Авторская редакция

Цифровизация дистанционного обслуживания в российских библиотеках: итоги исследования

Digitalization of remote services in Russian libraries: results of the study

Международная научно-практическая конференция «Румянцевские чтения — 2022»
(Москва, Российская государственная библиотека, 19-21 апреля 2022 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Цифровизация дистанционного обслуживания в российских библиотеках: итоги исследования / И.П. Тикунова. – Текст : непосредственный // Румянцевские чтения – 2022 : материалы Международной научно-практической конференции (19-21 апр. 2022). – Ч. 2. – Москва, 2022. – С. 329-334.

Аннотация: В статье представлены итоги исследования цифровизации дистанционного обслуживания пользователей российских государственных библиотек. Показаны основные тенденции и проблемы протекания этого процесса.

Ключевые слова: библиотечная цифровизация, библиотечно-информационное обслуживание, библиотечные сайты, дистанционные библиотечные услуги, государственные библиотеки, центральные библиотеки субъектов России.

Abstract: The article presents the results of the study of digitalization of remote service of Russian libraries users. The main trends and problems of this process are shown.

Keywords: library digitalization, library and information services, library web-sites, remote library services, state libraries, central libraries of the subjects of the Russian Federation

В последнее годы в Российской Федерации, как и во всем мире, развертываются процессы цифровизации, предполагающие внедрение цифровых данных и технологий практически во всех отраслях экономики и социальной сферы. Естественным образом, современные библиотеки испытывают большое влияние процесса цифровизации, что получило свое отражение в Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с этим документом «современные информационные технологии являются тем инструментом, который определяет стратегию и тактику развития библиотек страны», поэтому развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек включены в состав основных направлений развития библиотечного дела [1].

В 2019–2021 гг. Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки было проведено исследование, объектом которого стала современная общедоступная библиотека, а предметом – состояние и перспективы развития цифровизации общедоступных библиотек в контексте современных реалий построения цифровой экономики 1.

В ходе исследования было выявлено, что цифровизация пронизывает практически все направления библиотечной деятельности [2]. Одним из направлений интенсивного внедрения цифровых технологий в библиотечной работе является дистанционное (виртуальное) обслуживание. В соответствии с ГОСТ Р 7.0.103-2018 это понятие предполагает предоставление библиотечно-информационных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий без обязательного присутствия пользователей в библиотеке [3].

Эмпирическую базу для исследования практики дистанционного обслуживания составили данные, полученные в результате научного наблюдения официальных веб-сайтов, которые являются структурированными сетевыми открытыми ресурсами, выполняют функции веб-представительств библиотек, а также точек максимального доступа к ресурсам и услугам библиотек.

Для обследования были отобраны официальные сайты общедоступных российских государственных библиотек, в том числе все федеральные библиотеки ведения Министерства культуры РФ и центральные библиотеки 85 субъектов России. Выбор государственных библиотек федерального и регионального уровня в качестве объектов исследования опосредован тем, что эти библиотеки имеют значительную ресурсную базу (информационную, технологическую, научную, кадровую) и являются методическими центрами для своих регионов [4]. В отличие от муниципальных библиотек они предназначены для обслуживания информационных потребностей населения всей страны (федеральные библиотеки) или отдельных субъектов России (ЦБ). Реализация этой функции не возможна без развития дистанционного обслуживания. Изучение сайтов проводилось в период с мая 2020 г. по ноябрь 2021 г. в соответствии со специально разработанным опросником, содержащим 21 вопрос смешанного типа

Следует отметить, что элементы дистанционного (не виртуального) обслуживания можно было наблюдать и в ХХ в.: по телефону читатели могли получить справочное обслуживание, продлить книгу на абонементе. Внедрение информационных технологий для организации дистанционного библиотечного обслуживания началось в конце ХХ – начале ХХI в. К середине второго десятилетия XXI в. в арсенале библиотечных услуг находилось уже около десятка онлайн-сервисов, получивших широкое распространение: сетевой доступ к собственным электронным информационным ресурсам (в том числе к электронному каталогу, электронной библиотеке), виртуальное справочное обслуживание, электронная доставка документов и т. д. [5].

В 2020 г., когда из-за пандемии коронавирусной инфекции библиотеки многих стран мира были закрыты для посещения [6], начался новый этап развития дистанционного виртуального обслуживания. Чтобы обеспечить доступ пользователей к собственным ресурсам и услугам, библиотеки вынуждены были в срочном порядке осваивать и внедрять новые дистанционные услуги.

Анализ собранных в ходе исследования данных, показал, что в настоящее время все без исключения российские общедоступные государственные библиотеки применяют цифровые технологии в организации дистанционного обслуживания через свои официальные сайты, аккаунты социальных сетей, каналы интернет-платформ.

Применение цифровых технологий для организации обслуживания позволяет эффективнее реализовать принципы доступности, оперативности, экономичности и самообслуживания. Дистанционное обслуживание через интернет реализует модель библиотеки без границ [7], которая с одной стороны, обеспечивает пользователям широкий доступ к информационным ресурсам и услугам в режиме 24/7, в том числе других библиотек и информационных центров, а с другой стороны ‒ позволяет увеличить количество собственных потенциальных пользователей. При этом круг потенциальных пользователей библиотеки может ограничиваться только проблемами языковой коммуникации и отсутствием доступа к сети Интернет.

Выявлено, что дистанционное (виртуальное) обслуживание на сайтах российских библиотек развивается по нескольким направлениям:

–        обеспечение доступности информационных ресурсов;

–        информирование пользователей о библиотеке, ее ресурсах и услугах;

–        предоставление справочного обслуживания;

–        разработка и внедрение дополнительных цифровых сервисов, повышающих комфортность;

–        организация дистанционных услуг социокультурного характера.

В ходе научного наблюдения было выявлено более трех десятков различных дистанционных услуг, которые современные библиотеки предлагают на собственных сайтах. Был составлен рейтинг по распространенности дистанционных услуг среди российских библиотек. В первую группу были включены услуги, которые предлагают все федеральные и почти 90% всех центральных библиотек: доступ к электронному каталогу библиотеки и ее электронным коллекциям, виртуальная справочная служба, и организация виртуальных выставок. В следующую группу достаточно распространенных библиотечных дистанционных услуг вошли: продление срока пользования взятых на абонементе книг, электронная доставка документов, заказ (бронирование) документов из библиотечного фонда, лицензионный доступ к БД других агрегаторов. Слабо распространены, но в условиях пандемии являются перспективными: библиографическая рассылка, обзоры и презентации книг, запись в библиотеку, информирование о сроках возврата документов, обучение библиографической грамотности, услуга «персонального библиотекаря», перерегистрация.

В ходе исследования были выявлены основные тенденции цифровизации дистанционного обслуживания в российских библиотеках.

Можно констатировать, что происходит ускорение процесса цифровизации дистанционного обслуживания. Однако для многих библиотек этот процесс имеет стихийный характер. Степень цифровизации каждой конкретной библиотеки при организации дистанционных услуг зависит как от ресурсных возможностей (финансов, подготовленных кадров, технологической и технической базы), так и от уровня социально-экономического, технологического и культурного развития региона.

Наблюдается активное наращивание объемов цифрового контента, предоставляемого пользователям, расширение его с точки зрения разнообразия форматов, содержания, условий доступности, пользовательского назначения. Однако обновление ассортимента дистанционных услуг происходит при отсутствии нормативного сопровождения и оценки экономической эффективности внедряемых услуг.

Из-за скромности бюджетов библиотечных учреждений не развивается рынок специализированных программных продуктов для предоставления дистанционных услуг и обеспечения защиты персональных данных пользователей. В результате большинство библиотек применяют свободное программное обеспечение для создания, хранения и предоставления мультимедийных информационных ресурсов и дистанционных услуг.

По тем же причинам библиотеки активно внедряют облачные технологии для хранения и предоставления пользователям собственных мультимедийных информационных ресурсов. При этом использование различных интернет-платформ коммерческих компаний не гарантирует архивного хранения и доступности ресурсов библиотеки после ликвидации компании или смене собственника.

Одним из путей частичного решения выявленных проблем для российских библиотек является участие в реализации проектов, организуемых национальными и ведущими федеральными библиотеками (например, Национальная электронная библиотека, справочная служба Корпорации универсальных научных библиотек) или крупнейшими коммерческими поставщиками информационных ресурсов и технологий (например, «ЛитРес»).

Таким образом, цифровизация дистанционного обслуживания российских библиотек – активно развивающийся процесс, целью которого является обеспечение реализации социальных функций современной библиотеки в Интернет-среде. Процесс находится на новом этапе своего развития и требует решения целого комплекса проблем с привлечением как библиотечных работников, так и специалистов из других сфер деятельности.

Примечания

1 НИОКТР «Исследование процессов цифровизации общедоступных библиотек РФ: тенденции и перспективы» (рег. номер в Единой государственной информационной системе учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения АААА-А19-119012890139-2).

Список источников

1.       [Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года] : распоряжение Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации / информ. компания «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950 (дата обращения: 10.02.2022).

2.       Тикунова И.П. Основные направления библиотечной цифровизации // Румянцевские чтения – 2019 : материалы Международ. науч.практ. конф. (23-24 апр. 2019 г.). – Ч. 3. – М., 2019. – С. 141-145.

3.       ГОСТ Р 7.0.103-2018. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения // Электронный фонд правовой и научно-технической информации / информ. компания «Кодекс». – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200161600 (дата обращения: 10.02.2022).

4.       Областные библиотеки России на современном этапе: науч.-практический сборник / Рос. гос. б-ка ; [сост. М.И. Акилина]. – М.: Пашков дом, 2015. − 288 с.

5.       Тулупова Е.В. Инновационные формы информационно-библиографического обслуживания пользователей в онлайн-среде // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : доклады III Международной научной конференции. – Минск, 2018. – С. 185–194.

6.       Библиотеки стран СНГ в период карантина / М.В. Нерюева, Н.Н. Виноградова, И.П. Тикунова // Вестник БАЕ. – 2020. – № 2. – С. 8–21.

7.       Тикунова И.П. Цифровизация как тренд библиотечного развития // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2021. – № 3. – С. 31–38.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz