Главная страница -->  --> Деятельность по сохранению библиотечных фондов России: состояние и перспективы

Авторская редакция

Деятельность по сохранению библиотечных фондов России: состояние и перспективы

Для цитирования:

Тикунова, И.П. Деятельность по сохранению библиотечных фондов России: состояние и перспективы [Текст] / И. Тикунова // Лики памяти. Новейшие технологии сохранения и восстановления рукописного и печатного наследия. – Ереван: Наири, 2012. – С. 160-168.

Фонды библиотек России составляют значимую часть общенационального культурного достояния страны и являются её ценнейшим информационным ресурсом. По экспертным оценкам, библиотечная сеть страны насчитывает около 130 тыс. библиотек, в фондах которых находится более 2 млрд. единиц хранения, в том числе - около 5 млн. редких и ценных документов V−ХХI вв.[1] Включая большое количество памятников книжной культуры мирового и общероссийского значения, библиотечные фонды имеют не только огромную научную, культурно-историческую, но и большую материальную ценность.

Ежегодно услугами российских библиотек пользуются около 60 млн. человек, которым выдается примерно 1,4 млрд. документов. Выполняя свою главную задачу – предоставление накопленных ресурсов в пользование современному обществу – библиотеки сталкиваются с проблемой сохранения документального наследия для будущих поколений, так как степень доступности любого документа во многом определяется степенью его сохранности.

Для комплексного решения проблем сохранения библиотечных фондов в 2000 г. в России была принята Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (2001−2010 гг.), которая стала важным направлением государственной культурной политики. Реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (далее − Национальной программы) была нацелена на организацию системной деятельности по сохранению библиотечных фондов в масштабе всей страны. В её составе было выделено семь подпрограмм − стратегических направлений, обеспечивающих достижение главной цели.[2] Среди них:

     Консервация библиотечных фондов;

     Создание страхового фонда документов библиотек;

     Книжные памятники Российской Федерации;

     Безопасность библиотечных фондов;

     Сохранение библиотечных фондов в процессе использования;

     Учет библиотечных фондов;

     Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.

Реализацию каждого направления Национальной программы возглавили крупнейшие библиотеки и учреждения федерального подчинения, на которые были возложены функции Федеральных научно-методических и координационных центров, в том числе: Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека России, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Финансовое обеспечение мероприятий Национальной программы осуществлялось в основном из средств Федеральной целевой программы «Культура России» и составило почти 237 млн. рублей. Регулярное финансирование деятельности по сохранению библиотечных фондов из федерального бюджета привлекло внимание региональных властей к решению проблем сохранения документального наследия регионов и послужило импульсом для поддержки этой деятельности из бюджетов субъектов Российской Федерации.

За годы работы в рамках Национальной программы ситуация с обеспечением сохранности библиотечных фондов качественно изменилась.

Во-первых, была актуализирована и расширена нормативная база. По инициативе ведущих специалистов федеральных библиотек были внесены изменения в основной отраслевой закон, что позволило ввести в юридическую практику новые понятия: «книжный памятник» и «национальный библиотечный фонд», подготовить подзаконные акты, регулирующие работу по сохранению наиболее ценных объектов книжной культуры на государственном уровне.[3]

Силами специалистов федеральных библиотечных центров был разработан целый ряд межгосударственных и национальных стандартов, унифицирующих основные термины, устанавливающих общие подходы в деятельности по выявлению, учету и сохранению документов, регламентирующих основные процессы обеспечения их сохранности, в том числе:

     ГОСТ 7.50–2002 «Консервация документов. Общие требования»

     ГОСТ 7.48–2002 «Консервация документов. Термины и определения»;

     ГОСТ Р 7.0.2–2006 «Консервация документов на компакт-дисках. Общие требования»;

     ГОСТ 7.87−2003. «Книжные памятники. Общие требования»;

     ГОСТ Р 33.505−2003 «Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации являющейся национальным культурным и историческим наследием».

Кроме того был разработан пакет регламентов и инструкций, устанавливающих порядок и требования к организации учета библиотечного фонда, использованию документов постоянного хранения и выполнению работ по микрофильмированию разного вида документов. Некоторые технологические регламенты по страховому микрофильмированию книг, газет и других документов библиотечных фондов вошли в общую нормативную базу по формированию и хранению Единого российского страхового фонда документации.

Во-вторых, реализация Национальной программы позволила создать профессиональную среду для подготовки библиотечных кадров, готовых и способных решать проблемы сохранения библиотечных фондов.

Усилия федеральных библиотечных центров, занимающих лидирующие позиции в реализации подпрограмм Национальной программы, были направлены на продвижение в библиотечную среду идей актуальности и важности фондоохранной работы, на распространение информации о современных концепциях, методах, технологиях и лучшем опыте их применения. Десятки конференций, семинаров и мастер-классов, организованные в рамках Национальной программы, стали учебными, демонстрационными и дискуссионными площадками более чем для 800 российских библиотечных специалистов.[4]

Практически по каждому из направлений Национальной программы были подготовлены и опубликованы методические материалы, облегчающие внедрение новых методик и технологий и ограждающие от возможных ошибок и потенциальных проблем. Распространение новых знаний осуществлялось по традиционным информационным каналам и через Интернет. На официальных и специализированных веб-сайтах, специально созданных федеральными центрами, размещались необходимые для организации программной работы нормативные, методические и информационные материалы.

Все перечисленное выше позволило в значительной мере сформировать новую профессиональную идеологию в отношении сохранности и безопасности библиотечных фондов с учетом обеспечения их доступности, создать условия для освоения нового технологического инструментария реализации фондоохранных задач в общегосударственном масштабе.

В рамках системы профессиональной переподготовки кадров была осуществлена содержательная перестройка учебного процесса по базовым образовательным программам, в частности «Библиотечное дело. Информационные ресурсы» и «Менеджмент библиотечного дела», а также инновационных проектов в формате повышения квалификации библиотечных кадров за счет включения в их учебно-тематические планы спецкурсов по вопросам сохранения документных фондов и безопасности библиотек. В результате значительно повысились профессиональные компетенции библиотечных специалистов в области фондохранных задач в целом, вне зависимости от профиля их деятельности в условиях конкретной библиотеки.

Кроме того, была разработана уникальная образовательная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент сохранения библиотечных фондов». Программа получила государственную аккредитацию в рамках государственного образовательного стандарта по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность». Для подготовки специалистов отдаленных территорий был разработан технологический модуль создания электронных образовательных ресурсов, подготовлены макеты специализированных дистанционных образовательных курсов и электронная текстовая база. В рамках государственного заказа по этой программе было подготовлено более полусотни специалистов, владеющих современными междисциплинарными знаниями по всем функциональным направлениям фондоохранной деятельности и способных обеспечить их комплексную реализацию в условиях конкретных библиотек и даже целых регионов.[5]

Благодаря активной работе федеральных центров по формированию кадрового потенциала и привлечению российских библиотек для решения задач, поставленных в рамках Национальной программы, начал формироваться круг участников второго порядка из числа региональных библиотек и крупных библиотек других ведомств.

Постепенно на базе центральных библиотек субъектов Российской Федерации, эффективно использующих ресурсы Национальной программы для кадрового, материально-технического, технологического, научно-методического развития и готовых транслировать полученные знания, умения и технологии в своем регионе, были созданы региональные и межрегиональные центры как по реализации Национальной программы в целом, так и ее отдельных направлений: «Консервация библиотечных фондов» и «Книжные памятники России».

Создание сети региональных центров, тесно взаимодействующих с федеральными центрами, возглавляющими отдельные направления Национальной программы, стало еще одним показателем качественных изменений. Сетевое взаимодействие участников Национальной программы способствовало проведению государственной политики в области сохранения библиотечных фондов на уровень регионов страны, осуществлению комплексного подхода и применению современного инструментария в решении проблем сохранения документального наследия, а также оптимизации использования средств, направленных на достижение цели программы.

Качественно новым направлением по сохранению библиотечных фондов стала работа по организации государственного учета книжных памятников как наиболее ценной части культурного достояния России. Проводимые в рамках Национальной программы теоретические исследования и прикладные разработки обеспечили дальнейшее развитие научно-методической и библиографической базы для системной и масштабной работы по выявлению, изучению и сохранению книжных памятников.

Среди огромного количества учреждений страны, владеющих книжными собраниями, было выявлено 190 библиотек, 118 музеев, 67 архивов, 28 научных институтов и центров, 78 учебных заведений (всего 481 учреждение на территории 77 регионов России), в фондах которых хранятся книжные памятники.[6] По предварительным оценкам экспертов их количество составляет более 5 млн. рукописных книг и экземпляров печатных изданий и около полусотни книжных коллекций. К 2011 г. были собраны подробные сведения о 519 книжных коллекциях и 120 000 документов, относящихся к книжным памятникам.[7]

По инициативе Российской государственной библиотеки (далее − РГБ), являющейся федеральным центром по работе с книжными памятниками, было разработано программное обеспечение для формирования Общероссийского свода книжных памятников как основы для осуществления их государственной регистрации в Реестре книжных памятников и единого банка данных библиографического и книговедческого характера о книжных памятниках.[8]

Создание свода потребовало проведения научных изысканий по широкому кругу книговедческих проблем, связанных с изучением и описанием редких рукописных и старопечатных книг разных времен и культур. В результате на основе системы OPAC-Global была разработана информационно-поисковая система, использующая коммуникативный формат RUSMARC и систему кодировки UNICODE, позволяющая создавать машиночитаемые записи на книжные памятники (т.е. на отдельные экземпляры изданий и книжные коллекции), а также присоединять файлы с изображениями в формате jpg.

К 2011 г. в свод было включено 25 000 машиночитаемых библиографических записей на издания, все экземпляры которых относятся к книжным памятникам, и 200 машиночитаемых записей на книжные коллекции, обладающие свойствами книжных памятников, записи на издания были дополнены сведениями о 5 000 экземпляров.

Партнерами РГБ в наполнении свода были крупные фондодержатели книжных памятников из числа федеральных, университетских и академических библиотек, специалисты которых работали в своде в режиме удаленного доступа через Интернет. В перспективе право на ввод записей получат и специалисты центральных библиотек субъектов Российской Федерации, на базе которых созданы региональные центры по работе с книжными памятниками.

Еще одним качественно новым направлением по сохранению библиотечных фондов, получившим широкую поддержку среди библиотек страны, стала работа по консервации библиотечных фондов, и прежде всего их наиболее ценной части − книжных памятников. Для получения реального представления о ситуации силами специалистов Федерального центра консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки (далее − ФЦКБФ), являющейся федеральным центром по реализации этого направления Национальной программы, было выполнено обследование фондов 107 библиотек, архивов и музеев в 64 регионах страны, в том числе − более 77% центральных библиотек субъектов Российской Федерации.

В ходе обследования проводилась экспертиза состояния помещений книгохранилищ и отдельных документов, прежде всего книжных памятников, а также проверка соблюдения условий хранения документов с применением современных инструментальных методов. Проведенное обследование позволило:

     получить статистические данные, характеризующие состояние помещений для хранения, воздушной среды и библиотечных фондов;

     представить конкретную ситуацию в каждой из библиотек и на основе аналитических материалов дать рекомендации по организации планомерной работы по сохранению фондов каждой обследованной библиотеки, определив приоритеты и комплекс мероприятий, способствующих нормализации ситуации.

Для дальнейшего мониторинга состояния библиотечных фондов были разработаны:

     унифицированная схема обследования фондов и книгохранилищ,

     методика экспертизы и паспортизации библиотечных фондов,

     программное обеспечение для создания электронных баз данных о физическом состоянии документов: «Редкая книга», «Манускрипт», «Фотография», «Открытка».

Для проведения консервационных мероприятий для документов из фондов библиотек России ФЦКБФ было приобретено самое современное оборудование, например, оборудование для массовой нейтрализации кислотности бумаги по технологии «SCS BOOK SAVER». Благодаря использованию массовых технологий консервации было изготовлено более 2000 контейнеров из бескислотного картона для 17 региональных библиотек; инкапсулировано в полимерную пленку около 1000 листовых документов для 6 региональных библиотек; подвергнуто массовой нейтрализации кислотности бумаги более 28000 кг книг из фондов федеральных и региональных библиотек страны.

Для осуществления реставрационных работ, проводимых специалистами ФЦКБФ, были разработаны новые реставрационные материалы, приборы и технологии, например: биостойкая реставрационная бумага, прибор для определения оптических характеристик документов неразрушающим методом и оборудование для аэродинамического напыления бумажной массы для реставрации особо ценных документов, технология нейтрализации кислотности бумаги с использованием сверхкритического углекислого газа.

Благодаря рекомендациям и помощи специалистов ФЦКБФ к 2011 г. из 84 субъектов России в половине регионов в центральных библиотеках были созданы необходимые условия для развития деятельности по обеспечению сохранности библиотечных фондов.[9] Во многих из них началась самостоятельная работа по консервации документов. Более трети библиотек начали осуществлять регулярный контроль режима хранения фондов, более полутора десятка − организовали работу по стабилизации документов (нейтрализацию кислотности бумаги, гигиеническую и дезинфекционную обработку документов) и по переплету печатных изданий. Для сохранения наиболее ценной части библиотечного фонда около половины библиотек организовали передачу документов на изготовление микрофильмов, в том числе, для страхового фонда, и более четверти − начали собственными силами создавать электронные копии документов.[10]

На качественно новый уровень поднялась работа по сохранению документов из фондов российских библиотек путем микрофильмирования. Началось планомерное формирование Российского страхового фонда документов библиотек (далее − Страховой фонд), который является частью Единого российского страхового фонда документации, а значит, создается, хранится и используется по установленным российским законодательством нормам и правилам.

Страховые микроформы документов из фондов российских библиотек начали выполнять только по технологии изготовления 35 мм страховых микрофильмов и только в сертифицированных лабораториях, в том числе в лабораториях микрофильмирования РГБ, Российской национальной библиотеки и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. В рамках Национальной программы эти библиотеки приобрели современное оборудование для производства микрофильмов, освоили современные технологии и способы изготовления микроформ, разработали и внедрили механизмы, способствующие координации и оптимизации деятельности по сохранению информационного потенциала библиотек страны.

Одним из приоритетов в создании Страхового фонда стала работа по микрофильмированию российских газет. Были созданы микрокопии более десятка названий центральных и несколько десятков названий региональных газет советского и дореволюционного периодов, газеты русского зарубежья, в том числе, практически полностью представлена ретроспектива газет «Известия» (1917−1980), «Правда» (1912−1914, 1918−1980), «Труд» (1921−1926, 1930−1965), «Литературная газета» (1830−1963). Кроме того, были изготовлены страховые микрофильмы на рукописи и журналы, относящиеся к книжным памятникам. Всего к 2011 г. было изготовлено и отправлено на хранение в федеральную техническую лабораторию 7,2 тыс. рулонов страховых микрофильмов и 67 тыс. микрофиш, что составляет около 6 млн. кадров.[11]

Для устранения дублирования при создании микрофильмов был организован электронный библиографический учет всех страховых микроформ документов из фондов российских библиотек в Российском регистре страховых микроформ. К 2011 г. регистр содержал 5 тыс. учётных записей, был размещен в Интернете (www.libfl.ru) для предоставления возможности поиска информации о наличии микрокопий документов и заказа копий для заполнения лакун в книжных коллекциях библиотек.

Результаты работы по Национальной программе подтвердили правильность выбора ее основных принципов и стратегических направлений. Программные мероприятия позволили уточнить объемы фондоохранных работ, определить необходимые материально-технические, кадровые и временные ресурсы для их выполнения. Однако, за десять лет реализации не удалось решить всех проблем, связанных с сохранением Национального библиотечного фонда. В библиотеках России продолжалось накопление ветхих и поврежденных документов вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, недостаточного комплектования фондов. Не все регионы России были активно задействованы в её реализации, не удалось преодолеть барьеры, препятствующие участию библиотек и учреждений других ведомств. Кроме того, за время выполнения Национальной программы еще ярче обозначились проблемы, которые требуют модернизации всей библиотечной сферы и даже изменения законодательства страны.

Для дальнейшего решения задач сохранения библиотечных фондов Российской Федерации необходимо было на основе достигнутых результатов обеспечить развитие фондоохранной деятельности с учетом современных требований, сохранив финансирование из федерального бюджета. С этой целью был разработан проект 2-го этапа Общероссийской программы сохранения библиотечных фондов на 2011–2020 гг. (далее − Общероссийской программы).[12]

На новом этапе деятельность по Общероссийской программе будет направлена на решение более конкретных задач по сохранению библиотечных фондов России как информационного ресурса и части культурного наследия страны и мира. Текст документа был опубликован и распространен в профессиональной среде по традиционным каналам и сети Интернет (например, www.rba.ru). После широкого обсуждения документ был одобрен профессиональным сообществом и направлен для рассмотрения на заседании Коллегии Министерства культуры Российской Федерации.



[1] Итоги реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации : Первый этап. 2001-2010 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.rsl.ru/ru/news/010411/. - Дата просмотра: 30.06.2011.

[2] Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ. - М., 2000.

[3] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле»» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 23. - С. 7419–7421; Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ (новая редакция). Раздел VI. Ч. 4. О книжных памятниках. - М., 2004.

[4] Кузнецова Т.Я. Подготовка специалистов по сохранению библиотечных фондов: научно-организационнные основы образовательных проектов и их результаты // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: подпрограмма «Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов» 2001-2010 гг. – М., 2010. – С. 22.

[5] Кузнецова Т.Я. Подготовка специалистов по сохранению библиотечных фондов: научно-организационные основы образовательных проектов и их результаты // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: подпрограмма «Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов» 2001-2010 гг. – М., 2010. – С. 15.

[6] По предварительным подсчетам специалистов, к ним относится около 5 млн. рукописных книг и печатных изданий, датируемых с V по ХХ в. и несколько сотен книжных коллекций. − Прим .авт.

[7] Сайт «Книжные памятники Российской Федерации» // Режим доступа: http://kp.rsl.ru. − Дата просмотра: 01.07.2011.

[8] Тикунова И.П. Концептуальные основы государственной регистрации книжных памятников // Библиотечное дело - XXI век. - 2011. - № 1 (21). - С. 75-83.

[9] Итоги реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации : Первый этап. 2001-2010 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.rsl.ru/ru/news/010411/. - Дата просмотра: 30.06.2011.

[10] Мониторинг деятельности библиотек в области консервации библиотечных фондов // Национальная программа сохранения библиотечных фондов России: подпрограмма «Консервация библиотечных фондов» 2001-2008 гг. – М., 2008. – С. 28−29.

[11] Итоги реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации : Первый этап. 2001-2010 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.rsl.ru/ru/news/010411/. - Дата просмотра: 30.06.2011.

[12] Название программы было изменено в связи с реформами, произошедшими в сфере экономики и права. − Прим.авт.


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz