Авторская редакция

Цифровизация общедоступных библиотек: основные направления и проблемы

Digitization of public libraries: main directions and issues

X Международный конгресс «Библиотека как феномен культуры»
(Национальная библиотека Беларуси, Минск, 19-20 октября 2023 г. Участие в режиме видеосвязи)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Цифровизация общедоступных библиотек: основные направления и проблемы / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Материалы Х Международного конгресса «Библиотека как феномен культуры», приуроченного к Году мира и созидания, Минск, 19–20 октября 2023 г. / Национальная библиотека Беларуси. – Минск, 2023. – С. 231–237.

Аннотация: Статья посвящена вопросам цифровизации современных общедоступных библиотек. Представлены результаты исследований, проводимых Российской государственной библиотекой. Выделены основные направления и тренды библиотечной цифровизации, дана характеристика организационных проблем, препятствующих внедрению цифровых технологий.

Ключевые слова: библиотечная цифровизация; библиотечное дело в Российской Федерации; общедоступные библиотеки; Российская государственная библиотека.

Abstract: The article is devoted to the issues of digitalization of modern public libraries. The results of research conducted by the Russian State Library are presented. The author describes the main directions and trends of library digitalization and characterizes the organizational problems that impede the implementation of digital technologies.

Keywords: library digitalization; librarianship in the Russian Federation; public libraries; Russian State Library.

Современный этап цивилизационного развития характеризуют происходящие во всех социальных сферах системные изменения, центральной причиной которых является бурное и стремительное развитие процессов цифровизации (повсеместное внедрение цифровых технологий). Большие данные и искусственный интеллект, машинное обучение и технологии беспроводной связи, облачные технологии и интернет вещей, роботизация и сенсорика, технологии виртуальной и дополненной реальностей определяют основные направления цифровизации.

Естественным образом, современные библиотеки испытывают большое влияние процесса цифровизации, что получило свое отражение в Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с этим документом «современные информационные технологии являются тем инструментом, который определяет стратегию и тактику развития библиотек страны», поэтому развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек включены в состав основных направлений развития библиотечного дела [5].

Проблематика изучения процессов цифровизации, происходящих в отдельных направлениях библиотечного дела, и прежде всего, связанных с созданием электронных информационных ресурсов или организацией библиотечного обслуживания в цифровой среде, занимает значительное место в корпусе библиотековедческих исследований в нашей стране и за рубежом. Научные работники Российской государственной библиотеки (далее – РГБ) также неоднократно обращались к данной теме [1, с. 30–68].

Анализ результатов проводимых исследований показывает, что родовые социальные функции современной библиотеки (сохранение и трансляция документированного знания) обусловили основные направления библиотечной цифровизации. Следует отметить активное внедрение цифровых технологий в деятельность библиотек, связанную с генерацией информационных ресурсов. Одним из ее традиционных векторов является оцифровка документов из библиотечных фондов, нацеленная на сохранение знания, накопленного человечеством и зафиксированного на традиционных и не только бумажных носителях. Кроме создания цифровых копий библиотеки формируют электронные информационные ресурсы: электронные каталоги и другие многочисленные базы данных, электронные библиотеки, официальные и тематические веб-сайты, готовят и публикуют электронные издания, оформляют виртуальные выставки и проводят виртуальные экскурсии по библиотеке, организуют видеотрансляции мероприятий в режиме онлайн и офлайн.

Для хранения и организации доступа к создаваемой современными библиотеками электронной информации (виртуальных выставок, видеозаписей мероприятий, и других цифровых данных) применяются облачные технологии. Российские общедоступные библиотеки активно используют бесплатные услуги цифровых платформ, социальных сетей, сайтов, предлагающие технологические инструменты для создания информационных ресурсов.

Роботизация библиотечных процессов – достаточно новый феномен библиотечной сферы. В третьем десятилетии нынешнего века роботы-библиотекари работают уже во многих российских и зарубежных библиотеках. В помещении библиотеки робот выполняет поиск документа в фонде и его доставку по заказу пользователя, отвечает на типовые вопросы, реагируя на человеческий голос. Достаточно широко библиотеки используют роботов или специальные терминалы для информирования пользователей о литературы, предстоящих мероприятиях. С помощью робота можно совершить виртуальный тур по библиотеке, в дистанционном режиме поучаствовать в мероприятии, проводимом в библиотеке или послушать чтение аудиокниги [2]. На собственных сайтах библиотеки размещают чат-боты, которые отвечают на типовые вопросы пользователей. Национальные библиотеки наиболее развитых стран мира оснащают роботами полностью автоматизированные компактные книгохранилища; внедряют интернет вещей для мониторинга режима хранения библиотечных фондов, контроля за несанкционированным выносом библиотечных документов и материалов, обеспечения безопасности людей в помещениях библиотеки. Крупнейшие библиотеки мира (РГБ) внедряют в практику роботов, оснащенных технологиями искусственного интеллекта и машинного обучения, для обработки больших массивов цифровых данных и расширения поисковых возможностей электронных библиотек.

В библиотечную практику активно внедряются современные беспроводные технологии и прежде всего технологии мобильной связи. Доступ к библиотечным ресурсам и услугам через портативные средства мобильной связи осуществляется путем создания мобильной версии библиотечного веб-сайта или разработки специальных мобильных приложений. В ассортименте «мобильных» библиотечно-информационных услуг насчитывается более десятка сервисов. С использованием технологий мобильной связи библиотеки расширяют сеть коммуникационных каналов для распространения информации, продвижения услуг и общения с пользователями [3].

Анализ практики библиотечного обслуживания пользователей через средства мобильной связи (гаджеты) демонстрирует целый ряд преимуществ: для пользователя важны отсутствие пространственных и временных ограничений доступа к библиотечным ресурсам и услугам, удобство доступа и экономия времени, персонализация и дифференциация получаемых услуг, для библиотеки – массовость доступа к библиотечным услугам, повышение активности общения пользователя с библиотекарем, быстрая реакция обратной связи.

Еще одна беспроводная технология – технология радиочастотной идентификации (RFID-технология) – получает все более широкое применение в библиотечной практике. С ее использованием значительно проще становится процесс учета и поиска документов библиотечного фонда. Внедрение RFID-технологии обеспечивает контроль за передвижением документов внутри библиотеки, предотвращает их несанкционированный вынос за пределы библиотечных помещений. RFID-системы приема и выдачи книг облегчают труд библиотечных специалистов, освобождают их от рутинных операций [8].

Сравнительно недавно отмечено применение в библиотечной практике технологий дополненной реальности (AR-технологии). В помещениях библиотек ее можно использовать для организации навигации внутри читательской зоны, информационного насыщения книжных выставок, рекомендации изданий, размещенных в фонде открытого доступа [3].

Одним из направлений интенсивного внедрения цифровых технологий в работе российских библиотек является дистанционное (виртуальное) обслуживание через интернет. Применение цифровых технологий для организации дистанционного обслуживания позволяет эффективнее реализовать принципы доступности, оперативности, экономичности и самообслуживания. Дистанционное обслуживание через интернет реализует модель библиотеки без границ, а с другой стороны ‒ позволяет увеличить количество собственных потенциальных пользователей. При этом круг потенциальных пользователей библиотеки может ограничиваться только проблемами языковой коммуникации и отсутствием доступа к сети Интернет [6].

В настоящее время все без исключения российские общедоступные государственные библиотеки применяют цифровые технологии в организации дистанционного обслуживания через свои официальные сайты, аккаунты социальных сетей, каналы интернет-платформ.

К основным направлениям развития дистанционного обслуживание на сайтах общедоступных библиотек можно отнести: обеспечение доступности информационных ресурсов; информирование пользователей о библиотеке, ее ресурсах и услугах; предоставление справочного обслуживания; организация дистанционных услуг социокультурного характера [7].

На сайтах российских библиотек был выявлен целый ряд дистанционных услуг, обеспечивающих доступность информационных ресурсов, в том числе: доступ к электронному каталогу, доступ к открытым бесплатным сетевым ресурсам, доступ к электронной библиотеке и цифровым коллекциям собственной генерации, доступ к лицензионным ресурсам других агрегаторов, заказ (бронирование) документов из фонда, продление срока пользования книгами, заказ электронной копии документа, запись в библиотеку, бронирование читательского билета, перерегистрация читательского билета.

Дистанционное справочное обслуживание относится к числу самых распространенных дистанционных услуг. Эти услуги оказывают практически все библиотеки. В большинстве библиотек работают две справочные службы: одна – выполняет только библиографические справки, другая – отвечает на любые вопросы пользователей (о режиме работы библиотеки, правилах пользования, предстоящих мероприятиях, наличии в фонде конкретного издания и т. д.). На сайтах нескольких библиотек в дополнение к этой паре служб организовано специализированное справочное обслуживание, например, по краеведческим или правовым вопросам.

Анализ собранных данных показал, что социокультурная деятельность библиотек в дистанционном режиме стала также разнообразна, как и непосредственно в помещениях библиотек. Среди библиотечных мероприятий просветительского и досугового характера можно увидеть не только видеозаписи проведенных лекций, презентаций, литературных композиций, концертов, но и специально снятые буктрейлеры, видеоролики, послушать подкасты. Кроме видеозаписей мероприятий библиотеки размещают на своих сайтах виртуальные туры или видеоэкскурсии, викторины, тесты, конкурсы, квесты и другие мультимедийные ресурсы. Отдельные библиотеки организуют на платформе ZOOM мастер-классы, консультации и другие онлайн-встречи, позволяющие непосредственное общение с пользовательской аудиторией. В рамках социокультурной работы на сайтах библиотек были выявлены услуги, повышающие комфортность пользования библиотекой. В их числе – запись на экскурсию по библиотеке, запись (регистрация) на конкретные мероприятия, а также заказ мероприятий с возможностью проведения по адресу заказчика.

В ходе исследования на сайтах библиотек было выявлено несколько дополнительных дистанционных сервисов, существующих только в цифровом формате. Один из наиболее распространенных – «Личный кабинет пользователя» (персональная страница пользователя на сайте библиотеки, доступ на которую защищен логином и паролем). Это комплексная услуга предоставляет пользователю право доступа к большему количеству услуг и ресурсов (было выявлено два десятка услуг). В числе наиболее распространенных услуг можно назвать: доступ к базам данных библиотеки, заказ (бронирование) документов из фонда библиотеки, продление срока пользования взятыми на абонементе книгами, заказ электронной доставки документов.

В ходе исследования были выявлены проблемы цифровизации дистанционного обслуживания в российских библиотеках. При явном ускорении процесса цифровизации для многих библиотек этот процесс имеет стихийный характер. Степень цифровизации каждой конкретной библиотеки при организации дистанционных услуг зависит как от ресурсных возможностей самой библиотеки, так и от уровня социально-экономического, технологического и культурного развития региона.

Из-за скромности бюджетов библиотечных учреждений не развивается рынок специализированных программных продуктов. В результате большинство библиотек применяют свободное программное обеспечение для создания, хранения и предоставления мультимедийных информационных ресурсов и дистанционных услуг. По тем же причинам общедоступные библиотеки активно внедряют облачные технологии для хранения и предоставления пользователям собственных мультимедийных информационных ресурсов. При этом использование различных облачных хранилищ и интернет-платформ коммерческих компаний не гарантирует архивного хранения и доступности ресурсов библиотеки после ликвидации компании или смене собственника.

Таким образом, цифровизация является одними из значимых и активно происходящих процессов развития библиотечного дела. Тренды библиотечной цифровизации встроены в основные тренды цифровой экономики. От темпов и направлений цифровизации зависят условия и основания для устойчивого развития современной библиотеки как социального института, гарантирующего сохранение культурного разнообразия, свободный и всеобщий доступ к знаниям, информации и культуре.

Список использованных источников

1. Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография / Российская гос. б-ка, Российская нац. б-ка, Президент. б-ка им. Б.Н. Ельцина. 2-е изд. – Москва, 2023. – 327 с.

2. Нещерет М.Ю. Робототехника в библиотеке: аспекты применения // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. – 2019. – № 3. – С. 68‒73.

3. Савицкая Т.Е. Мобильные технологии в работе библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 4. – С. 115–130.

4. Савицкая Т.Е. Технология дополненной реальности в библиотечной практике // Библиотековедение. – 2019. – Т. 68, № 3. – С. 249–257.

5. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Информационный бюллетень РБА. – 2021. – № 92. – С. 35–49.

6. Тикунова И. П. Дистанционные услуги национальных библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2021. – № 1. – С. 80–88.

7. Тикунова И.П. Цифровизация дистанционного обслуживания в российских библиотеках: итоги исследования // Румянцевские чтения – 2022 : материалы Международной научно-практической конференции (19-21 апр. 2022). – Ч. 2. – Москва, 2022. – С. 329–334.

8. Тикунова И.П. Цифровизация как тренд библиотечного развития // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2021. – № 3. – С. 31—37.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz