Авторская редакция

Библиотечные сайты
как источник профессиональной информации

Library Sites as a Source of Professional Information

IX Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации
(Новосибирск, 17-21 мая 2004 г.)

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Библиотечные сайты − источник профессиональной информации [Текст] / И.П. Тикунова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. − 2004. − № 32. − С. 43-45.

Свободный доступ к профессиональной информации – несомненно, важный фактор устойчивого развития любой библиотеки. Возможность знакомиться с жизнью других библиотек, с новым опытом, с новыми технологиями, с новыми проектами и программами позволяет решать возникающие проблемы, находить новых партнеров, выбрать верную стратегию развития.

Библиотечное сообщество располагает множеством печатных источников информации, которые, к сожалению, имеют ряд недостатков: ограниченную доступность, определяемую тиражом, способами распространения и стоимостью издания, недостаточную оперативность и лимит в объеме предоставляемой информации. Веб-сайты, как виртуальные источники информации, способны решить эти проблемы, так как обеспечивают доступ к размещенной на них информации в любое время, в любом объеме и из любой точки земного шара.

Первые библиотечные сайты появились в середине 90-х годов. Сегодня каталог библиотечных сайтов насчитывает более 1000 ссылок. Библиотеки активно используют возможности этого виртуального способа предоставления информации для представления себя в сети Интернет, организации доступа пользователей к своим электронным ресурсам. А какую информацию размещают на сайтах библиотеки для своих профессиональных коллег и насколько она доступна? На этот вопрос я попыталась найти ответ, в рамках анализа библиотечных сайтов как источников профессиональной информации.

В качестве объектов анализа были выбраны сайты 27 библиотек: 10 федеральных и 17 центральных библиотек субъектов Российской Федерации (см. Приложение). Среди них - библиотечные центры, известные в профессиональном сообществе своей активной работой по координации и методическому обеспечению библиотечной деятельности.

Для оценки веб-сайтов были взяты критерии, предложенные В.Степановым [1]:

-      глубина содержания информации;

-      оперативность ее обновления;

-      стабильность информационного наполнения;

-      доступность страниц для пользователей;

-      простота навигации.

Для оценки глубины содержания были выделены три информационных блока, обеспечивающих, как нам кажется, реализацию методической и координационной функции библиотеки и интересных для специалистов из других библиотек:

-      информация о деятельности библиотеки;

-      информационные материалы по вопросам библиотечного дела;

-      методические рекомендации и консультации.

Что интересует библиотечных специалистов в деятельности методических центров? Конечно же, их привлекают сведения о планах и итогах профессиональных мероприятий, новостях библиотечной жизни. Анализ показал, что только 4 федеральных библиотечных центра и 4 центральные библиотеки субъектов РФ разместили на своих сайтах планы предстоящих мероприятий на 2004 год. Из 27 - 4 федеральные и 8 центральных библиотек субъектов РФ регулярно анонсируют организуемые ими профессиональные мероприятия, прилагая к ним регистрационные анкеты или формы заявок на участие. Остальные (за исключением 4 библиотек) ограничиваются информацией о предстоящих или же прошедших событиях профессиональной жизни в разделе «Новости». С программами некоторых образовательных мероприятий или с их учебными планами можно познакомиться на 12 из 27 сайтов.

Предоставление и распространение информационных и методических материалов по библиотечному делу – прямая обязанность методических центров. Две библиотеки предоставляют доступ к библиографическим базам данных по библиотечному делу: Российская государственная библиотека и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук. 6 федеральных и 8 центральных библиотек субъектов РФ предлагают списки или прайсы собственных изданий, а на сайте Вологодской ОНБ рекламируются новые поступления литературы по библиотечным вопросам в научно-методический отдел. К сожалению, не на всех сайтах эта информация обновляется.

На сайтах 3 библиотек (2 из них федеральные) представлены полные тексты некоторых федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в области библиотечного дела. На сайтах 7 центральных библиотек субъектов РФ можно познакомиться с нормативно-правовыми документами, действующими на территории их регионов.

На сайте Государственной научно-технической библиотеки находится единственная значительная по своему объему фактографическая база данных «Кто есть кто в библиотечном деле», требующая серьезной редакции и обновления.

Почти все библиотеки предлагают своим пользователям ссылки на сайты других библиотек как российских, так и зарубежных. Самостоятельное создание ресурса, содержащего информацию обо всех библиотечных сайтах, и тем более его актуализация требуют достаточно больших трудовых затрат, и не каждая библиотека в силах справляться с этой задачей. Возможно, более правильный выбор делают те, которые ссылаются на каталог библиотечных сайтов, представленный на сайте «Laibrary.ru», или те 7 центральных библиотек субъектов РФ, которые представляют сведения о библиотеках своего региона.

Важное значение для информационного обеспечения библиотечного развития имеет размещение на библиотечных сайтах электронных документов. Из 27 сайтов на 18 - можно прочесть публикации выступлений библиотечных специалистов на региональных и всероссийских профессиональных мероприятиях, электронные варианты печатных изданий или отдельных статей, опубликованных в них. На 7 сайтах расположены электронные варианты профессиональных изданий. 6 федеральных библиотек и 5 центральных библиотек субъектов РФ активно используют свои сайты для размещения методических материалов.

Только 4 библиотеки используют возможности предоставления информации в интерактивном режиме, предлагая на своих сайтах услуги виртуальной справки для библиотекарей или on-line консультирования. На сайтах 3 федеральных библиотек организованы форумы на профессиональные темы, позволяющие обсуждать проблемы, возникающие в ходе реализации новых проектов, и находить их решение, делиться накопленным опытом. На сайте Государственной публичной исторической библиотеки России организовано даже дистанционное обучение по библиотечным вопросам для участников обменных программ фонда Айрекс.

11 библиотек создали специальные разделы или сайты для размещения профессиональной информации, например: сайт «Муниципальные библиотеки», созданный Свердловской ОНБ, (http://book.uraic.ru/oblast) и «Библиотечный форум» Вологодской ОНБ (http://www.booksite.ru/forum/index.htm). Эти библиотеки активно реализуют свою методическую функцию, предоставляя библиотечным специалистам профессиональную информацию в виртуальной среде. К сожалению, 9 библиотек (в том числе, 2 федеральные) вообще не размещают на сайтах информационные и методические материалы. Остальные библиотеки в разной степени используют этот источник профессиональной информации для организации методического обеспечения.

Анализируя библиотечные сайты по такому критерию, как оперативность обновления, приходится констатировать, что на большинстве сайтов (кроме 4-х библиотек) отсутствует указание на дату последнего обновления. Но и наличие этой характеристики не означает, что вся информация, представленная на сайте актуализирована, особенно это касается ссылок на другие сайты.

Стабильность информационного наполнения обеспечивается, прежде всего, формированием архивов. Большинство библиотечных сайтов (22 из 27) имеют архивы новостей, материалов конференций и других профессиональных мероприятий. Это, конечно, обеспечивает необходимую информационную прочность сервера. Однако заархивированные новости очень часто имеют временный характер, поэтому их сохранение не всегда имеет смысл.

Важным для оценки сайта является и такой критерий, как доступность страниц, которая достигается технической «устойчивостью» web-сервера. К сожалению, не все библиотеки могут этим похвастаться: не всегда открываются страницы или ссылки, содержащие интересующую посетителя информацию. Однако, следует отметить, что при оформлении web-страниц библиотекари не злоупотребляют иллюстративными материалами, аудио- и видеофрагментами, которые "весят" намного больше обычного текста. Это не снижает скорости передачи данных, а значит, повышает доступность информации.

Оценивая простоту навигации по сайтам, приходится констатировать, что всего 13 библиотек предоставляют возможность легко передвигаться от раздела к разделу, в любой момент сменить выбранную иерархическую ветвь, лишь 6 - позаботились о наличии комментариев к разделам и страницам своих сайтов. Только на 7 сайтах присутствует «Карта сайта», с помощью которой пользователь может легко определить, в каком из разделов помещается интересующая его информация. К числу недостатков некоторых сайтов, усложняющих навигацию по сайту, можно отнести неоправданное дублирование информации в разных разделах.

Поиск профессиональной информации на библиотечных сайтах затруднен еще и потому, что на некоторых сайтах отсутствует логика ее расположения. Например, на одном из сайтов в разделе «Проекты» можно обнаружить описания проектов деятельности, проекты нормативных и регламентирующих документов, список учреждений культуры, перечень ссылок на сетевые ресурсы.

Итак, как же библиотеки используют виртуальные источники информации для реализации своей методической функции? Большинство из них еще не видят в сайте инструмент воздействия на профессиональную среду. Возможно библиотеки - методические центры не воспринимают своих профессиональных коллег как виртуальных потребителей информации из-за того, что низкий уровень информатизации муниципальных (особенно сельских) библиотек регионов не позволяет последним использовать Интернет-ресурсы для профессионального роста. А может быть, создатели мало заботятся о разработке стратегии сайта или изучении информационных потребностей библиотечных специалистов, так как создание сайтов до сих пор является данью моде, забавной игрушкой или условием для получения гранта на реализацию проекта.

Однако этот виртуальный источник информации имеет все шансы способствовать активизации роли федеральных библиотек и центральных библиотек субъектов РФ как ресурсных библиотечных центров для успешной реализации библиотечной политики, продвижения нового опыта, объединения библиотечного сообщества в решении общих проблем.

 



Литература:

1. Степанов В.К. Практические уроки: Интернет для библиотекарей. – М.: Либерия, 1998. – 64 с. – (С компьютером на «ты». Вып.2).

2. Степанов В.К. Российские библиотечные сайты в Интернет // Научные и технические библиотеки. – 2000. .- № 3. – С.17-20.

 

Приложение.

библиотеки - Объекты анализа

 

Федеральные библиотеки

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им.М.И.Рудомино (ВГБИЛ) (Москва)

Государственная научная педагогическая библиотека им.К.Д.Ушинского Российской академии образования (ГНПБ РАО) (Москва)

Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ) (Москва)

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) (Москва)

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук (ГПНТБ СО РАН) (Новосибирск)

Российская государственная библиотека (РГБ) (Москва)

Российская государственная библиотека для слепых (РГБ для слепых) (Москва)

Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ) (Москва)

Российская государственная детская библиотека (РГДБ) (Москва)

Российская национальная библиотека (РНБ) (Санкт-Петербург)

 

Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации

Архангельская областная научная библиотека им.Н.А.Добролюбова

Белгородская государственная универсальная научная библиотека

Брянская областная научная библиотека им. Ф.И.Тютчева

Вологодская областная универсальная научная библиотека

Донская государственная публичная библиотека (Ростов-на-Дону)

Кемеровская областная универсальная научная библиотека им. В.Д.Федорова

Ленинградская областная научная библиотека (Санкт-Петербург)

Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека

Национальная библиотека Республики Карелия (Петрозаводск)

Национальная библиотека Республики Коми (Сыктывкар)

Новгородская областная универсальная научная библиотека

Новосибирская государственная областная научная библиотека

Псковская областная универсальная научная библиотека

Свердловская областная научная библиотека им. В.Г.Белинского (Екатеринбург)

Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького

Центральная городская публичная библиотека им. В.Маяковского (Санкт-Петербург)

Челябинская областная универсальная научная библиотека (Челябинская обл.)


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz