Главная страница -->  --> Библиотека как обучающаяся организация

Библиотека как обучающаяся организация

Международная конференция библиотек Баренцева региона
«Библиотека − источник благополучия и цивилизации»
(Кеми, Финляндия, 25-27 августа 2003 г.).

Библиотека как обучающаяся организация [Текст] / И.П. Тикунова // Обучение делом. Северное сотрудничество в области культуры стран Баренц региона : конференция библиотек Баренцева региона в Кеми (Финляндия): «Библиотека − источник благополучия и цивилизации», [25-27 авг. 2003 г.] : сб. материалов / [сост. Л.В. Давыдова, Л.И. Латкина]; [вступ. ст. О.Р. Мифтаховой]. − Сыктывкар, 2004. − С. 140-146.

Преуспевающими организациями могут быть только такие, которые создают условия для обучения и развития всех работников и тем самым обеспечивают постоянное самосовершенствование. Так гласит основной принцип «обучающейся организации», модель которой была разработана американскими теоретиками менеджмента в конце 90-х гг. XX века.

Создание «обучающейся организации» началось в нашей библиотеке в 1997 г., в период работы над «Программой развития» библиотеки. К разработке документа были привлечены менеджеры всех уровней. Руководство библиотеки организовало специальное обучение руководителей и главных специалистов структурных подразделений по вопросам стратегического планирования. Для них был проведен тренинг «Планирование – важная составляющая менеджмента». Основные цели тренинга заключались в том, чтобы:

-        расширить знания в области новых управленческих технологий,

-        способствовать устранению психологических барьеров необходимых изменений,

-        содействовать развитию инновационной деятельности в библиотеке,

-        собрать материал для разработки стратегии

-        подготовить потенциальных участников ее будущей реализации.

В ходе занятий участники учебы познакомились с современными методиками анализа библиотечной работы, определения функций и миссии, разработки стратегии, постановки целей и задач на примере собственной библиотеки. Менеджеры проанализировали работу своих подразделений за предыдущие пять лет по заранее заданным критериям, попытались сравнить свою деятельность и имеющиеся ресурсы с достижениями российских и зарубежных библиотек. Затем участники познакомились с возможными вариантами функций публичных библиотек и попытались определить первоочередные для нашей библиотеки, аргументируя свой выбор.

Чтобы идеи этого документа были понятны и приняты всеми членами коллектива, были проведены специальные собрания, семинары и лекции, разъясняющие содержание «Программы развития». Этот документ являлся своеобразной точкой отсчета при планировании и подведении итогов работы библиотеки и ее структурных подразделений.

Обучение персонала рассматривалось в «Программе развития» как часть общей стратегии развития библиотеки и как важнейшее условие воплощения этой стратегии. Поэтому, прежде всего, оно было нацелено на адаптацию сотрудников библиотеки к новым требованиям, на решение стратегических задач развития. Выбранные цели определили принципы обучения персонала: актуальность, дифференцированность, опережение. В соответствии с принципом актуальности специалисты библиотеки участвовали в мероприятиях, предлагающих получение новых знаний и навыков, обеспечивающих развитие приоритетных направлений деятельности библиотеки, заявленных в «Программе развития». Среди них: внедрение новых информационных и управленческих технологий в библиотечную практику, создание электронных ресурсов, организация доступа к собственным ресурсам и к Интернет-ресурсам, обеспечение сохранности библиотечного фонда, продвижение книги и чтения, развитие международного сотрудничества и корпоративной работы. Кроме того, обучение специалистов библиотеки было не только обосновано необходимостью, но и предполагало немедленное использование полученных знаний и навыков. Дифференцированный подход при формировании учебных групп, выборе тем, форм и методов обучения обеспечивал возможность осуществлять образовательную деятельность с учетом целей обучения, уровня подготовки обучаемых специалистов, современных требований к их квалификации и знаниям. Опережающий характер обучения позволил осуществлять широкомасштабную инновационную деятельность, снижая потенциальное психологическое сопротивление ее участников.

В библиотеке в первую очередь проходили обучение руководители библиотеки и ее структурных подразделений, отвечающие за организацию деятельности библиотеки в целом и ее отдельных направлений, за успех всех начинаний и устойчивое развитие библиотеки. Другую группу составляли специалисты, участвующие в реализации приоритетных направлений деятельности библиотеки. От уровня их профессионализма зависило качество и количество достигнутых результатов.

Несмотря на отсутствие на территории Архангельской области учебных заведений, способных обеспечить удовлетворение современных образовательных потребностей специалистов нашей библиотеки мы сумели создать широкие возможности для получения новых знаний и профессионального общения.

В результате пятилетней работы сложилась многоуровневая система, включающая такие виды дополнительного обучения, как профессиональная переподготовка и продолжение образования, повышение квалификации, самообразование.

Профессиональная переподготовка и продолжение образования осуществлялось по желанию самих сотрудников библиотеки. Администрации библиотеки оказывала студентам материальную поддержку. Сегодня 2 человека получают новую специализацию на основе уже имеющегося библиотечного образования, более 10 человек продолжают свое образование в высших учебных заведениях.

Повышение квалификации проводится в различных формах как за пределами библиотеки, так и непосредственно внутри нее. За последние пять лет библиотекой было реализовано 2 крупных образовательных проекта: «Библиотечная Школа Баренцева региона» при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) (1998-2000гг.) и «Профессиональная стажировка руководителей структурных подразделений и главных специалистов Архангельской областной научной библиотеки им.Н.А.Добролюбова в методических центрах и ведущих библиотеках г.Москвы» при поддержке отдела библиотек Министерства культуры РФ (2000 г.), – позволивших повысить уровень знаний специалистов библиотеки в области новых информационных и управленческих технологий, сформировать профессиональную команду и подготовить специалистов, способных обучать других.

За 1998-2002 гг. более половины наших специалистов приняли участие в работе более 60 различных семинаров, учебных курсов, мастер-классов, практикумов, организуемых учреждениями и организациями регионального, всероссийского и международного уровня на территории России и за ее пределами. В 2002 г. 30 специалистов библиотеки приняли участие более чем в 40 профессиональных мероприятиях. Среди наиболее значимых:

-        международные конференции «Крым-2002», «LIBCOM-2002», конференции Российской библиотечной ассоциации, определяющие стратегические направления развития библиотечного дела России;

-        совещания руководителей библиотек стран-участниц Баренцева Евро-Арктического региона, способствующие развитию международного библиотечного сотрудничества в этом регионе;

-        стажировки по программам Госдепартамента США («Расширение доступа к Интернет и предоставление информации в режиме on-line», «Информация – валюта XXI века», «Библиотеки и информационный менеджмент») и Европейская летняя школа «Электронные публикации для изучения культурного наследия», позволившие познакомиться с опытом работы зарубежных библиотек по использованию новых информационных технологий;

-        семинары, организуемые федеральными библиотечными центрами нашей страны и способствующие актуализации профессиональных знаний и навыков по наиболее важным для библиотеки направлениям работы (внедрение новых информационных технологий, создание электронных ресурсов и организация доступа к ним, совершенствование обслуживания пользователей, библиотечное краеведение, сохранность библиотечных фондов).

При отборе кандидатур для обучения за пределами библиотеки администрация руководствуется следующими критериями:

-        Наличие познавательной установки;

-        Активный самостоятельный поиск решения актуальных профессиональных проблем;

-        Готовность и способность к инновациям;

-        Перспективность дальнейшего участия специалиста в осуществлении важных направлений реализации программы.

Непременным условием для всех сотрудников, участвующих в тех или иных образовательных программах и мероприятиях, является трансляция ими полученных знаний различными способами: составление письменных отчетов о командировках, выступления на собраниях, совещаниях и семинарах и для коллектива библиотеки, и для библиотечных работников Архангельской области

Большое внимание администрация библиотеки уделяет организации обучения «на рабочем месте». За последние три года в стенах библиотеки было проведено более 20 образовательных мероприятий для разных категорий сотрудников. Для управленческих кадров работает «Школа руководителя», на занятиях которой ведется поиск решения актуальных внутрибиблиотечных проблем, приобретаются необходимые управленческие навыки. Специалисты библиотеки, деятельность которых предполагает использование новых технологий, проходят обучение на занятиях учебных курсов, разработанных специалистами библиотеки, «Сетевые информационные ресурсы в справочно-библиографическом обслуживании» и «Использование новых информационных технологий в библиотечной работе». Для сотрудников, не имеющих библиотечного образования, разработан учебный курс «Введение в профессию». При проведении учебных занятий использовались традиционные и нетрадиционные формы обучения, способствующие не только получению новых знаний и навыков, но и созданию нового библиотечного опыта: лекции, тренинги, семинары, круглые столы и деловые игры.

Большое значение для повышения профессионального уровня имели семинары, проводимые в библиотеке при участии ведущих специалистов Министерства культуры Российской Федерации, федеральных библиотек России и высших учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку библиотечных специалистов. На этих мероприятиях обучались не только специалисты библиотеки, но и сотрудники других библиотек региона. Сотрудничество с федеральными библиотеками, ведущими методическими центрами, высшей профессиональной школой и иными образовательными структурами стало еще одним мощным ресурсом для осуществления образовательной деятельности библиотеки.

В библиотеке организовано обучение не только по библиотечным дисциплинам. Так, несколько лет подряд проходят занятия в группе углубленного изучения английского языка, что способствует развитию и укреплению международного сотрудничества. В 2002 г. была организована группа «Английский для начинающих». Для ведущих специалистов библиотеки, которым необходимо владеть навыками грамотной устной речи, был организован практикум «Технология публичного выступления».

Сегодня библиотека обладает большим потенциалом для эффективного обучения, включающим источники профессиональной информации, техническую базу, современные каналы связи, а также тесные контакты с федеральными библиотеками, ведущими методическими центрами, высшей профессиональной школой и иными образовательными структурами.

В библиотеке созданы прекрасные условия для самообразования сотрудников: выделен и регулярно пополняется фонд документов по вопросам библиотечного дела, организуются ежемесячные выставки-просмотры новых поступлений профессиональной литературы, осуществляется индивидуальное библиографическое информирование, формируются электронные базы данных по вопросам библиотечного дела.

Эффективность построения модели обучающейся организации подтверждают достигнутые результаты:

-        в библиотеке сформирована команда профессионалов, равных по знаниям и умениям, способных инициировать и воплощать в жизнь новые прогрессивные идеи;

-        успешно реализована «Программа развития» библиотеки: совершен мощный рывок по внедрению новых информационных технологий, произошли позитивные изменения в содержании обслуживания пользователей библиотеки, в управлении библиотекой;

-        вырос авторитет библиотеки в профессиональной среде и местном сообществе.


Hosted by uCoz