Авторская редакция

Актуальные вопросы
развития системы региональных центров
по работе с книжными памятниками

Current Issues of System Development of Regional Centers Working with Book Monuments

Международная научная конференция «Румянцевские чтения – 2014»
(Москва, Российская государственная библиотека, 15−16 апреля 2014 г.)

Актуальные вопросы развития системы региональных центров по работе с книжными памятниками [Текст] / И.П. Тикунова // Румянцевские чтения − 2014. Ч. 2 : материалы международной научной конференции (15-16 апр. 2014 г.). − М., 2014. − С. 249-253.

Задача создания региональных центров сохранения библиотечных фондов была поставлена в Национальной программе сохранения библиотечных фондов (2001−2010 гг.) [1]. В Основных направлениях развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011–2020 годы эта задача была уточнена: создание и развитие системы федеральных, региональных и межрегиональных центров сохранения библиотечных фондов является основой реализации поставленных фондоохранных задач [2].

В 2005 г. для выявления фондодержателей книжных памятников в российских регионах, привлечения их к работе, а также с целью координации их участия в подпрограмме «Книжные памятники Российской Федерации» Национальной программы сохранения библиотечных фондов (2001−2010 гг.) Российская государственная библиотека (далее – РГБ), выполняющая функции федерального научно-методического и координационного центра, приступила к созданию сети региональных центров по работе с книжными памятниками.

Региональные центры должны были стать проводниками и в то же время гарантами реализации в регионах единой государственной политики в отношении книжных памятников. Библиотека, претендующая на статус Регионального центра, должна была иметь опыт научной работы по выявлению и описанию книжных памятников [3].

РГБ разработала «Примерное положение о региональном центре по работе с книжными памятниками» [4], методические рекомендации по организации регионального центра, по созданию веб-сайта «Книжные памятники региона». В соответствии с Примерным положением Региональный центр обязан выполнять координационные и методические функции по отношению к другим учреждениям-фондодержателям региона независимо от их ведомственной принадлежности. Одним из наиболее важных направлений деятельности Регионального центра является создание Регионального свода книжных памятников, в котором должны быть отражены сведения обо всех книжных памятниках, хранящихся на территории региона.

В адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры тех регионов, где на базе центральных библиотек велась активная и планомерная работа по выявлению и изучению редких книг, были разосланы письма Минкультуры России с предложением, присвоить этим библиотекам статус регионального центра. В 2006 г. первые 8 библиотек приступили к выполнению функций РЦ и вошли в состав сети региональных центров. В дальнейшем создание таких центров предполагалось в каждом регионе, предпочтительно на базе центральной библиотеки субъекта РФ (возможно решение об организации центра на базе другого учреждения, если оно более подготовлено к выполнению указанных задач).

Начиная с 2007 г., организующая роль РГБ еще более возросла: для участия региональных библиотек в реализации подпрограммы «Книжные памятники РФ» библиотека составляла ежегодные проектные заявки на получение финансовой поддержки из федерального бюджета; участвовала в конкурсах на выполнение государственных услуг, финансируемых из средств федеральной целевой программы «Культура России», а после заключения государственного контракта становилась его ответственным исполнителем и координатором участия в нем нескольких десятков учреждений.

В целях методического обеспечения развития сети Региональных центров и повышения квалификации библиотечных специалистов РГБ проводила обучающие мероприятия (мастер-классы и стажировки) по вопросам выявления, идентификации, учета, хранения и использования книжных памятников; консультирования и практической помощи по вопросам научного описания старопечатных книг как на базе РГБ, так и в стенах региональных центров. В 2011−2013 гг. специалисты федерального центра организовывали ежегодные совещания по вопросам работы с книжными памятниками, участниками которых становились представители федеральных и региональных библиотек и музеев России.

К 2014 г. центральные библиотеки 46 субъектов России (из 83) приступили к выполнению функций Региональных центров. Силами этих библиотек было выявлено более 600 фондодержателей книжных памятников, примерно столько же книжных коллекций и более 30 000 единичных книжных памятников федерального и регионального уровней; составлены справки о составе более 2/3 выявленных фондов и примерно о 80% учтенных коллекций. Специалисты 28 Региональных центров (60 %) приступили к участию в наполнении Общероссийского свода книжных памятников (далее – Свод), создавая основу для регистрации книжных памятников, хранящихся на территории своих регионов.

Дальнейшее развитие сети Региональных центров сопряжено с решением целого ряда серьезных взаимосвязанных проблем юридического и организационного характера.

В числе юридических проблем следует прежде всего назвать отсутствие нормативно-правового обеспечения для осуществления регистрации книжных памятников. Задержка начала регистрации снижает активность участников и не привлекает тех, кто еще присматривается к этой работе. Неисполнение законодательной нормы снижает социальную значимость определяемого ею объекта, процесса или предъявляемого ею требования. Кроме того, региональные библиотеки становятся «заложниками» неисполнения федерального законодательства, т.к. органы контролирующие сохранение культурных ценностей некоторых федеральных округов считают нарушением законодательства ситуацию, при которой библиотека имеет в своем фонде незарегистрированные книжные памятники. По итогам таких проверок естественно оформляется предписание о выявленных нарушениях, влекущее за собой наказание руководителя библиотеки.

Косвенно вышеуказанная проблема негативно влияет на другую проблему, связанную с закреплением официального статуса Регионального центра. Только в 19 регионах (из 46) статус Регионального центра присвоен библиотекам нормативным актом. В Новосибирской области норма, закрепляющая за центральной библиотекой региона статус регионального центра, включена в закон «О развитии библиотечного дела в Новосибирской области» (от 06.04.2009 г. № 321-ОЗ; в ред. 30.11.2009), однако отсутствуют подзаконные акты, определяющие цели и задачи, функции и порядок деятельности этого центра. В 4 регионах Положения о региональных центрах по работе с книжными памятниками утверждены приказами руководителей Департаментов культуры (Оренбургская и Ульяновская области) или Министров культуры (Чувашская республика и Воронежская область). Еще в 3 регионах (Республика Марий-Эл, Кировская и Ростовская области) этот документ согласован с Министрами культуры после утверждения директором библиотеки. В остальных 11 субъектах России Положение о Региональном центре утверждено руководителем библиотеки (Республики Алтай, Карелия, Саха, Удмуртская республика, Алтайский, Хабаровский края, Архангельская, Костромская, Омская, Псковская и Тамбовская области).

Отсутствие официального закрепления статуса Регионального центра отрицательно отражается на дальнейшем развитии и сети региональных центров в целом, и каждой конкретной библиотеки, вошедшей в эту сеть.

Для сети в целом возникает сложность оценки ее состояния и определения перспектив развития. Участие в сети библиотек, не имеющих юридического статуса Регионального центра, а значит, занимающих неустойчивую позицию в общей структуре системы, делает сеть уязвимой.

Библиотеке, не имеющей юридически оформленного на региональном уровне статуса, сложнее включить деятельность по выявлению, изучению и подготовке к регистрации книжных памятников из фондов других учреждений региона в перечень мероприятий ежегодного государственного задания, а значит, труднее получить финансирование из регионального бюджета на осуществление этой деятельности. Следует отметить, что выполнение функций Регионального центра в проектном режиме (на средства из Федеральной целевой программы «Культура России») не обеспечивает библиотеке устойчивого развития, т.к. финансирование из федерального бюджета не является гарантированным источником для каждой конкретной библиотеки, не может и не должно полностью покрывать всех расходов, связанных с этой деятельностью.

У библиотеки, выполняющей функции Регионального центра без юридического закрепления статуса, отсутствуют дополнительные «рычаги» влияния на другие учреждения для выполнения функций по сбору информации о книжных памятниках и их держателях (кроме профессионального авторитета ее специалистов).

Для эффективного функционирования и жизнестойкости любой социальной системы необходимо грамотное управление ее развитием. Система Региональных центров имеет, казалось бы, простую иерархическую структуру. Однако, ее нижний уровень создан не административным решением федерального центра, а по воле руководителей конкретных библиотек или по инициативе непосредственных исполнителей работы по выявлению, изучению и учету книжных памятников. Связи между федеральным и региональными центрами устанавливаются путем заключения ежегодных договоров на выполнение конкретных работ, а также в ходе личных профессиональных контактов между специалистами РГБ и специалистами Региональных центров. Прочность этих связей во многом зависит от объемов выделяемого финансирования, а также от желания и возможностей регионов участвовать в общей работе. Возможности региональной библиотеки определяются профессиональным уровнем кадров и наличием временного ресурса на выполнение работ по договору.

Негативным фактором развития сети Региональных центров является также кадровая проблема. Для РГБ острота этой проблемы проявляется в том, что в базовом подразделении, осуществляющем организационное, методическое и координационное обеспечение развития сети из 46 Региональных центров, − в Секторе научного и методического обеспечения работы с книжными памятниками России Научно-исследовательского отдела редких книг работает всего 3 человека. Ситуация с кадрами в библиотеках – Региональных центрах тоже достаточно плачевная. А после 2013 г., когда практически во всех библиотеках страны были проведены мероприятия по оптимизации, она еще более ухудшилась.

Не менее серьезной проблемой остается финансирование, так как оно ведется без учета реальной стоимости услуг по развитию системы регистрации книжных памятников, что негативно отражается на определении объемов необходимых финансовых расходов. При этом общая сумма выделенных средств в 2013 г. по сравнению с 2009 г. снизилась почти на 1/3, а объемы и стоимость работ, а также количество участников сети выросло.

Таким образом, приходится констатировать, что развитие системы региональных центров подвержено серьезным негативным факторам. Однако, высокая социальная значимость поставленной цели (сохранение наследия книжной культуры), неугасающий интерес и растущая активность профессионального сообщества, достижение зримых и масштабных результатов дают надежду на жизненность созданной системы и веру в успешное решение существующих проблем.

Примечания

1.   Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. - М., 2000. - 77 с.

2.   Основные направления развития деятельности по сохранения библиотечных фондов в Российской Федерации на 2011–2020 годы // Информационный бюллетень РБА. – 2012. – № 62. – С. 92–112.

3.   Хахалева Н.И. Формирование единой системы региональных центров России по работе с книжными памятниками // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2007. – № 41. − С. 9.

4.   Примерное положение о Региональном центре по работе с книжными памятниками // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России : нормативная и методическая база реализации : 2001−2010 гг. – М., 2011. – С. 156−159.


Hosted by uCoz