганской, Липецкой, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Челябинской и Ярославской областей подготовили методические рекомендации.

Подводя итог, следует отметить, что Год экологии стал прекрасным поводом для оценки многолетнего опыта работы библиотек России по экологическому просвещению и анализа их включенности в общий информационно-коммуникационный процесс, который играет одну из ключевых ролей в формировании экологической культуры и экологической грамотности. Результаты анализа демонстрируют, что библиотеки России по праву заняли свою самостоятельную нишу в экологическом просвещении и информировании населения.

Список источников

1.     Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования за 2017 год [Электронный ресурс] / ГИВЦ Минкультуры России // Сервер отраслевой статистики Минкультуры России : сайт. URL: http://mkstat.ru/indicators/statdata2017/. Дата обращения: 28.04.2018.

2.     Лещинская В.В. Эколого-просветительская деятельность библиотек / Лещинская В.В., Рыбальский Н.Г. // Природно-ресурсные ведомости. 2017. №10-11 (445–446). С. 7.

3.     Справочные издания по экологии [Электронный ресурс] : виртуальная выставка // Тульская обл. универс. науч. б-ка : офиц. сайт. URL: http://www.tounb.ru/arkhiv-novostej/1776-spravochnye-izdaniya-po-ekologii, свобод. Дата обращения: 03.05.2018.

4.     Экологическая мозаика [Электронный ресурс] : виртуальная выставка // Свердловская обл. универс. науч. б-ка им. В.Г. Белинского : офиц. сайт. URL: http://book.uraic.ru/project/exhibition/ekologiya/. Дата обращения: 03.05.2018.

5.     Сводный каталог изданий и неопубликованных документов региональных библиотек России (2008–2017 гг.) [Электронный ресурс] : база данных // Росинформкультура : сайт / Рос. гос. б-ка. URL: http://infoculture.rsl.ru/RSKD/main.htm. Дата обращения: 03.05.2018.

6.     Учёные Зауралья – сельскому хозяйству : библиогр. указ. Вып. 8 / Курган. обл. универс. науч. б-ка им. А.К. Югова ; [сост. С.Ф. Пайсанова]. Курган, 2017. 142 с. Электрон. аналог доступен по адресу: http://kounb.kurganobl.ru/upload/nashi%20izdaniya/2017/Uchyonie_Zauralya.pdf. Дата обращения: 25.04.2018.

7.     Экологическое образование в ХХI веке : библиогр. указ. Вып. 5 / Курган. обл. универс. науч. б-ка им. А. К. Югова ; [сост. Э.А. Пунтусова]. Курган, 2017. 43 с. Электрон. аналог доступен по адресу: http://kounb.kurganobl.ru/upload/nashi%20izdaniya/2017/Ekologich_obrazovanie_v_21_veke.pdf. Дата обращения: 25.04.2018.

8.     Зарубежная литература по экологии на иностранных языках : указ. оригинал. лит. по экологии на англ., нем. и фр. яз. / Курган. обл. универс. науч. б-ка им. А.К. Югова, [сост. М.М. Черкашина]. Курган, 2017. 24 с. Электрон. аналог доступен по адресу: http://kounb.kurganobl.ru/upload/nashi%20izdaniya/2017/Zarubej_lit_in_yaz.pdf. Дата обращения: 25.04.2018.

9.     Страна Читалия : познават. и развлекат. журнал / Хакас. республик. дет. б-ка. 2017. № 44 : Экологическая кругосветка.

10.    Экогид [Электронный ресурс] : электронное информационно-библиографическое издание / Центр. город. б-ка им. Ф. А. Семенова Централиз. системы б-к г. Курска. Курск, 2017.

11.    Экологическая карта Костромской области [Электронный ресурс] : сайт / Централиз. библиот. системы г. Костромы. URL: http://ecomap.cbs-kostroma.ru/, свобод. Дата обращения: 21.08.2018.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz