Авторская редакция

Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке:
проблемы и перспективы

Digitization of staff development in the library: problems and prospects

Всероссийский библиотечный конгресс: XXIV Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации
(Тула, 11-17 мая 2019 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке: проблемы и перспективы [Текст] / И.П. Тикунова // Информационный бюллетень РБА. – 2019. – № 86. – С. 98-101.

Аннотация: В докладе представлены результаты анализа состояния цифровой образовательной среды для развития кадрового потенциала библиотек России. На основе изучения сайтов 26 учреждений, предлагающих библиотечным специалистам обучение с применением дистанционных технологий, показано, что в библиотечной сфере происходит постепенное формирование цифровой образовательной среды. Выявлены проблемы, тормозящие темпы цифровизации дополнительного библиотечного образования, определены дальнейшие перспективы развития этого процесса.

Abstract: The report presents the results of the analysis of the digital educational environment for librarian staff development in Russia. The analysis of the web-sites of 26 institutions offering librarian specialists training using distance learning technologies showed there is a gradual formation of the digital educational environment in the library sphere. The article identifies problems impeding the digitalization of additional library education and further prospects for the development of this process.

Ключевые слова: цифровизация, дополнительное профессиональное образование, вузы культуры, колледжи культуры, федеральные библиотеки, центральные библиотеки.

Keywords: digitization, additional professional education, universities of culture, colleges of culture, Federal libraries, Central libraries of subjects of Russia, distance learning.

Кадровый потенциал является стратегическим ресурсом развития любой организации, а степень его роста напрямую зависит от созданных в организации условий для непрерывного образования персонала. Цифровизация сферы образования значительно расширила возможности отдельных организаций по обучению персонала, так как направлена в том числе на формирование комфортной цифровой образовательной среды путем внедрения электронных систем обучения и дистанционных технологий, а также создания электронных образовательных ресурсов.

В ходе анализа данных из базы данных «Учреждения библиотечного образования» Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук[1], а также информации, размещенной на сайтах образовательных учреждений и государственных библиотек, было выявлено 26 организаций, которые уже сегодня формируют цифровую образовательную среду для работников библиотек, предлагая библиотечным специалистам обучение с применением дистанционных образовательных технологий. В их числе 8 вузов (в том числе 7 институтов культуры), 2 колледжа, 4 учреждения дополнительного профессионального образования и 12 библиотек, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, (в том числе 5 федеральных библиотек и 7 центральных библиотек субъектов России).

В 2018–2019 учебном году только 9 учреждений из числа выявленных организаций (6 вузов, 1 колледж, 2 федеральные библиотеки) проводили курсы профессиональной переподготовки. Среди них 3 учреждения имели опыт организации дистанционного обучения в полном объеме (через электронную систему, предоставляющую возможности организации личного кабинета и доступа к электронным учебным ресурсам, с применением дистанционных технологий для контакта с преподавателями и организаторами обучения). Остальные 6 учреждений проводили курсы с использованием отдельных элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий или применяли дистанционные технологии на отдельных этапах обучения.

Только 1 из 9 организаций проводила набор на дистанционное обучение по 2 программам профессиональной переподготовки, все остальные ограничивались 1 программой. Анализ тематики курсов показывает, что 5 организаций проводили обучение по курсу «Библиотечно-информационная деятельность», остальные предлагали другие программы переподготовки, например: Российская государственная библиотека – «Высшие библиотечные курсы», Санкт-Петербургский государственный институт культуры (далее – СПбГИК) – «Теория и практика библиотечно-информационной деятельности», Российская государственная детская библиотека (далее – РГДБ) – «Библиотечно-информационное обслуживание детей», Омский государственный университет – «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и «Педагог-библиотекарь». Все учебные курсы имели разную трудоемкость: от 270 до 570 учебных часов. Некоторые из организаций предлагали модульное обучение, что также могло изменить продолжительность обучения. Все предлагаемые курсы предполагали коммерческую составляющую: стоимость обучения зависела от количества учебных часов и составляла от 12000 до 30000 рублей.

В том же учебном году дистанционное обучение с целью повышения квалификации и с возможностью получения документа о повышении квалификации предлагали 16 учреждений из числа 26 выявленных организаций: 5 вузов, 2 колледжа, 3 учреждения дополнительного образования и 6 библиотек (в том числе 2 федеральные библиотеки и 4 центральные библиотеки субъектов России). Большинство из них (7 организаций) рекламировали по 1 мероприятию, 3 организации – по 2 мероприятия, 2 организации – по 3 мероприятия. Рекордное количество – 10 мероприятий предлагал факультет дополнительного образования Самарского государственного института культуры, чуть меньше – Центр дополнительного профессионального образования Кемеровского государственного института культуры (8 мероприятий) и Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры СПбГИК (7 мероприятий).

Анализ тематики предлагаемых мероприятий по повышению квалификации позволил выявить 45 тем, которые условно можно поделить на 10 блоков. Самый большой блок включает 14 курсов, каждый из которых был посвящен разным аспектам деятельности современной библиотеки или современного библиотечной дела. Следующий блок составляют 9 курсов или семинаров, посвященных вопросам управления современной библиотекой, библиотечному маркетингу и менеджменту. Из 6 курсов состоит блок, посвященный информационной деятельности библиотек, и столько же курсов включает блок по организации обслуживания пользователей. По теме «Работа с фондами и каталогами» было выявлено всего 3 курса, по вопросам организации массовых мероприятий, а также по вопросам автоматизации библиотечных процессов – по 2 курса. По 3 темам (организация библиотечного пространства; организация краеведческой деятельности; организация чтения современных детей) было предложено только по 1 курсу.

Большинство курсов ориентированы на специалистов библиотек без учета их специфики или вида. Можно выделить только 3 курса, адресованных специалистам специальных библиотек: по одному для детских, школьных и научно-технических библиотек. Глубоко проанализировать соответствие содержания предлагаемых курсов потребностям современных библиотечных специалистов практически невозможно, так как не все организации размещают свои программы на сайтах, а если и размещают, то найти эти программы на его страницах тоже не просто. Кроме того, предложения о формировании курсов по заявке заказчика в значительной степени снимают проблему не соответствия образовательным потребностям.

По количеству учебных часов мероприятия по повышению квалификации имеют значительное разнообразие: от 6-часового семинара до курсов длительностью 216 учебных часов. Чаще всего предлагают обучение на курсах продолжительностью 72 учебных часа (22 курса) и 36 учебных часов (7 курсов).

В большинстве своем предлагаемые мероприятия по повышению квалификации с применением электронного обучения и дистанционных технологий и с получением сертификата проводились за плату. Их стоимость зависела от продолжительности курса, от уровня преподавателей, от актуальности темы и от других факторов. Многие из образовательных организаций не афишировали стоимость своих услуг на сайтах, в том числе по причине индивидуального подхода при формировании программы обучения.

Из числа 16 организации были выявлены 3 учреждения, которые не требовали у слушателей оплату за обучение. Бесплатные мероприятия по повышению квалификации проводили РГДБ (3 курса повышения квалификации по 72 учебных часа при поддержке Министерства культуры Российской Федерации), Свердловская областная универсальная научная библиотека имени В.Г. Белинского (2 сессии вебинаров по 6 учебных часов) и Камчатский учебно-методический центр (1 шестичасовой семинар).

Таким образом, можно констатировать, что в библиотечной сфере происходит постепенное формирование цифровой образовательной среды путем внедрения электронных систем обучения и дистанционных технологий. Среди выявленных организаций вузы культуры являются наиболее активными участниками этого процесса.

Вместе с тем следует отметить недостаточно высокий уровень цифровизации дополнительного библиотечного образования. Учитывая тенденцию к сокращению числа вузов и колледжей, осуществляющих подготовку библиотечных специалистов, и количества выпускников этих учебных заведений, можно говорить о недостаточности предложений на рынке дистанционных образовательных услуг, обеспечивающих качественное образование. Число учреждений, предлагающих полноценное дистанционное дополнительное образование, позволяющее получить новые знания, навыки, компетенции без отрыва от работы (что важно для работодателя и работника!) и в удобное для слушателя время в любом удобном для слушателя месте, крайне мало.

Думается, что одна из причин сложившейся ситуации в том, что выявленные организации, обладающие правом оказывать услуги дополнительного профессионального образования, имеют ограниченные кадровый, технологический и технический ресурсы для полноценного внедрения электронного обучения и дистанционных технологий.

Изучение способов продвижения образовательных услуг в библиотечной сфере показало, что большинство из 26 учреждений, чья деятельность в сфере дистанционного обучения библиотечных специалистов анализируется, используют наиболее дешевые способы рекламы: размещение информации на собственном сайте, блоге, страницах в социальных сетях, рассылка по электронной почте, распространение листовок на профессиональных мероприятиях. Ни одна из вышеуказанных организаций не пользуется рекламными услугами сторонних компаний, и поэтому информацию об образовательных услугах этих организаций не встретишь на страницах почтовых или поисковых Интернет-сервисов. Следует также отметить, что реклама услуг дистанционного образования на страницах сайтов некоторых из этих организаций имеет существенные недостатки. Во-первых, на сайтах этих организаций трудно найти информацию о предлагаемых услугах дистанционного обучения; во-вторых, на некоторых сайтах встречается устаревшая или противоречивая информация.

Другая группа проблем связана с содержанием дистанционного образования. Большинство курсов ориентированы на руководителей и специалистов общедоступных библиотек без учета специализаций профессиональных групп. Не соблюдается главное правило повышения квалификации – обучать тех, кто имеет базовое библиотечное образование: практически все предлагаемые курсы и семинары адресованы работникам библиотек без учета их образовательного уровня.

И наконец, целый ряд проблем порождено различными ограничениями потребителей образовательных услуг. В их числе финансовые, технические, технологические, мотивационные, компетентностные ограничения.

Несмотря на множество существующих проблем дальнейшее развитие цифровой образовательной среды для библиотечных специалистов неизбежно. Продолжится рост участников ее формирования, и важно, чтобы достойное и значительное место среди них занимали учреждения, предлагающие качественное и комфортное электронное обучение с использованием дистанционных технологий. Появятся более совершенные системы электронного обучения, в которых все рутинные, административные виды работ будут выполнять роботы. Используя новые цифровые технологии, руководители крупных библиотек смогут формировать учебные программы обучения и развития персонала, обеспечивающие соответствие уровня подготовки сотрудников потребностям конкретной библиотеки. В каждой библиотеке можно будет создать систему электронного обучения, и тогда работник сможет выбрать для себя набор учебных курсов с учетом своего образовательного и профессионального уровня. В результате будут созданы условия для преодоления кадрового кризиса – одной из серьезнейших проблем современного библиотечного дела.



[1] Учреждения библиотечного образования : база данных / Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук. URL: http://webirbis.spsl.nsc.ru/irbis64r_01/cgi/cgiirbis_64.exe (дата обращения: 05.05.2019).


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz