Авторская редакция

Библиотека в контексте Четвертой промышленной революции: основные направления цифровизации

Library in the Context of the Fourth Industrial Revolution: Main Directions of Digitalization

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Библиотека в контексте Четвертой промышленной революции: основные направления цифровизации / И.П. Тикунова // Материалы Вторых социально-экономических библиотечных чтений, 20–21 ноября 2019 г., Ханты-Мансийск. – Челябинск, 2020. – С. 92–103.

Аннотация: Статья посвящена вопросам цифровизации современных общедоступных библиотек. В ходе изучения описаны основные направления библиотечной цифровизации. По мнению автора, цифровизация является необходимым атрибутом современного библиотечного института как гаранта сохранения цивилизации, основанной на принципах равенства прав и демократических свобод.

Ключевые слова: библиотечная цифровизация, библиотечное дело XXI века, электронное библиотечно-информационного обслуживание, формирование электронных библиотечно-информационных ресурсов, библиотечная роботизация, мобильные технологии

Abstract: The article is devoted to the issues of digitalization of modern public libraries. The study identified the main directions of library digitalization. According to the author, digitalization is a necessary attribute of the modern library Institute as a guarantor of preserving a civilization based on the principles of equal rights and democratic freedoms.

Keywords: library digitalization, librarianship in the XXI century, electronic library and information services, creation of electronic information resources, library robotization, mobile technology

 

Современный этап развития общества характеризуют как период «четвертой промышленной революции» и формирования на ее основе цифровой экономики. Происходящая трансформация социума с одной стороны сулит мощный экономический подъем, а с другой – угрожает значительными социальными кризисами. Наблюдаемые во всем мире процессы цифровизации предполагают цифровое преобразование практически всех отраслей экономики и социальной сферы.

С момента своего возникновения библиотека находится в числе социальных институтов, которые участвуют и организуют основные, наиболее важные социокультурные процессы, обеспечивающие существование и развитие информационного пространства [1]. Естественным образом, современные библиотеки испытывают большое влияние процесса цифровизации. С распространением цифровых технологий происходят качественные изменения форм и методов различных направлений библиотечной работы, способов коммуникации между библиотекой и пользователями, между разными библиотеками, между библиотечными и другими организациями (партнерами, поставщиками, органами власти).

Проведенный анализ документного потока позволил выявить, что основные направления библиотечной цифровизации обусловлены социальными функциями современной библиотеки, ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие.

Выполняя мемориальную функцию, современная библиотека собирает и хранит не только печатные, но и электронные документы и базы данных. С целью отражения всего культурного многообразия своих стран целый ряд национальных библиотек предпринимает попытки сохранять даже Интернет-ресурсы, создаваемые национальными (государственными) организациями, и включают веб-архивацию в число приоритетных направлений своей деятельности [2].

С целью сохранения накопленного уникального знания, зафиксированного на традиционных носителях, современная библиотека осуществляет цифровое копирование, тем самым предотвращает прерывистость процесса хранения конкретного документа, а значит, гарантирует его устойчивость и постоянство. Создавая новый документ или его копию, библиотека включает его в число сохраняемых ею артефактов и организует уже его хранение, обеспечивая цикличность этого процесса.

Современная библиотека внедряет информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) в другие виды деятельности по сохранению библиотечных фондов: строит и оснащает роботами полностью автоматизированные компактные хранилища; внедряет Интернет вещей, обеспечивающий мониторинг за соблюдением нормативных условий хранения библиотечных фондов; устанавливает специальное оборудование, обеспечивающее безопасность фондов и людей в помещениях библиотеки.

Анализ библиотечной практики показывает, что национальные библиотеки ряда стран, в рамках сохранения национального культурного наследия ставят перед собой задачу сохранения национальных веб-ресурсов [3].

Современная библиотека выступает генератором электронных информационных ресурсов. Можно выделить несколько векторов развития этого направления деятельности:

-        формирование и дальнейшее наполнение электронных каталогов, отражающих состав документного фонда библиотеки;

-        создание собственных электронных библиотек и коллекций;

-        формирование библиографических (аналитических), фактографических и другого рода баз данных;

-        участие в создании электронных ресурсов межрегионального и национального масштаба (национальных электронных библиотек, сводных электронных каталогов и других баз данных);

-        участие в проектах по созданию электронных ресурсов международного уровня [4].

С помощью ИКТ современная библиотека обеспечивает не только сохранность собранных документов и созданных ею информационных ресурсов, но и доступ к ним. Современные библиотеки становятся неотъемлемой частью не только отечественной, но и мировой информационной инфраструктуры [5]. При этом обеспечение доступности к библиотечным ресурсам следует рассматривать как гарантию интеллектуальной свободы человека и как непременное условие для непрерывного образования и самообразования любого члена общества в течение всей жизни. В широком смысле, библиотека организует взаимодействие отдельного человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией знание как общественное культурное достояние.

Наиболее распространенный вид электронного сервиса – предоставление доступа к электронным документам как к локальным, так и к сетевым. При этом современная библиотека обеспечивает доступ не только тем, кто реально посетил её, но и тем, кто находится за пределами библиотечного здания. Цифровизация создает качественно новые возможности для библиотечно-информационного обслуживания с учетом того, что доступ к ресурсам и услугам библиотек сегодня возможен в режиме 24/7 из любой точки мира.

Активизация библиотек в стремлении расширить доступ пользователей к электронным материалам мотивирована осознанием необходимости поддержания публичной природы информации как общественного продукта. В контексте растущей коммерциализации информационного обслуживания и «разгосударствления» публичного сектора в сфере культуры, в ходе которого государство уступает позиции частному сектору и, как следствие, сокращает государственные ассигнования библиотекам и информационным центрам, библиотеки многих стран остаются единственными учреждениями, способными стать связующим звеном между населением и крупнейшими национальными и международными базами данных [6].

Современная библиотека стремится обеспечить своих пользователей электронными ресурсами удалённого доступа, что также невозможно без внедрения ИКТ. Использование внешних ресурсов осуществляется в форме приобретения прав доступа на определенный период или в постоянное пользование, а также в форме свободного доступа [7].

В рамках развития электронного доступа к информационным ресурсам многие крупные библиотеки (национальные библиотеки, университетские библиотеки) активно включаются в международное академическое движение «Открытый доступ» (Open Access), которое набирает все большую силу и, по сути, меняет представление общества о доступе к информации. В этом движении агрегирование электронных ресурсов предоставляет библиотекам возможность взять на себя ведущую роль как авторитетного и эффективного партнера в цифровом мире [8].

В качестве другого направления развития электронного сервиса современных библиотек можно назвать повышение комфортности пребывания в библиотеке, предоставление дополнительных услуг. С этой целью непосредственно в библиотеке устанавливают аппараты самообслуживания, например: самостоятельной записи в библиотеку, самостоятельного заказа необходимых пользователю документов, самостоятельного оформления взятых документов или их возврат, самостоятельного копирования документов [9].

Внедрение RFID-технологий (Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация) – технологий, основанных на использовании радиочастотного электромагнитного излучения и позволяющих осуществлять бесконтактный обмен данными, значительно упрощает процесс учета документов из библиотечного фонда, в том числе во время книговыдачи. RFID-системы приема и выдачи книг избавляют сотрудников библиотеки от рутинных операций, связанных с заполнением бланков и поиском изданий. Читатели самостоятельно оформляют книговыдачу, записывая ее на электронный формуляр с помощью терминала самообслуживания. Читатель также может проверить состояние собственного формуляра и узнать о задолженности и сроках возврата документов из библиотечного фонда, полученных для работы вне библиотеки. Вернуть документы можно также с помощью модульной системы возврата книг. После «списания» из электронного формуляра пользователя они отправляются по ленте транспортёра на станцию сортировки и попадают в контейнеры, которые доставляют их к месту хранения.

В библиотеках работают роботы или терминалы, обеспечивающие информирование о мероприятиях, новых поступлениях, ориентирование в библиотеке, доставку до пользователя заказанных библиотечных материалов.

Первые роботы в библиотеках появились уже достаточно давно. В 2003 г. в прессе было опубликовано сообщение о том, что в Японии создан «электронный библиотекарь», который позволяет читать книги в библиотеке, находясь вне ее – в офисе или дома. Для передвижения между книжными полками и объезда препятствий робот использует лазерную систему. Машина способна выбрать книгу и перелистывать страницы, передавая содержание на дисплей пользователя [10].

Сегодня роботы-библиотекари появились во многих библиотеках – как за рубежом, так и в России. По просьбе пользователя робот может принести книгу с полки; прочитать названия книг, используя средства распознавания изображений и печатных знаков, и даже ответить на вопрос. С помощью робота можно совершить виртуальное путешествие по библиотеке, посетить мастер-класс, посмотреть спектакль кукольного театра, выбрать книгу для чтения и прочесть ее [11].

Для удобства навигации внутри библиотек, поиска нужной литературы в книгохранилищах, отслеживания местонахождения книг, снабжения пользователей дополнительной аудиовизуальной и текстовой информацией библиотеки используют интерактивный потенциал интерфейсов дополненной реальности. Использование AR-технологий (Augmented Reality Technology) своей инновационностью и нестандартностью, возможностью включения игровых элементов повышают привлекательность библиотек среди детского и юношеского населения [12].

Удобство пользования библиотекой в режиме удаленного доступа обеспечивают услуги записи в библиотеку через сайт, электронной доставки документов, предоставление личных кабинетов для заказа, получения, хранения и использования электронных документов, предоставляемых библиотеками, и другие услуги.

Одним из трендов библиотечной цифровизации является использование мобильных технологий. К числу преимуществ библиотечного обслуживания через мобильную связь относятся: удобство и массовость доступа, персонализация и дифференциация получаемых услуг, экономия времени, снятие пространственных ограничений, более активное участие в библиотечном общении с библиотекарем или другими пользователями библиотеки (например, в библиотечных чатах, блогах, социальных сетях), быстрая обратная связь [13].

Анализ практики показал, что современные библиотеки, прежде всего библиотеки крупных университетов, предлагают целый корпус «мобильных» услуг, к числу которых относятся:

-        информирование о часах работы библиотеки, правилах пользования и предлагаемых услугах, её контактных данных (телефон, адрес электронной почты, Skype), месте расположения и способах добраться (дорожная карта с кратчайшим путём к библиотеке), её структуре и расположении внутренних помещений (в том числе с помощью виртуальной экскурсии); новостях библиотечной жизни и анонсах библиотечных мероприятий, аккаунтах библиотеки в социальных сетях (Twitter, Flickr, YouTube, Facebook) с возможностью перехода по гиперссылкам;

-        предоставление информации о свободных компьютеризированных рабочих местах в помещении библиотеки или специально оборудованных помещениях для групповых занятий (семинаров, конференций, мастер-классов) с возможностью резервирования;

-        информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд и новых публикациях в печатных и электронных изданиях (в том числе по выбранной или заданной теме); возможности получить заказанные документы и сроках возврата документов, выданных пользователю для работы за пределами библиотеки, как на страницах сайта или через личный кабинет, так и посредством SMS-сообщений или по электронной почте;

-        доступ к базам данных библиотеки, интерфейсы которых адаптированы для мобильных устройств (в том числе к электронному каталогу и электронной библиотеке) с возможностью искать, заказывать (в том числе услугу электронной доставки документов), резервировать, продлевать сроки пользования изданиями;

-        доступ к различным электронным коллекциям (электронные книги, аудиокниги, записи музыки, фильмы, фотографии и другие мультимедиа);

-        справочное обслуживание в режиме «вопрос-ответ» с доступом к разделу «FAQ» (Frequently Asked Questions, «Часто задаваемые вопросы») или к «Банку знаний»;

-        доступ к электронным базам данных других агрегаторов информационных ресурсов (например, к сводному электронному каталогу WorldCat, создаваемому в рамках OCLC (Online Computer Library Center), к международным и региональным системам научного цитирования, электронным библиотекам научных публикаций, диссертаций, аудиокниг и других документов);

-        помощь в дистанционном обучении;

-        ознакомительные виртуальные экскурсии для удаленных пользователей;

-        предоставление дополнительной текстовой и аудиовизуальной информации посредством QR-кодов (Quick Response – двухмерный штрихкод);

-        создание личного кабинета (учётной записи, аккаунта) и доступ к информации, создаваемой и сохраняемой в нем с возможностью редактировать собственные персональные данные и даже сформировать свою личную «книжную полку»;

-        отправка сообщений на другое мобильное устройство или по электронной почте;

-        подписка на библиотечную RSS-ленту (Rich Site Summary, подробная сводка о новостях сайта) для получения краткого описания новой информации, появившейся на библиотечном сайте, и ссылка на её полную версию) [14; 15].

Ещё один аспект развития электронных сервисов – справочное и информационное обслуживание удаленных пользователей через Интернет. Размещенные на официальных и тематических сайтах электронные каталоги, виртуальные справочные службы [16], виртуальные выставки [17], виртуальные экскурсии по библиотеке, новостная информация о планируемых и проходящих мероприятиях, видеотрансляции мероприятий в режиме онлайн и офлайн становятся неотъемлемым атрибутом интернет-контента современных библиотек. Участие библиотек в социальных сетях, создание отдельных блогов позволяет им не только делиться опытом и данными, но и продвигать свои ресурсы и услуги в электронной среде [18].

Кроме того, в библиотеках, преимущественно университетских, появились чат-боты – компьютерные программы для общения с пользователями. Чат-боты выполняют справочные функции: отвечают на вопросы по заранее подготовленным вариантам (скриптам). Они не могут вести свободный диалог, но разработка ботов, понимающих естественный язык, уже ведется [19].

Процесс цифровизации существенно изменил технологию избирательного распространения информации (далее – ИРИ). Данная услуга в течение длительного времени осуществлялась библиотеками преимущественно в ручном или полуавтоматизированном режиме. С середины 1990-х гг. за рубежом развивается ИРИ-сервис (Selective Dissemination of Information, Current Awareness Services, Alerting Services и пр.), основанный на интернет-технологиях [20]. Преимущества ИРИ-онлайн очевидны: услуга обеспечивает непрерывность в информировании пользователей о выходе актуальных публикаций, способствует повышению целенаправленности научной информации, экономит время ученых и специалистов при поиске релевантной информации. Существует множество вариантов ИРИ, которые отличаются друг от друга принципами построения, формами предоставления информации и составом документных ресурсов [21].

Наконец, следует выделить направление развития электронного обслуживания, связанное с реализацией миссии информационного посредничества, выполнением новых социальных ролей современной библиотеки: модератора и эксперта в мире информации и культуры. В российской библиотечной практике эта функция частично реализуется путем цифрового кураторства [22].

Для научных библиотек важным вектором цифровизации становится также включение в систему цифровой науки, а для библиотек, занимающих лидирующие роли в библиотечных системах своих стран или регионов, – внедрение ИКТ в аналитическую и консультационную деятельность в помощь другим библиотечным учреждениям [23].

Цифровизация затрагивает и управленческие процессы как в отдельной библиотеке, так и в национальной библиотечной системе в целом. Во многих библиотеках автоматизирован учет фонда (индивидуальный и суммарный), пользователей, книговыдач, отработанного времени сотрудников библиотеки и других параметров, отражающих объемы ее работы. В ряде стран внедрены национальные и региональные системы сбора и анализа данных о деятельности отдельных категорий библиотек.

Важным аспектом управления библиотекой является обеспечение и поддержание необходимого для решения производственных задач уровня профессиональной квалификации персонала. В общем контексте цифровизации профессионального образования эта задача решается путем создания комфортной цифровой образовательной среды, в том числе для библиотечного персонала, путем внедрения электронных систем обучения и дистанционных технологий, а также создания электронных образовательных ресурсов [24].

Таким образом, можно смело утверждать, что процессы цифровизации пронизывают все основные направления деятельности современных библиотек, в том числе: формирование и хранение библиотечно-информационных ресурсов; организация библиотечно-информационного обслуживания; научная и научно-методическая работа; управление библиотекой. При этом, библиотечная цифровизация является не только необходимым атрибутом современного библиотечного развития, но и гарантией сохранения цивилизации, основанной на принципах равенства прав и демократических свобод. Цифровизация библиотечных услуг позволяет строить библиотечное обслуживание на основе принципов доступности, оперативности, экономичности и самообслуживания.

Список использованных источников

1.      Тикунова И.П. Библиотека в информационном пространстве культуры // Материалы Первых социально-экономических библиотечных чтений, 23–24 ноября 2016 года, Ханты-Мансийск. – Ханты-Мансийск, 2018. - С. 114-120.

2.      Матвеев М.Ю. Национальные библиотеки: на пути к цифровому будущему // Вестник СПбГУК. - 2017. - № 2 (31). - С. 88-95.

3.      Phillips М.Е. What should we preserve? The question for heritage libraries in a digital world // Library trends. – 2005. – Vol. 54, № 1. – Р. 59–62.

4.      Тикунова И.П. Стратегии развития национальных библиотек: итоги исследования // Информационный бюллетень РБА. – 2019. – № 86. – С. 131-135.

5.      Шрайберг Я.Л. Формирование единого пространства знаний на базе сетевой информационной инфраструктуры в условиях становления и развития современной цифровой экономики: Ежегодный доклад Четвёртого международного профессионального форума «Крым-2018» // Науч. и техн. библиотеки. – 2018. – № 9. – С. 3–75.

6.      Serageldin I. Building Tomorrow’s Library Today: The new library of Alexandria // IFLA J. – 2014. – Vol. 40, № 3. – Р. 169-173.

7.      Козлова Е.И. Работа библиотеки с бесплатными электронными ресурсами: отбор и организация доступа // Библиотековедение. – 2017. – Т. 66, № 3. – С. 271–278.

8.      Global Open Access Portal // UNESCO : сайт. – URL: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/portals-and-platforms/goap/ (accessed: 11.12.2019).

9.      Боброва Е.И. Проблемы взаимодействия пользователя и электронных библиотечных сервисов // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2018. – № 13–2. – С. 172–176.

10.  Робот-библиотекарь способен передавать содержание книги через Интернет [Электронный ресурс] // Деловая пресса. – 2003. – № 49 (221). – URL: http://businesspress.ru/newspaper/­article_mId_37_aId_286371.html (дата обращения: 10.12.2019).

11.  Нещерет М.Ю. Робототехника в библиотеке: аспекты применения // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. – 2019. – № 3. – С. 68-73.

12.  Савицкая Т.Е. Технология дополненной реальности в библиотечной практике // Библиотековедение. – 2019. – Т. 68, № 3. – С. 249–257.

13.  Verma M.K., Verma N.K. Application of Mobile Technology in Libraries. – URL: https://www.researchgate.net/profile/manojverma 16/publication/327280960 (accessed: 13.09.2019).

14.  Sheik Maideen A.R. Mobile Technologies for Academic Libraries : an overview. – ResearchGate : website/ – URL: https://www.researchgate.net/publication/­315516134_Mobile_Technologies_for­_Academic_Libraries_An_Overview/ (accessed: 15.12.2019).

15.  Онуфриенко Г.М. Инновации в обслуживании читателей: зарубежный опыт : обзор // Библиотека в эпоху перемен. – 2017. – Вып. 1. – URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/bep/2017/01/2017-01_bep-3.pdf (дата обращения: 11.12.2019).

16.  Дворкина М.Я. Библиотечно-информационные услуги на сайтах национальных библиотек России: вопросы классификации и представления // Библиотековедение. – 2019. – Т. 68, № 1. – С. 41-47.

17.  Титова А.А. От виртуальных выставок до SMM: опыт работы РГБ по раскрытию фондов в Интернете // Электронный век культуры : сб. тез. докл. XVI Ежегод. междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 18-22 сент. 2017 г.) / Рос. гос. б-ка, Перм. гос. краевая универс. б-ка им. А.М. Горького, Рос. ассоц. электрон. б-к. – Москва, 2017. – С. 68-71.

18.  Свергунова Н.М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 5. – С. 52–58.

19.  Пурник А.А. «Mobilis in Mobile». Как мобильные устройства меняют информационную среду библиотеки: ближняя и дальняя перспективы // Материалы Первых социально-экономических библиотечных чтений, 23–24 ноября 2016 года, Ханты-Мансийск. – Ханты-Мансийск, 2018. – С. 138–145.

20.  Ивановский А.А., Ткачева Е.В. Технология современной системы избирательного распространения информации в Библиотеке по естественным наукам РАН // Библиотековедение. – 2018. – Т. 67, № 5. – С. 513–522.

21.  Нещерет М.Ю. Цифровизация процессов обслуживания пользователей в библиотеках – это уже реальность // Библиосфера. – 2019. – № 2. – С. 19–24.

22.  Цифровой куратор. А при чём здесь библиотека? // Университетская книга. – 2019. – № 4. – С. 31–37.

23.  Акилина М.И. Научно-методическая деятельность в электронной среде: направления и тенденции развития // Методическая служба: между молотом и наковальней : Через взаимопонимание с коллективом к взаимодействию с властью и обществом : II Всероссийская научно-практическая конференция, 30 ноября 2016 года, Санкт-Петербург : сборник материалов / ЦГПБ им. В.В.Маяковского. – СПб., 2016. – С. 17–29.

24.  Тикунова И.П. Цифровизация развития кадрового потенциала в библиотеке: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. – 2019. – № 86. – С. 98-101.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz