Главная страница -->  --> Цифровизация общедоступных библиотек Российской Федерации: итоги исследования

Авторская редакция

Цифровизация общедоступных библиотек Российской Федерации:
итоги исследования

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Цифровизация общедоступных библиотек Российской Федерации: итоги исследования / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Цифровое культурное наследие: сохранение и оптимизация доступа в библиотеках : сборник научных трудов. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 17–39. – (Серия «Электронная библиотека» ; вып. 12).

Аннотация: В статье представлены результаты научно-исследовательской работы «Исследование процессов цифровизации общедоступных библиотек Российской Федерации: тенденции и перспективы» (номер государственной регистрации АААА-А19-119012890139-2), выполненной научными сотрудниками Российской государственной библиотеки в 2019–2021 гг. В результате исследования были выявлены основные направления цифровизации библиотечного дела, обозначены проблемы, препятствующие развитию этого процесса, предложены перспективные направления внедрения цифровых технологий в библиотечную практику. Особое внимание в ходе исследования было уделено анализу цифровизации дистанционного обслуживания пользователей.

Ключевые слова: библиотечное дело в РФ, библиотечно-информационное обслуживание; дистанционное обслуживание, общедоступные библиотеки; Российская государственная библиотека; цифровизация библиотечного дела.

Abstract: The article presents the results of the research work “Study of the digitalization processes of public libraries of the Russian Federation: trends and prospects” (state registration number AAAA-A19-119012890139-2), carried out by researchers of the Russian State Library in 2019-2021. As a result of the research, the main directions of digitalization of librarianship were identified, the problems hindering the development of this process were identified, promising directions for the introduction of digital technologies into library practice were proposed. Special attention in the course of the study was paid to the analysis of digitalization of remote user service.

Keywords: librarianship in the Russian Federation, library and information services; remote services, public libraries; Russian State Library; digitalization of librarianship.

Введение

Современный этап цивилизационного развития характеризуют системные изменения, происходящие во всех социальных сферах, центральной причиной которых является бурное и стремительное развитие процессов цифровизации, предполагающих повсеместное внедрение цифровых технологий.

Естественным образом, современные библиотеки испытывают большое влияние происходящих трансформаций, что получило свое отражение в Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с этим документом «современные информационные технологии являются тем инструментом, который определяет стратегию и тактику развития библиотек страны», поэтому развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек включены в состав основных направлений развития библиотечного дела [1].

Проблематика изучения процессов цифровизации, происходящих в отдельных направлениях библиотечного дела, и прежде всего, связанных с созданием электронных информационных ресурсов или организацией библиотечного обслуживания в цифровой среде, занимает значительное место в корпусе библиотековедческих исследований в нашей стране и за рубежом. Научные работники Российской государственной библиотеки (РГБ) также неоднократно обращались к данной теме [2].

В 2019–2021 гг. Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ было проведено специальное исследование, объектом которого стала современная общедоступная библиотека, а предметом – состояние и перспективы развития цифровизации общедоступных библиотек в контексте современных реалий.

Методы

Для изучения предметной области был проведен анализ нормативных документов, публикаций в профессиональной печати за 2010–2021 гг. Для библиографического поиска были использованы отечественные и зарубежные базы данных: eLibrary ООО «Научная электронная библиотека» (https://elibrary.ru/defaultx.asp?), «КиберЛенинка» российской компании «Итеос» (https://cyberleninka.ru/), «Библиотечное дело и библиография» РГБ (http://infoculture.rsl.ru/RSKD/asp/XDB/user_ifc.htm?BB@@), Library, Information Science & Technology Abstracts (EBSCO Publishing), Scopus (Elsevier) и другие.

Другим методом выявления данных был интернет-поиск, обеспечивший сбор информации на сайтах специализированных научных журналов, а также на сайтах, аккумулирующих научную информацию по развитию библиотечной отрасли, в первую очередь в США. Хронологические рамки анализируемых источников охватывали период от начала XXI в. до настоящего времени, но основной объем анализируемой информации относился ко второму десятилетию XXI в.

Эмпирическую базу исследования дополнили данные, полученные в результате научного наблюдения библиотечных сайтов, которые являются незаменимым инструментом для обеспечения доступности библиотеки. Официальные сайты современных библиотек представляют собой электронный структурированный ресурс, используемый в качестве виртуального представительства библиотеки [3], выполняют роль современного канала максимального доступа к разнообразным информационным ресурсам библиотеки, становятся дополнительной площадкой для привлечения и обслуживания пользователей [4].

Для выявления сведений о применении цифровых технологий в библиотечном обслуживании были обследованы официальные сайты 24 национальных библиотек 22 стран мира [5], новостные разделы официального сайта Российской библиотечной ассоциации (http://www.rba.ru/) и сайта проектного офиса РГБ «Библиотеки нового поколения» (http://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/project).

В целях изучения цифровых сервисов, предлагаемых российскими библиотеками для дистанционного обслуживания, были просмотрены официальные сайты российских государственных общедоступных библиотек, в том числе всех федеральных библиотек ведения Министерства культуры Российской Федерации и центральных библиотек 85 субъектов России (ЦБ). Выбор этих библиотек в качестве объектов исследования опосредован тем, что они имеют значительную ресурсную базу (информационную, технологическую, научную, кадровую) и являются методическими центрами для своих регионов. В отличие от муниципальных библиотек они предназначены для обслуживания населения всей страны (федеральные библиотеки) или отдельных субъектов России (центральные библиотеки субъектов России). Реализация этой задачи не возможна без организации и развития дистанционного обслуживания.

Результаты

Основные тренды цифровизации

Анализ полученных в ходе исследования данных позволил определить основные тренды библиотечной цифровизации: оцифровка фондов и создание цифровых информационных ресурсов, роботизация библиотечных процессов, применение технологий мобильной связи, внедрение технологий дополненной реальности и радиочастотной идентификации.

Оцифровка документов из библиотечных фондов является одной из наиболее традиционных областей применения цифровых технологий. Современная библиотека осуществляет цифровое копирование для сохранения накопленного уникального знания, зафиксированного на традиционных носителях, тем самым предотвращает прерывистость процесса хранения конкретного документа, а значит, гарантирует устойчивость этого процесса и его постоянство.

Создание цифровых информационных ресурсов можно считать одним из направлений деятельности современной библиотеки как генератора информационных ресурсов. Официальные и тематические сайты, размещенные на них электронные каталоги (ЭК) [6] и базы данных (БД), электронные издания [7] и электронные библиотеки (ЭБ), виртуальные выставки [8] и виртуальные экскурсии по библиотеке, видеотрансляции мероприятий в режиме онлайн и офлайн становятся неотъемлемым атрибутом интернет-контента современных библиотек.

Ведение веб-сайтов, блогов и аккаунтов в социальных сетях позволяет библиотекам не только продвигать свои ресурсы и сервисы, но и открывать дистанционный доступ к ним [9] в режиме 24/7. Такое дистанционное обслуживание позволяет эффективнее реализовывать принципы доступности, оперативности, экономичности и самообслуживания пользователей, реализует модель библиотеки без границ [10], которая с одной стороны, обеспечивает пользователям широкий доступ к ресурсам и услугам библиотек, а с другой – позволяет увеличить количество собственных потенциальных пользователей. При этом круг потенциальных пользователей библиотеки может ограничиваться только проблемами языковой коммуникации и отсутствием доступа к сети Интернет.

Роботизация библиотечных процессов – достаточно новое явление в библиотечной практике. Первые роботы в библиотеках появились в начале XXI в. [11]. По просьбе пользователя робот может принести книгу; прочитать названия книг, используя средства распознавания изображений и печатных знаков, и даже ответить на вопрос. С помощью робота можно совершить виртуальное путешествие по библиотеке, посетить мастер-класс, посмотреть спектакль кукольного театра, выбрать книгу и прочесть ее [12]. Роботы или специальные терминалы обеспечивают информирование о мероприятиях, новых поступлениях в библиотечный фонд, ориентирование в библиотеке, доставку пользователю заказанных библиотечных материалов. Кроме того, на сайтах библиотек появились чат-боты – компьютерные программы для общения с пользователями [13].

Заботясь о сохранении библиотечных фондов, библиотеки строят и оснащают роботами полностью автоматизированные компактные хранилища; внедряют интернет вещей, чтобы проводить мониторинг условий хранения библиотечных фондов; устанавливают специальное оборудование, обеспечивающее безопасность фондов и людей в помещениях библиотеки.

Еще одним трендом библиотечной цифровизации является использование мобильных технологий. Ассортимент, предлагаемый современными библиотеками, насчитывает более десятка «мобильных» услуг, в том числе: информирование о новых книгах, заказанных документах, просроченных заказах, библиотечных новостях; доступ к БД библиотеки (электронному каталогу, другим БД, электронной библиотеке); предварительный заказ (бронирование) или продление срока пользования документом из библиотечного фонда; доставка электронных копий документов; служба помощи читателям в режиме «вопрос-ответ»; ознакомительные виртуальные видео- и аудиотуры по библиотеке; предоставление дополнительной текстовой и аудиовизуальной информации посредством QR-кодов; создание личного кабинета или аккаунта и т. д. К числу преимуществ библиотечного обслуживания с помощью мобильной связи относятся удобство и массовость доступа, персонализация и дифференциация получаемых услуг, экономия времени, снятие пространственных ограничений, стимулирование более активного общения пользователя с библиотекарем или другими пользователями библиотеки (например, в библиотечных чатах, блогах, социальных сетях), быстрая обратная связь [14].

Применение технологий дополненной реальности (Augmented Reality Technology, AR) в библиотечной практике – примета XXI в. Библиотеки используют интерактивный потенциал интерфейсов дополненной реальности для удобства навигации внутри библиотек, предоставление пользователям дополнительной аудиовизуальной и текстовой информации на книжных выставках, в ходе библиографических обзоров и других просветительских мероприятий. Использование AR-технологий своей инновационностью и нестандартностью, возможностью включения игровых элементов повышают привлекательность библиотек среди детей и юношества [15].

Технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID), основанные на использовании радиочастотного электромагнитного излучения и позволяющие осуществлять бесконтактный обмен данными, получают все более широкое применение в библиотечной практике. RFID-технологии значительно упрощают процесс учета и поиска документов библиотечного фонда, обеспечивают контроль за их передвижением внутри библиотеки, предотвращают несанкционированный вынос документов библиотечного фонда. RFID-системы приема и выдачи книг избавляют сотрудников библиотеки от рутинных операций, позволяют внедрять технологии библиотечного самообслуживания [16].

Анализ публикаций позволил выявить, что основные направления библиотечной цифровизации обусловлены социальными функциями современной библиотеки, ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие [17]. Процессы цифровизации пронизывают все основные направления деятельности современных библиотек:

– формирование информационных ресурсов (сбор и собственная генерация), организацию доступа к ним и их сохранение [18];

– организацию библиотечного обслуживания пользователей [19];

– распространение информации и знаний путем библиографического информирования и культурно-просветительской деятельности [20];

– социокультурную деятельность, направленную на содействие повышению информационной и читательской культуры и организацию культурного (интеллектуального) досуга [21];

– научное и методическое обеспечение библиотечной работы [22];

– управление библиотечной деятельностью и развитие кадрового потенциала [23].

С распространением цифровых технологий происходят качественные изменения форм и методов различных направлений библиотечной работы, способов коммуникации между библиотекой и пользователями, между разными библиотеками, между библиотечными и другими организациями (партнерами, поставщиками, органами власти).

Дистанционное (виртуальное) обслуживание

Одним из направлений интенсивного внедрения цифровых технологий в работе российских библиотек является дистанционное обслуживание пользователей. Элементы дистанционного обслуживания можно было наблюдать и в ХХ веке: по телефону читатели могли получить библиографическую справку, продлить срок пользования книгой на абонементе.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий для организации дистанционного библиотечного обслуживания началось в конце ХХ – начале ХХI в. К середине второго десятилетия XXI в. в арсенале библиотечных услуг находилось уже около десятка электронных сервисов, получивших широкое распространение: сетевой доступ к собственным электронным информационным ресурсам (в том числе ЭК и ЭБ), виртуальное справочное обслуживание, электронная доставка документов (ЭДД) и другие услуги [24].

В 2020 г., когда из-за пандемии коронавирусной инфекции многие библиотеки были закрыты для посещения, начался новый этап интенсивного развития дистанционного обслуживания. Чтобы обеспечить доступ пользователей к собственным ресурсам и услугам, они вынуждены были в срочном порядке осваивать и внедрять новые дистанционные услуги.

В рамках проводимого исследования понятие «дистанционное (виртуальное) обслуживание» рассматривалось в соответствии с действующим национальным стандартом как предоставление библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий без обязательного присутствия пользователей в библиотеке [25].

Анализ собранных в ходе исследования данных, показал, что в настоящее время все без исключения российские государственные общедоступные библиотеки применяют цифровые технологии в организации дистанционного обслуживания через свои официальные сайты, аккаунты социальных сетей, каналы интернет-платформ.

Исследование показало, что дистанционное обслуживание с применением цифровых технологий развивается в российских библиотеках по нескольким направлениям:

     обеспечение доступности информационных ресурсов;

     информирование пользователей о библиотеке, ее ресурсах и услугах;

     предоставление справочного обслуживания;

     организация дистанционных услуг социокультурного характера;

     разработка и внедрение дополнительных электронных сервисов, повышающих комфортность.

Организация доступа к электронным информационным ресурсам является наиболее распространенным видом электронного сервиса [26]. Можно выделить два основных вектора реализации этой задачи: доступ к собственным ресурсам и доступ к сетевым ресурсам других владельцев или агрегаторов.

На сайтах российских библиотек был выявлен десяток дистанционных услуг, обеспечивающих доступность информационных ресурсов. Анализ этих услуг показал, что доступность собственных ресурсов определялась библиотеками по-разному. ЭК и коллекции оцифрованных документов, не охраняемых авторским правом, доступны практически на всех сайтах библиотек даже без регистрации. Доступ к ЭБ и другим электронным коллекциям большинство библиотек предоставляли на своем официальном сайте только тем, кто имел читательский билет и прошел дополнительную регистрацию на сайте. На период сбора данных была выявлена одна библиотека, которая предоставляла возможность создать на сайте Личный кабинет для работы с ЭК только после получения логина и пароля непосредственно в помещении библиотеки.

В ходе обследования сайтов был выявлен еще один вариант обеспечения дистанционного доступа к ресурсам через веб-сайт библиотеки – через подключение к Справочно-информационному интернет-порталу государственных услуг Российской Федерации «Госуслуги». В результате граждане, имеющие учетную запись в этой системе, получали бесплатный доступ к оцифрованным документам библиотек. Первой этот способ применила Российская государственная библиотека, организовавшая таким образом доступ к Национальной электронной библиотеке (НЭБ) [27]. В конце 2020 г. выявлено еще пять библиотек, которые предлагали стать зарегистрированным читателем через этот портал.

Анализ собранных данных показал, что многие библиотеки на своих сайтах организуют дистанционный доступ к сетевым ресурсам других владельцев или агрегаторов. Все без исключения библиотеки предлагали своим пользователям списки или обзоры общедоступных и свободных (бесплатных) интернет-ресурсов. В период локдауна 2020 г. все федеральные и многие ЦБ организовали своим зарегистрированным читателям дистанционный доступ к лицензионным информационным ресурсам других агрегаторов и провайдеров, например: к базам данных «ЛитРес», «Лань», «БиблиоРоссика», EBSCO, ProQuest и других компаний. В 2021 г. количество лицензионных БД с бесплатным дистанционным доступом через библиотеки сократилось. Среди тех, с кем продолжается сотрудничество многих региональных библиотек – компания «ЛитРес».

Следующую сервисную группу составили услуги, обеспечивающие доступ к документам из библиотечного фонда. Достаточно распространена услуга заказа (бронирования) документов из фондов библиотеки. Одни библиотеки организовывали заказ книг из фонда абонемента (например, ЦБ Архангельской и Ярославской областей), другие ‒ из фондов читальных залов (например, ЦБ Республики Бурятия), третьи ‒ на кафедре выдачи подразделения по выбору самого пользователя (ЦБ Санкт-Петербурга). При этом библиотеки организовывали разные технологии оформления заказа: большинство ‒ как опцию работы с ЭК, например, ЦБ Архангельской области, некоторые ‒ в отдельной форме, не связанной технологически с ЭК, как ЦБ Камчатского края или Ярославской области.

Для информирования пользователей о возможности получить заказанные на сайте документы большинство библиотек размещали информацию на сайте (в Личном кабинете или на странице оформления заказа), чуть меньшее количество библиотек отправляли сообщение по электронной почте.

С целью облегчения поиска необходимых пользователю информационных ресурсов на сайтах целого ряда библиотек интегрирован поисковый (дискавери) сервис «Библиопоиск», разработанный производственным объединением «Радуга-ЛИК» и позволяющий вести библиографический поиск в режиме «одного окна» по каталогам библиотеки, ЭБС и полнотекстовым БД, к которым библиотека имеет лицензионный доступ по подписке.

В ходе обследования сайтов было выявлено несколько дистанционных сервисов, обеспечивающих доступ к документам из библиотечного фонда и позволяющих повысить комфортность обслуживания путем экономии времени пользователя. Самая распространенная из них – услуга продления книг, взятых на абонементе. Другой достаточно распространенной дистанционной услугой оказалась услуга заказа и получения электронной копии документов, благодаря чему в соответствии с правилами пользования можно было получить электронную копию статьи из сборника или журнала, оглавления или фрагмента из книги. Обеспечивая соблюдение ограничений в период ухудшения эпидемической ситуации из-за распространения инфекции COVID-19, единичные библиотеки предлагали оформить заказ на доставку печатных и электронных документов по адресу заказчика.

Для расширения круга своих пользователей библиотеки начали предлагать услугу дистанционной записи в библиотеку. Однако этот сервис встречался достаточно редко. В большинстве случаев процедура записи через сайт предполагала заполнение специальной регистрационной формы, при этом библиотеки не требовали присылать электронные копии документа, удостоверяющего личность, поэтому такая запись не обеспечивала пользователю доступа на сайте ко всем информационным ресурсам и услугам.

В ходе обследования сайтов было выявлено, что многие библиотеки предлагали пройти «предварительную регистрацию пользователей» на сайте и заполнить регистрационную форму для ускорения процедуры оформления и получения читательского билета непосредственно в библиотеке.

Заботясь о своих постоянных читателях, одна из региональных библиотек (ЦБ Красноярского края) организовала дистанционный аналог услуги перерегистрации читателей.

В ходе обследования библиотечных сайтов были выявлены разнообразные практики применения цифровых технологий для информирования пользователей по разным аспектам работы библиотечного учреждения. Так, для информирования о месте своего расположения более половины обследованных библиотек предлагали на сайте фрагмент карты города с указанием расположения зданий библиотеки с возможностью перехода на платформы «Яндекс-карты», «2ГИС» или Google map. Из них большинство библиотек предоставляли возможность менять масштаб карты непосредственно на своем сайте, а некоторые (менее десятка) –дополнительно позволяли построить маршрут проезда или прохода к библиотеке.

За редким исключением библиотеки использовали цифровые технологии для информирования на сайте о режиме работы. В конце 2020 г. только две библиотеки (ЦБ Архангельской и Мурманской областей) на загрузочной странице своего официального сайта предоставляли информацию о своем режиме работы (на момент просмотра сайта), используя программные средства. В ходе избирательного просмотра сайтов в декабре 2021 года было выявлено еще несколько библиотек, размещающих подобную информацию с помощью инструментов, предлагаемых на платформах «2ГИС», «Яндекс-карты».

Для информирования о структурных подразделениях обслуживания и расположении внутренних помещений читательской зоны около трети библиотек размещали на своих сайтах виртуальные экскурсии по библиотеке (видеотуры), большинство из которых исполнены в 3D-графике, и позволяли получить представление об интерьерах библиотеки, пройти на экране компьютера или гаджета до нужного помещения. Единичные библиотеки предлагали своим пользователям познакомиться с библиотекой, посмотрев видеоролики о библиотеке. ЦБ Республики Мордовия дополнила свой видеофильм аудиофайлом с записью экскурсии по библиотеке (оба файла подготовлены на платформе izi.TRAVEL).

И только одна библиотека (ЦБ Белгородской области) предлагала с загрузочной страницы сайта перейти на навигационную поэтажную схему своих помещений, где каждый этаж был оформлен на отдельной веб-странице, а схема каждого этажа дополнена перечнем находящихся на этаже подразделений и афишей мероприятий на день просмотра страницы.

Раскрытие собственных фондов, информирование пользователей об их содержании – традиционная задача библиотечной практики, от эффективного решения которой в конечном итоге зависит востребованность библиотечных ресурсов, а значит и библиотеки. Самый распространенный способ дистанционного информирования пользователей о содержании библиотечных фондов (кроме ЭК) – создание и размещение на сайтах виртуальных выставок, которые являются достаточно эффективными рекомендательными средствами, пропагандирующими чтение и популяризирующими важные тематические направления среди широкого круга пользователей [28]. Среди них встречаются выставки, продлевающие жизнь реальных экспозиций, и оригинальные информационные продукты (чаще всего – выставки новых поступлений).

В ходе изучения сайтов было выявлено, что виртуальные выставки являются обязательным атрибутом сайтов почти всех российских государственных общедоступных библиотек. На сайтах многих из них выделены специальные разделы, где сконцентрированы информационные ресурсы этого вида.

Наиболее распространенный формат представления виртуальной выставки – размещение на веб-странице изображений обложек изданий, их библиографических описаний и аннотаций к ним. Некоторые библиотеки дополняли эту информацию копиями страниц с текстом содержания издания, а также ссылками на поисковый интерфейс электронного каталога, где можно найти или заказать (забронировать) заинтересовавшую книгу. На виртуальных выставках некоторых библиотек информация о книге дополнена ссылкой на другой сайт, где можно прочесть фрагмент рекомендуемого издания (например, ссылки на сайты книжных сервисов или электронных библиотек по подписке). А ЦБ Республики Саха (Якутия) использовала при оформлении виртуальных выставок AR-технологии: она предлагала своим зарегистрированным пользователям сканировать размещенный на веб-странице с информацией об издании QR-код, чтобы перейти на мобильное приложение, с помощью которого прочесть электронную копию издания.

Менее распространенный формат виртуальной выставки – в виде слайд-шоу. В ходе изучения было выявлено несколько разновидностей таких виртуальных выставок. Самые простые представляли собой самостоятельно и беззвучно сменяющие друг друга, иногда анимированные слайды, которые содержали текст и изобразительный материал (обложки и иллюстрации книг, портреты авторов, фото мест их проживания и т. д.). Реже встречались слайд-шоу, сопровождаемые музыкальным фоном или аудиозаписями обзоров книг, представленных на виртуальной выставке, содержащие фрагменты аудио- и видеозаписей.

Оригинальное решение по оформлению виртуальной выставки предлагала своим пользователям Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова (Москва). В специальном разделе сайта библиотеки «Книжные выставки» (https://bookexhibition.nekrasovka.ru/forbiddenbooks/) были размещены символические изображения книжных полок, на которых стоят и лежат символические книги, обращенные к пользователю сайта обложками или корешками с указанием автора и названия. При наведении курсора на любую «книгу» появлялся хинт, на котором размещена краткая информация о представленном издании.

Необычным способом оформлены виртуальные выставки на сайте ЦБ Омской области. С помощью программных инструментов, предлагаемых на платформе Genially, создана интерактивная презентация, на которой запечатлены фото стеллажей реальной выставки библиотеки. На каждой размещенной на выставке книге установлена специальная кнопка, при нажатии на которую появляется дополнительное окно с информацией о книге и фото ее обложки.

На сайте ЦБ Белгородской области, в разделе «Виртуальные выставки», было выявлено несколько многостраничных (многоуровневых) тематических сайтов, содержащих мультимедийные данные: текст и изобразительный материал (фото, иллюстрации и т. д.), отличающихся стилем оформления от официального сайта и снабженных навигационными инструментами.

На сайте ЦБ Удмуртской Республики выделен целый раздел «Виртуальные 3D выставки» (https://unatlib.ru/3d-virtual-exhibition). Каждая выставка была оформлена на отдельной веб-странице и представляла собой виртуальный выставочный зал с несколькими стеллажами (стендами), демонстрирующими обложки книг и другой изобразительный материал, дополненные текстовой информацией и аудиозаписями. Выставки снабжены инструментами управления просмотром.

Кроме книжных выставок на сайтах библиотек встречались виртуальные экспозиции, посвященные определенной теме, памятной или юбилейной дате или представляющие произведения искусства.

С целью библиографического информирования отдельные библиотеки создавали и размещали на сайтах такие мультимедийные ресурсы, как библиографические обзоры. Немногим более десятка библиотек предлагали на своих сайтах видеозаписи экскурсий (обзоров) по реальным книжным выставкам. На сайте ЦБ Калининградской области был выявлен раздел «BookStories», на странице которого размещен перечень изданий художественной литературы со ссылками на видеозаписи выступлений библиотечных сотрудников об этих книгах.

В числе дистанционных услуг информирования пользователей о работе библиотеки, ее ресурсах и услугах – организация рассылок. Обследование сайтов показало, что только четверть библиотек предлагали своим пользователям подписаться на получение рассылок по электронной почте. Большинство из этих библиотек организовывали рассылку о новостях сайта, и примерно такая же группа библиотек – о новых поступлениях литературы, при этом более половины последних предоставляли возможность пользователю выбрать тему библиографической рассылки.

В ходе исследования было выявлено, что в числе самых распространенных дистанционных услуг – справочные сервисы. Эти услуги оказывают практически все библиотеки. Более трети всех библиотек предлагали в дистанционном режиме только справочно-библиографические услуги, столько же библиотек организовали несколько справочных служб. В большинстве библиотек работали две службы: одна – выполняла только библиографические справки, другая – отвечала на любые вопросы пользователей (о режиме работы библиотеки, правилах пользования, предстоящих мероприятиях, наличии в фонде конкретного издания и т. д.). На сайтах нескольких библиотек в дополнение к этой паре справочных служб было организовано специализированное справочное обслуживание: услуги, не относящиеся к библиотечно-библиографическим, но ранее предоставляемые непосредственно в библиотеке. Например, консультация патентоведа на сайте ЦБ Архангельской области или консультация по правовым вопросам «Спроси юриста» на сайте ЦБ Волгоградской области.

Прием запросов пользователей организован разными способами. Для получения библиографической справки наиболее распространенный – заполнить специальную форму, немногим более двух десятков библиотек предлагали воспользоваться чатом, полтора десятка библиотек – отправить письмо по электронной почте. В двух библиотеках виртуальное справочное обслуживание организовано в виде форума для пользователей.

Большинство из библиотек, принимающих запрос в чате, использовали бесплатный виджет чата, предлагаемый компанией Jivo, встречались также виджеты Cleversite, «Битрикс24», «Чатра», Mibew Messenger и другие. Некоторые библиотеки, приняв запрос в чате, перенаправляли пользователя для получения справки на аккаунт библиотеки в социальной сети (например, «ВКонтакте» или Facebook). Практически ни одна из библиотек не обеспечивала работу чата круглосуточно, но не все библиотеки предупреждали об этом.

Анализ собранных данных показал, что социокультурная деятельность библиотек в дистанционном режиме стала также разнообразна, как и непосредственно в помещениях библиотек. Среди библиотечных мероприятий просветительского и досугового характера можно было увидеть не только видеозаписи проведенных в помещении библиотеки лекций, презентаций, литературных композиций, концертов, но и специально снятые буктрейлеры, видеоролики, послушать подкасты, выложенные на страницах библиотечных сайтов, аккаунтов социальных сетей, библиотечных каналах YouTube и других интернет-платформ.

Кроме видеозаписей мероприятий библиотеки размещали на своих сайтах виртуальные туры или видеоэкскурсии, викторины, тесты, конкурсы, квесты и другие специально созданные для размещения на сайте мультимедийные ресурсы. Некоторые библиотеки организовывали на платформе ZOOM мастер-классы, консультации и другие онлайн-встречи, позволяющие непосредственное общение с пользовательской аудиторией, например, Российская государственная детская библиотека (РГДБ).

На сайтах некоторых библиотек был организован доступ к подкастам – аудиофайлам, записанным специалистами этих библиотек для бесплатного прослушивания. Так, «Краеведческий подкаст “От верблюда”» ЦБ Челябинской области знакомил пользователей с занимательными фактами из истории и географии Южного Урала. В разделе «Электронные ресурсы» сайта ЦБ Тульской области дана ссылка на специальный сайт Castbox (бесплатное приложение для подкастов), где в разделе «Прогулки по Туле и окрестностям» собраны аудиозаписи прочтения вслух книг или отдельных произведений и статей краеведческой тематики. Среди федеральных библиотек подобный цифровой ресурс создает Российская государственная библиотека для молодежи (РГБМ): подкасты библиотеки можно слушать на нескольких интернет-платформах.

Интересен опыт Центральной библиотеки им. Н. А. Некрасова (Москва) по организации подкастинга (потокового радиовещания в сети Интернет) в рамках проекта «Радио “Некрасовка”», реализуемого совместно с государственной радиостанцией «Радио “Культура”», входящей в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Два раза в месяц на сайте радиостанции появляются радиопередачи о книгах и библиотеках (интервью с гостем студии, обзоры и презентации книг, представленных в ЭБ библиотеки, интересные факты из библиотечной жизни, анонсы мероприятий и т. д.).

Организуя социокультурную работу в дистанционном формате, многие федеральные и региональные библиотеки старались удовлетворять образовательные потребности своих пользователей [29]. При этом было отмечено, что библиотеки мало уделяют внимания распространению библиографической грамотности, т. е. не работают со своими потенциальными пользователями, не учат их пользоваться книгой и библиотекой.

Еще одно направление работы, практикуемое детскими и юношескими библиотеками, было перенесено в дистанционный режим – оказание психологической помощи. В период локдауна 2020 г. на сайте РГДБ был размещен целый раздел видеолекций «Советует библиотечный психолог», организован лекторий для подростков «Азбука общения», все занятия которого проводились в формате группового общения на платформе ZOOM [30].

В рамках социокультурной работы на сайтах единичных библиотек были выявлены услуги, с одной стороны повышающие комфортность пользования библиотекой, с другой – обеспечивающие соблюдение ограничений в период ухудшения эпидемической ситуации из-за распространения инфекции COVID-19. В их числе – запись на экскурсию по библиотеке, запись на конкретные мероприятия, а также заказ мероприятий с возможностью проведения по адресу заказчика.

В ходе исследования на сайтах библиотек было выявлено несколько дополнительных дистанционных сервисов, существующих только в цифровом формате. Один из наиболее распространенных – «Личный кабинет пользователя» (персональная страница пользователя на сайте библиотеки, доступ на которую защищен логином и паролем).

Изучение состава сервиса «Личный кабинет пользователя» (путем непосредственного доступа к нему на сайте или знакомства с правилами пользования библиотекой) позволило определить, что это комплексная услуга, предоставляющая право доступа к большему количеству услуг (до двух десятков) и информационных электронных ресурсов, располагаемых библиотекой. В числе наиболее распространенных услуг, предлагаемых в составе Личного кабинета, можно назвать: доступ к БД (в том числе к ЭК) и электронным коллекциям библиотеки (в том числе к ЭБ), заказ (бронирование) документов из фонда библиотеки, продление срока пользования взятыми на абонементе книгами, ЭДД.

Менее трети библиотек предоставляли в Личном кабинете такие дополнительные возможности, как хранение поисковых запросов и полученных по заказу электронных документов (электронных копий), доступ к лицензионным электронным ресурсам, подписку на рассылку новостей, получение информации о сроках возврата документов.

Единичные библиотеки предоставляли в Личном кабинете каналы обратной связи; групповой абонемент, предполагающий совместное чтение изданий из ЭБ, общение в режиме чата с другими участниками группы по информационным интересам (например, ЦБ Республики Саха); возможность создания и редактирования профиля пользователя; справочные услуги, в том числе помощь «персонального библиотекаря» (например, ЦБ Кемеровской области); позволяли формировать в Личном кабинете «персональные полки»; оценивать прочитанные книги для составления книжных рейтингов и ставить теги эмоций для автоматического формирования предлагаемых на сайте книжных подборок (например, ЦБ Ямало-Ненецкого автономного округа). На сайте ЦБ Республики Саха (Якутия) выявлен дополнительный специализированный сервис Личного кабинета в ЭБ (раздел «Наука»), предлагающий более широкий набор услуг, чем Личный кабинет для обычного пользователя.

На сайтах всего лишь нескольких библиотек была выявлена информация о возможности загрузить мобильное приложение, открывающее доступ к дистанционным цифровым услугам библиотеки. При этом мобильное приложение некоторых из них выполняло функции не только Личного кабинета, но и виртуального читательского билета, обеспечивающего реальный доступ в библиотеку (например, РГБМ).

Анализ собранных на сайтах библиотек данных позволил выявить еще две услуги, в некоторой степени реализующие принцип персонализации библиотечного обслуживания. Единичные библиотеки предлагали оформить заказ на комплектование библиотечного фонда путем заполнения специальной формы, размещенной на сайте (например, ЦБ Кировской области и ЦБ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) или заявку на оцифровку документов из библиотечного фонда.

Всего в результате научного наблюдения было выявлено более трех десятков различных дистанционных услуг, которые российские государственные общедоступные библиотеки предлагали на собственных сайтах. Рейтинг распространенности дистанционных услуг среди российских библиотек показал, что первую группу составили услуги, которые предлагают все федеральные и почти 90% ЦБ: доступ к электронному каталогу библиотеки и ее электронным коллекциям, виртуальная справочная служба, и организация виртуальных выставок. В следующую группу дистанционных услуг, организованных на сайтах немногим более или менее половины библиотек, вошли: продление срока пользования взятых на абонементе книг, электронная доставка документов, заказ (бронирование) документов из библиотечного фонда, лицензионный доступ к БД других агрегаторов. Недостаточно распространены, но в условиях пандемии являются перспективными такие услуги, как библиографическая рассылка, обзоры книг, запись в библиотеку, информирование о сроках возврата документов, обучение библиографической грамотности, услуга «персонального библиотекаря», перерегистрация пользователей.

Заключение

Анализ собранных данных позволил выявить основные тенденции развития процесса цифровизации российских библиотек.

Библиотечная цифровизация – активно развивающийся процесс: наблюдается активное наращивание объемов цифрового контента и сервиса, расширение его с точки зрения разнообразия форматов, содержания, условий доступности, пользовательского назначения. Однако обновление ассортимента дистанционных услуг происходит при отсутствии нормативного сопровождения и оценки экономической эффективности.

Из-за скромности бюджетов библиотечных учреждений не развивается рынок специализированных программных продуктов для предоставления дистанционных услуг и обеспечения защиты персональных данных пользователей. В результате большинство библиотек применяют свободное программное обеспечение для создания, хранения и предоставления мультимедийных информационных ресурсов и дистанционных услуг.

По той же причине библиотеки активно внедряют облачные технологии для хранения и предоставления доступа пользователям к собственным мультимедийным информационных ресурсам. При этом использование различных интернет-платформ коммерческих компаний не гарантирует архивного хранения и доступности ресурсов библиотеки после ликвидации компании, смене собственника или ухудшения политической ситуации.

Происходит ускорение процесса цифровизации библиотечной деятельности. Для многих библиотек этот процесс имеет стихийный характер. Степень цифровизации каждой конкретной библиотеки зависит как от ресурсных возможностей библиотеки (финансов, подготовленных кадров, технологической и технической базы), так и от уровня социально-экономического, технологического и культурного развития региона.

Необходимо направить процесс цифровизации на реализацию социальных функций современной библиотеки в Интернет-среде. Процесс находится на новом этапе своего развития и требует решения целого комплекса проблем с привлечением не только библиотечных работников, но и представителей органов государственной власти и специалистов из других сфер деятельности.

Список литературы

1.   [Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года] : распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации / информ. компания «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950 (дата обращения: 28.04.2022).

2.   Научные исследования в библиотеках: тематика, организация, представление результатов : монография / Российская гос. б-ка, Российская нац. б-ка, Президентская б-ка им. Б. Н. Ельцина. – Москва : Пашков дом, 2021. – 324 с.

3.   Кулева О. В. Формирование информационной структуры сайта библиотеки как эффективного инструмента взаимодействия в веб-среде : диссертация ... канд. пед. наук : 05.25.03. – Новосибирск, 2007. – 280 с.

4.   Бирюля И. Г., Тесля Е. В. Веб-сайты библиотеки // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2016. – Вып. 10. – С. 129–136.

5.   Тикунова И. П. Дистанционные услуги национальных библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2021. – № 1. – С. 80–88.

6.   Стукалова А. А. Проблемы поиска информации в электронных каталогах библиотек различных типов // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2019. – № 4. – С. 63–67.

7.   Горбунова А. В. Электронные издания по культуре и искусству в библиотеках России (по материалам всероссийских смотров-конкурсов) // Обсерватория культуры. – 2018. – Т. 15, № 6. – С. 658–667.

8.   Титова А. А. От виртуальных выставок до SMM: опыт работы РГБ по раскрытию фондов в Интернете // Электронный век культуры : сборник тезисов докладов XVI ежегодной Международной науч.-практической конференции (Пермь, 18–22 сент. 2017 г.). – Москва, 2017. – С. 68–71.

9.   Свергунова Н. М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 5. – С. 52–58.

10. Тикунова И. П. Функциональная модель библиотеки общества знаний в региональном контексте // Роль библиотеки в формировании социально-культурного пространства территории. – Новосибирск, 2009. – С. 97–105.

11. Робот-библиотекарь способен передавать содержание книги через Интернет // Деловая пресса. – 2003. – № 49. – URL: http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_37_aId_286371.html (дата обращения: 28.04.2022).

12. Нещерет М. Ю. Робототехника в библиотеке: аспекты применения // Вестник Библиотечной ассоциации Евразии. – 2019. – № 3. – С. 68–73.

13. Пурник А. А. «Mobilis in Mobile». Как мобильные устройства меняют информационную среду библиотеки: ближняя и дальняя перспективы // Материалы Первых социально-экономических библиотечных чтений (Ханты-Мансийск, 23–24 ноября 2016 г.). – Ханты-Мансийск, 2018. – С. 138–145.

14. Савицкая Т. Е. Мобильные технологии в работе библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 4. – С. 115–130.

15. Савицкая Т. Е. Технология дополненной реальности в библиотечной практике // Библиотековедение. – 2019. – Т. 68, № 3. – С. 249–257.

16. Доронина И. Н., Мурашко О. Ю. RFID-технологии: опыт продвижения от научных библиотек к муниципальным // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 5. – С. 69–84.

17. Тикунова И. П. Основные направления библиотечной цифровизации // Румянцевские чтения – 2019 : материалы Международной науч.-практической конференции (23–24 апр. 2019 г.). – Москва, 2019. – Ч. 3. – С. 141–145.

18. Козлова Е. И. Электронные ресурсы свободного доступа в контексте формирования библиотечного фонда // Библиотечные фонды: проблемы и решения : материалы XII Всероссийской науч.-практической конференции. – Челябинск, 2019. – С. 48–53.

19. Нещерет М. Ю. Цифровизация процессов обслуживания пользователей в библиотеках – это уже реальность // Библиосфера. – 2019. – № 2. – С. 19–24.

20. Тикунова И. П. Анализ современного состояния цифровизации научно-информационной деятельности в российских библиотеках // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международной науч.-практической конференции (21–24 апр. 2020 г.). – Москва, 2020. – Ч. 2. – С. 378–383.

21. Агеенко А. А. Библиотека в современном пространстве социокультурной коммуникации // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международной науч.-практической конференции (21–24 апр. 2020 г.). – Москва, 2020. – Ч. 1. – С. 10–13.

22. Акилина М. И. Научно-методическая деятельность в электронной среде: направления и тенденции развития // Методическая служба: между молотом и наковальней : сборник материалов II Всероссийской науч.-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 нояб. 2016 г.). – Санкт-Петербург, 2016. – С. 17–29.

23. Тикунова И. П. Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. – 2019. – № 86. – С. 98–101.

24. Тулупова Е. В. Инновационные формы информационно-библиографического обслуживания пользователей в онлайн-среде // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : доклады III Международной научной конференции. – Минск, 2018. – С. 185–194.

25. ГОСТ Р 7.0.103-2018. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. – Москва : Стандартинформ, 2018. – 29 с.

26. Тикунова И. П. Библиотека в контексте Четвертой промышленной революции: основные направления цифровизации // Библиотечное дело. – 2020. – № 2 (356). – С. 21–26.

27. Новинки издательства «Эксмо» на платформе НЭБ // Российская государственная библиотека : [офиц. сайт]. – URL: https://www.rsl.ru/ru/all-news/novinki-izdatelstva-eksmo-na-platforme-neb (дата обращения: 28.04.2022).

28. Кулева О. В. Веб-сервисы для создания виртуальных выставок в библиотеках: преимущества и недостатки // Информационные ресурсы России. – 2015. – № 1. – С. 23–26.

29. Акилина М. И. Образовательная функция библиотеки в период цифровизации // Румянцевские чтения – 2020 : материалы Международной науч.-практической конференции (21–24 апр. 2020) / Российская гос. б-ка, Библиотечная Ассамблея Евразии. – Ч. 1. – Москва, 2020. – С. 20–25.

30. Российская государственная детская библиотека : [сайт]. – URL: https://rgdb.ru/projects/sbp (дата обращения: 28.04.2022).


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz